Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ'

ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная работа / дистанционное обучение / воспитательный процесс / дистанционный формат / мероприятие / форма работы. / upbringing work / distance learning / upbringing process / distance format / event / form of work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошенко Н.И.

В данной статье описывается возможность организации воспитательной работы в школе в рамках дистанционного обучения, рассматриваются положительные стороны дистанционного воспитания, обозначаются основные трудности, с которыми может столкнуться организатор воспитательного процесса. Также автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия педагога и обучающихся между собой на расстоянии с помощью специфичных Интернет технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote format as an innovative form of upbringing

The article describes the possibilities for upbringing at schools within the framework of distance learning, examines positive aspects of distance education, identifies the main difficulties that the organizer of the educational process may face. The author also suggests a number of forms and methods of interaction between a teacher and students at a distance using specific Internet technologies.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ»

1

УДК 373.1.02

ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ

Ацдатпа

Б^л макалада кашыктьщтан оккыту аясында мек-тепте тэрбие ж^мысын ^йымдастыру мYмкiндiгi сипатталган, кашьщтьщтан окытудьщ жагымды жактары карастырылган, оку процесiн ^йымда-стырушы кездестiруi MYMKiH Heri3ri киындыктар кeрсетiлген. Сондай - ак, автор белгiлi бiр интер-нет-технологияларды колдана отырып, м^ал1м мен бiлiм алушылардьщ езара эрекеттесушщ бiркатар нысандары мен эдютерш ^сынады

Аннотация

В данной статье описывается возможность организации воспитательной работы в школе в рамках дистанционного обучения, рассматриваются положительные стороны дистанционного воспитания, обозначаются основные трудности, с которыми может столкнуться организатор воспитательного процесса. Также автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия педагога и обучающихся между собой на расстоянии с помощью специфичных Интернет - технологий.

Annotation

The article describes the possibilities for upbringing at schools within the framework of distance learning, examines positive aspects of distance education, identifies the main difficulties that the organizer of the educational process may face. The author also suggests a number of forms and methods of interaction between a teacher and students at a distance using specific Internet technologies.

Быстрое распространение COVID-19 по всему миру привело к массовому переходу школ Казахстана на дистанционное обучение. Школам пришлось экстренно перестраиваться на новые для себя форматы обучения, при этом большая часть воспитательной работы ушла на второй план.

Волошенко Н.И.,

заместитель директора по ВР,

Тогузакская средняя школа, Карабалыкский район, Костанайская область

Нег1зг1 сездер: тэрбие жу-мысы, цашыцтыцтан оцы-ту, тэрбие процеЫ, цашыцтыцтан оцыту форматы, iс-шара, жумыс тур1.

Ключевые слова:воспита-тельная работа, дистанционное обучение, воспитательный процесс, дистанционный формат, мероприятие, форма работы.

Keywords: upbringing work, distance learning, upbringing process, distance format, event, form of work.

*

5 К

ш

о

«

о с о

U

и

в

Я

<

Н

О «

о

с *

5

X

<

н 5 С о о m

ш

W

о

cl С

и

нн Л

х

л

£

Н

<

1

Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки. «В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем», - утверждал Подласый И. П.

Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения не сводится только к урочной деятельности, многие цели и задачи решаются вне привязки к определённым темам.

Что такое дистанционный формат воспитания, и каким образом его выстроить, чтобы он был не только интересен, но и эффективен для обучающихся? На эти и многие другие вопросы участники образовательного процесса смогут ответить § только тогда, когда сами перестроятся на м онлайн-обучение и воспитание. О Имея небольшую практику в данном О направлении можно уже сейчас отметить О ряд трудностей в работе: м • низкая мотивация к участию в вос-д питательных мероприятиях у обучаю-

^ щихся (большинство обучающихся и ро-

о

<С дителей ссылаются на нехватку времени

^ для участия);

Е • технические проблемы (отсутствие

К необходимых устройств для выхода в Ин-

< тернет, низкая пропускная способность

^ связи, отсутствии навыков использова-

Ф ния тех или иных сервисов);

® • ограниченность форм и методов вос-

^ питательной работы на дистанционном

Ч обучении (классические приёмы не всегда

О можно применить, используя Интернет, а

^ преобразить их, используя цифровую об-

3 разовательную среду, может не каждый).

^ Вместе с тем есть и положительные стороны:

н

^ • доступность - независимо от геогра-

^ фического и временного положения каж-

дый желающий сможет принять участие в работе;

• мобильность - эффективная реализация обратной связи между организаторами воспитательного процесса и учащимися;

• индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов);

• привлечение сторонних участников воспитательного процесса (специалистов или интересных личностей, находящихся на отдалении);

• включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким);

• сохранение живого общения педагога с учеником и обеспечение непрерывности образовательного процесса.

Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?

Самой простой, но действенной формой организации мероприятий считается конференц-связь, технология, обеспечивающая одновременную передачу видео и звука между двумя и более пользователями с помощью аппаратно-программных средств коммуникации. Данный формат подходит для проведения информационно-ознакомительных классных часов, чат-занятий, родительских собраний, мастер-классов и других мероприятий. Важно то, что в ходе такой работы имеется возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающимися, получения обратной связи.

С целью ознакомления обучающихся с достопримечательностями, культурой и историей родного края как в учебное время, так и в летний период актуаль-

Ш

но проведение виртуальных экскурсии, путешествий, 3D-TypoB, выставок, с использованием аудиогида и др. Также возможно создание виртуальных экскурсий и самими ребятами. Так, например, посетив виртуальную экскурсию «Ве-ренский борок», разработанную членами кружка «Компас» нашей школы, каждый ее участник сможет ознакомиться с достопримечательностями реликтового памятника природы, расположенного на территории Карабалыкского района, изучить онлайн-гербарий «Цветы и травы борка».

Все большую популярность среди обучающихся приобретают квесты. Веб-квест-технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета. При этом за счет групповой работы у участников развиваются коммуникативные, лидерские качества, а также повышается мотивация к процессу получения информации.

Викторины или квизы - это игровой способ взаимодействия с любой аудиторией. Существует множество онлайн-вик-торин, таких, например, как «Проверь свои знания по географии», «Угадай по описанию писателя», «Что вы знаете о полезной еде?», способных заинтересовать ребенка, развивая при этом его интеллект.

Ещё один интересный способ заинтересовать ребенка - челендж. Челлендж - это интернет-жанр, в котором человек сначала выполняет какое-то задание на камеру и размещает его в сети, а далее предлагает повторить это задание другим пользователям: написать свой bucket list, планы на лето, самое классное воспоминание за учебный год и т.д.

Дистанционное обучение выход для профориентационной работы. Связь с вузами, ссылки на сайт вузов, колледжей

дает возможность учащимся получить информацию об учебном заведении, познакомиться с условиями поступления, направлениями обучения, факультетами.

Для объединения ребят во время дис-танта особенно эффективно создание общего творческого продукта, например, видеоролика, где каждый выполняет небольшую часть и, как результат, в итоге получается большое дело.

В стороне не остался и летний отдых. В рамках летних каникул возможна работа Школы блоггеров, организация онлайн-и-гр, конкурсов, летних онлайн-чтений и многое другое.

В целом, можно сказать, что использование дистанционных форм в воспитательной работе удобно и в какой-то степени даже полезно. Учащиеся набирают опыт использования интернет-технологий для получения новых знаний. При этом дистанционный формат позволяет решить одну из важнейших задач модернизации общего среднего образования

- задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у учащихся готовности и способностей самостоятельно адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 365 с.

2.Щербина А. Н. Веб-квест - как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. - 2016.

- № 4. - С. 25-31.

3.Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды /Р.М. Лемех - М, 2005.

s

X

ш §

«

о с

о

1-4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W

3

2

<с н

о £

п о

с *

S

X

£

s с

о о m

ш

ч

W О о. С

ш

X -а

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.