Научная статья на тему 'Дистанционный эмоциональный резонанс при человека эмоционально переживаемой музыки'

Дистанционный эмоциональный резонанс при человека эмоционально переживаемой музыки Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
527
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Гуменюк В. А., Дудник Е. Н., Коробейникова И. И., Судаков К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционный эмоциональный резонанс при человека эмоционально переживаемой музыки»

УДК 612.821

ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ЧЕЛОВЕКА ЭМОЦИОНАЛЬНО ПЕРЕЖИВАЕМОЙ МУЗЫКИ.

В.А. ГУМЕНЮК, Е.Н. ДУДНИК, И.И. КОРОБЕЙНИКОВА,

К.В. СУДАКОВ *

Эмоции - субъективное переживание человеком своих внутренних состояний, потребностей и их удовлетворения, а также действия на организм разнообразных внешних, социальных факторов, с точки зрения их полезности или вредности. Формируясь первично в глубинных лимбико-ретикулярных структурах головного мозга эмоциональные возбуждения генера-лизованно распространяются в восходящем направлении, охватывая все нейроны коры головного мозга [1]. Эмоциональные возбуждения через соматическую, вегетативную нервную систему, а также через гормональный аппарат, генерализованно распространяются в нисходящем направлении практически на все органы, включая кожу, и составляющие их молекулы и, возможно, атомы. Показано, что эмоциональные возбуждения распространяются также и вне организма в форме эмоциональных полей [7]. До сих пор отсутствуют убедительные доказательства, объективно характеризующие эмоциональные поля живых существ.

В предыдущих наших исследованиях на животных установлено явление дистанционного эмоционального резонанса при нахождении экспериментальных животных на расстоянии от нескольких метров до нескольких километров [3]. Восприятие животными-реципиентами эмоциональных сигналов при эмоциональном раздражении животных-доноров наиболее отчетливо проявлялись у животных, находящихся в родственных отношениях [2]. Среди неродственных животных также обнаружены отдельные пары, дистанционно воспринимающие эмоциональные сигналы. Это позволяют считать, что передача эмоциональных сигналов ведется через окружающую среду.

Таблица 1

Субъективная оценка тестовых фрагментов активационной музыки П. Хюбнера

Фрагмент Балл

1 2 3 4 5

ЖБВ 1 2 3 - +

ПСС 1 2 3 - +

СКВ ретро 2 3 - +

КАН 1 2 3 +

МАФ 1 2 3 +

ГВА 1 2 3 - +

ШББ 1 2 3 - +

РИБ 1 2 3 +

«+» - «приятная» музыка; «-» - «неприятная» музыка

Представления о том, что вода обладает памятью на химические и физические воздействия и может являться носителем информации получает признание в научном мире [4]. Вода не излучает и не генерирует электромагнитное поле, то есть не является активным источником когерентности для других сред, а остается «зеркалом» когерентности слабых взаимоотношений между внешними информационными полями и теми полями, которые образуются «внутри» воды [8]. Взаимодействие возникает как результат резонанса между когерентным паттерном воды и паттерном частоты окружающего воздействия. Наличие дистантного взаимодействия паттерна частоты эмоционального состояния человека с паттерном частоты воды и воздуха.

* ГУ НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН

Цель работы - исследование дистанционных изменений параметров воды и воздуха в экспериментальном помещении при изменении эмоционального состояния испытуемых людей.

В качестве эмоциогенного воздействия выбрано прослушивание испытуемыми субъективно «приятной» и «неприятной» музыки. Для исключения эффектов музыкальных предпочтений испытуемых использовали нейтральную «Медицинскую резонансную терапевтическую музыку» (МРТМ) Петера Хюбнера [9], рекомендованную для релаксации и активации функционального состояния человека. Резонансная музыка структурно соответствует естественным законам гармонии микрокосма музыки, которая у слушателей резонирует с гармонией их организма. Стереофоническое звучание музыки обеспечивали с компакт-дисков с записями МРТМ предоставлены П. Хюбнером.

Методика. В исследовании приняли участие 8 мужчин-добровольцев (научные сотрудники, студенты) в возрасте от 25 до 70 лет. Испытуемые располагались в удобном кресле в затемненной комнате. Сначала испытуемым предлагали оценить по 5балльной шкале 3 фрагмента активационной музыки П. Хюбнера [9]. Длительность звучания каждого тестового фрагмента - 2 минуты. По результатам тестирования определяли «приятную» (максимальная оценка) и «неприятную» (минимальная оценка) музыку для каждого испытуемого. Один из испытуемых в качестве приятной музыки выбрал магнитную запись мелодий ретро. Результаты тестирования испытуемых представлены в табл.

По результатам предварительного прослушивания испытуемым предъявляли «приятную» (10 мин звучания) и после минутной паузы «неприятную» (10 мин звучания) музыку. В при предъявлении музыкальных фрагментов регистрировали разность потенциалов между расположенными на расстоянии 3-х метров от испытуемых электродами в заполненной водой и пустой чашках Петри. Разность потенциалов в воде и воздухе регистрировали в диапазоне 0,5-32 Гц на электроэнцефалографе фирмы Siemens. Постоянная времени - 1,2; фильтр верхних частот -32 Гц. Для подавления сетевых наводок применяли фильтр 50 Гц. Оценку на основе Фурье-преобразования проводили с помощью пакета автоматизированной обработки ЭЭГ «Brainsys».

По данным обследования рассчитывали мощность (теу2) регистрируемых сигналов (суммарно и по отдельным диапазонам частот, принятых при анализе ЭЭГ) с эпохой анализа 4 с. Оценку разности потенциалов между электродами, расположенными в заполненной водой и пустой чашках Петри, осуществляли в режиме 60 через 60 с. После обследования испытуемых просили удалиться из экспериментальной комнаты. В их отсутствие снова регистрировали разность потенциалов между расположенными в воде и воздухе электродами, сохраняя при этом прежние условия (расположение экспериментаторов, включенную аппаратуру и т.д.) и алгоритм регистрации экспериментальных показателей.

Результаты исследования. Субъективное восприятие разными испытуемыми предъявляемой «приятной» и «неприятной» музыки было неоднозначно. Различия отчетливо проявлялись в оценке 2-го фрагмента. Пять из восьми испытуемых этот фрагмент музыки воспринимали как «неприятный», тогда как трое испытуемых оценили его как «приятный». Субъективная оценка музыкального фрагмента определяется текущим психоэмоциональным состоянием обследуемых лиц [6]. Суммарная спектральная мощность (суммарно 0-32 Гц) при звучании «приятной» и «неприятной» музыки в присутствии испытуемых представлены существенно изменялась. В присутствии испытуемых ЖБВ, КВС, МАФ и ПСС суммарная спектральная мощность электрической активности воды и воздуха возрастала в 1-ю минуту звучания «приятной» музыки и при смене «приятной» музыки на «неприятную». В присутствии испытуемых РИБ, ШББ и КАН суммарная спектральная мощность электрической активности воды и воздуха рослала на 8-10-й минуте звучания «приятной» музыки. При испытуемых ГВА и МАФ рост суммарной спектральной мощности электрической активности воды и воздуха был на последних минутах звучания «неприятной» музыки. Эти изменения отмечены при дистанционной регистрации суммарной спектральной мощности электрической активности воздуха.

Чтобы установить в какой степени регистрируемые нами дистанционные изменения электрической активности воды и воздуха зависят от эмоционального состояния, а не от физических свойств «приятной» и «неприятной» музыки, вели регистрацию дистанционных изменений электрической активности воды и воздуха на воздействия музыки в отсутствие испытуемых.

му

л они ость, лп^2

-прмлгма*г ъ*узь*а "нелрилтнлт музмса

иопыгуеый Р1-1Б

□ 0-52 Я а 0-32 Б

моил СЕТЬ-,

т-сиЗ

приятная- музыка нзпрмчтн&ч иугьжа

испытуегый ПСС

□ 0-32 Н

□ 0-32 Р|

00-32 С 00-32 П

приятная к1 узы ка

Рис. 1. Индивидуальные показатели суммарной спектральной мощности регистрируемой дистанционно электрической активности воды и воздуха в присутствии (столбцы: вода -А, воздух -С) и отсутствии (столбцы: вода -Б, воздух -Д) испытуемых в экспериментальной комнате.

* - достоверность различий (р<0,05) по отношению к присутствию ис пытуемого в экспериментальной комнате)

з

ы

Характер изменения суммарной спектральной мощности электрической активности воды и воздуха в ответ на действие «приятной» и «неприятной» музыки в отсутствие испытуемых был неоднозначен (рис. 1). Во всех случаях выявились различия реакций электрической активности воды и воздуха в отсутствие испытуемых, по сравнению с их присутствием. Эти различия проявились при смене условий обследования «фон - приятная

музыка», «приятная музыка - пауза», «пауза - неприятная музыка», «неприятная музыка - последействие» в увеличении илит, уменьшении суммарной спектральной мощности электрической активности воды и воздуха, регистрируемой ранее в присутствии испытуемых. Уменьшение (р<0,05) суммарной спектральной мощности электрической активности воды и воздуха при отсутствии испытуемых СКВ, ШББ выявлено на всех этапах исследования. При отсутствии испытуемого ЖБВ на этапе звучания «приятной музыки» также было уменьшение электрической активности воды и воздуха, а «неприятная» музыка в этом случае

вела к росту (р<0,05) суммарной спектральной мощности регистрируемой электрической активности воды и воздуха, по сравнению с присутствием этого испытуемого. Возрастание (р<0,05) суммарной спектральной мощности активности воды при отсутствии испытуемых РИБ и КАН по сравнению с их присутствием было зарегистрировано практически на всех этапах звучания фрагментов, а суммарная спектральная мощность электрической активности регистрируемая в воздухе достоверно уменьшалась (р<0,05). У испытуемых МАФ и ГВА отмечена прямо противоположная реакция: при их отсутствии суммарная спектральная мощность электрической активности воды достоверно уменьшалась (р<0,05), в то время как дистанционно зарегистрированная суммарная спектральная мощность электрической активности воздуха, не зависимо от эмоциональной окрашенности музыкального воздействия, значимо возрастала (р<0,05).

"приятная" музыка

мощность, mcv2 дельта диапазон

неприятная музыка

мощность, mcv2 дельта диапазон

8,000000

6,000000

4.000000

2.000000 0,000000

мощность, mcv2 дельта диапазон

6,000000 *

гП сП fh

3

минуты

"приятная" музыка

мощность,т^2 дельта диапазон

"неприятная" музыка

минуты

Рис.2. Показатели спектральной мощности регистрируемой дистанционно электрической активности воды и воздуха в дельта диапазоне в присутствии (светлые столбцы) и отсутствии (темные столбцы) испытуемых в экспериментальной комнате. * - достоверность различий (р<0,05) по отношению к присутствию испытуемых в экспериментальной комнате.

Проведенные нами исследования выявили влияние эмоционального воздействия испытуемых на дистанционные изменения суммарной спектральной мощности электрической активности воды и воздуха. При анализе изменений отдельных частот спектров дистанционных изменений электрической активности воды и воздуха как в присутствии, так и в отсутствии испытуемых были выявлены наиболее выраженные различия в ответ на эмоционально переживаемую музыку в дельта диапазоне (рис.2). Различия дистанционных реакций электрической активности воды и воздуха в дельта-диапазоне при отсутствии испытуемых

отмечены на начальном этапе звучания «приятнои» музыки, а также на всех этапах звучания «неприятной» музыки.

Выявленные нами дистанционные изменения суммарной спектральной мощности и отдельных частотных диапазонов электрической активности воды и воздуха в присутствии и в отсутствие испытуемых на отдельных этапах обследования, носили, сугубо индивидуальный характер и, вероятнее всего были обусловлены различным психоэмоциональным состоянием испытуемых в процессе предъявления им субъективно «приятной» и «неприятной» музыки. Уменьшение или увеличение суммарной спектральной мощности электрической активности воды и воздуха и их отдельных частотных спектров, регистрируемых дистанционно не было связано с особенностями конкретных музыкальных фрагментов, независимо от того, как они субъективно оценивались испытуемыми: «приятный» или «неприятный». Полученные нами данные свидетельствуют о том, что эмоциональные состояния испытуемых, возникающие в ответ на предъявление им субъективно «приятной» и «неприятной» музыки распространяются в окружающую среду, существенно изменяя дистанционные реакции электрических параметров воздуха и воды. Все это подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу о дистанционном эмоциональном резонансе.

Литература

1. Бадиков В.И. Механизмы динамического взаимодействия эмоций в поведенческих актах: Дис. .. д.м. н.- М., 1986.

2. Бадиков В.И. и др. // ВНМТ.- 1999.- Т.6, №2.- 45^9.

3. Бадиков В.И. и др. / В кн. Энергоинформационные поля функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова.- М., 2001.-С. 199-226.

4. Вода - космическое явление / Под ред. Ю.А. Рахмани-на, В.К. Кондратова.- М., РАЕН, 2002.- 427 с.

5. Гуменюк В.А. и др. Системный анализ корригирующего действия цветомузыки // Вестн. РАМН.- 1998.- №2.- С. 18-25.

6. Гуменюк В.А. и др. // Физиол. чел.- 2002.- №1.- С. 57

7. Зилов В.Г. и др. Элементы информационной биологии и медицины.- М.: МГУЛ, 2000.- С.177-237.

8. Смит С. // Вестник биофизич. мед.- 1994.- №1.- С. 3.

9. Hubner P. Abstr. 8 Intern. Montreux Congress on Stress, Switzer-land, 1996.

УДК 616.1:612.014.426

РАЗРАБОТКА НОВЫХ МЕТОДОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПОРЯДКА - ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО СИСТЕМНОГО СИНТЕЗА И СИНЕРГЕТИКИ В ЦЕЛОМ

В.М. ЕСЬКОВ, О.Е. ФИЛАТОВА, С.А. ТРЕТЬЯКОВ*

Введение. Во многих науках (и особенно в биологии и медицине) задача выбора параметров порядка (ПП) и минимальной размерности фазового пространства состояний всегда основывалась на чистой эмпирике и стоила исследователям десятилетий а то и столетий научных изысканий. Однако сейчас именно эта задача и составляет основу системного синтеза и синергетики в целом, а ее решение сейчас требует формализации и более быстрых (по времени) методов выбора ПП. Для медико-биологических систем характерна очень сложная динамика процесса, протекание которого может зависеть от многих факторов, порой даже не поддающихся учету, анализу и исследованию вообще. Такая ситуация характерна для систем, динамика поведения которых может постоянно изменяться. Многие биосистемы имеют хаотическую динамику поведения, при которой можно говорить об аттракторах поведения биосистем в фазовых пространствах состояний, а описывать динамику объекта в рамках дифференциальных, разностных или других уравнений весьма затруднительно или невозможно. Особенно это касается задач сравнения массивов данных разных больных или больных с одинаковой нозологией, но в разных климатических условиях, или разных возрастов. В медицине для

Сургутский государственный университет, 628400, г. Сургут, Энергетиков 14, СурГУ, (3462)524822, e-mail: evm@bf.surgu.ru

4

5

4,000000

2,000000

0,000000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.