Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. PRO ET CONTRA'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. PRO ET CONTRA Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ / НОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / DISTANCE LEARNING / EDUCATION IN MEDICINE / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов А.Ю., Бубнова Н.А., Авраменко Е.А.

В статье обсуждаются преимущества и недостатки дистанционного обучения в медицине. Использованы результаты опроса студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов А.Ю., Бубнова Н.А., Авраменко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING TECHNOLOGIES IN MEDICAL EDUCATION. PRO ET CONTRA

The article discusses the advantages and disadvantages of distance learning in medicine. The results of a survey of students were used.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. PRO ET CONTRA»

12. Студенникова Н.К., Маслова Н.П. Электронное учебное пособие как средство обучения в условиях развития высокотехнологичной образовательной среды. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012; 1(17): 180-186.

13. Сергеева Н.М., Зюкин Д.А. Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе. Современная педагогика. 2016; 8(45): 2730.

14. Отекина Н.Е. Использование электронного учебного пособия в образовательном процессе. Инновационная наука. 2016; 11-2: 185-187.

15. Лопанова Е.В., Лалов Ю.В. Электронные учебные пособия как элемент информационно-образовательной среды кафедры медицинского ВУЗа. Ученые записки ИУО РАО. 2017; 1(61): 69-72.

УДК 378.147.34

А.Ю. Семенов, Н.А. Бубнова, Е.А. Авраменко

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.

PRO ET CONTRA

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

ardoc@mail.ru

Резюме. В статье обсуждаются преимущества и недостатки дистанционного обучения в медицине. Использованы результаты опроса студентов. Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, высшее образование в медицине, новая коронавирусная инфекция.

Summary. Semenov A.Ju., Bubnova N.A., Avramenko E.A. E-learning technologies in medical education. Pro et contra.

The article discusses the advantages and disadvantages of distance learning in medicine. The results of a survey of students were used. Keywords: distance learning, education in medicine, COVID-19.

Введение. Новая коронавирусная инфекция COVID-19 «пришла» в высшую школу Санкт-Петербурга 16 марта 2020 года [12, 13]. Все студенты и ординаторы медицинских ВУЗов и колледжей города, по распоряжению Комитета по здравоохранению, одномоментно покинули клинические базы [5] и ушли на дистанционное образование с последующей самоизоляцией [4, 8, 9, 11,

14]. К тотальному дистанционному обучению, безусловно, никто готов не был. Преподавателям, прежде всего, пришлось в кратчайшие сроки наращивать объем демонстрационных материалов [10], ревизуя все свои архивы фото- и видеоматериалов, погружаться в интернет-серфинг и просить коллег, которые еще работали в больницах по специальности, отснять и прислать тематические фото и видео. Маховик раскручивался медленно, но большинство все-таки смогли «переехать» на вынужденные рельсы дистанционного обучения. Какие проблемы возникли у преподавателей кроме набора и оформления учебного материала для дистанционного преподавания? Так называемое практическое занятие должно отличаться от лекции [1, 6, 15]! Поэтому пришлось продумывать структуру занятия с обратной связью от студентов [3, 2]. В ход пошли различные имевшиеся и вновь созданные кейсы, ситуационные задачи, короткие тесты, «угадайки», контрольные вопросы и, конечно, тематические доклады студентов. Те дисциплины, на которых нет острой необходимости посещать различные отделения, например, лучевая диагностика, медицина катастроф, теоретические дисциплины, перестроились быстро и без значимых потерь, скорее даже с положительным эффектом сокращения времени. А вот клинические кафедры встали в тупик. Основа практических занятий - работа с больными, работа в перевязочной, процедурной, погружение в атмосферу операционного блока, просмотр и участие в оперативных пособиях и манипуляциях. Именно этих основ мы и лишились. И, если операцию можно показать в записи или трансляции по сети Интернет, то участие студентов, приобретение каких-либо практических навыков стало невозможно. Более того, заметно снизился интерес к изучению клинических дисциплин. Это связано с тем, что на словах и картинках клиническую картину заболевания не покажешь. И, если в начале периода самоизоляции учащиеся приветствовали возможность продолжать образование «не вставая утром с постели», с чашечкой ароматного кофе в руках, то далее эйфория постепенно сменилась сожалением о происходящем и ожиданием конца ограничительных мер. Уже через месяц подавляющее большинство студентов на вопрос о том, как бы вы хотели продолжить учиться, отвечало категорически - в очной форме, в больнице, на факультете и т.д. Настрой на обучение клиническим дисциплинам в режиме «удаленного доступа» резко пошел вниз и больше не поднимался.

Что же говорят студенты, проучившись несколько месяцев дистанционно? Каково их отношение к онлайн-обучению? Это мы узнали из проведенного опроса.

Материалы и методы

В опрос были включены группы студентов 3 курса специальности «Лечебное дело», изучавшие общую хирургию. Участие приняли в общей сложности 68 человек.

Изучение мнений респондентов проводилось путем анкетирования. Анкеты студентами не подписывались. Задача, которая была поставлена студентам в анкетах: «Назовите 3 наиболее важных положительных стороны дистанционного обучения и 3 отрицательных по мере убывания значимости».

Результаты

Все ответы учащихся мы сгруппировали и получилось 8 групп ответов. Группа 1. Улучшение усвоения материала лекций и занятий - облегчение конспектирования дистанционных лекций, лучше слышно и видно, возможность повторного просмотра лекций и занятий в записи, удобный формат учебного материала в виде презентаций, удобство общения с преподавателем в чате (проще задавать вопросы).

Группа 2. Удобный тайм-менеджмент - легче планировать свободное время, отсутствуют временные и финансовые затраты на дорогу, наличие возможности присутствия на занятиях и лекциях из любого места, легче совмещать обучение и работу.

Группа 3. Комфортность домашней обстановки.

Группа 4. Снижение уровня освоения материала - обусловлено отсутствием личного контакта с преподавателем и сокурсниками, наличием различных отвлекающих факторов в домашних условиях, снижение мотивации к обучению в связи с оторванностью физически от учебного пространства. Группа 5. Отрицательное воздействие на здоровье студента - развивающаяся гиподинамия, длительная работа с компьютером, повышающая нагрузку на зрительный анализатор, и повышенная утомляемость.

Группа 6. Технические трудности - отсутствие скоростного интернета у части студентов и преподавателей, отсутствие современной компьютерной аппаратуры, обеспечивающей бесперебойный трафик.

Группа 7. Отсутствие практической подготовки - невозможность получения практических навыков, невозможность общения с больным, отсутствие возможности непосредственного присутствия при выполнении лечебных и диагностических мероприятиях в реальных условиях.

Группа 8. Невозможность изучения ряда дисциплин - без присутствия в

762

учебном или больничном пространстве (лабораторные и практические работы, практики). Распределение ответов студентов по частоте встречаемости приведено в таблице 1.

Таблица 1

Ответ Количество, %

Положительные стороны

Удобный тайм-менеджмент 53

Улучшение усвоения материала лекций и занятий 39

Комфортность домашней обстановки 8

Отрицательные стороны

Отсутствие практической подготовки 19,5

Технические трудности при дистанционном обучении 19,5

Высокая нагрузка при работе с компьютером 11

Снижение уровня освоения материала без личного контакта с преподавателем 42

Ряд дисциплин не могут изучаться дистанционно 8

Обсуждение

В тройку наиболее значимых положительных сторон дистанционного обучения попали повышение усвоения материала, более эффективный тайм-менеджмент и комфортность домашней обстановки. Чаще встречается ответ, относящийся к удобству планирования своего времени. Его студенты обычно ставили на первое место или на второе. Конкурирующим ответом стало повышение усвоения материала занятий и лекций, и лишь на третье место вышла комфортность домашней обстановки.

Что касается отмеченных отрицательных сторон обсуждаемого формата обучения, то бесспорным лидером стало снижение уровня усвоения материала занятий, в связи с отсутствием прямого контакта с преподавателем и прочих факторов, включая снижение мотивации к обучению. На втором месте мы видим два конкурирующих ответа, связанных с техническими трудностями и отсутствием практической части занятий, невозможность получения практических навыков. Далее следуют такие отрицательные стороны, как повышение нагрузки при длительной работе с компьютерной аппаратурой и невозможность изучения ряда предметов исключительно удаленно. При этом

снижение уровня усвоения материала занятий, как отрицательный момент, лидировал во всех трех группах ответов.

Вместе с тем, при устных обсуждениях, на вопрос о положительных сторонах нового формата ряд студентов смог отметить, что появилась возможность уехать в родной регион и из родительского дома продолжать обучение [7]. Также шла речь о том, что при подобной форме обучения нет необходимости конспектировать лекции и занятия, можно просто осуществлять запись с экрана при помощи соответствующего программного обеспечения. Изучить же записанные материалы, по мнению студентов, можно потом, когда-нибудь, перед экзаменом. Пресекая подобные тенденции, преподаватели вели занятия в режиме видеоконференции, чтобы наблюдать лица студентов, давали периодически контрольные задания, небольшие письменные работы, задавали персональные вопросы.

Заключение

Что несет за собой превышение разумных объемов дистанционного образования в медицине? Прежде всего, потерю мотивации как у студентов, так и у преподавателей. Неминуемое снижение эффективности обучения, и, как следствие, снижение уровня усвоения материала, а в итоге - снижение качества образования в целом. Непреодолимым барьером становится отсутствие приобретения практических навыков, без которых будущие выпускники не смогут выполнять свои профессиональные обязанности.

Нельзя также забывать о здоровье как обучающихся, так и преподавателей. С одной стороны, мы видим охранительный режим с точки зрения инфицирования респираторными заболеваниями, с другой - значимую гиподинамию с последующей потерей мышечного тонуса, набором массы тела и снижением резистентности организма к вирусным и иным заболеваниям.

Есть ли что-то положительное в дистанционном формате проведения занятий? Конечно, да! Формально нам удалось достичь поставленной цели -провести занятия дистанционно в условиях беспрецедентных ограничительных мер. Все? Нет. Иногородние студенты смогли проходить обучение и промежуточную аттестацию в домашних условиях, что снизило уровень стресса у них во время экзамена и риск инфицирования новой коронавирусной инфекцией. Остаётся понять, стоит ли продолжать в том же духе и внедрять подобную методику в обучение и последующие аттестации после отмены ограничений?

Выводы

1. Прежде всего, дистанционное обучение не сможет заменить очное в медицинском образовании как по мнению обучающихся, так и по мнению преподавателей. Единственной формой организации учебного процесса в медицинском вузе, которая может частично проводиться в дистанционном формате, является лекция. Большая часть других форм значительно теряет в доле усвоения материала и лишена возможности освоения практических навыков. Степень объективности оценки усвоения материала в ходе аттестации при дистанционном формате заведомо значительно ниже, чем при устном очном экзамене.

2. О чем стоит подумать прежде, чем вводить дистанционное образование в подобных экстренных ситуациях. Вводя дистанционные методики, необходима разработка унифицированных платформ для преподавания либо в каждом вузе, либо для всех одновременно. Что повлечет за собой отсутствие необходимости использования пробных и урезанных нестабильных версий, использование нескольких платформ. Пересмотр требований к наличию и качеству компьютерного оборудования для проведения обучения как у обучающихся, так и у преподавательского состава. Желательно задействование материальных ресурсов учебных заведений в оснащении участников образовательного процесса.

3. Необходимо обучение задействованного в решении задач персонала из числа преподавателей кафедр, совместно с представителями службы поддержки. В рабочие программы учебных дисциплин для кафедр информационного направления («Информатика» и т.д.) необходимо внести разделы, касающиеся дистанционного обучения, поскольку уровень владения современными технологиями не только у преподавателей, но и у студентов может быть разным.

оЬисЬете/ПЬгагу/2020/05/20/ёоро1пйе1пое-

765

4. Методические рекомендации МР 3.1.0170-20 «Эпидемиология и профилактика COVID-19» от 30.03.2020 [Электрон. ресурс] URL: https: //www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php7ELEMENT ID=14471

5. Письмо Заместителя председателя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Е.Ю.Антипова от 13.03.2020 №02/08-505/20-00 [Электрон. ресурс] URL: http://zdrav.spb.ru/ru/documents/?kind_id=3

6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» [Электрон. ресурс] URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/epidemiological-surveillance/?ELEMENT_ID=13554

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения C0VID-2019» [Электрон. ресурс] URL: https://rg.ru/2020/03/20/rospotrebnadzor-post7-reg-dok.html

9. Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» [Электрон. ресурс] URL: https://base.garant.ru/73492109/

10. Приказ Первого проректора по учебной и методической работе СПбГУ М.Ю.Лавриковой от 23.03.2020 №2349/1 «О временном переходе на реализацию образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами» Электрон. ресурс] URL: https://spbu.ru/openuniversity/documents/o-vremennom-perehode-na-realizaciyu-obrazovatelnyh-programm-s-primeneniem

11. Приказ Первого проректора по учебной и методической работе СПбГУ М.Ю.Лавриковой от 26.03.2020 №2448/1 «О форме проведения государственной итоговой аттестации в 2019/2020 учебном году по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, реализуемым в СПбГУ» Электрон. ресурс] URL: https://spbu.ru/openuniversity/documents/o-forme-provedeniya-gosudarstvennoy-itogovoy-attestacii-v-20192020-uchebnom

12. Приказ Первого проректора СПбГУ Е.Г.Черновой от 03.04.2020 «О мерах

766

по реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» Электрон. ресурс] URL: https://spbu.ru/openuniversity/documents/o-vnesenii-izmeneniy-v-prikaz-26551-ot-03042020-o-merah-po-realizacii-ukaza

13. Приказ Ректора СПбГУ Н.М.Кропачева от 03.08.2020 №6991/1 «Об организации выполнения Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования. МР 3.1/2.1.0205-20» Электрон. ресурс] URL: https://spbu.ru/sites/default/files/20200803_6991_1.pdf

14. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2020 N 1131 -р «Об утверждении предварительного перечня медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях по особому указанию» [Электрон. ресурс] URL: https://base.garant.ru/73953219/

15. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 236-240.

УДК 616.006

А.Н. Зайцев1, А.В. Чёрная1, Р.Х. Ульянова1, В.В. Грызунов2, Е.А. Бусько, Ю.Ф. Негусторов1,

В.Ю. Халтурин3

ИНКАПСУЛИРОВАНА ЛИ ЛИПОМА МЯГКИХ ТКАНЕЙ? ПО ДАННЫМ КОМПЛЕКСА УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ1

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н.Петрова» Минздрава России, Санкт-Петербург; 2Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова;3Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова

Резюме. Липомы могут различаться между собой по наличию истинной фиброзной капсулы, от которой иногда зависят целесообразность оперативного лечения и его объём. С целью уточнения возможностей эхографии в выявлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.