Научная статья на тему 'Дистанционные технологии новый аспект в организации учебного процесса'

Дистанционные технологии новый аспект в организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПАРТНЕРСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DISTANCE TECHNOLOGIES / E-LEARNING / INTERNET-PARTNERSHIP / E-LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Владимир Викторович, Моор Светлана Михайловна

В работе представлен опыт реализации электронного обучения в Тюменском государственном нефтегазовом университете, рассматриваются вопросы документального сопровождения учебного процесса организационного и учебно-методического плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance technology new facet in organizing of the learning process

In this article is described the experience in e-learning implementation at Tyumen State Oil and Gas University and are discussed documentary support of the teaching process related to organization and teaching methodology.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии новый аспект в организации учебного процесса»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 95-97.

В. В. Майер, С. М. Моор

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НОВЫЙ АСПЕКТ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В работе представлен опыт реализации электронного обучения в Тюменском государственном нефтегазовом университете, рассматриваются вопросы документального сопровождения учебного процесса организационного и учебно-методического плана.

Ключевые слова: дистанционные технологии; электронное образование; интернет-партнерство; электронная образовательная среда.

Новый Закон РФ «Об образовании» не делает процесс электронного образования прозрачным. В соответствие с новым законом об образовании электронное обучение становится обязательной составляющей учебного процесса в вузах, а не выбором учебных заведений, что обуславливает актуальность исследований в области электронного образования и обеспечения его реализации в законодательной части.

В современном образовательном пространстве все более важной составляющей становится взаимодействие различных социальных институтов, в связи с этим ставится задача использования и развития сетевых технологий в целях консолидации усилий в совершенствовании электронных ресурсов.

Развитие новых современных технологий в различных сферах деятельности требует, в первую очередь, обеспечения нормативной базы, а во-вторых, подготовки кадров, обладающих профессиональной компетенцией, умением адаптировать свои знания к быстро меняющимся условиям и правилам игры на образовательном поле.

В области содержания всех уровней обучения и организации образовательного процесса приоритетными задачами являются:

- внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образование;

- формирование учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

- развитие различных форм обучения, их гибкого сочетания;

- введение новых технологий и методов обучения.

Следует отметить, что ситуация в образовательной сфере сложилась непростая, так как традиционные формы образования не удовлетворяют возросшим потребностям

в образовательных услугах: их качества, доступности, стоимости и процессу получения образования.

Выходом из сложившейся ситуации может стать системное развитие электронного образования как дополнения к традиционным формам обучения, создание и развитие единой информационно-образовательной среды в глобальной сети Интернет.

В электронном образовательном пространстве (виртуальном) наблюдается отсутствие единой политики, стандартов, терминологии, что вызывает не только разночтения, но и порождает проблемы, которые заводят в тупик обучающие структуры, порождают противоречия.

Что касается терминологии, статья 16 «Закон об образовании» дает понятие терминов 'электронное обучение', 'дистанционные образовательные технологии'. С нашей точки зрения, электронное обучение является частью электронного образования. Дистанционное обучение представляет только часть электронного обучения, поскольку электронное обучение может использоваться и в очной форме образовательного процесса. В свою очередь, дистанционные технологии могут использоваться как в заочной, так и в очной форме.

Наш университет реализует заочное образование с использованием дистанционных технологий. Тем самым вся нормативная база университета распространяется на студентов Центра дистанционного образования: от поступления до выпуска, включая программы обучения. Там, где приходится сталкиваться с новыми явлениями, возникает необходимость создания локальных нормативных актов, не противоречащих закону об образовании1.

Появляются новые задачи, которые предстоит решить в будущем. К примеру, обу-

96

В. В. Майер, С. М. Моор

чение в исправительных колониях связано с невозможностью прохождения практики в соответствии с программами обучения.

Однако все эти проблемы решаемы, так как глобализация наиболее удачных проектов и формирования стандартов (в том числе и международных) - это лишь вопрос времени, что предполагает переход от ограниченной концепции только физического перемещения студентов и преподавателей из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.

В этих условиях все более актуальной становится задача создания единого образовательного и информационно-коммуникационного пространства учебного заведения при сохранении вариативных функционирующих моделей образования.

С целью успешного использования в учебном процессе новых информационно-коммуникационных технологий считаем необходимым принятие ряда положений, регламентирующих их применение как на российском уровне, так и на международном.

Указанная задача в Тюменском государственном нефтегазовом университете решается путем непрерывной разработки и реализации инноваций в технологиях образовательного процесса, одна из которых - создание в университете в 2009 г. Центра дистанционного образования (ЦДО)2.

С момента создания ЦДО динамично развивается, уровень организации образовательного процесса совершенствуется путем активизации педагогических, экономических, технических, социальных факторов.

В этих целях разработано «Положение о Центре», благодаря которому закреплены права и обязанности структурного подразделения университета.

Важным документом является «Регламент взаимодействия со структурными подразделениями университета», который определяет, в том числе, характер взаимоотношений кафедр университета с ЦДО.

Взаимодействие между основными субъектами образовательного процесса - обучающимися, преподавателями, специалистами по учебно-методической работе осуществляется в системе поддержки учебного процесса «Educon», в которой размещены электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), разработанные преподавателями универси-

тета, в состав которых входят электронные учебники, практические задания, курсовые, контрольные, виртуальные лабораторные работы, промежуточные и итоговые тесты.

Требования к подготовке ЭУМК являются едиными для вуза, которые отражаются в виде нормативного документа, утвержденного учебно-методическим советом (УМС).

При дистанционном образовании студент самостоятельно изучает дисциплины, в связи с этим возрастают потребности в помощи при освоении учебного материала. Такую поддержку оказывают тьюторы-преподаватели, технически грамотно, осмысленно и эффективно управляя образовательной деятельностью обучающихся: процессом получения знаний, овладения навыками, развитием способностей обучающихся посредством реализации особых подходов и техник в образовательном процессе. Кроме этого создан институт тьюторов-организаторов, занимающихся организацией деятельности преподавателей-тьюторов на кафедрах. Координационную функцию выполняют сотрудники ЦДО, реализующие функцию тьюторов-кураторов, которые несут ответственность за организацию учебного процесса в группах, закрепленных за ними.

Преподаватели ТюмГНГУ проходят курсы повышения квалификации в Центре дистанционного образования:

- «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения»;

- «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении»;

- «Информационные технологии дистанционного обучения».

На курсах повышения квалификации «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения» педагоги получают знания о функциях, видах деятельности, характеристиках и ролях субъектов дистанционного обучения - преподавателя и обучающегося, этикете в виртуальной образовательной среде, специфике организации контроля знаний и способов обеспечения качества, получают навыки преподавания в электронной среде и др.

На курсах повышения квалификации «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» слушатели осваивают первые ступени менеджмента в организации дистанционного обучения в образовательном учреждении.

Курсы «Информационные технологии дистанционного обучения» дают тьюторам-

Дистанционные технологии - новый аспект в организации учебного процесса

97

преподавателям Центра дистанционного образования ТюмГНГУ углубленные знания в области информационных технологий, а также формируют навыки их использования в учебном процессе, дают возможность освоить технологии проведения вебинаров и виртуального общения.

Посредством курсов преподаватели овладевают компетенциями в области планирования, организации, мотивации и контроля процесса обучения студентов Центра дистанционного образования. Кроме этого, курсы позволяют решить проблему недостаточной адаптированности субъектов электронного образования к взаимодействию в виртуальной образовательной среде.

Полученные знания и приобретенные навыки преподаватели применяют в работе с обучающимися ЦДО путем совершенствования ЭУМК, поиска и реализации новых форматов общения со студентами в режиме online, off-line, проведения вебинаров.

Специалисты по учебно-методической работе ЦДО осуществляют консультационную поддержку студентам и преподавателям как по техническим вопросам работы в системе поддержки учебного процесса «Educon», так и по вопросам виртуального взаимодействия.

Указанные социальные технологии мотивируют субъектов образовательного процесса к овладению современными технологиями, новыми формами взаимодействия, что приводит к непрерывному развитию электронного образования и повышению его качества.

В настоящее время контингент Центра дистанционного образования составляет около 2 тыс. студентов из различных городов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья.

ЦДО развивает партнерские отношения (интернет-партнерство) с образовательными учреждениями России и ближнего зарубежья, а также филиалами университета.

Каждый партнер имеет статус территориального пункта доступа (ТПД) ЦДО. С ТПД заключены договоры, в рамках которых пункты проводят рекламные кампании, осуществляют прием документов абитуриентов, проводят вступительные испытания, оформляют и отправляют в ЦДО личные дела студентов. Кроме этого, территориальные пункты доступа предоставляют компьютерные классы студентам в целях подключения к системе «Educon», участия в вебинарах, прохождения промежуточного и итогового контролей.

Таким образом, Центр дистанционного образования - инновационное структурное подразделение ТюмГНГУ, созданное в 2009 г., реализует инновационные технологии как в подготовке специалистов по программам среднего специального образования и направлениям подготовки бакалавриата, так и преподавателей Тюменского государственного нефтегазового университета3.

На основании проведенного анализа развития заочного образования с использованием дистанционных технологий можно сделать вывод о возрастающей виртуализации взаимодействия субъектов образовательного пространства. Несмотря на предпринятые шаги и успехи, достигнутые в отдельных вузах, в целом в стране уровень развития электронного образования не соответствует темпам развития информационно-коммуникационных технологий4.

На современном этапе стратегия развития предполагает сетевое взаимодействие и объединение усилий по формированию образовательной виртуальной среды, способствующей созданию открытого университета, что является выгодным как с экономических, так и с социальных позиций.

Примечания

1 Материалы официального сайта Центра дистанционного образования ТюмГНГУ [Электронный ресурс]. URL : http://www.tsogu.ru/ distantsionnoe-obrazovanie/205432/.

2 Майер, В. В. Инновационный проект по продвижению дистанционного образования нефтегазового университета / В. В. Майер, С. М. Моор // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ - 2012) : сб. материалов (IX Междунар. науч.-метод. конф., 8-10 февр.

2012 г.) / отв. за вып. А. В. Щербаков. Екатеринбург : УРФУ, 2012. С. 114-119.

3 Майер, В. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / В. В. Майер, С. М. Моор // НЕФТЬГАЗТЭК : сб. материалов Тюмен. междунар. инновац. форума (17-18 сент.

2013 г.). Тюмень : Экспресс, 2013. С. 152-153.

4 Моор, П. К. Опыт применения дистанционных технологий в очной и заочной форме обучения // Социология. Экономика. Политика. Изв. высш. учеб. заведений. 2014. № 1 (40). Январь-март. Тюмень : Изд-во ТюмГНГУ, 2014. С. 95-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.