Научная статья на тему 'Дистанционные технологии как фактор формирования открытых социокультурных границ'

Дистанционные технологии как фактор формирования открытых социокультурных границ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ГРАНИЦЫ / МЕДИАСРЕДСТВА / ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / SOCIAL CULTURAL SPACE / INFORMATION TECHNOLOGIES / REMOTE TECHNOLOGIES / SOCIAL CULTURAL BOUNDARIES / MEDIA / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна, Хусаинов Булат Раисович

В данной статье рассматривается роль дистанционных технологий в формировании открытых социокультурных границ. Проанализированы особенности применения дистанционных технологий и их роль в формировании личности и становлении современного общества. Выявлены основные направления развития социокультурного пространства, происходящего под влиянием дистанционных и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the role of distance technologies in the formation of open social cultural boundaries. The features of the use of distance technologies and their role in the formation of personality and the formation of modern society are analyzed. The main directions of social cultural space development under the influence of distance and information technologies are revealed.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии как фактор формирования открытых социокультурных границ»

¿дистанционные технологии

как фактор формирования открытых социокультурных границ

УДК 004.032.6

Р. Ш. Ахмадиева1, Б. Р. Хусаинов2

'Казанский государственный институт культуры

2Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)

В данной статье рассматривается роль дистанционных технологий в формировании открытых социокультурных границ. Проанализированы особенности применения дистанционных технологий и их роль в формировании личности и становлении современного общества. Выявлены основные направления развития социокультурного пространства, происходящего под влиянием дистанционных и информационных технологий.

Ключевые слова: социокультурное пространство, информационные технологии, дистанционные технологии, социокультурные границы, медиасредства, открытые образовательные ресурсы.

R. Sh. Akhmadieva1, B. R. Khusainov2

'Kazan State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Orenburgskiy tract, 3, 420059, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation 2Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML), Moskovskaya str., 42, 420111, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF OPEN SOCIAL AND CULTURAL BOUNDARIES

This article discusses the role of distance technologies in the formation of open social cultural boundaries. The features of the use of distance technologies and their role in the formation of personality and the formation of modern society are analyzed. The main directions of social cultural space development under the influence of distance and information technologies are revealed.

Keywords: social cultural space, information technologies, remote technologies, social cultural boundaries, media, open educational resources.

'АХМАДИЕВА РОЗА ШАЙХАЙДАРОВНА - доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Казанского государственного института культуры, Казань, Республика Татарстан, Россия

AKHMADIEVA ROZA SHAYKHAYDAROVYA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice Rector for Academic Affairs of the Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

2ХУСАИНОВ БУЛАТ РАИСОВИЧ - начальник отдела системного анализа Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, Республика Татарстан, Россия

KHUSAINOV BULAT RAISOVICH - Head of System Analysis of the Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML), Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

e-mail: roza79/08@mail.ru', bulat37@list.ru2 © Ахмадиева Р. Ш., Хусаинов Б. Р., 20'8

= Образование в сфере культуры

Для цитирования: Ахмадиева Р. Ш., Хусаинов Б. Р. Дистанционные технологии как фактор формирования открытых социокультурных границ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 146-150.

В XXI веке сложно представить жизнь человека без компьютера, гаджетов и Интернета. Под влиянием высоких технологий меняются профессиональные, философские, социальные, культурно-досуговые аспекты современного общества.

Изменения в социокультурном пространстве, происходящие под влиянием дистанционных и информационных технологий, имеют долгую перспективу и оказывают большое влияние на дальнейшее развитие личности и общества в области культуры, досуга и образования.

Классические центры развития и формирования личности, такие как клубы, библиотеки, литературные и литературно-музыкальные вечера, театрально-художественные кружки, постепенно теряют свою значимость. Эти институты не успевают за динамично развивающимся миром, и их место занимают различные веб-сервисы - социальные сети, видеохостинги, электронно-библиотечные системы и образовательные порталы и т.д.

В рамках данной статьи хотелось бы более подробно рассмотреть все стороны применения информационных и дистанционных технологий, проанализировать эти инструменты и их влияние на формирование открытых социокультурных границ.

Открытые социокультурные границы -понятие новое, которое олицетворяет среду, где любому человеку доступны коммуникационные, культурные и образовательные ресурсы человечества. Доступ к этим достижениям осуществляется во многом с помощью дистанционных технологий.

Социокультурная среда - конкретное, непосредственно данное каждому человеку социальное пространство, посредством ко-

торого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро и микро) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума [7].

Личность является отражением той среды, в которой она вынуждена находиться. Поведение, манеры, взгляды личности будут в большинстве своём идентичны запросам и культуре того общества, в котором находится данная личность, личность как бы идентифицирует себя с тем обществом, в котором она находится. И если субкультура среды с учётом её своеобразия: демократические взгляды, высокая духовность, почитание и сохранение народных и культурных традиций, удовлетворяет потребности личности, то такая средовая субкультура способна выводить личность на процесс формирования творческой направленности [1, с. 64].

Дистанционные технологии кардинально меняют восприятие окружающего мира и открывают широкий горизонт для самореализации и саморазвития личности. Дети, подростки, молодёжь, люди среднего возраста, пожилые люди и люди с ОВЗ - все активно пользуются социальными сетями, видеохостингами, электронно-библиотечными системами и дистанционными образовательными порталами. Каждая группа, применяя эти инструменты, открывает для себя широкий спектр возможностей для реализации своих социокультурных потребностей.

Социальные сети - это открытые площадки для общения, расположенные в сети Интернет. В социальных сетях пользователи находят новых друзей, входят в тематические группы, создают свои сообщества, занимаются маркетинговыми исследованиями, социальными опросами, интернет-маркетингом, интернет-рекламой и интернет-торговлей. Каждая из этих функций в социальных сетях реализована простым и удобным интерфейсом и доступна каждому. Каждый пользователь заполняет свой профиль и тем самым открывается для окружающих, показывает свою готовность для установления новых контактов.

Видеохостинги - это хранилища видеоконтента в сети Интернет. Сегодня видеохостинги занимают лидирующие позиции по предоставлению пользователям информации в формате видео. Видео становится всё более востребованным. Пользователи предпочитают в свободное время смотреть познавательные ролики, мастер-классы. Также видеохостинги позволяют пользователям открывать свои авторские каналы и размещать там свои видеоролики, проводить онлайн-трансляции и обсуждать их с широкой аудиторией. Самые популярные каналы посвящены кулинарии, школе ремонта, авторемонту, обзору видеоигр. Для многих хобби становится хорошим источником дохода.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС) - это коллекции электронных книг, доступ осуществляется свободно или по подписке. Данные библиотечные системы позволяют получить доступ к литературе «в один клик», для этого пользователю достаточно только авторизоваться. Массовое распространение цифровых устройств сформировало социальный запрос на создание приложений для чтения электронных книг, подключённых к ЭБС. Данные

библиотечные системы хранят в себе научную, художественную, техническую и документальную литературу и открывают свои двери всем заинтересованным пользователям. Тем самым ЭБС формируют особую социокультурную среду для всестороннего развития личности.

Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии с применением телекоммуникационных сетей для взаимодействия обучающихся и педагогических работников на расстоянии [9].

Характерные черты применения дистанционных образовательных технологий - гибкость графика обучения (доступ к материалу всегда и везде), модульность (каждый курс самодостаточен и создаёт целостное представление о предметной области). В процессе применения дистанционных образовательных технологий преподаватель выступает в качестве тьютора. Тьюторы помогают обучающимся строить индивидуальную образовательную траекторию и решать образовательные и личностные проблемы.

Дистанционные образовательные технологии позволяют людям, не отрываясь от основной деятельности, получить дополнительное образование, пройти курсы повышения квалификации, тем самым увеличивают их ценность на рынке труда.

От правильной интеграции дистанционных, информационных и интернет-технологий сегодня зависит успех в процессе обучения и воспитания. Внедрение дистанционных технологий позволяет использовать различные источники информации, различные взгляды на одну и ту же проблему, побуждают человека к самостоятельному анализу фактов и поиску собственной аргументированной позиции. Роль дистанционных технологий в жизни человека возросла благодаря увеличению программных продуктов и внедрению интернет-технологий.

= Образование в сфере культуры

Доступность и открытость дистанционных и коммуникационных технологий позволили за короткий срок создать огромное количество образовательного и развлекательного контента. Дистанционные технологии, интернет- и инфокоммуникацион-ные технологии изменили методы создания и редактирования графической, текстовой, аудиовизуальной информации. Обладая базовыми навыками работы на компьютере, пользователи преобразуют имеющиеся материалы и параллельно разрабатывают новые течения и направления представления медиафайлов. Нововведения, размещённые в медиапространстве, становятся доступны широкой аудитории и моментально распространяются по сети Интернет, то есть формируют открытые социокультурные границы.

Внедрение и развитие высоких технологий несут в социокультурную среду положительные изменения, но надо этот процесс очень тонко и аккуратно контролировать. Необходимо взвешенно подходить к изучению протекающих социокультурных процессов и анализировать возможные последствия для личности и общества. Глобализация информационного пространства, дистанционное общение и разнообразие культурных ценностей могут привести к следующим негативным результатам.

1. Глобализация информационного пространства. Личность формируется под влиянием глобальных социокультурных ценностей, но в то же время теряется значение ценностей национальных, региональных и языковых групп.

2. Проблемы с дистанционным общением. Сегодня общение происходит с использованием гаджетов и веб-сервисов, поэтому многие люди перестали общаться вживую, лицом к лицу, вследствие чего люди не могут социализироваться в школе и на работе,

что приводит к проблемам социокультурной интеграции.

3. Проблемы со здоровьем. Преимущественно сидячий образ жизни неблагоприятно сказывается на здоровье интернет-пользователей. Самые частые проблемы связаны с позвоночником, лишним весом и зрением.

4. Проблема анонимности. Дистанционные технологии позволяют общаться в Интернет анонимно, и это подталкивает многих пользователей пренебрегать основами культуры общения, сквернословить, оскорблять собеседников и распространять заведомо ложные сведения. К сожалению, огромный поток информации практически не подлежит цензуре, фильтрации и моде-рации. Для формирования всесторонне развитой личности необходимо создание соответствующей социокультурной среды. Эта среда должна удовлетворять все потребности личности и побуждать работать над собственным совершенствованием и творчески подходить к решению всех задач. Если человек развивается только в рамках образовательных учреждений, творческих коллективов или культурных центров, то ему будет трудно в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Для полноценного творческого развития у него должно быть достаточное количество свободного времени, в рамках которого он будет удовлетворять свои творческие потребности.

В процессе самореализации личности большое значение имеет формирование открытых социокультурных границ. Дистанционные практики и веб-сервисы формируют открытые социокультурные границы и предоставляют невероятные возможности для всестороннего развития личности. Создание открытых социокультурных границ должно быть приоритетной задачей человеческой цивилизации.

Примечания

1. Ахметова Д. З. Дистанционное обучение как педагогическая система: организация, принципы, технологии // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения : материалы XII Международной научно-практической конференции, 2 декабря 2010 г., Москва / [ред. совет: В. Е. Бочков и др.]. Москва : Изд-во МГИУ, 2010. С. 25-34.

2. Вишневский Ю. Р., Шанко В. Т. Молодёжь и общество / под ред. И. М. Ильинского. Москва : Голос, 2012.

3. Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков через новые педагогические технологии в условиях системы дополнительного образования // Психология и педагогика: методика проблемы практического применения : материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2010. С. 37-40.

4. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. Москва : МГУКИ, 2004. 539 с.

5. Паранина Н. А. Развитие медиакультуры студентов средствами дистанционных образовательных технологий : дис. на соискание учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Паранина Наталья Алексеевна. Казань, 2016. 220 с.

6. Усов Ю. Н. Основы экранной культуры. Москва : Новая школа, 1993. 267 с.

7. Черник Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск, 2001. 132 с.

References

1. Akhmetova D. Z. Distantsionnoe obuchenie kak pedagogicheskaya sistema: organizatsiya, printsipy, tekhnologii [Distance learning as a pedagogical system: organization, principles, technology]. In: Bochkov V. E., ets, eds. Kachestvo distantsionnogo obrazovaniya: kontseptsii, problemy, resheniya. Materialy XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 2 dekabrya 2010 g., Moskva [The quality of distance education: concepts, problems, solutions. Materials of the XII International Scientific and Practical Conference, December 2, 2010, Moscow]. Moscow, Publishing house of the Moscow Polytechnic University, 2010. Pp. 25-34.

2. Vishnevsky Yu. R., Shanko V. T. Molodezh' i obshchestvo [Youth and society]. Moscow, 2012.

3. Kalimullina O. A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala podrostkov cherez novye pedagogicheskie tekhnologii v usloviyakh sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya [Development of the creative potential of adolescents through new pedagogical technologies in the conditions of the system of additional education]. Psikhologiya i pedagogika: metodika problemy prakticheskogo primeneniya. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychology and pedagogy: methods of practical application. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, Publishing house of the Center for the Development of Scientific Cooperation, 2010. Pp. 37-40.

4. Kiseleva T. G., Krasilnikov Yu. D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Social and cultural activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2004. 539 p.

5. Paranina N. A. Razvitie mediakul'tury studentov sredstvami distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy. Diss. kand. ped. nauk [Development of students' media culture by means of distance learning technologies. Cand. ped. sci. diss.]. Kazan, 2016. 220 p.

6. Usov Yu. N. Osnovy ekrannoy kul'tury [Basics of screen culture]. Moscow, Publishing house "Novaya shkola", 1993. 267 p.

7. Chernik B. P. Effektivnoe uchastie v obrazovatel'nykh vystavkakh [Effectiveparticipation in educational exhibitions]. Novosibirsk, 2001. 132 p.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.