Дистанционные технологии и сетевые взаимодействия в
образовании в интересах устойчивого развития на примере Королевского технологического университета
Швеции
Григорьева Виктория Васильевна старший преподаватель кафедры экологической безопасности и устойчивого
развития регионов, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб. 7/9, г. Санкт-Петербург, 199034, +7(911) 975-22-17
Devika@mail.ru
Венжего Галина Сергеевна научный сотрудник отдела строительных материалов департамента гражданского и архитектурного проектирования, Стокгольм, Королевский технологический университет (КТН), Byggnadsmaterial, KTH, SE-100 44 Stockholm, Sweden тел: +46 8-790 60 00, факс: +46 8-411 84 32 venzhego@kth. se
Аннотация
В статье рассматриваются дистанционные технологии и сетевые взаимодействия в интересах устойчивого развития как важное стратегическое направление развития современного высшего образования. Особое внимание уделяется прогрессивным дистанционным технологиям одного из ведущих технических университетов Швеции - Королевского технологического университета (KTH). Отображается опыт использования современных дистанционных технологий на уровне внутренних систем, применяемых в учебных заведениях, а также на уровне внешних открытых систем, применяемых для образовательных общедоступных платформ. Отмечается важность дальнейшего изучения дистанционных технологий в шведской системе высшего образования и возможности их внедрения и развития в восточно-европейских и российских университетах. The article considers the distance learning technologies and network interactions as an important strategic trend for the development of modern higher education. Special attention is paid to successful examples of innovative activity of Swedish university - the Royal Institute of Technology (KTH). The experience of the use of modern advanced distance technologies at the level of internal systems which applied in educational institutions, and also at the level of open external systems which applied in public education platforms are shown. The article states the importance of further study of the innovative distance technologies of Swedish universities and possibilities of implementation into the Eastern European and Russian universities.
Ключевые слова
дистанционные технологии, сетевые взаимодействия, образование для устойчивого развития, Королевский технологический университет (KTH), Швеция, дистанционное обучение, он-лайн курсы
distance educational technologies, network interactions, education for sustainable development, KTH-University, Royal Institute of Technology, Sweden, e-learning, on-line course
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что важным стратегическим направлением развития современного высшего образования является дистанционное обучение и сетевые взаимодействия в интересах устойчивого развития. Использование дистанционных технологий позволяет сделать высшее образование более демократичным и доступным, а систему организации и контроля учебного процесса - более эффективной. Это соответствует ключевым принципам современного образования, которым следует ЮНЕСКО при реализации программ «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь». Для достижения глобальных целей устойчивого развития, принятых ООН в 2015 г. на период до 2030 года требуется фундаментальная реформа образования. Согласно экспертам ЮНЕСКО, необходимо уделять больше внимания экологическим проблемам, поиску инновационных решений и развитию высшего образования в эпоху развития информационных технологий [1].
Во многих международных исследованиях и официальных документах, посвященных высшему образованию, подчеркивается необходимость внедрения современных информационных и коммуникационных технологий ICT (Information and Communication Technology), развития диалога и сетевого взаимодействия на всех уровнях от локального, национального до глобального. Актуализируются вопросы построения информационного общества и формирования единого информационно-образовательного пространства [1,2,3,4,5,7,8]. Международный опыт свидетельствует о постоянно увеличивающихся темпах роста дистанционного электронного образования (e-learning trend) в современном мире. Все большее количество людей отдают предпочтение дистанционным технологиям обучения [5]. Не вызывает сомнения то, что дистанционные технологии становятся ключевым элементом образования будущего [6].
В ряде исследований отмечается ведущая роль Швеции в инновационных подходах в образовании для устойчивого развития [5,7,8,9]. Швеция была одной из первых стран, которая выбрала направление устойчивого развития. Шведский комитет по образованию для устойчивого развития (Kommittén för utbildning för hâllbar utvecklings) подчеркивает значимость развития и углубления диалога и сетевого взаимодействия между различными сторонами как внутри, так и вне системы образования [4]. Важной предпосылкой для успешного образования является регулярный обмен информацией, технологиями и опытом. Наиболее эффективным способом создания пространств по обмену опытом и передаче инновационных подходов в образовании для устойчивого развития становится организация сетевого взаимодействия коллективных субъектов образовательной деятельности. Обычно под сетевым взаимодействием в сфере образования понимают разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения общих целей [10], в нашем случае эффективного образования в интересах устойчивого развития. Подразумевается интерактивное сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями, университетами, исследовательскими институтами, бизнес-структурами и общественными организациями.
Предметом данного исследования стали прогрессивные дистанционные технологии и сетевые взаимодействия в образовании в интересах устойчивого развития высших учебных заведений. Объектом исследования выбран один из ведущих технических университетов Швеции - Kungliga Tekniska Högskola (KTH), в переводе с шведского Королевская техническая высшая школа, в переводе с английского Royal Institute of Technology Королевский технологический институт. Важно отметить, что на официальном сайте высшего учебного заведения всегда подчеркивается статус университета, в связи с тем, что в нем обучается более 12 000
тыс. студентов, 2000 докторантов и работает более 3700 сотрудников, включая более 300 профессоров [11]. Поэтому в данной статье используется релевантное название Королевский технологический университет, а также краткая историческая аббревиатура с шведского языка КТН. Королевский технологический университет (KTH) был основан в 1827 году. Главный фокус деятельности направлен на техническое образование и технические инновации. Образование и научные исследования охватывают широкий спектр - от естественных наук до ведущих отраслей техники и архитектуры, промышленного управления и городского планирования [12].
Дистанционное обучение: понятие, преимущества и многообразие форм
Среди современных тенденций высшего образования стремительно развивается дистанционное обучение и сетевые взаимодействия в различных формах.
Под дистанционным обучением следует понимать инновационную форму обучения, предполагающую преимущественно опосредованное взаимодействие педагога и обучающихся с активным использованием современных информационных и коммуникационных технологий, которая направлена на развитие личности обучающегося и усвоение стандарта знаний, умений и навыков, согласованных сторонами процесса обучения [13]. Дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на качество обучения студента, повышая его интеллектуальный и творческий потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения использовать современные компьютерные технологии и самостоятельно принимать ответственные решения [14]. В связи с процессами глобализации и интернализации образования, дистанционное обучение становится одной из наиболее перспективных и активно развивающихся информационных образовательных технологий XXI века.
При проведении анализа использования дистанционных технологий в образовательном процессе, можно идентифицировать некоторые преимущества данной формы обучения: демократизм, равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материального положения обучающегося; возможности одновременного обращения ко многим источникам учебной информации (электронные библиотеки, базы данных и т.д.), к большому количеству обучающихся; возможности постоянного доступа к учебным материалам; возможности создания индивидуальной образовательной траектории; формирование у студентов самостоятельности, познавательной мотивации, гибкость в управлении временем и в управлении последовательностью изучения разных модулей, развитие навыков проектной деятельности, экономичность и эргономичность [6].
Считается общепризнанным, что дистанционное обучение развивается преимущественно в сфере технического образования, что связано, прежде всего, с высокой компетентностью научного и педагогического персонала технических учебных заведений в вопросах использования новых информационных и коммуникационных средств и современного программного обеспечения. В сфере гуманитарных дисциплин организация процесса обучения несколько сложнее из-за трудно формализуемого характера учебного материала [14].
Обращение к зарубежному опыту использования дистанционного обучения показывает, что развитие информационных технологий создает принципиально новые возможности для формирования высококачественной образовательной среды.
Электронное обучение возникло в зарубежных вузах во второй половине ХХ века (Mayadas, 1997; Reiser, 2001) [15,16]. Понятие синхронного и асинхронного обучения возникло почти 100 лет назад как интерпретация очной и заочной формы
обучения (Reiser, 2001) [16]. Синхронность и асинхронность взаимодействия участников образовательного процесса определяется цифровыми продуктами взаимодействия.
Под синхронным (synchronous) взаимодействием участников образовательного процесса подразумевается взаимодействие, при котором участник, отослав запрос, может продолжать работу только после получения ответа от другого участника. Поэтому такой вид взаимодействия называют в профессиональной литературе блокирующим (blocking) [17]. Примерами синхронного взаимодействия является использование Skype, видеоконференции и др.
Под асинхронным (asynchronous) или неблокирующим (non blocking) взаимодействием участников образовательного процесса подразумевается взаимодействие, при котором участник, отослав запрос, не блокируется и каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет работу в режиме отложенного времени. Самым простым примером асинхронного взаимодействия является использование электронной почты [17].
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующее определение дистанционного обучения как целенаправленного, согласованного во времени, процесса интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, независимо от географического положения в пространстве преподавателя и обучающихся. Дистанционные образовательные технологии — система средств, методов и форм обучения, предполагающих постоянное воспроизводимое формализованное представление, передачу и контроль знаний [17].
Шведский опыт использования дистанционных технологий для устойчивого развития
В данном разделе приводятся примеры прогрессивных дистанционных технологий одного из ведущих технических университетов Швеции - Королевского технологического университета (KTH). В стратегическом плане Королевского технологического университета на период 2013-2016 гг. отмечено, что одной из важнейших целей является дистанционное электронное обучение, которое должно стать неотъемлемой частью образовательных программ. "E-learning to be an integral part of KTH's education programme" https://www.kth.se/blogs/president/2013/05/the-e-learning-trend/ [18]. Следует отметить, что при повседневном очном процессе обучения также широко применяются дистанционные технологии (видеоконференции, использование элементов электронного обучения во время лекций, использование онлайновых баз данных на лабораторных и практических занятиях с возможностью обратной связи и интерактивного взаимодействия студента и преподавателя, профессора).
КТН идет путем создания высокотехнологической системы дистанционного обучения. На современном этапе развития высшего образования встала актуальная задача создания высокотехнологичного информационно-образовательного пространства [2]. Электронная информационно-образовательная среда вуза представляет собой единую базу данных. Использование современных дистанционных технологий осуществляется на уровне внутренних систем (BILDA, CANVAS), а также на уровне внешних открытых систем, применяемых для образовательных общедоступных платформ.
На базе Королевского технологического университета функционирует Ресурсный центр для сетевого/дистанционного обучения Resurscentrum for natundervisning (RCN http://www.kth.se/rcn) [19], который предлагает курсы по
математике, физике, програмированию и коммуникационному дизайну (kommunikationsdesign) на подготовительном и основном уровне. Студентам предлагается свобода в старте и темпе обучения, гибкий график, а также поддержка ментора. Дистанционные курсы доступны в течение всего года, даже летом. Для обучения студенту необходимо создать свой логин RCN-konto на странице выбранного курса, также необходимо формально обратиться для регистрации на общешведский портал высшего образования antagning.se. Как ранее отмечалось, дистанционные курсы быстрее развиваются преимущественно в сфере технического образования. Ресурсным центром разработаны интернет-курсы для тех, кто заинтересован в изучении воздействия человека на окружающую среду в разделе Environmental Physics. В качестве примера приведем названия курсов:
Miljovetenskap. Fysiken med tillampningar 6,0 ECTS - Наука об окружающей среде. Прикладная физика. 6.0 общеевропейских кредитов.
Miljovetenskap II. Fysiken med tillampningar 6,0 ECTS - Наука об окружающей среде II. Прикладная физика. 6.0 общеевропейских кредитов [19].
Согласно официальным документам, Королевский технологический университет (КТН) призван стать одним из ведущих университетов в области окружающей среды и устойчивого развития. КТН стремится активно способствовать устойчивому развитию посредством образования, научных исследований, сотрудничества, а также за счет уменьшения собственного воздействия на окружающую среду. В Королевском технологическом университете сформировано более 50 исследовательских групп по изучению окружающей среды и устойчивому развитию [12]. Экологическая политика Королевского технологического университета, включающая постоянное и систематическое предотвращение загрязнения окружающей среды и улучшения экологических показателей, соблюдение природоохранного законодательства и требований, энергоэффективности товаров и материалов, а также экологических требований к закупкам была принята Советом управляющих в октябре 2012. Политика КТН в интересах устойчивого развития, важный документ,представляющий амбиции в природоохранной деятельности. Новая экологическая политика была создана для содействия работе по внедрению системы экологического менеджмента и достижения сертификации по международному стандарту ISO 140001. В августе 2015 года KTH был сертифицирован по международному стандарту экологического менеджмента ISO 14001. Это стало свидетельством многолетней успешной деятельности по значительному улучшению внутренней экологической работы, которую координирует Центр устойчивости КТН Sustainability, являющийся частью администрации университета. Экологическая сертификация связана с построением структуры, где сотрудники и студенты смогут работать систематически с экологическими вопросами. Ключевым элементом для достижения успеха в экологической работе является понимание собственной важной роли в природоохранной деятельности [20].
В качестве важного шага на пути к получению экологической сертификации, в КТН на внутренней платформе был разработан онлайн курс - экологического обучения ABE MILJOUTBILDNING для всех сотрудников и студентов университета на двух языках шведском и английском (Рис.1). Онлайн курс состоит из двух модулей:
• Модуль 1 - "Экологическая сертификация в КТН" рассказывает о внутренней экологической деятельности университета и, каким образом каждый сотрудник может внести свой вклад в эту работу.
• Модуль 2 - "Окружающая среда и устойчивое развитие" представляет насколько взаимосвязаны окружающая среда, экономика и социальные вопросы [21].
Данный онлайн курс демонстрирует экологические приоритеты КТН и разъясняет, как каждый сотрудник может помочь уменьшить воздействие на окружающую среду. После завершения двух модулей тренинга сотрудники получают автоматическое подтверждение прохождения обучения по электронной почте.
Рис. 1. Вид стартовой вэбстраницы онлайн программы по экологическому образованию и экологической сертификации Королевского технологического
университета Швеции [21]
Современные дистанционные технологии представлены в различных формах и используются на разных уровнях университетского образования, на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Интересным примером использования современных дистанционных технологий на магистерском уровне является Master Program in Distant Sustainable Energy Engineering (DSEE) [22]. Департамент энергетических технологий (Department of Energy Technology) с 2004-2005 учебного года предложил дистанционную версию магистерской программы по устойчивому энергетическому инженерингу c привлечением студентов из 50 стран мира. Это полная программа электронного обучения, которая проходит параллельно с обычной программе Sustainable Energy Engineering (SEE). Цель магистерской программы - образование в области энергетики, использования энергии в строительстве и зданиях путем внедрения экономически и экологически устойчивых систем и технологий. Термин Sustainable Energy Engineering включает в себя широкий спектр практики и технологий (традиционных и альтернативных). Главный акцент делается на работе с инженерными задачами в области энергетики с учетом технических, экологических и социально-экономических проблем. Дистанционная программа по устойчивой энергетике является параллельной традиционной. Все обязательные курсы предлагаются он-лайн и лекции могут следовать синхронно или асинхронно. Некоторые занятия (лабораторные, учебные визиты) выстраиваются на индивидуальной основе. Схема курсов, входящих в магистерскую программу Distant
Sustainable Energy Engineering (DSEE), и количество зачисляемых общеевропейских кредитов (credits) за каждый курс приведена на рис. 2.
Введение к энергетическим технологиям • Устойчивая генерация энергии 2 кр 6 кр
Устойчивое использование энергии • Возобновляемые энергетические технологии 6 кр 4 кр
Энергетика и управление 4 кр
Энергетика и окружающая среда
4 кр
Прикладные энергетические технологии -Проект
бкр
7 ~
Прикладные холодильные технологии & технологии тепловых нососов 4 кр
Тепловой контроль и внутренний климат 4 кр
V
Дипломный проект: 20 кредитов Специализация: Устойчивое использование энергии в условия строительства (БЕЦ)
Прикладные тепловые и энергетические технологии
Прикладные возобновляемые энергетические технологии 4 кр
Прикладное реакторостроение &
безопасность ядерной энергетики 4 кр
I
Дипломный проект: 20 кредитов Специализация; Устойчивое производство энергии (SPG)
Рис. 2. Схема курсов дистанционной магистерской программы по устойчивому энергетическому инженерингу Master Program in Distant Sustainable Energy
Engineering (DSEE)
Успешное завершение программы DSEE приводит к присуждению мастерской степени Master of Science with Specialization in Sustainable Energy Engineering с особым упоминанием в дипломе "Distant Education" [22].
На уровне аспирантуры разработан он-лайн курс PhD-course Sustainability Science/ Наука устойчивости для аспирантов (7.5 ECTS). В процессе обучения аспиранты должны подготовить научный обзор (эссе) о том, как тематика устойчивого развития может быть интегрирована в их научно-исследовательский проект. В эссе студенты должны также показать, что они получили представление о сложности глобальных экологических проблем, а также улучшили способность критически анализировать и оценивать междисциплинарную информацию, а также находить сбалансированные решения [23].
Предлагаются также курсы для развития дигитальных компетенций Collaborative Online Learning/ Онлайн обучение в сотрудничестве (3 ECTS). Этот курс охватывает несколько широких тем, связанных с преподаванием и обучением в Интернете, смешанных, гибридных и веб-облегченых настроек online (blended, hybrid, and web-facilitated settings). Примеры тем: цифровая грамотность, сообщество исследования, гибкое обучение, открытое образование и проектирование среды обучения. Общая цель с курса состоит в изучении онлайновых форм обучения на основе сотрудничества. Курс организован с использованием проблемно-ориентированного обучения Problem-based learning (PBL) и каждый становится членом виртуальной группы. Большинство мероприятий осуществляются с использованием Интернета. Примерами деятельности являются: дискуссии на форуме, он-лайн и видео встречи, веб-семинары и результаты, отражающие изучение необходимого материала. Обучающему необходимо иметь компьютер, подключеный к Интернету, веб-камеру и микрофон для того, чтобы принять участие в процессе обучения. Следует отметить, что разработка данного курса стала примером сетевого сотрудничества между Королевским технологическим университетом KTH, университетом Лунда, Линней университетом, Каролинским институтом и Varsity College (Южная Африка). В ходе курса студенты получают возможность обмениваться идеями и опытом между собой и преподавателями из разных вузов и стран (Подробнее информация https: //opennetworkedlearning.wordpress.com/) [24].
В целях укрепления сотрудничества в области исследований и постдипломного образования в интересах устойчивого развития КТН стимулирует междисциплинарные стратегические научные исследования с использованием 10 организационных структур по вертикали и 5 научных платформ по горизонтали, включая энергетику, транспорт, материалы, современные информационно -коммуникационные технологии, естественные науки (Energy -Transport - Materials -ICT- Life Science) [25]. КТН имеет целый ряд партнеров среди промышленных предприятий и администраций, среди основных стратегических партнеров можно отметить такие предприятия как Scania, Skanska, Ericsson, ABB, Vattenfall, Saab, Sandvik и администрация и округа Стокгольма [25].
Кроме того, Королевский технологический университет (KTH) выступил одним из главных организаторов второй международной конференции по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях устойчивого развития, ICT for Sustainability ICT4S 2014, которая состоялась в Стокгольме в августе 2014 г. На конференции, при участии ведущих исследователей, разработчиков программ и представителей промышленности, предлагались проекты, посвященные изучению того, как информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы в качестве инструмента для достижения глобальных целей устойчивого развития. ICT for Sustainability актуализирует преобразующую силу ИКТ для создания более устойчивого мира посредством экономии энергетических и материальных ресурсов, создавая большую ценность с меньшим количеством физических затрат, повышения качества жизни для большего количества людей, не ставя под угрозу будущее [26]. В современном мире информационные и коммуникационные технологии становятся настолько значимы и пронизывают повседневную деятельность до такой степени, что некоторые эксперты утверждают, что они стали "четвертой коммунальной службой" после отопления, водообеспечения и электричества [26]. ИКТ стало основой современной жизни, но, к сожалению, также имеют некоторые негативные последствия из-за выбросов парниковых газов, истощения ресурсов и образования отходов. Несмотря на это, перспективным считается потенциал преобразующих технологий, который может существенно сократить выбросы парниковых газов в других областях, таких как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, землепользование, строительство, производство и потребление [27].
Весьма показательно, что Королевский технологический университет идет по пути создания передовых дистанционных технологий также на уровне внешних открытых систем применяемых для образовательных общедоступных платформ (Open education platform). Расширяет доступ для всех желающих посредством онлайн трансляция научных конференций, конгрессов и семинаров. В качестве яркого примера можно привести онлайн трансляцию сессий Планетарного конгресса Ассоциации исследователей космоса XXVIII Planetary Congress Association of Space Explorers (ASE), который проходил на базе Королевского технологического университета в сентябре 2015 [28].
Следует отметить, что Королевский технологический университет KTH присоединился к сети ведущих университетов, которые используют образовательную платформу edX, некоммерческого онлайн обучения, основанного Гарвардским университетом и Массачусетским технологического институтом (MIT) и предлагает массовые открытые онлайн-курсы MOOC Massive Open Online Courses [29]. Первым примером открытого онлайн-курса с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, является курс Human Space flight- An introduction, охватывающий тему пилотируемых космических полетов, который ведет первый шведский астронавт Кристер Фуглесанг (Christer Fuglesang), профессор в области космической физики, возглавляющий Космический центр КТН [30]. В ближайшие три года, КТН планирует предложить более 10 новых массовых открытых онлайн-курсов MOOCs, включая курсы посвященные устойчивому развитию, в частности новый он-лайн курс Sustainable Development for Engineers/Устойчивое развитие для инженеров стартует в ноябре 2016 [31].
Новая образовательная платформа edX является единственным ведущим поставщиком MOOC, предлагая высококачественные курсы от лучших университетов и институтов мира для студентов всего мира, была основана в мае 2012 года учеными из Гарвардского университета и Массачусетского технологического института (MIT), которые запустили первый онлайн курс по микросхемам и электронике на базе MIT для 155000 студентов из 162 стран мира [32]. В 2013 году началось партнерство со Стэнфордом и количество студентов достигло первого 1 млн. студентов, а также был выпущен edx.org с открытым исходным кодом, так называемый Open edX [33]. Осенью 2014 edX объявил инициативу высшей школы, были организованы профессиональные курсы повышения квалификации. [34]. С марта 2015 года edX стал партнером Microsoft [35]. В апреле 2015 года началось партнерство edX с университетом штата Аризона, для запуска глобальной академии Global Freshman Academy [36]. EdX платформа онлайн обучения с открытым исходным кодом, включает специальные разработки для обучения в сети.
Глобальный проект онлайн обучения edX выходит за рамки стандартной модели дистанционного образования, включая в себя не только просмотр видео занятий, а также предлагает обогащающие интерактивные технологии онлайн обучения, встроенное тестирование в режиме реального времени с обратной связью, онлайновые дискуссионные группы, вики-совместное обучение, веб-лаборатории и т.д. Эта платформа может также служить в качестве лаборатории, в которой могут собираться данные, помогающие понять, каким образом студенты учатся. Эта технология обладает открытым исходным кодом и другие университеты будут иметь возможность использовать новые технологии, для создания своих интернет-предложений.
Во всем мире, образовательная платформа edX объединяет более 90 ведущих образовательных учреждений, институтов и некоммерческих организаций в качестве членов и более 7 миллионов зарегистрированных обучающихся [32].
Times Higher Education (THE) недавно опубликовала рейтинг ведущих мировых университетов 2016-17 World University Rankings, и выяснилось, что восемь из 10 лучших в мире университетов являются партнерами edX. К лидерам мирового образования, использующим образовательную платформу edX, относятся: Калифорнийский технологический институт, Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет, Принстонский университет, Имперский колледж Лондона, ETH Zurich, Калифорнийский университет в Беркли и университета Чикаго [37].
Проведенный анализ позволяет констатировать, что ключевые преимущества открытой образовательной платформы edX в том, что она свободна, является некоммерческим открытым источником, бесплатна и позволяет конструировать собственные модули. Одним из главных преимуществ является то, что EDX очень часто обновляется и существует постоянный доступ к поддержке. Благодаря открытости кода платформа edX постоянно улучшается. Именно поэтому Королевский технологический университет присоединился к открытой образовательной платформе edX .
Королевский технологический университет (KTH), поставив цель стать одним из ведущих технических университетов в области устойчивого развития, выбрал комплексный подход к интеграции образования, научных исследований и практической деятельности. С 2011 г. были предприняты новые инициативы в области устойчивого развития и созданы две новые структуры Sustainable Campus и КТН-Sustainability. Обе структуры работают в тесном сотрудничестве с десятью департаментами КТН в сфере устойчивости. Образование в интересах устойчивого развития было выбрано приоритетной сферой. Sustainable Campus взял функцию продвижения внедрения системы экологического менеджмента ISO 14001 по инфраструктуре и застройкам высшего учебного заведения. В то время как КТН-Sustainability поддерживает интеграцию устойчивости в основной образовательной деятельности, научных исследованиях и совместной работе [38].
Стоит обратить внимание, что в официальном отчете 2016 г. Demonstrating Sustainable Development in Higher Education. 2016 Sustainable Campus Best practices / О демонстрации устойчивого развития в высшем образовании, представленном на Всемирном экономическом форуме, представлены лучшие практики вузов мира, включая Королевский технологический университет, который в 2015 г. выиграл премию за наиболее устойчивый университетский кампус от International Sustainable Campus Network (ШСЫ)/Международной сети устойчивых кампусов в сотрудничестве с Global University Leaders Forum/Глобальным форумом университетов лидеров [38]. Миссия International Sustainable Campus Network (ISCN) / Международной сети устойчивых кампусов состоит в создании глобального форума для поддержки ведущих колледжей, университетов, а также корпоративных кампусов в обмене информацией, идеями и лучшими практиками для достижения
сбалансированной деятельности и интеграции устойчивости в области исследований и обучения [39].
Заключение
Таким образом, проведенное исследование наглядно показывает, что в последние годы наблюдается активизация деятельности высших учебных заведений по развитию дистанционного образования и сетевого взаимодействия в интересах устойчивого развития.
Обзор зарубежного опыта дистанционного образования на примере Королевского технологического университета Швеции доказывает, что данный опыт представляет интерес и может быть полезен для восточно-европейских и российских университетов в условиях модернизации высшего образования. Развитие современных дистанционных технологий и сетевого взаимодействия способствует распространению прогрессивного опыта по актуальным направлениям и проектам, межкультурной коммуникации, стимулирует и повышает эффективность работы в сфере образования в интересах устойчивого развития.
Дистанционные технологии обучения могут рассматриваться как интегральная часть инновационного развития высшего образования. Для тех высших учебных заведений, которые в действительности намерены стать ведущими в процессе перехода к устойчивому развитию, важно развивать дистанционные технологии и сетевое взаимодействие в образовании в интересах устойчивого будущего в целях интеграции в мировое сообщество и достижения глобальных целей устойчивого развития. Среди 17 глобальных целей устойчивого развития, четвертая цель посвящена вопросам повышения качества образования на всех уровнях, включая высшую школу. Многие высшие учебные заведения заинтересованы в повышении качества образования за счет активного внедрения онлайн-курсов в образовательную систему. Представляется целесообразным продолжать развивать исследования по адаптации открытой платформы онлайн-обучения edX как в России, так и в других восточно-европейских странах.
Анализ образовательной политики в Швеции и других стран показывает, что в настоящее время образование в Европе имеет тенденцию к интеграции традиционных и дистанционных форм обучения, а также к большему вовлечению университетов в область новых форм взаимодействия образования и бизнеса.
Исследования в области устойчивого развития, как правило, требуют сотрудничества между учеными разных дисциплин, между учеными и представителями бизнеса и общества, а также сотрудничества между образовательными учреждениями и университетами разных стран. Взаимное обучение на основе реальных кейс-стади требует междисциплинарного подхода для решения возникающих проблем в постоянно меняющемся мире и повышения уровня интерактивного взаимодействия и самоорганизации. Таким образом, одним из перспективных инструментов повышения качества образования в интересах устойчивого будущего является развитие эффективных инструментов и моделей сетевого взаимодействия на основе современных дистанционных технологий.
Литература
1. Официальный сайт ЮНЕСКО URL: http://www.unesco.org/new/ru/media-services/single-view/news/education_needs_to_change_fundamentally (дата обращения 17.08.2016).
2. Галеев И.Х. Проблемы формирования единого информационно-образовательного пространства. // Инфокоммуникационные технологии Глобального информационного общества. Сборник трудов 5-й ежегодной международной научно-практической конференции. 2007. С. 68-70.
3. Ибрагимова О.В., Кузнецова Н. В. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании// Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2015. - Т.18. - №1. - С.395-407. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html
4. Statens offentliga utredningar (SOU 2004:104). Kommittén för utbildning för hällbar utveckling. Att lära för hällbar utveckling. Stockholm. 2004.
5. Cleveland-Innes M., Hrastinski S., Bälter O. Pedagogical development, E-learning and teaching in higher education // International Handbook of E-learning Volume 1: Theoretical Perspectives and Research, Taylor and Francis. - 2015.P. 93-114.
6. Валеева Р.З., Валеев Э.Р. Дистанционное обучение как фактор повышения качества образования в системе высшего профессионального образования. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.Выпуск № 4-2. - 2013.
7. Григорьева В. В. Инновационная деятельность университетов Швеции в интересах устойчивого развития // Сборник материалов XVI Международного экологического форума «День Балтийского моря» (18-20 марта 2015г., Санкт -Петербург). Издательство ООО «Свое издательство». Санкт - Петербург. 2015. С.124-127
8. Григорьева В.В. Перспективы международного сетевого взаимодействия в образовании для устойчивого развития// Вестник экологического образования в России. - Москва. - 2014. Т. 4. № 74. - С. 20-23.
9. Григорьева В. В., Смоландер М. Анализ возможностей развития российско-шведского сотрудничества в сфере экологических технологий //Журнал «Охрана окружающей среды и природопользование». - Санкт-Петербург. - 2013. - № 3. -С. 20-23.
10. Новиков Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. - М.: ИПУ РАН. 2003. - 102 с.
11. Данные официального сайта Королевского технологического университета (КТН) URL: https://www.kth.se/om/fakta/kth-i-siffror-1.3488 (дата обращения: 7.10.2016).
12. Данные официального сайта Королевского технологического университета (КТН) URL: http://www.kth.se/forskning/forskning-miljo-hallbar-utveckling (дата обращения: 17.08.2016).
13. Хузиахметов А.Н., Насибуллов Р.Р. Структура и содержание дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования//Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы: Материалы международной научно-практической конференции 30 сентября-2 октября 2013 года в 2-х ч./под общей редакцией чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. Ф.Ш. Мухаметзяновой и чл.-корр. РАО, д.п.н, проф. Г.И. Ибрагимова. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век».-2013. - С. 296-301
14. Кочисов В. К., Гогицаева О. У., Тимошкина Н. В. Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2015. - Т.18. - №1. - С.395-407. -ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
15. Mayadas F. Asynchronous learning networks: A Sloan Foundation perspective //Journal of Asynchronous Learning Networks. 1997. Vol. 1. Issue 1. P. 1-16. URL: http://www.aln.org/alnweb/iournal/ialn issue 1.htm (дата обращения: 17.08.2016).
16. Reiser R.A. A History of instructional design and technology: Part II: A history of instructional design // Educational Technology Research and Development. 2001. Vol. 49 (2).P. 57-67
17. Часовских В.П., Кох Е.В., Стаин Д.А. Синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «интернет» между участниками образовательного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза. Уральский государственный лесотехнический университет, Институт экономики управления, г. Екатеринбург. Эко-потенциал № 1 (13). -2016. - С.53-56
18. Данные официального сайта Королевского техннологического университета (КТН) "E-learning to be an integral part of KTH's education programme". URL: https://www.kth.se/blogs/president/2013/05/the-e-learning-trend/ (дата обращения: 17.08.2016).
19. Данные официального сайта Королевского технологического университета (КТН) Resurscentrum for natundervisning RCN. URL: http://www.kth.se/rcn (дата обращения: 17.08.2016).
20. Данные официального сайта Королевского технического университета (КТН) URL: https://www.kth.se/om/miljo-hallbar-utveckling/kth-s-policy-for-hallbar-utveckling-1.553616 (дата обращения: 15.08.2016).
21. Королевский технологический университет (КТН) URL: https://www.kth.se/social/group/itm-pu/page/e-learning-resources-at-kth/ (дата обращения: 15.08.2016).
22. KTH Master Program in Distant Sustainable Energy Engineering (DSEE) URL: http://www.energy.kth.se/courses/distant program/dsee/dsee brochure.pdf (дата обращения: 15.08.2016).
23. Королевский технологический университет (КТН) URL:
https ://www.kth.se/itm/inst/industriell-ekologi/forskning/phdcourses/f3c5309 (дата обращения: 15.08.2016).
24. Королевский технологический университет (КТН) Collaborative Online Learning URL: https: //opennetworkedlearning.wordpress.com/ (дата обращения: 15.08.2016).
25. Данные информационной встречи на базе инновационного офиса KTH Стокгольм.10 июня 2014 года.
26. 2nd International Conference on ICT for Sustainability (ICT4S 2014). URL: http://2014.ict4s.org/ (дата обращения: 27.09.2015).
27. Arushanyan Y. Environmental impacts of ICT: present and future. Doctoral thesis in planning and decision analysis. KTH. Roayl Institute of Technology. School of architecture and the built environment. Stockholm. 2016.
28. Официальный сайт Association of Space Explorers (ASE) URL: http://www.space-explorers.org/congress/congress.html (дата обращения: 27.09.2015).
29. Siemens, G. Massive Open Online Courses: Innovation in Education? [Электронный ресурс] // Open Educational Resources: Innovation, Research and Practice. Athabasca: UNESCO, 2013. URL:
http://www.col.org/resources/publications/Pages/detail.aspx?PID=446 (дата обращения: 27.09.2015).
30. Королевский технологический университет (КТН) URL: https://www.kth.se/utbildning/kurser/mooc (дата обращения: 17.08.2016).
31. Королевский технологический университет (КТН) URL:
https ://www.kth.se/utbildning/kurser/mooc/kommande-kurser-1.641552 (дата обращения: 17.08.2016).
32. Официальный сайт edX URL: https://www.edx.org/about-us (дата обращения: 7.10.2016).
33. Официальный сайт OpenedX URL: https://open.edx.org/about-open-edx. (дата обращения: 7.10.2016).
34. Rocheleau, M. (September 10, 2014). "Online education company edX offering free high school courses". The Boston Globe. Retrieved September 10, 2014.
35. "Microsoft and edX Partner to Deliver Real World Skill Learning (EdSurge News)". Retrieved 27.04.2015.
36. Anderson, N. (April 22, 2015). "Arizona State University to Offer Freshman Year Online, For Credit". The Washington Post. Retrieved April 22, 2015.
37. Hamedi J. (October 4, 2016) EdX Partners Top Times Higher Education World University Rankings URL: http://blog.edx.org/edx-partners-times-higher-education-world-university-rankings (дата обращения: 7.10.2016).
38. Demonstrating Sustainable Development in Higher Education. 2016 Sustainable Campus Best practices from ISCN (International Sustainable Campus Network) and GULF universities in collaboration with the Global University Leaders Forum. -2016. - P.23 URL: http://www.international-sustainable-campus-network.org/downloads/general/441 -2016-iscn-gulf-best-practice-report/file (дата обращения: 17.08.2016).
39. International Sustainable Campus Network (ISCN) URL: http://www.international-sustainable-campus-network.org/ (дата обращения: 17.08.2016).