Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии в России и Узбекистане. Перспективы развития'

Дистанционные образовательные технологии в России и Узбекистане. Перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
адаптация / дистанционные образовательные технологии / образовательный процесс / цифровизация образования / цифровые технологии / электронное обучение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Викторовна Хохлова

В статье проводится сравнительный анализ этапов развития дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в России и Узбекистане. Рассматривается законодательная поддержка, опыт российских и узбекских ученых. Выявляются трудности внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, с чем приходится сталкиваться образовательным организациям и обучающимся в обоих государствах. Делаются выводы и намечаются направления дальнейшего развития и сотрудничества в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталья Викторовна Хохлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии в России и Узбекистане. Перспективы развития»

Дистанционные образовательные технологии в России и Узбекистане. Перспективы развития

Наталья Викторовна Хохлова egiptianka@rambler.ru

Федеральный государственный автономное образовательное учреждение «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ этапов развития дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в России и Узбекистане. Рассматривается законодательная поддержка, опыт российских и узбекских ученых. Выявляются трудности внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, с чем приходится сталкиваться образовательным организациям и обучающимся в обоих государствах. Делаются выводы и намечаются направления дальнейшего развития и сотрудничества в этом направлении.

Ключевые слова: адаптация, дистанционные образовательные технологии, образовательный процесс, цифровизация образования, цифровые технологии, электронное обучение

Distance educational technologies in Russia and Uzbekistan.

Prospects of development

Natalia Viktorovna Khokhlova egiptianka@rambler.ru

Federal State Autonomous Educational Institution «Russian State Vocational

Pedagogical University»

Abstract: The article provides a comparative analysis of the stages of development of distance learning technologies and e-learning in Russia and Uzbekistan. Legislative support, experience of Russian and Uzbek scientists are considered. The difficulties of introducing distance learning technologies into the educational process are identified, which educational organizations and students in both countries have to face. Conclusions are drawn and directions for further development and cooperation in this direction are outlined.

Keywords: adaptation, distance learning technologies, educational process, digitalization of education, digital technologies, e-learning

Введение

Любое государство заинтересовано в подготовке квалифицированных специалистов, которые будут работать на благо и развитие своей страны. Поэтому все чаще образовательные учреждения разных стран заключают взаимовыгодные соглашения, направленные на обмен студентами для их обучения и обмена научным и профессиональным опытом. Так несколько лет назад ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» заключил соглашение об обучении иностранных студентов с Коканским государственным педагогическим институтом им. Мукимии, Республика Узбекистан. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Информатика и информационные технологии в образовании».

Период обучения совпал с окончанием пандемии новой Коронавирусной инфекции, в результате которой учебная деятельность осуществлялась с применением дистанционных образовательных технологий, которые оказались как никогда актуальны. Подготовка специалистов умеющих работать с дистанционными образовательными технологиями и применяющих их в учебном процессе для подготовки квалифицированных кадров в любой отрасли экономики, является одной их важных задач любого государства. Однако, сам процесс подготовки и непосредственно применение дистанционных образовательных технологий сопровождается рядом затруднений, с которыми столкнулись ученые и педагоги как в России, так и в Узбекистане.

Методы

Научно-теоретическая основа работы представлена такими подходами как изучение научного опыта, анализ первоисточников и законодательной документации.

Был проведен сравнительный анализ научного опыта двух государств, России и Узбекистана по вопросу развития и внедрения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для подготовки квалифицированных специалистов. Рассмотрены пути развития, проблемы и успехи внедрения этих технологий.

В ходе исследования были изучены государственные программы, федеральные законы и постановления ориентированные на поддержку развития и внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.

Стимулом к исследованию послужил опыт сотрудничества Российского государственного профессионально-педагогического университета и Коканского государственного педагогического института им. Мукимии, заключивших соглашение об обучении студентов Республики Узбекистан в России. Обучение, с применением дистанционных образовательных технологий,

уже прошло 17 студентов и 16 человек еще находятся в процессе обучения. Образовательные организации, преподавательский состав и сами обучающиеся на личном опыте смогли прочувствовать все положительные и отрицательные стороны обучения с применением дистанционных образовательных технологий и понять необходимость совместного сотрудничества в этом направлении, для обмена опытом и улучшения качества учебного процесса.

Результаты и обсуждение

Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в России

Понятие электронного обучения как формы организации образовательной деятельности, а также понятие дистанционных образовательных технологий закреплены Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [8]. В статью 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» были внесены поправки в редакции Федеральных законов от 26.07.2019 № 232-ФЗ и от 30.12.2021 № 472-ФЗ, уточняющие и регулирующие применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в сфере образования.

Поправки в закон вносились в связи с вынужденным переходом образовательных учреждений на обучение с применением дистанционных образовательных технологий в условиях пандемии Коронавирусной инфекции. Именно пандемия вскрыла назревшие проблемы в системе образования, не только в России, но и в других странах. Многие педагоги и обучающиеся, да и образовательные учреждения в целом, столкнулись с тем, что не были готовы к массовому переходу на обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Сегодня российская система образования уже адаптировалась к новым условиям. Самым сложным в процессе адаптации было понимание психолого-педагогических требований к применению дистанционных образовательных технологий, ведь педагог, прежде всего сам должен понимать что это такое и как их правильно использовать, осознавать необходимость их применения. От этого зависит то, как должно быть выстроено учебное занятие, какой учебный контент должен быть подготовлен, и в каком формате представлен [2].

Также, как отмечают Э.И.Магомадова, С.С.-А.Вазкаева,

В.А.-Р.Иноркаев, приходит понимание того, что внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в реализацию образовательных программ - необходимое, но не достаточное условие для повышения качества образования. Необходима интеграция современных

цифровых технологий с традиционными. Они должны усиливать и дополнять друг друга. Только так можно добиться положительного результата [2].

Кроме того, А.Ю.Морева и А.И.Величко, в своей статье «Применение дистанционных технологий и их эффективность в процессе обучения» [5], обращают внимание на то, что в основе дистанционного обучения, ориентированного на получение среднего, высшего или дополнительного образования должны лежать четыре принципа обучения, которым необходимо следовать, чтобы качество традиционного образования с применением дистанционных технологий, не только не понизилось, но и имело устойчивый положительный эффект:

1. Принцип открытого доступа, т.е. возможность для любого человека получить качественное образование на любом уровне (среднее, высшее, дополнительное, переквалификация).

2. Принцип базовых знаний, т.е. прежде чем человек войдет в процесс дистанционного обучения, он должен обладать хотя бы минимальным набором умений и навыков работы с информационными-коммуникационными технологиями.

3. Принцип интерактивности, т.е. дистанционное обучение и цифровые технологии должны обеспечивать возможность активного взаимодействия всех участников образовательного процесса (преподаватель - обучающийся, обучающийся - обучающийся).

4. Принцип применения информационных технологий, т.е. для того, чтобы интеграция традиционного очного и дистанционного обучения дала максимально эффективный результат, необходимо следующее соотношение используемых технологий и средств обучения: «видеоконференции - 15-20 %, учебные материалы на серверах сети Интернет - 25-35 %, печатные материалы -45-50 %, другие средства - не более 5 %» [5].

Именно понимание психолого-педагогических требований к применению дистанционных образовательных технологий, соблюдение вышеуказанных принципов, как преподавателями, так и обучающимися, а также качественно разработанный учебный контент дадут положительный педагогический эффект.

Кроме того, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 (ред. от 10.12.2014 г.) утверждает порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [11]. Согласно данному документу, образовательные организации обязаны обеспечить не только техническое оснащение и условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, но и соответствующий уровень подготовки

педагогических, научных, учебно-вспомогательных и др. работников организации. Это является одним из необходимых компонентов для организации дистанционного и смешанного учебного процесса.

Автор статьи «Дистанционное обучение: проблемы и перспективы» Н.А.Петренко [12] отмечает, что частичное использование дистанционных технологий, и чередование занятий офлайн и онлайн, может быть наиболее эффективной и результативной формой обучения. С одной стороны у обучающихся имеется возможность работать вместе с преподавателем, с помощью технических средств связи, с другой - имеется возможность свободного графика выполнения учебных заданий, просмотра занятий в записи.

Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в Республике Узбекистан

В законе Республики Узбекистан «Об образовании» от 23.09.2020 г. №2 ЗРУ-637 понятие дистанционного образования закреплено как форма образования без отрыва от производства. Также упоминаются «технологии дистанционного образования», которые могут использоваться образовательными организациями в экспериментальной и инновационной деятельности [9].

Для Республики Узбекистан использование дистанционных образовательных технологий являются приоритетным и необходимым фактором подготовки кадров мирового уровня. Еще в 2012 году Кабинет министров Республики Узбекистан принял решение № 228 от 25.07.2012 «О создании центра по обеспечению электронного обучения при образовательных ведомствах Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан». Согласно данному решению во всех вузах республики были организованы центры дистанционного обучения. При этом все центры координируются Центром электронного образования, созданном при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан [3]. Основная задача такой сети центров дистанционного обучения -внедрение широкого комплекса дистанционных образовательных технологий и информационно-коммуникационных технологий для учащихся и молодежи республики.

Также решение о развитии дистанционного образования было подкреплено постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан «О программе развития сферы услуг на 2016-2020 гг.» [7]. Благодаря программе, в ряде вузов внедрена система дистанционного обучения Moodle, которая применяется в сочетании традиционного и дистанционного обучения.

Благодаря своевременной заботе руководства Республики Узбекистан о внедрении и развитии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на всех уровнях системы образования, республика

достаточно легко адаптировалась к новым технологиям в условиях глобальной пандемии. Как отмечает руководитель проектов Центра «Стратегия развития» Фаррух Хакимов, сфера образования, адаптировалась к новым условиям сравнительно за короткий период. Более 200 педагогов провели более 3900 уроков в онлайн-формате. Для наибольшего охвата обучающихся, для подготовки старшеклассников к вступительным экзаменам, были организованы телевизионные трансляции занятий «Онлайн-репетитор» и «Онлайн-кружок». Не были забыты и преподаватели, для них были проведены телевизионные трансляции «Онлайн профессиональное развитие», так как не все учителя были подготовлены к быстрой смене традиционной деятельности на дистанционную. Такие трансляции поспособствовали адаптации преподавателей к новым условиям [15].

Однако стоит отметить, что несмотря на то, что большое количество общеобразовательных школ и вузов подключены оптоволоконным кабелем к сети Интернет, налажено онлайн обучение более 7 млн. учащихся и 500 тысяч студентов, в более чем 10 тысячах образовательных учреждениях [15] - нельзя сказать, что все учащиеся, студенты и желающие получить образование с применением дистанционных образовательных технологий, имеют технические возможности для этого. Центры дистанционного обучения в основном открыты в крупных городах, а ученики и студенты из регионов не всегда имеют доступ к персональному компьютеру и устойчивую интернет-связь. Но руководство Республики Узбекистан стремиться к тому, чтобы предоставить возможности получить образование, с применением дистанционных образовательных технологий, как можно большему количеству молодежи республики.

Для того, чтобы вывести систему высшего образования в Узбекистане на мировой уровень, чтобы решить технические и сопутствующие этой задаче проблемы, указом Президента Узбекистана от 09.10.2019 года № УП-5847 была утверждена концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года [10]. Концепция определяет стратегические цели и задачи, приоритетные направления и этапы развития высшего образования в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

На государственном уровне, согласно Концепции, планируется создание в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, для создания дополнительных условий обучения и воспитания студенческой молодежи, а также повышения уровня охвата высшим образованием как можно большего количества населения республики [1]. По данным Всемирного банка этот охват в 2020 году составлял всего 25%. Авторы статьи «Неиспользуемые возможности: дистанционного

образования в Узбекистане» О.Д.Рахимов, А.Х.Хужакулов, Б.Х.Шомуротов и Д.О.Рахимова считают, что повысить этот охват можно путем широкого внедрения цифровых технологий и современных методов в образовательный процесс, в том числе и дистанционных образовательных технологий. Авторы утверждают, что главное преимущество дистанционного обучения - это смещение акцента с вербальных методов обучения на методы творческой деятельности. Возможности дистанционного обучения позволят намного шире использовать образовательный потенциал изучаемых дисциплин, нежели это обеспечивают традиционные методы и методики [13].

Преимущества технологий дистанционного обучения очевидны, также как и их недостатки. С одной стороны с их помощью можно построить гибкий график обучения, с другой - недостаточность технического оснащения участников образовательного процесса; можно сэкономить время на дорогу и финансовые затраты на проживание в другом городе, но при этом сложно адаптироваться к дистанционному обучению, дисциплинировать и мотивировать себя на самостоятельную работу; возможность учиться вдали от учебного заведения, и при этом испытывать проблемы отсутствия непосредственного контакта с другими участниками образовательного процесса; удобство использования современных информационных технологий, и в то же время возникающие проблемы с идентификацией обучающихся и невозможность сохранить контроль за обучением [12].

Таким образом, на основе исследований, сделанных учеными Н.А.Петренко, А.Ю.Моревой, А.И.Величко, С.С.-А.Вазкаевой, Э.И.Магомадовой, В.А.-Р.Иноркаевым, О.Д.Рахимовым, А.Х.Хужакуловым, Б.Х.Шомуротовым и Д.О.Рахимовой нашедших свое отражение в научных статьях, государственные проекты по цифровизации образования требуют существенной доработки и пересмотра, так как в настоящий момент не способны обеспечить сохранения требуемого качества образования. Достойный уровень качества можно обеспечить только путем интеграции аудиторного и внеаудиторного обучения, а также полноценным обеспечением учебного процесса техническими средствами, и цифровой грамотностью как преподавателей, так и обучающихся.

В Республике Узбекистан, как и в Российской Федерации и других странах мира, все сферы человеческой деятельности, в том числе и система образования, движутся в направлении цифровизации. Поэтому миру рано или поздно придется адаптироваться к новым реалиям, хотя система образования, с ее существенно отложенными во времени эффектами, не успевает перестраиваться под задачи цифровой трансформации [4]. Эта адаптация уже началась, и толчком к более активным действиям глобальной цифровизации послужила пандемия. Однако,

несмотря на то, что руководитель проектов Центра «Стратегия развития» Фаррух Хакимов очень оптимистично описал адаптацию системы образования Узбекистана к новым условиям [15], О.Д.Рахимов, А.Х.Хужакулов, Б.Х.Шомуротов и Д.О.Рахимова отмечают, что экстренность введения дистанционного обучения выявила слабое звено системы образования - это неподготовленность студентов и преподавателей к ведению занятий в дистанционном формате. Не сразу, участники образовательного процесса смогли адаптироваться к работе с электронными системами управления обучением, такими как Moodle и Zoom [13]. Впрочем, в России преподаватели и студенты столкнулись с аналогичными проблемами. Кроме того, в условиях дистанционного обучения перед учащимися возникли задачи самостоятельного развития своих знаний, само мотивации к обучению и самодисциплины. Ведь в условиях дистанционного взаимодействия преподаватель может дать только общее концептуальное направление и необходимый учебный контент, а вот суть, как таковая, познается только при самостоятельном исследовании и самостоятельной работе над учебным материалом [1].

Как отмечают исследователи [13], дистанционное обучение в вузах Узбекистана пока еще не развито на достаточном уровне, хотя и имеет большой потенциал чтобы обеспечить доступ к качественному высшему образованию для разных слоев населения республики. Причиной этому, от части, является отсутствие научно-методической базы использования цифровых технологий в учебном процессе. На сегодняшний день существует качественная проблема в области научно-исследовательской и инновационной деятельности [1]. Также отсутствуют единые требования к электронным ресурсам, методические рекомендаций по подготовке цифрового учебного контента, а также рекомендации по применению инновационных педагогических технологий на онлайн занятиях. Основная же проблема - низкая обеспеченность населения компьютерами и высокоскоростным Интернетом во многих регионах республики. Эта проблема особенно актуальна для регионов, где много труднодоступных и удаленных населенных пунктов, не имеющих сетевых коммуникаций.

Выводы

В связи с выше озвученными проблемами, с которыми столкнулись и в России, и в Узбекистане, в процессе внедрения и развития обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в первую очередь необходимо обратить внимание на решение следующих вопросов:

1. Для эффективного развития дистанционных образовательных технологий и электронного обучения требуется широкое внедрение качественного технического, коммуникационного и программного обеспечения. Требуется

обеспечить техническое оснащение и проведение сетевых коммуникаций не только в центральных городах, но и удаленных населенных пунктах, как в России, так и в Узбекистане.

2. Финансовая поддержка, данный момент вытекает как следствие из предыдущего пункта. Любое техническое развитие всегда требует серьезных финансовых вливаний. Для этого в России и Узбекистане уже разработаны и реализуются соответствующие программы развития и цифровизации не только сферы образования, но и других сфер экономики. Однако из этого вытекает следующий пункт.

3. Государственные проекты по цифровизации образования требуют существенной доработки и пересмотра. В частности, в Узбекистане назрела необходимость разработки «Стратегии развития применения цифровых технологий в системе высшего образования в Узбекистане до 2030 года» [13], а в России требуется доработка стратегии «Цифровая трансформация образования». В разработке и доработке таких проектов должны принимать участие не только специалисты в области цифровизации, но и педагоги, ученые, которые реально задействованы в образовательном процессе, видят его изнутри, имеют опыт применения традиционных методик обучения. Это позволит обеспечить интеграцию современных цифровых технологий с традиционными, чтобы они усиливали и дополняли друг друга. Кроме того, реализация подобных проектов должна находится на особом контроле государства.

4. Требуется обеспечить финансовую поддержку научных исследований в области использования цифровых технологий в учебном процессе, а также реализация более активного обмена научным опытом, в этом вопросе, с ведущими вузами стран Содружества Независимых Государств (СНГ), странами Средней Азии, Россией и Узбекистаном, для того чтобы аккумулировать этот опыт в единую базу знаний, для дальнейшего эффективного применения.

5. Необходимо систематизировать имеющийся опыт, разработать единые методические требования к цифровым ресурсам учебного назначения не только внутри одной страны, но и интегрировать их на международном уровне. Для этого, важно поддерживать обмен опытом и его систематизацию с другими странами, в частности между Россией и Узбекистаном. Программы по обмену иностранными студентами частично уже способствуют решению этого вопроса, но не охватывают его в полном объеме.

6. Разработать методические рекомендаций по созданию цифрового учебного контента. Работа в этом направлении уже ведется, но на наш взгляд пока ее недостаточно. В Республике Узбекистан созданы следующие ресурсы для дистанционного образования: https://eduportal.uz/ - официальный портал Министерства народного образования Узбекистана, который предоставляет

бесплатный доступ преподавателям и ученикам к электронным учебникам и другому цифровому учебному контенту на узбекском и русском языках; три национальных телеканала, которые транслируют образовательные программы для учащихся начальной школы на трех языках, узбекском, русском и английском с переводом на язык жестов; uzedu.uz - сборник ресурсов Министерства народного образования для облегчения обучения во время закрытия школ [4]. В свою очередь в России также активно развиваются ресурсы учебного назначения, такие как: https://sferum.ru/?p=start - закрытое образовательное пространство для педагогов, учеников и их родителей; онлайн школы и платформы онлайн обучения - https://stepik.org/, https://foxford.ru/, https: //practicum. yandex.ru/, https: //www.coursera. org/, https: //universarium.org/, https://openedu.ru/ и др.

7. Необходимо обеспечить переподготовку уже имеющегося преподавательского состава и подготовку новых специалистов высокой квалификации, которые могли бы внести свой вклад в развитие цифровой информационно-образовательной среды, с применением дистанционных образовательных технологий, и как следствие - вклад в подготовку кадров мирового уровня для различных сфер экономики. Особое внимание здесь следует уделить формированию у педагогов общего понимания психолого-педагогических требований к применению дистанционных образовательных технологий, чтобы преподаватели осознавали необходимость их применения.

Совместные шаги по решению поставленных задач уже делаются. В 20222023 учебном году в ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» завершил свое обучение первый выпуск преподавателей информатики Республики Узбекистан. В ходе обучения обе стороны столкнулись с вышеперечисленными проблемами и смогли оценить весь спектр проблем, существующих в вопросе обучения с применением дистанционных образовательных технологий. На наш взгляд, совместное сотрудничество двух стран, а также реализация обозначенных выше вопросов, позволит осуществить более эффективное развитие и внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на международном уровне.

Использованная литература

1. Ахмедов Б. А. Значение внедрения дистанционных технологий в реформировании системы высшего образования Республики Узбекистан // Наука и образование сегодня. 2020. №10 (57). С. 51-56.

2. Магомадова Э. И., Вазкаева С. С.-А., Иноркаев В. А.-Р. Информационные технологии в дистанционном обучении // Журнал прикладных исследований. 2022. №6. С. 202-206.

3. Маннанова Н. Х. Формирование и развитие дистанционного образования как важный социальный процесс (сравнительный анализ) // Социология и право. 2017. №4 (38). С 55-60.

4. Махмутходжаева Л. С. Онлайн образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана // Открытое образование. 2021. №3. С. 46-61.

5. Морева, А. Ю., Величко А. И. Применение дистанционных технологий и их эффективность в процессе обучения // Современные инновации. 2022. №1

(41).

6. О программе развития сферы услуг 2016-2020 гг.: Постановление Кабинета министров республики Узбекистан от 26.02.2016 г. № 55 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/2909066.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 17.02.2023 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745.

8. Об образовании: Закон Республики Узбекистан от 23.09.2020 г. № ЗРУ-637 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/ru/docs/5013009.

9. Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года: Указ Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № УП-5847 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/4545887.

10. Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 (ред. от 10.12.2014 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000&a3=&a3type=1&a3value =&a6=102000244&a6type=1 &a6value=%CC%E8%ED%E8%F1 %F2%E5%F0%F 1 %F2%E2%EE+%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E80/oFF+%E8+%ED% E0%F3%EA%E8&a15=&a15type=1 &a15value=&a7type=1 &a7from=&a7to=&a7da te=23.08.2017&a8=816&a8type=2&a 1=&a0=&a16=&a16type=1&a16value=&a17= &a17type= 1&a17value=&a4=&a4type=1 &a4value=&a23=&a23type=1 &a23value= &textpres=&sort=7&x=49&y=17.

11. Петренко Н. А. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №274-2. С. 170-173.

12. Рахимов О. Д., Хужакулов А. Х., Шомуротов Б. Х., Рахимова Д. О. Неиспользуемые возможности: дистанционного образования в Узбекистане // Научный журнал. 2021. №3 (58). С. 72-75.

13. Khakimov F. O'zbekiston ta'lim tizimining yangi texnologiyalarga muvozlashtirish global pandemika shartlari: muammolar va imkoniyatlar // Strategy of Uzbekistan. 2020. №3. S. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.