Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ВОЗМОЖНОСТИ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ВОЗМОЖНОСТИ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1670
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / DISTANCE EDUCATION / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовский Антон Львович, Ребышева Лидия Васильевна

В настоящее время пандемия короновируса COVID-19 оказывает значительное воздействие на многие сферы человеческой деятельности, что приводит к стремительным изменениям в функционировании целых социальных институтов. Общество наблюдает за тем, как правительства, предприятия, школы, города и сообщества адаптируются к сложившейся ситуации и вносят фундаментальные изменения в существующие способы работы. Система высшего образования, традиционно медленно реагирующая на изменения, вынуждена существенно трансформироваться для адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию путем масштабного использования дистанционных образовательных технологий, реализующих принципы открытого образования. В настоящей статье показана роль дистанционного обучения в период трансформации системы высшего образования в условиях пандемии, проанализированы основные инструменты и технологии для работы с удаленными студентами, обозначены преимущества дистанционных образовательных технологий и проблемы при их реализации в сложившихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовский Антон Львович, Ребышева Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AND THE TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC: OPPORTUNITIES, CHALLENGES, PROSPECTS

Currently, the COVID-19 coronavirus pandemic has a significant impact on many areas of human activity, which leads to a gradual change in the functioning of entire social institutions. Society observes how governments, enterprises, schools, cities and communities adapt to the situation and make fundamental changes to existing ways of working. The higher education system, traditionally slowly responding to changes, is forced to rapidly transform to adequately respond to the current situation through the large-scale use of distance learning technologies that implement the principles of open education. This article shows the role of distance learning during the transformation of the higher education system in a pandemic, analyzes the main tools and technologies for working with remote students, shows the advantages of distance learning technologies and the problems in their implementation in the current conditions.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ВОЗМОЖНОСТИ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 376.1

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ВОЗМОЖНОСТИ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Антон Львович Абрамовский1, Лидия Васильевна Ребышева1

1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. В настоящее время пандемия короновируса COVID-19 оказывает значительное воздействие на многие сферы человеческой деятельности, что приводит к стремительным изменениям в функционировании целых социальных институтов. Общество наблюдает за тем, как правительства, предприятия, школы, города и сообщества адаптируются к сложившейся ситуации и вносят фундаментальные изменения в существующие способы работы. Система высшего образования, традиционно медленно реагирующая на изменения, вынуждена существенно трансформироваться для адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию путем масштабного использования дистанционных образовательных технологий, реализующих принципы открытого образования. В настоящей статье показана роль дистанционного обучения в период трансформации системы высшего образования в условиях пандемии, проанализированы основные инструменты и технологии для работы с удаленными студентами, обозначены преимущества дистанционных образовательных технологий и проблемы при их реализации в сложившихся условиях.

Ключевые слова: дистанционное образование, технологии дистанционного обучения, трансформация высшего образования.

Distance Learning Technologies and the Transformation of Higher Education in the Context of the COVID-19 Pandemic: Opportunities, Challenges, Prospects

Anton L. Abramovsky1, Lidia V. Rebysheva1

department of Marketing and Public Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Abstract. Currently, the COVID-19 coronavirus pandemic has a significant impact on many areas of human activity, which leads to a gradual change in the functioning of entire social institutions. Society observes how governments, enterprises, schools, cities and communities adapt to the situation and make fundamental changes to existing ways of working. The higher education system, traditionally slowly responding to changes, is forced to rapidly transform to adequately respond to the current situation through the large-scale use of distance learning technologies that implement the principles of open education. This article shows the role of distance learning during the transformation of the higher education system in a pandemic, analyzes the main tools and technologies for working with remote students, shows the advantages of distance learning technologies and the problems in their implementation in the current conditions.

Keywords: distance education, distance learning technologies, the transformation of higher education. Введение

Пандемия коронавируса в 2019-2020 годов затронула систему образования во всем мире, что привело к повсеместному приостановлению деятельности школ, университетов и колледжей. По состоянию на апрель 2020 года около 1,725 миллиардов учащихся пострадали из-за закрытия образовательных учреждений в ответ на пандемию. Согласно мониторингу ЮНЕСКО, 192 страны приостановили деятельность университетов, пытаясь сдержать распространение эпидемии COVID-19 [1]. Закрытие образовательных учреждений негативно влияет не только на обучающихся, преподавателей и их семьи, но и имеет далеко идущие

экономические и социальные последствия, в корне меняющие традиционную систему образования. Серьезность сложившейся ситуации отмечает генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле, полагающий, что «временное закрытие школ из-за проблем со здоровьем и других кризисов, к сожалению, не является чем-то новым, однако глобальные масштабы и скорость нынешних нарушений образовательных процессов не имеют аналогов и, в случае их продолжения, могут поставить под угрозу право на образование» [2].

По мнению главы Минобрнауки Российской Федерации Валерия Фалькова, пандемия уже стала «серьезным триггером к изменениям», она меняет требования к преподавателям и студентам вузов, а также к программам профессиональной переквалификации. Министр считает, что мировые и российские университеты станут более цифровыми, со значительной долей онлайн-сервисов и курсов, а образование в целом станет максимально индивидуализированным благодаря широкому использованию дистанционных образовательных технологий [3]. Специалисты ЮНЕСКО придерживаются схожей точки зрения, рекомендуя преподавателям и обучающимся школ и вузов применять программы дистанционного обучения и открытые образовательные приложения и платформы, которые могут быть использованы для дистанционного обучения [2].

Исходя из вышеизложенного, целью статьи является анализ роли дистанционного обучения в целом и дистанционных образовательных технологий в частности в трансформационных изменениях системы высшего образования, вызванных пандемией коронавируса.

Материалы и методы

Материалами к исследованию выступили экспертные доклады ЮНЕСКО по проблеме функционирования высшего образования в условиях пандемии коронавируса, отчеты мониторингов деятельности российских вузов при реализации ими дистанционных образовательных технологий, отечественные и зарубежные отчетные материалы по проблемам развития дистанционного обучения и образования.

Влияние глобальной сети Интернет на дистанционное обучение было изучено в научных трудах В.П. Тихомирова, В.И. Солдаткина, С.Л. Лобачева, О.Г. Ковальчука, в которых показана тесная взаимосвязь между дистанционным обучением и уровнем существующих информационно-коммуникационных технологий. При подготовке данной статьи использовалось социологическое исследование влияния пандемии COVID-19 на зарубежное высшее образование, проведенное глобальным рейтинговым агентством QS (Quacquarelli Symonds), по результатам которого были сделаны выводы о существенном негативном влиянии коронавирусной инфекции на национальные системы образования. Экономический анализ влияния пандемии на зарубежные университеты, результаты которого были представлены в статье Маргариты Деннис «How will higher education have changed after COVID-19?» также был использован при подготовке данной статьи.

Для достижения цели исследования были использованы методы системного анализа, контент-анализа интернет-сайтов российских и зарубежных университетов, а также анализ запросов пользователей в поисковых системах Яндекс и Google, объективно показавший рост интереса российских интернет-пользователей к дистанционному обучению и дистанционным образовательным технологиям.

Результаты и обсуждение

В апреле 2020 года глобальное рейтинговое агентство QS провело широкомасштабное социологическое исследование (было опрошено более 11 000 студентов и 400 специалистов в области образования) «Влияние коронавируса на глобальное высшее образование», по результатам которого стало очевидно существенное негативное влияние пандемии на системы высшего образования во всем мире [4]. Согласно исследованию, большинство опрошенных

44

студентов в конце марта (57 % от общего числа) на вопрос «Как коронавирус повлиял на ваши планы?» ответили, что он оказал на них сильное влияние и, скорее всего, их планы в области обучения изменятся; 14 % студентов отметили, что их планы не изменятся; 29 % опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос. Характерно, что с увеличением количества зараженных людей по всему миру и ростом общей информированности студентов относительно СОУШ-19 все большее количество из них отмечало существенное влияние пандемии на планы в области высшего образования (рисунок 1).

Рисунок 1. Трансформация мнения студентов относительно образовательных планов за период

февраль-март 2020 года

Пандемия коронавируса оказала негативное влияние и на студенческую мобильность. Многие из обучающихся связывают это с ограничением на поездки, приостановлением деятельности университетов, трудностями с получением стипендии, переносом сроков экзаменов и так далее. Снижение студенческой мобильности в целом является восходящим трендом. Так, по мнению Спенсера Хоукса, директора специальных проектов в международной рекрутинговой компании BMI, специализирующейся на подборе кадров для высшего образования и помощи иностранным студентам в выборе образовательного учреждения, «.. .есть четкая тенденция, что все больше азиатских студентов будут стремиться учиться в Азии. В настоящее время Малайзия является ведущим учебным центром в Азии» [5]. Пандемия коронавируса оказала значительное влияние и на деятельность вузов по всему миру. Так, университеты Австралии, Канады, Новой Зеландии и США, традиционно обучающие значительное количество студентов из Китая, больше не могут рассчитывать на существенный приток обучающихся из этой страны. Для американской системы высшего образования, насчитывающей 370 000 (33,7 % от общего числа иностранных студентов) студентов из Китая, это может стать серьезным экономическим испытанием. Выделенный американским правительством пакет чрезвычайной помощи на сумму 2 триллиона долларов, принятый в марте этого года, включает 14 миллиардов долларов США, предназначенных для высшего образования. Однако американский совет по образованию (ACE) объявил о «крайне неадекватной» сумме и призывает Конгресс выделить еще 47 миллиардов долларов на

чрезвычайную помощь, которая «будет поровну поделена между учащимися и учебными заведениями» и может «хотя бы частично смягчить ущерб, нанесенный этой пандемией» [6]. Согласно оценке влияния пандемии COVID-19 на высшее образование в Великобритании, финансовые последствия для вузов этой страны уже достигли 790 миллионов фунтов стерлингов, включая потери в виде «доходов от проживания, питания и конференций, а также дополнительные расходы на поддержку обучения студентов в Интернете» [6].

Пандемия COVID-19 существенно трансформирует и способы поступления студентов в вузы. Например, по всей Азии вступительные экзамены в университеты уже отложены на неопределенный срок, что в конечном итоге повлияет на осенний прием студентов первого курса в 2020 году. В то же время отмена Китаем экзаменов SAT, TOEFL, GRE и GMAT повлияет на поступление студентов и выпускников школ в США на осенний семестр. Почти все университеты лишились возможности проведения таких традиционных мероприятий по привлечению абитуриентов, как дни открытых дверей, а планы по набору контингента обучающихся уже находятся под существенной угрозой из-за общей ситуации неопределенности [6]. Таким образом, пандемия коронавируса оказала беспрецедентное влияние на деятельность вузов по всему миру, которые были вынуждены закрыть кампусы на длительный срок и перевести студенческий контингент на дистанционное обучение. Следовательно, эффективность деятельности университетов сейчас во многом зависит от качества и умелого использования цифровых инструментов, предназначенных для дистанционного обучения студентов.

Идея дистанционного обучения студентов не нова и впервые была реализована в 1840 году Исааком Питманом, который обучал студентов приемам стенографии, отправляя задания и получая ответы на них при помощи почтовых карточек. Так появилась первая, корреспондентская модель дистанционного обучения. Ее успешно использовал Открытый университет в Великобритании, разработавший огромное количество методических пособий и обучающих материалов для работы с дистанционными студентами. Становление второй (трансляционной) модели дистанционного обучения связано с появлением телефона и телевидения. Данная модель получила широкое распространение в середине XX века в США, благодаря внедрению системы публичного телевещания (PBS TV), объединившей более 1 500 колледжей и несколько телекомпаний.

Однако поистине широкое распространение дистанционное обучение получило благодаря появлению компьютеров и глобальной компьютерной сети Интернет. Роль глобальной сети Интернет в развитии дистанционного образования в мировом масштабе подчеркивается и в работах В.П. Тихомирова, В.И. Солдаткина, С.Л. Лобачева, О.Г. Ковальчука: «широкое внедрение глобальной компьютерной сети Интернет в образование не позволяет рассматривать перспективные образовательные проекты в отрыве от технологий этой уникальной информационной и транспортной среды. Эта среда предопределила появление сетевых технологий обучения через Интернет. Сетевое дистанционное обучение, в свою очередь, активно стимулирует развитие систем информационного обеспечения учебного процесса — сетевых электронных библиотек. Существенным преимуществом сетевых технологий в отличие от других является возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем, студентами и администрацией учебного заведения» [7].

В настоящее время существует значительное количество терминов, так или иначе связанных с дистанционным обучением. В зарубежной литературе можно встретить следующие определения: дистанционное обучение, e-learning (электронное обучение), hybrid learning (гибридное обучение), blended learning (смешанное обучение), TEL (technology enhanced learning — обучение с использованием технических средств), WSCL (web-supported collaborative learning — обучение с сетевой поддержкой), CBT (computer-based training —

обучение на базе компьютера), WBT (web-based training — обучение, в основе которого лежит глобальная сеть Интернет), виртуальное обучение и так далее. Упомянутые выше термины, связанные с дистанционным обучением, показаны во взаимосвязи на рисунке 2.

Дистанционное обучение

\ 1

TEL (Technology Enhanced Learning) обучение с использованием технических средств Дистанционное обучение последнего поколения на базе информационных технологий

С ВТ (Computer-Based Training) Обучение при помощи компьютера Сетевое обучение с использованием образовательной среды -

WBT (Web-Based Training) Обучение при помощи сети Интернет 1 ♦

Синхронное Асинхронное

WSCL (Web-Supported Collaborative Learning) Сетевая поддержка обучения Смешанное обучение (hybrid learning) -

Рисунок 2. Взаимосвязь терминологии дистанционного обучения с уровнем его использования

образовательным учреждением

Пандемия коронавируса COVID-19 стимулирует развитие и внедрение систем дистанционного образования как в России, так и во всем мире. Так, в начале апреля 2020 года Министерство просвещения РФ запустило платформу для дистанционного обучения школьников «Моя школа в online». В ней собраны учебные материалы, соответствующие федеральному перечню учебников. Ресурс рассчитан и на регионы со слабым доступом к сети Интернет, в таком случае для обучения школьников будут использоваться телевизионные каналы [8]. В марте 2020 года Министерство науки и высшего образования России подготовило перечень бесплатных онлайн-курсов от основных российских вузов, большинство из которых территориально расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Согласно сообщению ведомства, это сделано с целью эффективной организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [9]. Согласно проведенному QS исследованию, изменилось отношение студентов и к дистанционному образованию. По состоянию на 26 марта 2020 года, 58 % опрошенных иностранных студентов выразили заинтересованность в дистанционном обучении из-за ограничений, вызванных коронавирусом, в то время как только 42 % заявили, что они не заинтересованы в обучении онлайн. Кроме того, 51 % опрошенных студентов заявили, что они ожидают, что университеты перенесут их занятия в онлайн-среду в качестве вынужденной меры на период борьбы с коронавирусной инфекцией [4]. Рост интереса к дистанционному обучению наблюдается и у российских студентов, о чем свидетельствует увеличение количества запросов по данной тематике в поисковых системах. Если в марте 2019 года количество обращений пользователей по запросу «дистанционное обучение» в поисковой системе Яндекс не превышало 300 тысяч, то в марте 2020 года количество обращений превысило 1,8 миллион (рисунок 3). Подобный шестикратный рост интереса к технологиям дистанционного образования, безусловно, вызван пандемией коронавируса [10]. Однако, по мнению авторов статьи, с улучшением эпидемиологической обстановки в стране и мире будет наблюдаться постепенное снижение интереса пользователей к данной тематике.

-1-1-1-1-1-1-1-

2019 Map Май Июл Сен Ноя 2020 Map

Рисунок 3. Рост количества обращений пользователей по запросу «дистанционное обучение» в

поисковой системе Яндекс

Аналогичная ситуация, связанная с ростом интереса общественности к технологиям дистанционного обучения, прослеживается и среди пользователей поисковой системы Google, что показано на рисунке 4. Если еще в апреле 2019 года индекс пользовательского интереса к данным технологиям не превышал значения в 11 единиц, то в конце марта 2020 года данный показатель становится равным 100 единицам, показывая почти десятикратный рост [11].

Динамика популярности ♦ < >

21 апр 201„ 29 сент. 2019 г. 8 мар. 2020 г.

Рисунок 4. Рост количества обращений пользователей по запросу «дистанционное обучение» в

поисковой системе Google

Инструмент Google Trends, при помощи которого были получены упомянутые выше данные, позволил выявить те города России, в которых пользователи заинтересованы в дистанционных образовательных технологиях больше всего. Так, в конце марта — начале апреля 2020 года пользователи из Краснодара (индекс интереса 100), Новосибирска (индекс интереса 84), Санкт-Петербурга (83), Казани (76), Екатеринбурга (65), Москвы (47) были максимально заинтересованы в технологиях дистанционного обучения.

Проведенный контент-анализ 35 интернет-сайтов российских университетов позволил выделить основные технологии и формы дистанционного обучения (таблица 1), применяемые вузами в настоящее время, и проанализировать их достоинства и недостатки. Большинство рассмотренных университетов активно используют информационные среды для дистанционного обучения студентов (LMS, Learning management Systems), функционирующих на базе Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Данное программное обеспечение представляет собой интернет-сайт, в котором

преподаватели и студенты могут общаться, проводить лекции и вебинары, организовывать практические задания и так далее. Согласно статистике на официальном сайте данного программного продукта, Moodle используется на 156 000 сайтов по всему миру, количество курсов, функционирующих в данной образовательной среде, превышает 24 миллиона, а количество учащихся стремительно приближается к 1 триллиону студентов [12].

Таблица 1. Основные технологии, применяемые российскими университетами, при реализации

дистанционного образования

Технология Достоинства Недостатки

Обучение с использованием аудиоконференций, видео -конференций • неограниченное количество студентов; • низкая стоимость разработки учебного материала; • возможность организации обучения при помощи нескольких специалистов, находящихся в разных местах • отсутствие обратной связи между преподавателем и студентом; • требуется дорогостоящее оборудование для работы; • низкий уровень вовлеченности студентов образовательный процесс

Обучение с использованием вебинаров (webinars) • высокий уровень интерактивности; • неограниченное количество студентов; • низкая стоимость разработки учебного материала; • наличие обратной связи между преподавателем и студентом • требуется дорогостоящее оборудование для работы; • необходима высокая скорость интернет-соединения; • необходимы навыки работы с компьютером

Обучение с использованием электронной почты (e-mail) • высокая скорость доставки учебного материала; • наличие обратной связи между преподавателем и студентом; • удобство использования • требуется дорогостоящее оборудование для работы; • необходима высокая скорость интернет-соединения; • необходимы навыки работы с компьютером

Обучение с использованием чат-технологий (chat) • взаимодействие в реальном времени; • быстрая обратная связь между преподавателем и студентом; • возможность одновременного общения с несколькими преподавателями • требуется дорогостоящее оборудование для работы; • необходимы навыки работы с компьютером; • студент зависит от расписания занятий

Обучение в электронной образовательной среде (LMS) на базе сети Интернет • высокий уровень интерактивности; • возможность обучаться в любое время и в любом месте; • высокая эффективность обучения • высокая стоимость разработки образовательной среды; • высокая стоимость разработки электронных курсов; • необходимость в специалистах, поддерживающих работу системы

Виртуальные лабораторные работы • высокий уровень вовлеченности студентов образовательный процесс; • возможность проводить уникальные эксперименты • не формируется представление о реальных приборах и технологиях; • высокая стоимость разработки лабораторных практикумов; • требуется дорогостоящее оборудование для работы, а также навык работы с компьютером

Незначительная доля университетов используют платные программные среды для дистанционного обучения студентов. Преимущества данных разработок по сравнению с бесплатным пакетом Moodle заключается в их большей защищенности, наличии поддержки пользователей, что в целом делает среду более надежной и защищенной [13].

Выводы

Мы живем в мире, где существующие нормы постоянно трансформируются, зачастую меняясь до неузнаваемости. Пандемия COVID-19 стремительно меняет систему высшего образования, ориентируя ее на дистанционные образовательные технологии. В ближайшем будущем иметь успех на рынке будут те университеты, которые сумеют в короткий срок и с максимальным качеством перевести свои программы в онлайн-среду, комфортную для обучения студенческого контингента. Пандемия коронавируса является испытанием не только для национальных систем образования, но и для самих студентов, а также профессорско-преподавательского состава университетов. Многие их них никогда не учились и не преподавали онлайн, не имеют необходимых навыков для работы в электронных образовательных средах. В то же время, несмотря на глобальные вызовы, стоящие перед системами образования стран мира, сложившаяся ситуация заставляет сотрудников вузов и самих студентов искать новые методы и пути для продолжения образовательной деятельности. Например, некоторые преподаватели используют не только классические инструменты для совместной работы, такие как Slack или Zoom, но и нестандартные в данной отрасли программы, такие как Twitch или Discord, изначально предназначенные для геймеров.

Эксперты высказывают мнение о том, что после 2020 года понятие так называемого элитного высшего образования будет существенно размыто и трансформировано, что связано со значительным влиянием и повсеместным распространением дистанционного обучения. Постепенно будет стираться граница между вузами, многие университеты и колледжи будут закрыты вследствие своей нерентабельности и невостребованности на рынке.

Некоторые высокопоставленные российские чиновники, осознавая влияние COVID-19 на общество, предлагают оформить правовой статус дистанционного образования. Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации, отмечает в своем блоге: «Пандемия коронавируса дала импульс движению к формированию системы школьного и вузовского образования, органично сочетающего как традиционные, так и дистанционные, цифровые технологии обучения. Будущее именно за такой системой. А она требует более точного правового, законодательного оформления уже в ближайшее время».

Таким образом, существующая реальность существенно трансформировала системы высшего образования, обозначив перед ними новые вызовы и возможности. У ведущих мировых экспертов нет сомнения в том, что в ближайшие годы дистанционные образовательные технологии получат повсеместное распространение в национальных системах образования всех уровней.

Библиографический список

[1] COVID-19 Educational Disruption and Response [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 12.03.2020).

[2] 290 миллионов учащихся не посещают школу в связи с эпидемией COVID-19: ЮНЕСКО публикует первые глобальные данные и мобилизует ресурсы для осуществления ответных мер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.unesco.org/news/290-millionov-uchashchihsya-ne-poseshchayut-shkolu-v-svyazi-s-epidemiey-covid-19-yunesko (дата обращения: 12.03.2020).

[3] Фальков анонсировал появление из-за вируса «другого высшего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/09/04/2020/5e8edde797 (дата обращения: 09.04.2020).

[4] The Impact of the Coronavirus on Global Higher Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.qs.com/portfolio-items/the-impact-of-the-coronavirus-on-global-higher-education/ (дата обращения: 10.04.2020).

[5] How will higher education have changed after COVID-19? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200324065639773 (дата обращения: 10.04.2020).

[6] Measuring COVID-19's impact on higher education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://monitor.icef.com/2020/04/measuring-covid-19s-impact-on-higher-education/ (дата обращения: 15.04.2020).

[7] Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л., Ковальчук О.Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний (часть 1) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st158.html (дата обращения: 09.02.2020).

[8] Сергей Кравцов сообщил о запуске онлайн-платформы для дистанционного обучения школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/2309/sergey-kravcov-soobschil-o-zapuske-onlayn-platformy-dlya-distancionnogo-obucheniya-shkolnikov/ (дата обращения: 08.04.2020).

[9] Современная цифровая образовательная среда в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.edu.ru/public/courses (дата обращения: 09.04.2020).

[10] Сервис «Подбор слов» поисковой системы «Яндекс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 11.04.2020).

[11] Сервис «Google Trends» поисковой системы «Google» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.google.com/trends/ (дата обращения: 09.04.2020).

[12] Moodle Statistics [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stats.moodle.org/ (дата обращения: 09.04.2020).

[13] Матвиенко призвала оформить правовой статус дистанционного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20200410/1569865141.html (дата обращения: 15.04.2020).

References

[1] UNESCO. (2020). COVID-19 Educational Disruption and Response. Retrieved from https://en.unesco.org/covid19/educati onresponse.

[2] 290 million students do not attend school due to the COVID-19 epidemic: UNESCO publishes first global data and mobilizes resources to respond. (2020, March). Retrieved from https://ru.unesco.org/news/290-millionov-uchashchihsya-ne-poseshchayut-shkolu-v-svyazi-s-epidemiey-covid- 19-yunesko.

[3] Falkov announced the emergence of the "other higher education" virus. (2020, April). Retrieved from https://www.rbc.ru/society/09/04/2020/5e8edde79a79470aa3b361f7.

[4] The Impact of the Coronavirus on Global Higher Education. (2020). Retrieved from https://www.qs.com/portfolio-items/the-impact-of-the-coronavirus-on-global-higher-education.

[5] How will higher education have changed after COVID-19? (2020, March). Retrieved from https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200324065639773.

[6] Measuring COVID-19's impact on higher education. (2020, April). Retrieved from https://monitor.icef.com/2020/04/measuring-covid-19s-impact-on-higher-education.

[7] Tikhomirov V.P., Soldatkin V.I., Lobachev S.L., Kovalchuk O.G. (2020). Distance Learning: to Virtual Knowledge Environments (Part 1). Retrieved from http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st158.html.

[8] Sergey Kravtsov announced the launch of an online platform for distance learning for schoolchildren. (2020, April). Retrieved from https://edu.gov.ru/press/2309/sergey-kravcov-soobschil-o-zapuske-onlayn-platformy-dlya-distancionnogo-obucheniya-shkolnikov.

[9] Modern digital educational environment in the Russian Federation. (2020). Retrieved from https://online.edu.ru/public/courses.

[10] The Word Search service of the Yandex search engine. (2020). Retrieved from https://wordstat.yandex.ru/.

[11] Google Trends service of the Google search engine. (2020). Retrieved from https://trends.google.com/trends/.

[12] Moodle Statistics. (2020). Retrieved from https://stats.moodle.org/.

[13] Matvienko called for formalizing the legal status of distance education. (2020, April). Retrieved from https://ria.ru/20200410/1569865141.html.

Получена / Submitted: 02/04/2020 Доработана / Revised: 16/04/2020 Принята к публикации / Accepted: 22/05/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.