Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПЕРИОД КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПЕРИОД КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деряева О.Г., Деряева А.Г.

Статья посвящена анализу применения дистанционных технологий в самостоятельной работе англоязычных студентов медицинского вуза. Правильная организация самостоятельной работы студентов (СРС) преподавателями высшего образования требует создания вузом педагогических условий. Применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для организации СРС уже обнаруживало свою эффективность. В данный момент применение ДОТ для организации СРС во время прохождения учебной практики является актуальной задачей, так как в Федеральном государственном стандарте (ФГОС) по итогам практики студент должен освоить определенные навыки и компетенции, а время для ее прохождения ограничено. Авторы выявляют и систематизируют педагогические условия для организации самостоятельной работы студентов с ДОТ для повышения эффективности прохождения клинической практики. На основании анализа литературы и опыта создания электронной образовательной среды были выявлены и охарактеризованы основные принципы и этапы создания электронного курса для организации самостоятельной работы студентов 4 курса медицинского вуза, обучающихся на иностранном языке. Делается вывод об эффективности интеграция дистанционных технологий в самостоятельную работу студентов, что дает возможность повторения теоретического материала, изучить необходимую информацию об организации практики в стационаре, технику безопасности, а также данные для заполнения отчетной документации. Преимущества ДОТ заключаются в повышении наглядности, доступности и системности изложения необходимого материала, последовательности выполнения индивидуальных заданий, формирования навыков эффективного распределения времени студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деряева О.Г., Деряева А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR THE INDEPENDENT WORK OF ENLISH-SPEAKING MEDICAL STUDENTS DURING CLINICAL PRACTICE

The article deals with the proper organization of independent work of students (SRS) during clinical practice. For the organization of the SRS, the use of distance learning technologies (DOT) is considered effective. At the moment, the use of DOT for the organization of SRS during the internship is an urgent task, since in the Federal State Standard (FGOS), according to the results of the internship, the student must master certain skills and competencies, and the time for its passage is limited. The authers identify and analyse pedagogical conditions for the organization of independent work of students using distance learning technologies to improve the effectiveness of clinical practice. Based on the analysis of literature and experience in creating an electronic educational environment, the basic principles and stages of creating an electronic course for organizing independent work of 4th-year students of a medical university studying in a foreign language were identified and characterized. The authors make as conclusion about the effictiveness of remote technologies’ integration into the independent work of students, which makes it possible to repeat theoretical material, study the necessary information about the organization of practice in the hospital, safety techniques, as well as data for filling out accounting documentation. The advantages of remote learning is associated with the visibility, accessibility and consistency of the presentation of the necessary material, the sequence of individual tasks, instilling an effective allocation of student time.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПЕРИОД КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ»

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПЕРИОД КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

О.Г. Деряева, канд. мед. наук, доцент А.Г. Деряева, ассистент

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Воронеж)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-1-63-67

Аннотация. Статья посвящена анализу применения дистанционных технологий в самостоятельной работе англоязычных студентов медицинского вуза. Правильная организация самостоятельной работы студентов (СРС) преподавателями высшего образования требует создания вузом педагогических условий. Применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для организации СРС уже обнаруживало свою эффективность. В данный момент применение ДОТ для организации СРС во время прохождения учебной практики является актуальной задачей, так как в Федеральном государственном стандарте (ФГОС) по итогам практики студент должен освоить определенные навыки и компетенции, а время для ее прохождения ограничено.

Авторы выявляют и систематизируют педагогические условия для организации самостоятельной работы студентов с ДОТ для повышения эффективности прохождения клинической практики. На основании анализа литературы и опыта создания электронной образовательной среды были выявлены и охарактеризованы основные принципы и этапы создания электронного курса для организации самостоятельной работы студентов 4 курса медицинского вуза, обучающихся на иностранном языке. Делается вывод об эффективности интеграция дистанционных технологий в самостоятельную работу студентов, что дает возможность повторения теоретического материала, изучить необходимую информацию об организации практики в стационаре, технику безопасности, а также данные для заполнения отчетной документации. Преимущества ДОТ заключаются в повышении наглядности, доступности и системности изложения необходимого материала, последовательности выполнения индивидуальных заданий, формирования навыков эффективного распределения времени студента.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, самостоятельная работа студента, клиническая практика.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью программы высшего образования в системе подготовки студентов. Организация самостоятельной работы происходит на протяжении всего времени обучения. Самостоятельная работа имеет свою структуру, которая включает мотивацию, учебные задачи, учебные действия и контроль. Данный вид деятельности побуждается конкретной целью, отражает представление субъекта о результатах деятельности и приобретает форму самообразования [1].

Составление конспектов, тезисов, плана к отработанному материалу, выполнение индивидуальных работ, написание рефера-

тов, историй болезни, мини-кураций, составление плана лечения, плана диагностики и т.д., а также работа с электронными версиями материалов, специальной литературой, поиск нужной информации в сети Интернет - все это относится к видам самостоятельной работы студента в медицинском вузе.

Дидактические возможности и условия использования информационно-образовательных ресурсов и служб, мультимедийных средств в системе дистанционного обучения позволяют представить необходимую, специализированную учебную информацию для самостоятельного изучения в виде гиперссылок, использовать нагляд-

ные свойства звуковой, графической, анимационной и видеоинформации, способствующие лучшему усвоению материала [2, 3].

Самостоятельная работа студента является обязательным звеном процесса обучения, предусматривающим прежде всего индивидуальную работу обучающихся в соответствии с установкой преподавателя или программой обучения. Эффект от самостоятельной работы обучающихся можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в качестве целостной системы [4, 5].

Одним из видов самостоятельной работы студента является практика. Практика подразумевает изучение большого объема теоретического материала на месте прохождения практики (техника безопасности, знакомство с основной деятельностью организации, базовые знания по материалу практики) и организацию эффективного распределения времени студента за ограниченное время. Результат практики всегда оценивается руководителем практики [4].

Эффективность организации самостоятельной работы студента во время прохождения практики зависит от применяемых педагогических технологий обучения. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процессе организации самостоятельной работы во время прохождения практики студентов 4 курса будет целесообразно для возможности в любое время повторить пройденный ранее материал, изучить новые теоретические вопросы, посмотреть практические навыки, а затем применить их на практике.

Студенты, обучающиеся на английском языке, испытывают коммуникативных трудностей в общении с пациентами при прохождении практики. В связи с этим контактная работа преподавателя требует больше времени и направлена не на объяснение и повторение материала, а на помощь при общении с пациентами, переводе написанных на русском методов исследования, историй болезни. В результате чего основные принципы прохождения практики, правила заполнения отчетной документации, написания историй болез-

ни, а также моменты знакомства с организацией стационара, как места прохождения практики, рационально предоставить в дистанционной форме. Это будет способствовать акцентированию внимания студентов, обучающихся на английском языке на самой практике, работе в стационаре, самостоятельному выполнению практических навыков, что необходимо для получения компетенций будущего врача [7, 8].

Результаты исследования. В основу дистанционного формата организации самостоятельной работы взята система организации эффективной СРС с использованием информационных и коммуникационных технологий. Во-первых, необходимо определиться с наличием образовательной среды. Система дистанционного обучения МооШе является неотъемлемой частью электронной информационно образовательной среды ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Прежде чем выявить и систематизировать педагогические условия для организации самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий для повышения эффективности прохождения учебной практики, необходимо сделать анализ использования Система дистанционного обучения МооШе для организации учебной практики. На первом этапе для анализа электронной информационно образовательной среды рассмотрено размещение рабочих программ учебной практики в системе дистанционного обучения МооШе. Затем необходимо определить те компетенции и практические навыки, которые необходимы студенту 4 курса для прохождения практики в качестве помощника врача, выделить и структурировать план курса, а также определить подготовить теоретические данные, видео и аудиоматериалы.

Третий этап - анализ готовности студента. Готовность студента состоит из двух составляющих: мотивационной готовности и технологической компетентности. Для готовности работы студента с использованием дистанционных образовательных технологий необходимо проверить наличие входа и подключения всех студентов к системе дистанционного обучения МооШе, а также объяснить необхо-

димость выполнения заданий и изучения предложенного материала.

Клиническая практика является обязательной для всех направлений обучения в медицинском вузе. Практика студентов 4 курса по освоению навыков и компетенции необходима для использования в дальнейшей работе врача. В связи с этим реализация в рамках самостоятельной работы для прохождения практики с использованием системы дистанционного обучения Мооё1е для организации учебной практики у студентов, обучающихся на английском языке, способствует лучшему усвоению необходимого материала для прохождения практики. Результат использования системы дистанционного образования Мооё1е в организации клинической практики формируются необходимые навыки и умения: умение оформлять истории болезни, умение пользоваться ЭБС университета, заполнение отчетной документации, повторение и усвоение техник и правил выполнения основных практических навыков, предусмотренных рабочей программой практики.

На основе анализа результатов освоения материалов и практических навыков и применения их, а также уровня подготовки к сдаче текущего и промежуточного контроля по результатам освоения практики можно сделать выводы, что применение в самостоятельной работе дистанционных образовательных технологий выполняют организационную, подготовительную и систематизирующую функцию. Для прохождения клинической практики с использованием дистанционных технологий устанавливается такая последовательность: ознакомление с программой учебной практики; введение в технику безопасности при прохождении практики в стационаре, противопожарной профилактике; ознакомление с внутренним распорядком дня; распределение по рабочим местам; выдача индивидуальных заданий; работа студентов по заполнению медицинской и отчетной документации.

Организация раздела в системе дистанционного образования Мооё1е клинической практики студентов, обучающихся на

английском языке, проходит по следующему принципу:

1) ознакомление с программой учебной практики;

2) проведение инструктажей по технике безопасности, противопожарной профилактике в виде лекций в СДО Мооё1е;

3) доступ к теоретическим материалам, индивидуальным практическим заданиям;

4) проверка отчета по практике.

В дальнейшем студенты сдают устно текущий контроль.

По такому принципу в среде системы дистанционного образования Мооё1е реализуется самостоятельная работа студентов в клинической практике.

Для эффективности организации самостоятельной работы студентов во время практики с применением системы дистанционного обучения Мооё1е необходимо выполнение ряда педагогических условий. Это создание позитивной мотивации, способствующей в минимально короткие сроки адаптации студентов к организации учебного времени и достижению максимума успешности в прохождении учебной практики. Выполнению данного условия поможет настройка времени для сдачи тестовых заданий в системы дистанционного обучения Мооё1е. Для эффективной самостоятельной работы студентов во время прохождения клинической практики является освоение информационно-образовательных технологий в организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности, обеспечение студентов необходимыми методическими материалами. Студентам предоставляется возможность пользоваться электронными библиотеками. В условиях учебной практики особая роль принадлежит программе практики, которая является главным механизмом, определяющим организацию, нормирование нагрузки студентов и обеспечивающим методическое сопровождение. В процессе клинической практики должно организоваться дистанционное консультационно-методическое сопровождение по содержанию практики, оформлению истории болезни, подготовке отчетной документации по практике.

помощника врача (по итогам прохождения практической подготовки в стационаре).

Осуществление контроля помогает студенту методически правильно, с минимальными временными затратами освоить теоретический материал, овладеть начальными профессиональными умениями решения определенных практических задач, проявить творческое и ответственное отношение к своей деятельности [7, 9].

Заключение. Педагогические условия, которые были выявлены и систематизированы в ходе данного наблюдения, помогут в эффективной организации самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий для прохождения клинической практики. Это будет способствовать: получению знаний, формированию профессиональных компетенций, повышению интереса учащегося к выбранной профессии, самоопределению в будущей профессиональной деятельности [8].

Библиографический список

1. Ботузова Ю.В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. - № 12 (декабрь). - С. 146-150. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13270.htm.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 416 с.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные техно логии в системе образования: учеб. пособие студ. высш. учеб. за-вед. / под ред. Е.С. Полат - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 272 с.

4. Куликова Л.М., Куликов Л.М. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях производственной практики как фактор формирования конкурентоспособного выпускника // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - №3 (28). - С. 131-138.

5. Ефремова Е. А. Применение дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы студентов (на платформе СДО Moodle): дис. магистра педагогики / Северо-Восточный федеральный университет. - Якутск, 2020. - С. 57.

6. Deryaeva О.&, Myachina D.S., Deryaeva A.G., Kozhevnikov V.V. Teaching clinical disciplines to foreign students: bilingual training in medical universities // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - №7-3 (46). - С. 18-21.

7. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. - № 6. - С. 120-124.

8. Торубарова И.И. Коммуникативная толерантность как профессионально-значимая характеристика личности студента-медика // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 3-2. - С. 70-72.

9. Deryaeva A.G., Deryaeva O.G., Kosolapov V.P. Foreign language as a part of professionally-oriented training in the system of continuous professional development in healthcare // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - № 7-3 (46). - С. 6-9.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы являются следующие:

1) уровень знаний техники безопасности (по итогам тестирования данного раздела в СДО Moodle);

2) уровень освоения теоретического материала по содержанию практики (по итогам тестирования данного раздела в СДО Moodle);

3)уровень выполнения индивидуальных практических занятий (три уровня заданий в СДО Moodle);

4) качество оформления отчетных материалов в соответствии с требованиями по оформлению учебной практики;

6) уровень ответственности за свою самостоятельную профессиональную деятельность, самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности, а также способность применения полученных знаний, в том числе практических, в условиях работы в стационаре в качестве

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR THE INDEPENDENT WORK

OF ENLISH-SPEAKING MEDICAL STUDENTS DURING CLINICAL PRACTICE

O.G. Deryaeva, Candidate of Sciences (in Medicine), Associate Professor

A.G. Deryaeva, Assistant

Burdenko Voronezh State Medical University

(Russia, Voronezh)

Abstract. The article deals with the proper organization of independent work of students (SRS) during clinical practice. For the organization of the SRS, the use of distance learning technologies (DOT) is considered effective. At the moment, the use of DOT for the organization of SRS during the internship is an urgent task, since in the Federal State Standard (FGOS), according to the results of the internship, the student must master certain skills and competencies, and the time for its passage is limited.

The authers identify and analyse pedagogical conditions for the organization of independent work of students using distance learning technologies to improve the effectiveness of clinical practice. Based on the analysis of literature and experience in creating an electronic educational environment, the basic principles and stages of creating an electronic course for organizing independent work of 4th-year students of a medical university studying in a foreign language were identified and characterized. The authors make as conclusion about the effictiveness of remote technologies' integration into the independent work of students, which makes it possible to repeat theoretical material, study the necessary information about the organization of practice in the hospital, safety techniques, as well as data for filling out accounting documentation. The advantages of remote learning is associated with the visibility, accessibility and consistency of the presentation of the necessary material, the sequence of individual tasks, instilling an effective allocation of student time.

Keywords: distance learning technologies, information technologies, student's independent work, clinical practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.