DOI 10.26105/SSPU.2019.10.99.01 5 YAK 378.14 ББК 74.484.27
Л.И. ЯШИНА
L.I. YASHINA
АИСТАНиИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ
DISTANCE LEARNING IN UNIVERSITY: CONTENTS AND TECHNOLOGIES
Переход к информационному обществу предполагает создание развитой информационно-коммуникационной среды и интеграции в мировое образовательное пространство, изменение содержания образования. В статье раскрывается содержание понятия «дистанционное обучение». На основе анализа форм и технологий дистанционного обучения автор приходит к выводу о необходимости коренного пересмотра представлений о роли образования. Использование технологий дистанционного обучения в образовательном процессе влечет изменения в осуществлении преподавательской деятельности.
The transition to information society implies the creation of developed information and communication environment and integration into the world educational space, a change in the contents of education. The article reveals the contents of the concept "distance learning". Based on the analysis of forms and technologies of distance learning, the author comes to the conclusion that there is a need for a radical revision of ideas about the role of education. The use of distance learning technologies in the educational process leads to changes in the implementation of teaching activities.
Ключевые слова: информационное общество, образование, образовательная парадигма, дистанционное обучение, дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии.
Key words: information society, education, educational paradigm, distance learning, distance education, information and communication technologies.
Введение. Развитие дистанционного образования способствует интеграции отечественной образовательной системы в мировую. Система отечественного дистанционного обучения рассматривается как открытая система, стремящаяся к равноправному сотрудничеству. Это поспособствовало возникновению идеи о создании единого мирового информационного пространства. Это подтверждается высказыванием отечественных ученых К.Г. Барба-ковой, О.М. Барбакова, которые рассматривают процесс глобализации с позиции «взаимообусловленности и взаимозависимости существующих в мире государств друг от друга и представляющих результат особой фазы развития цивилизации - информационной с новейшими технологиями, не зависящих от государственных границ» [1, с. 50-52].
Образование - это та среда, где возможны реализация потребностей и внедрение современных информационных сетевых технологий. Дистанционное образование становится средством формирования основ образования для XXI века. При этом оно должно быть многовариантным и способным удовлетворять многообразные образовательные потребности человечества.
К сожалению, единого сущностного толкования понятия «образование» не существует. Каждое определение отражает какую-то одну из граней данного термина. Например, Н.В. Бордовская и А.А. Реан говорят об образовании как «процессе передачи, накопленных поколениями знаний и культурных ценностей» [2, с. 63]. Аналогичной позиции придерживается С.А. Смирнов, утверждающий, что образование - это процесс освоения обществом культурного наследия [8]. По мнению Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, «образование формирует духовный облик индивида, складывающийся под влиянием моральных ценностей» [4].
В свою очередь Ю.Г. Фокин рассматривает образование, как систему обучения, развития и социализации, при помощи которой происходит усвоение индивидом объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной профессии [9, с. 122].
Большая Советская Энциклопедия гласит: «образование - результат усвоения знаний, умений и навыков» [4]. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 сказано, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [7]. Из содержания указанных определений можно сделать вывод, что термин «образование» включает в содержание множество взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, преобразующихся в систему. При этом следует отметить, что приведенные определения в полном объеме сущностных характеристик данного понятия.
Наиболее емкое определение данного понятия предоставлено В.В. Мац-кевич, рассматривающего образование как одну «из функций социума, обеспечивающую его воспроизводство, развитие и деятельность как системы». Ученый считает, что «реализация этой функции происходит в динамике культурных норм в постоянно меняющихся исторических ситуациях, социальных отношениях и смены поколений» [6, с. 717]. Итак, данная функция реализуется системой человеческих отношений, а образовательный процесс может осуществляться специальными социальными институтами.
Глобализационные процессы, новая информационная эра повлекли трансформацию системы образования, зарождение инновационных образовательных технологий обучения, среди которых ведущее место отводится технологиям дистанционного обучения (далее - ДО).
Впервые о дистанционном обучении в России заговорили в начале 90-х годов. В 1995 году была принята «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России», в содержании которой сформулировано важное положение обусловленное «высокой социальной значимостью дистанционного образования, сформировавшихся потребностей в нем и наличия необходимого кадрового педагогического, научно-технического, методического потенциалов и финансовых возможностей» [5, с. 4]. Предназначением дистанционного обучения является удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с применением мобильной, виртуальной формы обучения.
При этом важно отметить одну проблему, с которой сталкиваются специалисты. Она напрямую связана с расплывчатостью толкования понятия «дистанционное обучение/образование». Данные термины неоднократно использовались отечественными специалистами в научных публикациях, но достаточно спонтанно. Одни ученые (А.А. Андреев, В.Г. Кинелев, Е.С. По-лат, А.Е. Петров) рассматривают данный вид обучения как форму, другие (В.П. Колмагоров, Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко, В.А. Шлык) рассматривают его преимущественно инновационную технологию (табл. 1).
Таблица 1
Понятийное содержание понятия «Дистанционное обучение»
Представители (авторы) Содержание понятия
И. Лещева, Т. Санкина Обучение с использованием инновационных ИКТ без отрыва от основного места работы и без физического перемещения к месту расположения учебного заведения
В.А. Кравец, В.Н. Кухаренко Технология обучения с использованием компьютерных обучающих программ и современных телекоммуникаций
Е.С. Полат, А.Е. Петров Организованный образовательный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между его участниками при помощи современных средств обучения и информационных технологий
О.П. Околелов Инновационная технология обучения с использованием компьютерных технологий для организации процесса обучения
А.А. Андреев Интегративная форма обучения, базирующаяся на сочетании традиционных образовательных технологий и информационных технологий
А.Д. Иванников Процесс обучения, при котором значительная часть учебного материала и система взаимодействия с преподавателем проводится с использованием информационных технологий
М.В. Моисеева Разновидность заочного обучения, использующая новые ИКТ
В.Г. Домрачеев Ступень заочного обучения с применением информационных технологий (персональных компьютеров, видеотехники, аудио-техники)
Наличие многообразных научных подходов к изучению «дистационно-го обучения», его разное толкование объясняется следующими причинами:
- использование технологий дистанционного обучения происходит не всегда бессистемно;
- отсутствие разработанной стратегии развития образования с применением технологии дистанционного обучения;
- значительное место отводится практическому аспекту, включающему разработку региональных программ, реализацию проектов дистанционного обучения;
- трансформация технологии дистанционного обучения из западных стран без адаптации к российским условиям.
Цель. Нам представляется важным для совершенствования системы обучения обобщить содержательные характеристики дистанционного обучения на современном этапе, выявить достоинства и недостатки различных форм проведения занятий со студентами.
Дистанционное обучение как система организации образовательного процесса предполагает совокупность трех базовых подсистем, состоящих из определенных компонентов:
1. Дидактическая подсистема (перспективные и промежуточные цели обучения). Она включает знания, умения, навыки и профессиональные качества, формируемые в процессе обучения сообразно модели современного специалиста. Как правило, используется широкий спектр общедидактических методов обучения (традиционные, информационные, научно-исследовательские, экспериментальные). Важное место в данной подсистеме отводится профессорско-преподавательскому составу, как непосредственному управленцу и консультанту образовательной деятельностью студентов, а также как организатору «мозговых штурмов» и телеконференций. Основная часть обучения при дистанционном обучении отводится на контролиру-
емую самостоятельную работу студента. Для результативности получения образования в форме дистанта студент должен сформировать навыками работы с информационно-телекоммуникационными средствами.
2. Обеспечивающая подсистема. Она предполагает наличие учебно-материальных средств, финансово-экономических ресурсов, нормативно-правового обеспечения образовательного процесса и результатов маркетинговых исследований.
3. Техническая подсистема предполагает передачу информации, осуществления контрольных и консультационных функций. Она представлена специфическими средствами обучения (печатные материалы, компьютерные программы, средства телекоммуникации), которые используются в различных вариантах взаимодействия преподавателя, студента и предлагаемого материала. Применение технологического подхода расширяет информационный фонд и предоставляет возможность варьирования учебным материалом в процессе его подачи. Вследствие этого более гибким и оперативным становится реагирование преподавателя на характер ошибок и возникающих затруднений у студента.
Таким образом, очевидно, что перечисленные подсистемы в учебном процессе взаимодействуют различными способами. При этом выбор зависит от постановки цели, выбранной образовательной технологии обучения и активного использования технических средств обучения.
Дистанционное обучение имеет специфические черты в отличие от традиционных форм обучения:
- оперативность: возможность получения профессионального образования в более короткие временные сроки с учетом индивидуальных наклонностей студента;
- массовость: получение образования значительной частью населения;
- гибкость: возможность получения образовательных услуг в удобное время и независимо от расположения учебного заведения;
- совместимость: получение образования без отрыва от производства;
- охват: использование огромного количества источников информации;
- технологичность: широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий;
- социальное равноправие: равные возможности в получении профессионального образования.
Представляется важным дать характеристику учебных форм, применяемых в процессе дистанционного обучения. Основу теоретической профессиональной подготовки студентов составляют лекции, которые проводятся в реальном и нереальном времени в целом для группы студентов и индивидуально для каждого. Групповые занятия проводятся с использованием телевидения. Распространенной формой проведения индивидуальных занятий становятся компьютерные видеоконференции. С целью разнообразия подачи материала в ходе лекции часто используют мультимедийную информацию (видео, фото, презентации), что делает процесс обучения интересным и содержательным.
Семинары являются неотъемлемой частью образовательного процесса и способствуют установлению максимального контакта между участниками данного процесса при информационном обмене. Чаще всего используют «электронные семинары» или «вебинары».
Проведение консультаций осуществляется с использованием электронной почты и телефона.
Виртуальные лабораторные работы позволяют студентам закрепить полученные теоретические познания на практике с использованием Интернет-ресурсов.
Большая часть времени при усвоении учебного материала отводится на самостоятельную работу студентов. Консультирование по наиболее сложным темам учебного материала возможно через Интернет как в текстовых режимах (чат, форум), так и при помощи видеосвязи ^куре). Как правило, рассмотренные формы дистанционного обучения имеют достоинства и некоторые недостатки (табл. 2).
Таблица 2
Преимущества и недостатки учебных форм ДО
Учебная форма Преимущества Недостатки
Видеокон- - максимальное количество сту- - отсутствие обратной связи
ференции дентов; между участниками процесса;
- низкая оплата обучения; - необходимо дорогостоящее
- возможность привлечения не- оборудование для проведения
скольких специалистов для по- занятий в данном формате;
дачи материала - низкий уровень вовлеченности обучающихся в образовательный процесс
Вебинары - высокая интерактивность; - наличие дорогостоящего обо-
(webinars) - неограниченное кол-во обуча- рудования;
ющихся; - наличие высокоскоростного
- наличие обратной связи меж- Интернет-соединения;
ду обучаемым и обучающимся - наличие навыков работы с персональным компьютером
Использование - оперативность доставки сооб- - наличие дорогостоящего обо-
электронной щения; рудования;
почты (e-mail) - наличие обратной связи меж- - необходим высокоскоростной
ду участниками образователь- Интернет;
ного процесса; - необходимы навыки работы с
- удобство использования компьютером
Использование - взаимодействие в реальном - наличие дорогостоящего обо-
чат- технологии времени; рудования;
(chat) - оперативность обратной связи - наличие навыков в работе с
между участниками ОП; компьютером;
- возможность общения с не- - учебная деятельность обучаю-
сколькими преподавателями щегося зависит от расписания занятий
Обучение - уровень интерактивности; - высокая стоимость разработ-
в электронной - обучение независимо от вре- ки электронных курсов;
образовательной мени и местонахождения; - наличие специалистов для
среде (LMS) - результативность обучения поддержания системы в рабочем режиме
Использование - качественная подача учебно- - наличие дорогостоящего обо-
спутникового го материала; рудования для проведения за-
телевидения - возможность трансляции ма- нятий;
териала массово - низкий уровень контакта между участниками учебного процесса; - низкий степень вовлеченности студентов в образовательную деятельность
Виртуальные - вовлеченность студентов в об- - не формируется представле-
лабораторные разовательный процесс; ние о реальных приборах и тех-
работы - возможность для проведения нологиях;
научных экспериментов - высокая стоимость разработки лабораторных практикумов; - требуется дорогостоящее оборудование для работы, а также навык работы с компьютером
Как видим, каждая используемая форма проведения занятия в формате дистанта обладает преимуществами и определенными недостатками. Однако наибольший эффект достигается при разумном их сочетании.
Вывод. Таким образом, роль образования возрастает, и оно перестает быть просто средством получения готовых знаний. Широко применяемый информационный обмен в мировом сообществе становится основной составляющей процесса информатизации, приобретая глобальный характер. При этом движение человечества к информационному обществу лежит через систему дистанционного образования, которая позволяет принципиально изменить отношение к получению профессионального образования, способствует повышению культурно-образовательного уровня специалистов.
Литература
1. Барбаков О.М., Барбакова К.Г. Международное научно-образовательное пространство: новое видение проблемы // Вестник Тюменского государственного нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. 2006. № 1. С. 50-52.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000. С. 63.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д: Учитель, 1999. 36 с.
4. Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров; 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1974. Т. 18. 620 с.
5. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. М.: НИИВО, 1995. С. 4.
6. Мацкевич В.В. Образование. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А.А. Грицанов. М.: АСТ, 2001. С. 717.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ, принят Гос. думой 21 дек. 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429 (дата обращения: 17.02.2013).
8. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000. 510 с.
9. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. С. 122.
References
1. Barbakov O.M., Barbakova K.G. Mezhdunarodnoe nauchno-obrazovatel'noe prostranstvo: novoe videnie problem. Vestnik TyumGNGU. Regional'nye social'nye processy [Bulletin of Tyumen state University], 2006, N 1, pp. 50-52 (in Russian).
2. Bordovskaya N.V, Rean A.A. Pedagogika [Pedagogy]. SPb.: Piter, 2000. p. 63.
3. Bondarevskaya E.V, Kul'nevich S.V Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya [Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education]. Rostov n/D, Publ. "Uchitel", 1999. 36 p.
4. Bol'shaya Sovetskaya Ehnciklopediya [Great Soviet Encyclopedia] / editor in chief A.M. Prokhorov; 3 edition. Moscow, 1974. Vol. 18. 620 p.
5. Koncepciya sozdaniya i razvitiya edinoj sistemy distancionnogo obrazovaniya v Rossii. Moscow, NIIVO, 1995. P. 4.
6. Mackevich VV Obrazovanie. In Vsemirnaya ehnciklopediya: Filosofiya / chief scientific editor A.A. Gricanov. Moscow, AST, 2001. P. 717.
7. Pedagogika. Pedagogicheskie teorii, sistemy, tekhnologii [Pedagogy. Pedagogical theories, systems, technologies] / ed. S.A. Smirnova. Moscow, Akademiya, 2000. 510 p.
8. Fokin Yu.G. Psihodidaktika vysshej shkoly: psihologo-didakticheskie osnovy prepodavaniya. Moscow, Publ. MGTU named after. N.Eh. Bauman, 2000. S. 122.
9. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon N 273 - FZ, prinyat Gos. Dumoj 21 dek. 2012 g. [About education in the Russian Federation: Federal law, adopted by the State Duma 21 Dec. 2012.]. Available at: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429 (date accessed: 17.02.2013).