Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в условиях экономической неопределенности'

Дистанционное обучение в условиях экономической неопределенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Humanitatis
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНФЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛУРАСПАД ЗНАНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / E-LEARNING / ECONOMIC UNCERTAINTY / KNOWLEDGE ECONOMY / INFORMATION INFLATION / HALF-LIFE OF KNOWLEDGE / ECONOMIC GLOBALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геращенко Игорь Германович, Геращенко Наталья Владимировна

Дистанционное обучение анализируется в контексте современной экономической ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Рассмотрены такие понятия, как «инфляция информации», «полураспад знаний», «неопределенность образования», «дистанционная экономика» и др. Показана роль дистанционного обучения в снижении уровня расслоения общества по доходам. Обосновывается идея о необходимости государственной стратегической поддержки дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-learning in the midst of economic uncertainty

Distance learning is analysed in the context of the current economic situation characterized by a high degree of uncertainty. The article considers such concepts as “information inflation”, “half-life of knowledge”, “education uncertainty”, “distance economy” etc. The authors show how e-learning helps to reduce the gap between the rich and the poor. The article substantiated the idea of the need for the state strategic support of distance education.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в условиях экономической неопределенности»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru

УДК 37.018.43

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Геращенко И.Г., Геращенко Н.В.

Дистанционное обучение анализируется в контексте современной экономической ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Рассмотрены такие понятия, как «инфляция информации», «полураспад знаний», «неопределенность образования», «дистанционная экономика» и др. Показана роль дистанционного обучения в снижении уровня расслоения общества по доходам. Обосновывается идея о необходимости государственной стратегической поддержки дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, экономическая неопределенность, экономика знаний, инфляция информации, полураспад знаний, экономическая глобализация образования.

E-LEARNING IN THE MIDST OF ECONOMIC UNCERTAINTY Gerashchenko I.G., Gerashchenko N.V.

Distance learning is analysed in the context of the current economic situation characterized by a high degree of uncertainty. The article considers such concepts as "information inflation", "half-life of knowledge", "education uncertainty", "distance economy" etc. The authors show how e-learning helps to reduce the gap between the rich and the poor. The article substantiated the idea of the need for the state strategic support of distance education.

Keywords: e-learning, economic uncertainty, knowledge economy, information inflation, half-life of knowledge, economic globalization of education.

Важную роль в развитии дистанционного обучения играет экономическая составляющая. Здесь накопился целый ряд проблем, которые требуют своего обсуждения и решения. Бурное развитие экономики постиндустриального

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru общества формирует новую парадигму образовательного процесса, где дистанционное обучение занимает одно из важных мест. В самой экономике происходят революционные изменения, связанные с дистанционными и виртуальными явлениями. Достаточно назвать хотя бы возникновение криптовалюты. Инновационное развитие глобальной экономики немыслимо без высокой скорости обработки информации, когда многие вопросы требуют максимально быстрого и дистанционного решения. Все это самым непосредственным образом связано с дистанционным образованием, поскольку в настоящее время невозможно отделить технологическое развитие от процесса обучения.

Вместе с тем, институциональное дистанционное образование сталкивается с целым рядом трудностей. Как справедливо отмечают специалисты, традиционное профессиональное обучение плохо вписывается в современную инновационную экономику. Во-первых, система классического профессионального образования не способна преодолеть тяготение к отдельным производственным и бизнес-функциям общественного производства; во-вторых, данная система обучения не в состоянии создать и активно использовать информационно-коммуникативные и дистанционные методики образовательного процесса; в-третьих, следствием этого становится неспособность осуществлять подготовку лидеров, имеющих своей целью инновационное развитие производства [5, с. 90].

Современное образовательное пространство все в большей степени становится дистанционным и виртуальным. Если ребенок раньше обучается игре на компьютере, чем правильной речи и письму, то это - свидетельство приоритетных позиций в педагогике информационных технологий, нравится или не нравится это родителям и учителям. Однако, начиная с детского возраста, учащийся сталкивается с целым рядом проблем, которые только усиливаются с возрастом. Прежде всего, это ситуация неопределенности, когда свободный доступ к большой и разнообразной информации порождает чувство неопределенности. Увеличение числа возможных альтернатив при принятии

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru решения усиливает чувство интеллектуального дискомфорта, поскольку человек вынужден принимать самостоятельное решение, для которого у него не хватает собственных знаний. Поиск новых данных приводит к лавинообразному увеличению информации без ее критической обработки, следствием чего становится апатия.

Учащиеся часто не способны самостоятельно усваивать большие массивы информации, и здесь велика роль преподавателя. Нередко складывается такая ситуация, когда обучающийся не может выбрать оптимальную информацию, которую предлагает Интернет, особенно, если речь идет о сложных, теоретических проблемах. В таком случае выбирается первая попавшаяся информация без ее критического осмысления. Самостоятельное мышление в данном случае не развивается. Кроме того, бывает трудно выделить новые знания среди всех имеющихся. Ученые даже ввели понятие «полураспад знаний», поскольку за 5-8 лет знания устаревают примерно наполовину. Современный экономический подход предполагает, что ценность полученных знаний постоянно уменьшается (инфляция образования), поэтому приходится их постоянно обновлять. Но куда девать уже полученные знания? Специалисты в бизнес-образовании предлагают сознательно забывать устаревшую информацию [4, с. 20-21].

В системе дистанционного обучения производительность труда оказывается выше, чем в традиционном образовании, за счет привлечения информационных технологий и соответствующей аппаратуры. Повышение производительности труда позволяет высвобождать время, которое может быть направлено, как на отдых, так и на дополнительное образование. Тем самым осуществляются инвестиции в человеческий интеллектуальный капитал. Однако в настоящее время продолжаются споры о том, что считать таким капиталом. Одни ученые относят к интеллектуальному капиталу только те знания, которые могут быть активно использованы для получения прибыли. В таком случае из человеческого капитала выпадает большой массив теоретических знаний по философии, культурологи, математике и т.п., которые

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru не могут быть непосредственно задействованы в бизнес-процессе. Другие ученые предлагают включать в интеллектуальный капитал самые разнообразные знания, в том числе и теоретические, эстетические, этические, религиозные, которые активно используются человеком в процессе его жизнедеятельности. Вторая позиция представляется более продуктивной, поскольку неизвестно, какие знания могут пригодиться через 5-10 лет, а какие к этому времени окончательно устареют.

С проблемой быстрого устаревания знаний и их обесценивания связана повышенная мобильность в сфере обучения. Сложная прогнозируемость того, какие профессии будут востребованы в недалеком будущем, приводит к высокой степени неопределенности на рынке образовательных услуг. Наличие престижного высшего образования и даже ученой степени не является гарантом длительного трудоустройства. Поэтому возникает необходимость в периодической переквалификации или в расширении поля уже существующей профессиональной деятельности. Переквалификация, как правило, сопряжена с получением соответствующего диплома, где дистанционное обучение оказывается наиболее востребованным.

Существует и еще одна проблема. Все более усложняется в техническом смысле сфера досуга. Если ребенок или молодой человек сравнительно легко вписываются в ситуацию такой модернизации, то человеку в возрасте приходится гораздо сложнее. Он вынужден прикладывать больше усилий, чтобы быть на уровне своего времени. Досуг становится более интенсивным, насыщенным и разнонаправленным, что требует выработки соответствующих технических навыков. Основным помощником здесь также выступает дистанционное обучение [1, с. 52]. По мнению некоторых западных экономистов, грядет существенное сокращение работников самых разных профессий, что связано с созданием новых производственных технологий. В этой ситуации возрастает роль сферы досуга, чтобы человек не чувствовал себя выброшенным из социального общения. Современные компьютерные

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru инновации предоставляют здесь широкое поле деятельности, которое опять-таки нуждается в освоении на уровне знаний, умений и навыков.

Формируется новая сетевая парадигма профессионального образования. Для нее характерны следующие особенности: 1) переход от традиционного, стандартизированного обучения к индивидуально-ориентированному образованию, основанному на личностном подходе к интересам и потребностям обучающегося; 2) трансформация пассивного освоения образовательных программ в дистанционное обучение с целью формирования таких компетентностей и деятельностных знаний учащихся, которые направлены на решение реальных и профессионально значимых проблем бизнеса; 3) переход от дискретной во времени и пространстве организации учебного процесса к непрерывному образованию, основанному на дистанционных технологиях [3, с. 23]. Данная парадигма профессионального образования коренным образом отличается от традиционной, в первую очередь тем, что ориентирована на инновации, которые имеют непосредственный выход в экономическую реальность.

Важной особенностью дистанционного обучения является высокий уровень свободы в самых разных аспектах. Во-первых, политика открытых дверей в плане возможностей поступления в вуз, что соответствует демократическим принципам большинства развитых государств. Во-вторых, прием в течение всего года и отсутствие сроков такого обучения, что гарантирует свободу в выборе времени и темпов учебы. В-третьих, свобода составления индивидуальной программы обучения путем комбинирования учебных курсов. В-четвертых, свобода в выборе места обучения, что определяется дистанционным характером образовательного процесса. В-пятых, свобода выбора преподавательского состава, который наиболее соответствует интересам обучающегося, в том числе, в плане дальнейшего трудоустройства [6].

Принцип свободы в дистанционном образовании неразрывно связан с экономической свободой. Если государство пытается вмешиваться в процесс

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru обучения, создавая однозначные стандарты качества, препятствуя развитию альтернативных образовательных программ, то это оказывает негативное воздействие не только на систему дистанционного преподавания, но и на экономическую свободу в целом. А, как известно, в условиях глобализации малейшее ущемление предпринимательской свободы сразу же ведет к оттоку капитала в те страны, где такой свободы больше. Опыт не только развитых, но и развивающихся стран доказывает эффективность дистанционного обучения, поскольку при минимальных затратах происходит увеличение интеллектуального капитала, как отдельных личностей, так и страны в целом. Выдающиеся теоретики свободного образования (Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой и др.) еще в 18-19 столетиях справедливо выступали против авторитарного и стандартизированного обучения, которое уже тогда доказало свою неэффективность. Роль государства должна быть инвестиционной, а не догматически-указующей.

Об этом пишут и современные экономисты: «В долгосрочной перспективе, - отмечает известный французский специалист Т. Пикетти, -лучший способ сократить неравенство в труде, равно как и увеличить среднюю производительность рабочей силы и стимулировать рост экономики в целом, -это, безусловно, инвестиции в образование» [7, с. 304]. В качестве примера он приводит образовательную политику США и Франции, которые в последние годы недостаточно вкладывали средства в высшее профессиональное образование с целью сделать его более доступным для широких слоев населения. Следствием этого стало резко усилившееся расслоение по доходам. Основная масса населения не в состоянии оплатить обучение в университете, поэтому вынуждена довольствоваться, в лучшем случае, колледжем. Напротив, в Скандинавских странах неравенство в зарплатах существенно меньше, так как их система образования носит сравнительно эгалитарный характер.

Можно высказать предположение, что высокий уровень расслоения по доходам в современной России, практически отсутствие среднего класса, во многом объясняется образовательной политикой, когда получение престижного

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru университетского диплома для большинства абитуриентов недоступно, а система дистанционного обучения не пользуется серьезной государственной поддержкой. Конкурентоспособность коммерческих вузов искусственно понижается с целью направить денежные потоки в государственные учебные заведения. Отсутствие здоровой конкуренции между различными секторами образовательного рынка услуг может привести и уже приводит к негативным последствиям. Это касается, прежде всего, самого высокого за последние годы процента безработицы среди преподавателей; снижения количества студентов вузов; невозможности для многих поступить на любимую специальность; стандартизации учебных программ; усиления авторитарных позиций руководства вузов, использующих механизмы экономического принуждения; резкого уменьшения свободы выбора у субъектов педагогического процесса; понижения чувства само удовлетворенности от занятия любимым делом.

Дистанционное образование играет особо важную роль для развивающихся стран (куда относится и Россия), поскольку позволяет решить целый комплекс взаимосвязанных проблем. Создание благоприятного экономико-правового климата в отношении дистанционного обучения позволит максимально быстро широким слоям населения освоить правила жизнедеятельности в информационном обществе. Особенно это касается догоняющих цивилизаций. Дистанционное получение знаний решает важную экономическую проблему, связанную с рациональным размещением трудовых ресурсов. Отток населения в крупные города связан не только с поиском более высокооплачиваемой работы, но и с решением социально-культурных вопросов. Дистанционное обучение позволяет закрепить трудовые ресурсы, особенно молодежь, по месту их основного проживания. Возникает реальная возможность полноценного развития личности вне мегаполисов, особенно в условиях огромных российских территориальных пространств, требующих своего освоения.

Опыт развития дистанционного обучения за рубежом позволяет сделать следующие выводы, которые могут оказать помощь и отечественному

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru образованию. Во-первых, дистанционное образование возникает не на пустом месте, а в результате естественного развития постиндустриального общества, которое и делает социальный заказ. Во-вторых, можно выделить два основных фактора эффективности дистанционного обучения: демократизация общества и бурный прогресс технических средств коммуникации. В-третьих, само дистанционное образование проходит в своем развитии исторически обусловленные этапы, связанные с качественными и количественными изменениями информационных технологий. Все это самым непосредственным образом связано с экономическим развитием общества. Если экономика бурно развивается, то и дистанционное обучение находится в соответствующем тренде. Напротив, если в обществе наблюдается экономическая стагнация, то и дистанционные технологии не находят своего эффективного применения. Достаточно обратиться к опыту слаборазвитых стран, где отсутствие экономического роста сочетается со слабым развитием дистанционных методов образования.

Еще одна экономически важная проблема - непрерывное образование взрослых. Данная проблема при ближайшем рассмотрении оказывается не такой уж простой и однозначной. Прежде всего, не следует переоценивать добровольное стремление большинства взрослых специалистов к самообразованию или тем более к получению новой профессии. В современном рыночном обществе основной стимул повышения квалификации -экономическое принуждение. Если ученый переквалифицировался в продавца, то это не значит, что ему больше нравится торговать, чем заниматься наукой. Просто экономическая реальность потребовала такого решения. Интересный экономический феномен в современных российских условиях - курсы повышения квалификации. К примеру, директоров школ обязали ежегодно повышать свой профессиональный уровень. Они просто платят деньги из своего кармана ближайшему вузу, получают соответствующий диплом и на этом дело заканчивается. Тот же самый процесс имеет место при «повышении квалификации» преподавателями вузов. Формальность данного подхода

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru объясняется экономическими трудностями, в которых находятся возрастные специалисты.

Вместе с тем, многолетний опыт зарубежного и отечественного дистанционного обучения позволил выделить целый ряд закономерностей непрерывного образования взрослых. Они изучают, преимущественно, то, что им практически важно. Должен появиться сильный стимул к дальнейшему образованию. Взрослые люди вносят в процесс обучения собственные цели, мотивы и ожидания. Люди в возрасте учатся в процессе работы, поэтому для них реальны проблемы сегодняшнего дня или ближайшего будущего. У них уже сформировался собственный стиль обучения. На учебу возрастных людей большое внимание оказывает предшествующий опыт, как позитивный, так и негативный. Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке, поэтому отрицательно относятся к системе экзаменов и зачетов, а конкуренция плохо влияет на процесс обучения.

Основным экономическим стимулом развития общества считается конкуренция, которая ведет к так называемому «творческому разрушению» (Й. Шумпетер). Однако в области образования конкуренция имеет и целый ряд негативных последствий: определяющую роль начинает играть оценка, а не подлинные знания; усиливается нервозность образовательного процесса; пропадают дружественные отношения в коллективе и др. Дистанционное образование оказывается в этом смысле менее «конкурентно-насыщенным», поскольку каждый занимается индивидуально и не знает об успехах других.

Современное дистанционное обучение тесно связано с процессами экономической глобализации, которые носят далеко неоднозначный характер. Российскими экономистами высказывается справедливая мысль о том, что рыночный фундаментализм в образовании не способен обеспечить долгосрочное формирование основ экономики знаний. Поэтому стратегия развития образования должна строиться на основе приоритета планово-программных механизмов [2].

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru

Вместе с тем процессы экономической глобализации оказывают противоречивое воздействие на систему дистанционного образования. С одной стороны, сохраняется неравномерность развития различных стран даже в условиях глобализации. Большинство стран не могут конкурировать на равных с развитыми государствами, существует экономический феномен догоняющего развития, углубляется международное разделение труда и специализация, наблюдается экспансия со стороны постиндустриальных стран, повышается глобальная нестабильность мировой экономики, сохраняется цикличность развития рынка и, как следствие, экономические кризисы. Широкое распространение получил спекулятивный финансовый капитал.

С другой стороны, ускоряются процессы разработки и внедрения инноваций на основе развития высокотехнологических отраслей, активно развиваются информационные потребности, которые ведут к информационным революциям. Крупномасштабное производство ведет к повышению производительности труда и снижению издержек, уменьшается зависимость национальных экономик от наличия собственных ресурсов, значительно упрощается обмен информацией и знаниями. В этих условиях роль дистанционного обучения постоянно возрастает. Вот почему крайне важна стратегическая государственная поддержка всей системы дистанционного образования.

Список литературы:

1. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Под ред. С.Р. Филоновича. М.: Издательский дом ГУВШЭ, 2004. 238 с.

2. Бочков В.Е. Открытой дистанционное образование: его роль в экономическом развитии информационного общества и реального сектора экономики. Монография. М.: ИДО-МНМЦ «СОО» МГИУ, 2005. 238 с.

3. Бочков В.Е., Краснова Г.А., Филиппов В.М. Состояние, тенденции, проблемы и роль дистанционного обучения в трансграничном образовании: Учебное пособие. М.: РУДН, 2008. 405 с.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 4. www.st-hum.ru

4. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Парадоксы образования в современном мире и роль бизнес-образования // Бизнес-образование. 2005. № 1 (18). С. 20-25.

5. Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003. 178 с.

6. Основы открытого образования / Под ред. В.И.Солдаткина. М.: НИИЦ РАО, 2002. Т. 1. 676 с.

7. Пикетти Т. Капитал в ХХ1 веке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 592 с.

Сведения об авторах:

Геращенко Игорь Германович - доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и правовых дисциплин Волгоградского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации (Волгоград, Россия).

Геращенко Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Волгоградской государственной академии физической культуры (Волгоград, Россия).

Data about the authors:

Gerashchenko Igor Germanovich - Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Humanities and Legal Disciplines Department, Volgograd Cooperative Institute (branch office) of the Russian University of Cooperation (Volgograd, Russia).

Gerashchenko Natalya Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogical Department, Volgograd State Academy of Physical Education (Volgograd, Russia).

E-mail: gerashhigor@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.