ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ...
УДК 378
Куценко СергейАндреевич
Генерал-майор. Начальник Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВДРоссии, Новосибирск
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Kutsenko Sergey Andreevich
Major-general. Head of the Novosibirsk Military Institute of Internal Troops of the Army General named I. К Yakovlev, the Russian Interior Ministry. Novosibirsk
DISTANCE LEARNING IN THE OFFICERS TRAINING SYSTEM IN MILITARY ACADEMIES OF INTERNAL FORCES OF RUSSIA
Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложнуюзадачу, но именно это позволит существующей системе повышения квалификации офицеров-преподавателей коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.
Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо, всеми вузами ВВ МВД России во взаимодействии, полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями [1].
В качестве приоритетных, по мнению автора, можно выделить следующие задачи реализации ДОв системеповышения квалификации офицеров-преподавателей:
- построение и развитие единого образовательного информационного пространства в системе военных вузов МВД России;
- внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс;
- повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;
- системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса.
Сегодня дистанционное обучение - это такая образовательная система, при которой используются традиционные и инновационные методы и
средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащихся. Последние может заниматься в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися.
Благоприятными предпосылками распространения дистанционного обучения в системе вузов ВВ МВД России являются:
- значительное сокращение транспортных затрат и расходов на проживание, создание условий для обучения практически в любой точке страны;
- возможность выбора оптимального учебного курса благодаря модульному принципу построения программ;
- реальность получения образования без отрыва от исполнения обязанностей по занимаемой должности;
- способность быстрой адаптации содержания учебных курсов к новым условиям, к пожеланиям обучаемых ит.д.
Наиболее существенными преимуществами названного инновационного подхода, на наш взгляд, являются устранение формализма процесса обучения, который имеет место при организации повышения квалификации традиционными методами; ориентация технологии на большое число учащихся; более продуктивное использование существующих технических и обучающих средств. Как показывает опыт российских негосударственных центров, ведущих обучение в системе ДО, расходы на подготовку специалиста в этой системе сегодня составляют примерно 60% аналогичных расходов на обычного студента [2]. Снижение первоначальных затрат позволяет сократить общую стоимость обучения и сделать образование более доступным.
Технологизация дистанционного обучения, развитие и функционирование инновационных технологий в современной системе повышения квалификации потребовали более глубокой разработки теоретических основ дистанционного обучения.
Как свидетельствует анализ различных публикаций, проблемы дистанционного обучения сегодня находятся в центре внимания самого широкого круга отечественных и зарубежных учёных. Однако сложность и многогранность содержания понятия «дистанционное обучение», разнообразие информационных технологий и подходов к их анализу привели к использованию множества всевозможных инновационных моделей и методов его организации. Большое внимание теоретико-методологическим проблемам и дидактическому обеспечению дистанционного обучения уделяют в своих работах учёные А. А. Андреев, А. И. Каптерев, М. П. Карпенко, Э. Г. Ски-бицкий, Е. С. Полат, В. П. Тихомиров и др.
Так, А. А. Андреев выделяет следующие характерные особенности, присущие дистанционному обучению [3].
1. Гибкость - позволяет обучающимся заниматься в удобное для себя время, в выбранном месте и в комфортном режиме; учиться столько, сколь-
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ...
ко необходимо для освоения курса и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. Модульность - придаёт учебным программам и их частям соизмеримость, облегчает унификацию и стандартизацию знаний. Поэтому отдельная дисциплина (учебный курс) адекватна по содержанию определённой предметной области. Это даёт возможность составить из набора независимых учебных курсов учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
3. Параллельность - предполагает обучение при совмещении с основной профессиональной деятельностью.
4. Дальнодействие - обеспечивает образовательный процесс независимо от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения.
5. Асинхронно сть - подразумевает, что в процессе обучения преподаватель и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
6. Охват - обеспечивает процесс обучения независимо от количества обучающихся.
7. Рентабельность - обуславливает экономическую эффективность дистанционного обучения.
8. Новые информационные технологии - приоритетным является использование компьютеров, компьютерных сетей, мультимедийных систем ит. д.
9. Социальность - предусматривает снятие определённой социальной напряжённости, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
10. Интернациональность - обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.
Перечисленные особенности, на наш взгляд, определяют преимущества дистанционного обучения перед другими формами получения образования и, в тоже время, предъявляют специфические требования, а, подчас, увеличивают трудозатраты как преподавателя, так и обучающегося.
С точки зрения форм и методов организации обучения, Е. С. Полат выделяет шесть моделей дистанционного обучения, получивших в настоящее время наибольшее распространение в мировой практике [4].
1. Обучение по типу экстерната - ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначенные для учащихся и студентов, которые по каким-либо причинам не могут посещать стационарные учебные заведения.
2. Университетское обучение (на базе одного университета) - представляющее собой систему обучения для студентов, обучающихся заочно или дистанционно, и, в первую очередь, на основе новых информационных технологий и средств телекоммуникации.
3. Сотрудничество нескольких образовательных организаций - в подготовке программ для заочного и дистанционного обучения позволяет выполнять их на качественно новом, более профессиональном уровне и сделать менее дорогостоящими.
4. Автономные образовательные учреждения - специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных обучающих курсов, оценку знаний и аттестацию обучаемых.
5. Автономные обучающие системы - обучение в их рамках целиком ведётся посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.
6. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программи функций - ориентированное на обучение взрослой аудитории, людей, которые по каким-либо причинам не смогли получить базовое образование или получают дополнительное.
Так же существуют и другие классификации моделей ДО, приведенные другими авторами. На основании анализа различных классификации можно сделать вывод что, авторы с различных позиций пытаются типологи-зировать варианты организации ДО. В качестве базового основания для выделения моделей рассмотрения возможных вариантов организации ДО являются, во-первых, средства взаимодействия преподавателя и обучающегося в процессе обучения, во-вторых, используемые способы доставки и представления учебного материала.
Применительно к организации ДОв системе повышения квалификации офицеров-преподавателей в вузе целесообразно выделить две модели (схемы):
1. Кейс-модель. Учебный курс представляется в виде набора учебной программы, методических указаний и учебных материалов, которые могут включать как современные компьютерные обучающие системы, так традиционные печатные учебные пособия. Передача кейса, а также последующее взаимодействие осуществляются любым доступным для вуза и обучающегося способом (почте, электронной почте, и т. д.). Модульный принцип формирования учебных планов позволит успешно сочетать потребности и возможности обучаемых с требованиями учебных программ [5]. Систематически организуется взаимодействие обучающегося с преподавателем, проводятся консультации, а также контроль освоения слушателем учебной программы.
2. Сетевая модель. В качестве основной среды взаимодействия используют компьютерные сети. Это могут быть как специализированные корпоративные сети, так и всемирная глобальная сеть Internet. При этом учебные материалы располагается на сервере учебного заведения, доступ к которым, как правило, имеют лишь зарегистрированные пользователя, т. е. слушатели, получившие соответствующий пароль или ключ. Также на нем могут быть размещены дополнительные справочные материалы, библиотеки и т. д. Данная модель в общем случае предполагает применение более развитых средства общения обучающихся и преподавателей, таких как доски объявлений и других, обеспечивающих практически постоянный контакт. Кроме того, преподаватель получает широкие возможности для организа-
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ...
ции групповой работы слушателей, например, реализация семинара в виде интерактивного чата.
Представленные модели могут реализовываться военными вузами как отдельно, так и интегрируя одну модель в другую, в зависимости от целей обучения и возможностей образовательного учреждения.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что курсы ДО предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучающегося, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов. Наличие эффективной обратной связи позволяет слушателю получать информацию о правильности своего продвижения в процессе обучения. Такая обратная связь должна быть как оперативной (в виде консультаций), так и отсроченной (в виде внешней оценки). Курс ДО целесообразно структурировать модульно, чтобы обучающийся имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением офицера применять полученные при повышении квалификации знания в различных ситуациях, должна носить систематический характер и строиться на основе как оперативной обратной связи (оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля.
Таким образом, мы считаем, что разработав и внедрив ДОв систему повышения квалификации офицеров-преподавателей, появиться реальная возможность осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне и со всеми вышеуказанными преимуществами по отношению к существующей системе обучения.
Библиографический список
1. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.»: Пост. Прав-ва РФ от 28.08.01 № 630.
2. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. [Текст]/ А. А. Андреев. - М., 1999. - С. 21.
3. Андреева, И. Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст]: учеб.пособие. / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, 3. И. Васильева. - М., 2002. - С. 392-393.
4. Дистанционное обучение [Текст]: учеб.пособие. - М., 1998. - С. 82-84.
5. Тихомиров, В. П. Дистанционное обучение к виртуальным средам знаний (часть 1) [Текст]/ В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев, О. К. Коваль-чук. // Дистанционное образование. - 1999. - № 2.