Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в системе повышения квалификации как одно из средств личностной и профессиональной самореализации педагога'

Дистанционное обучение в системе повышения квалификации как одно из средств личностной и профессиональной самореализации педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / DISTANCE LEARNING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / STUDENT-ORIENTED LEARNING / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамзина Валерия Валерьевна

Данная статья освещает особенности организации дистанционного повышения квалификации педагогов, обосновывает его эффективность по сравнению с традиционными формами повышения квалификации. Дистанционное обучение в повышении квалификации рассматривается как личностно-ориентированное обучение, способствующее созданию условий для развития и саморазвития человека, удовлетворению личностных и профессиональных запросов педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper highlights the specific character of teacher’s distance advanced career training and proves its effectiveness in comparison with traditional forms of the training. The author considers distance learning for advanced career training as personality-based and thus facilitating development and self-evolution of a teacher, whose personal and professional interests are met in the process.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в системе повышения квалификации как одно из средств личностной и профессиональной самореализации педагога»

УДК 378.046.4

Парамзина Валерия Валерьевна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по сертификации и качеству образования

Пермский институт железнодорожного транспорта, Пермь, Россия,

e-mail: valeria.pru@mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА

Valeria V. Paramzina

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director for Certification and Quality Education

Perm Institute of railway transport, Perm, Russia, e-mail: valeria.pru@mail.ru

DISTANCE LEARNING IN THE ADVANCED CAREER TRAINING SYSTEM AS A MEANS OF TEACHER'S PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION

Аннотация. Данная статья освещает особенности организации дистанционного повышения квалификации педагогов, обосновывает его эффективность по сравнению с традиционными формами повышения квалификации. Дистанционное обучение в повышении квалификации рассматривается как личностно-ориентированное обучение, способствующее созданию условий для развития и саморазвития человека, удовлетворению личностных и профессиональных запросов педагогов.

Ключевые слова: дистанционное обучение; повышение квалификации педагогов; личностно-ориентированное обучение; саморазвитие.

Abstract. The paper highlights the specific character of teacher's distance advanced career training and proves its effectiveness in comparison with traditional forms of the training. The author considers distance learning for advanced career training as personality-based and thus facilitating development and self-evolution of a teacher, whose personal and professional interests are met in the process.

Key words: distance learning; professional development of teachers; student-oriented learning; self-development.

© Парамзина В.В., 2014

Динамизм преобразований, происходящих в информационно насыщенном современном мире, усиливает потребность в гуманизации общества. Ответственность образования как гаранта качества жизни человека выдвигает высокие требования к самой личности, к ее способности развиваться в непрерывно изменяющихся условиях. При этом речь идет не только об усвоении возрастающего объема информации, но и о развитии гуманистических ценностных ориентаций, творческого мышления. Современным рынком труда востребован работник, который умеет ответственно решать разнообразные проблемы, обладает творческим потенциалом.

Одним из главных условий востребованности в любом профессиональном сообществе является постоянное повышение уровня квалификации. В наши дни невозможно получить специальность, а потом реализовывать только эти знания и умения. Современному педагогу требуется непрерывный процесс профессионального роста через повышение квалификации и самообразование [2; 4; 6].

Одним из возможных вариантов повышения квалификации педагогов является использование электронных образовательных технологий, в частности, дистанционного обучения [1; 7].

При организации повышения квалификации педагогов необходимо учитывать ряд особенностей данной аудитории обучающихся (андрагогический подход), таких как:

- физиологическая, психологическая, социальная, нравственная и профессиональная зрелость;

- значительный жизненный опыт (бытовой, профессиональный, общественный и учебный);

- ограничения в получении образования, связанные с финансами, временем, семьей и работой;

- стремление к самостоятельности и самоуправлению, в том числе и в учебной деятельности;

- прагматически ориентированная мотивация получения образования, необходимого человеку для успешной профессиональной деятельности, решения различных проблем, повышения уровня качества жизни;

- стремление участвовать в выборе содержания образования, отвечающего профессиональным требованиям;

- опора в учебной деятельности на профессиональный, социально-бытовой опыт, который часто служит дополнительным, а иногда - самым важным источником содержания обучения взрослых;

- стремление практически использовать полученные при обучении знания в профессиональной деятельности.

При андрагогическом подходе обучение встроено в контекст социально-профессиональной деятельности (отсутствует строгая граница между обучением и работой): в ходе выполнения работы происходит обучение,

а в процессе обучения решаются актуальные задачи, связанные с профессиональной деятельностью [5].

Российское образование входит в следующий этап информатизации, характеризующийся активным внедрением средств информационно -коммуникационных технологий в традиционные учебные дисциплины, разработкой программного обеспечения, введением дистанционного обучения. Учителя сегодня стоят перед необходимостью активного использования информационно-коммуникативных технологий (компьютер, сервисы сети Интернет, электронные пособия и электронные учебные курсы, системы мультимедиа) в повседневной работе с учащимися, что приводит к неизбежному пересмотру не только организационных форм учебного процесса, но и преодолению психологических барьеров, препятствующих эффективному общению (собственные комплексы, стереотипы, установки).

Внедрение компьютеров, информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений приводит к коренному изменению функций учителя-предметника. Данные процессы должны находить отражение и в системе повышения квалификации работников образования. Почти семьдесят лет система повышения квалификации педагогов базировалась на использовании в качестве основного средства обучения книги (учебника). Появление компьютера, телекоммуникаций, развитие на их базе ИКТ, в том числе дистанционного обучения, сформировало у педагогов потребность в новых знаниях, специфических умениях и навыках, нуждающихся в четкой интерпретации и оценке достоинств той или иной информационной технологии, в разработке методик применения ИКТ в учебном процессе, в организации процесса обучения, позволяющего педагогам выстроить индивидуальную образовательную траекторию [8].

Возникшие противоречия между потребностями педагогов и ограниченными возможностями учреждений дополнительного профессионального образования в регулярном повышении их квалификации могут быть разрешены за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе технологий дистанционного обучения, создания курсов дистанционного обучения как программно-методических комплексов.

Процесс повышения квалификации работников образования с применением дистанционного обучения становится более эффективным по сравнению с традиционными формами повышения квалификации в части систематизации знаний педагогов через обучение моделирования содержания учебного материала и активизации использования ими информационных технологий в профессиональной деятельности при выполнении ряда условий:

- учет специфических особенностей организации дистанционного обучения для повышения квалификации педагогов, обусловленных спецификой восприятия информации с экрана монитора, алгоритмом моделирования

содержания учебного курса, высокой степенью самостоятельности обучающихся, целостным и практико-ориентированным характером учебно-познавательной деятельности;

- реализация дидактических принципов андрагогики как теории обучения взрослых, ориентирующихся на систематизацию собственных знаний и освоение современных информационных технологий;

- обеспечение соответствия структуры содержания учебных курсов современному уровню научного знания и требованиям предметной области [7].

Дистанционное обучение следует рассматривать как активный инновационный поиск варианта повышения квалификации педагогом. Этот вариант способен удовлетворять личностные и профессиональные ожидания педагога, обновляя содержание, методику преподавания, создавая новые объединения по интересам.

Развитие творческого потенциала личности педагога в условиях дистанционного образования будет эффективным, если его содержание ориентировано на позитивные личностные изменения, позволяющие педагогу успешно включиться в творческую деятельность и самореализоваться в ней [3].

Дистанционное обучение в данном контексте имеет следующие особенности:

1. Оно направлено на субъектный опыт личности, приобретённый в процессе деятельности, познания и общения. Дистанционное обучение является личностно-ориентированным и способствует созданию условий для развития и саморазвития человека.

2. Дистанционное обучение реализует право человека на овладение знаниями и умениями в том индивидуальном объеме и темпе, который для него комфортен: создаются максимально комфортные условия для развития личности, обусловленные добровольностью выбора тьютора-консультанта, темпа и места обучения, вида деятельности и др.

Таким образом, при реализации дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников соблюдаются следующие принципы образования: принцип гуманистичности обучения; принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе дистанционного обучения; принцип отбора содержания образования; принцип обеспечения безопасности информации; принцип соответствия технологий обучения; принцип мобильности обучения; принцип самоактуализации; принцип личностно-ориентированного подхода [9].

Профессиональная направленность в процессе дистанционного обучения является приоритетным направлением для формирования культуры отношения человека к себе, к своим талантам, притязаниям и привязанностям, к своему образу жизни и предполагает самостоятельность, позиционную определенность и программу реализации профессиональных потребностей педагога.

Список литературы

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 350 с.

2. Безукладников К.Э., Колесников А.К., Санникова А.И. Профессиональная компетенция как педагогическая проблема высшей школы // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 53-62.

3. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. - 116 с.

4. Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.

5. Парамзина В.В. Моделирование содержания учебных курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01. - Пермь, 2007.

6. Полат Е.С. Определение эффективности дистанционной формы обучения // Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения: материалы междунар. науч.-практ. конф. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 412 с.

7. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Дистанционное обучение / под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2005. - 192 с.

8. Пряжников Н.П. Профессиональное и личностное самоопределение. -Воронеж: МОДЭК, 1996. - 246 с.

9. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе: концепция и опыт реализации: Монография. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 230 с.: 14 табл. - Библиогр.: 213-230 (374 назв.).

10. Теория и практика творческой самореализации личности: моногр. / А.В. Батаршев, А.С. Лукьянов, И.С. Макарьев, Г.В. Морозова. - СПб.: Петрополис, 2013. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.