Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников'

Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1441
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхотин Денис Геннадьевич

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. Основной задачей статьи является обоснование и подтверждение аргументами и фактами права дистанционного обучения называться новой перспективной формой обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения, потому что обладает существенными отличиями, которые не могут быть реализованы в традиционной форме, но все же не сможет полностью заменить традиционные виды обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ MOODLE КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Верхотин Д.Г. Email: Verkhotin656@scientifictext.ru

Верхотин Денис Геннадьевич - магистрант, факультет математики и естественнонаучного образования, Педагогический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме современного образования — дистанционному обучению. Основной задачей статьи является обоснование и подтверждение аргументами и фактами права дистанционного обучения называться новой перспективной формой обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения, потому что обладает существенными отличиями, которые не могут быть реализованы в традиционной форме, но все же не сможет полностью заменить традиционные виды обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии.

THE DISTANCE LEARNING IN THE MOODLE SYSTEM AS A MEANS OF TEACHING STUDENTS Verkhotin D.G.

Verkhotin Denis Gennadievich - Graduate Student, FACULTY OF MATHEMATICS AND NATURAL-SCIENCE EDUCATION, PEDAGOGICAL INSTITUTE BELGOROD NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD

Abstract: the article is devoted to the actual problem of modern education - distance learning. The main task of the article is to substantiate and confirm the arguments and facts of the right of distance learning to be called a new promising form of education. The article presents the main directions of development of distance learning, shows the differences between distance learning from the traditional. The problems solved by students and teachers in distance learning are highlighted. It was concluded that distance learning can be considered as an independent form of education, because it has significant differences that can not be implemented in the traditional form, but still can not completely replace the traditional types of education.

Keywords: distance learning, information technology.

УДК 303.1

Мы живём в эпоху стремительно развивающихся информационных технологий, перестройки на новый уровень системы образования и воспитания подрастающего поколения и этот факт заставляет нас двигаться вперёд, успевать за научно-техническим прогрессом и временем. Новое поколение школьников без труда осваивает любые новинки цифровой и мультимедийной техники. Нас настораживает, что дети стали меньше читать, мышление подростков оцифровано, но наша задача, как наставников, учителей направить вектор развития ученика в нужном направлении. Для этого мы должны совершенствовать методы работы с ними. Интернет среда для подростков давно понятна и близка и, я считаю, что она способна стать продуктивной площадкой для совершенствования образования[1, с. 3].

Особая задача - создание без барьерной школьной среды для детей-инвалидов.

В нашей школе, в связи с изменениями в законе об образовании введено инклюзивное обучение и дистанционное обучение. Оно позволяет учащимся с разными возможностями, связанными со здоровьем, либо пребыванием в оздоровительных лагерях или просто на момент установившейся морозной погоды, иметь доступ к качественному обучению.

Существует немало алгоритмов и способов обучения посредством интернет-ресурсов. К ним можно отнести:

• Специализированный Web сайт или интернет страница - где располагаются разработанные задания, регистрация в системе, условия и правила обучения, виртуальные лабораторные работы и практикумы, а так - же многое другое.

• Сетевое сообщество для учащихся в виде интернет страницы - где учащиеся обмениваются мнениями, знаниями, материалом или вместе находят способ решения заданий.

• Социальная сеть «Мой мир» и программа Агент - в которой для учащихся учитель в реальном времени может проводить опрос и организовывать видео онлайн уроки.

• Учебник формата SCORM - которые размещаются в сети интернет в виде сайта, где учащиеся после регистрации открывают необходимый материал и выполняют задания.

• Электронная почта (E-mail) - создается специальный почтовый ящик для рассылки заданий и приема ответов.

В своей статье я подробно хотел бы рассказать о выбранной мной методике работы, которая имеет ряд преимуществ. В настоящее время на рынок информационных технологий активно продвигаются свободно распространяемые продукты, одним из которых является система управления обучением Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Система выделяется простотой и удобством использования в сочетании с широкими возможностями [2, с. 7].

Экономить время и силы педагогу поможет СДО Moodle. В любой школе в нынешних условиях найдутся дети, нуждающиеся в дистанционном обучении:

• дети-инвалиды;

• дети, обучающиеся по системе Экстерната;

• часто болеющие дети (карантин);

• дети, желающие пройти самоподготовку к ЕГЭ;

• одаренные дети;

• дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;

• дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.

Система Moodle даёт участникам образовательного процесса новые возможности. В век информатизации нам катастрофически не хватает времени. Но данный ресурс решает эту проблему. Конечно для успешной работы у учащихся должны быть выработаны навыки самостоятельной работы с текстом, презентациями, иными ресурсами. Ученик должен обладать самоконтролем. И вообще данный вид работы возможен только тогда, когда учащийся сам хочет учиться. Но поверьте, «сильного» ученика легко замотивировать, а отстающим этот ресурс даёт возможность, не прибегая к помощи репетитора, разобраться самому. Тем самым ему не нужно признаваться родителям и репетитору, что он не усвоил материал на уроке. Ему психологически проще сесть и, прослушав ещё раз дома в тишине, разобраться в теме. Да ещё и потренироваться на математическом тренажёре! Затем он имеет возможность выполнить на оценку проверочную работу. Были случаи, когда ученик, освоив материал курса, поднимал руку и отвечал достойно у доски. Мне как руководителю курса нетрудно отследить кто и как работает в системе дистанционного обучения. Все данные чётко фиксируются. И я вижу, во сколько ученик был на курсе, проверяя работы, оцениваю, как он потрудился. Дальнейшие успехи отслеживаю на уроках [3, с. 367].

Конечно, дистанционное обучение обладает рядом преимуществ: •удобство планирования времени;

• личная заинтересованность в получении образования;

• удобство места обучения;

• разнообразие и большой объем доступных информационных ресурсов;

• широкое использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в доставке учебных материалов.

Однако есть и минусы:

• у слушателей возникает соблазн отложить работу до лучших времен;

• сложность встраивания мотивационных компонентов (которые должны постоянно поддерживать высокий уровень интереса к процессу) обучения в дистанционные формы;

• отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности вне прямого контакта с преподавателем;

• временные ограничения;

• вопрос доступности их для слушателя в условиях цифрового неравенства регионов России [4, с. 59].

Бесспорно, данная работа требует и от педагога недюжинных усилий и больших временных затрат. Но если она даёт положительные результаты, то стоит взять её на вооружение. Ведь грамотно разработанный курс послужит вам не один год. И позволит вам систематизировать накопленный материал.

Список литературы /References

1. Дьяченко Алексей, Цыганцов Евгений, Мяэотс Виктор. Статья «Среда дистанционного обучения Moodle». Москва. Институт логики. Сборник, 2008. 104 с.

2. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения - Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно-методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. 282 с.

3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.Ю. Буханкина, М.В. Моисеева. Москва.: Академия, 2004. 416 с.

4. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: Учебное пособие / Н.В. Волженина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. 59 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.