Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в профессиональной переподготовке учителей сельских школ Алтайского края'

Дистанционное обучение в профессиональной переподготовке учителей сельских школ Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / профессиональная переподготовка / учителя сельских школ. / distant education / professional training / rural school teachers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Завьялова

Профессиональная переподготовка учителей сельских школ – один из актуальных вопросов системы образования Алтайского края. Это связано с дефицитом педагогических кадров в школах региона, где доля сельских школ очень велика. В этой связи многолетний опыт кафедры иностранных языков Алтайского государственного педагогического университета по применению дистанционных образовательных технологий в профессиональной переподготовке учителей немецкого и английского языков является важным и актуальным. В статье кратко характеризуется дополнительная профессиональная программа, разработанная и реализуемая в течение нескольких лет автором, делается вывод о ее эффективности, гибкости и выделяются существенные характеристики дистанционного формата в переподготовке учителей сельских школ в Алтайском крае. Автор указывает на роль школы для села, приводит статистические данные, рассказывает о деятельности Алтайского государственного педагогического университета по реализации национальных проектов, о внедрении концепции непрерывного педагогического образования на территории Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. В. Завьялова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANT EDUCATION IN PROFESSIONAL TRAINING OF RURAL SCHOOL TEACHERS IN ALTAI KRAI

Professional training of rural school teachers is one of topical questions in the educational system in Altai Krai. This is due to the shortfall of pedagogical staff in regional schools. The share of rural schools is high here. Therefore, the experience in the use of distant learning technologies by professional training of German and English teachers at the Department of Foreign Languages at Altai State Pedagogical University is very important and actual. In the article an additional professional program is briefly characterized. It has been developed and realized by the researcher for several years. The author draws conclusions about its efficiency, flexibility and highlights important characteristics of distant format by professional training of rural school teachers in Altai Krai. The author points to the role of the school for a village, provides statistical data, talks about activities of Altai State Pedagogical University in national project realization, about implementation of the concept of continuous pedagogical education on the territory of Altai Krai.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в профессиональной переподготовке учителей сельских школ Алтайского края»

лизации интегрированного подхода педагогу важно формировать экологические знания и ценностные отношения детей с учетом физико-математических основ развития окружающего мира. В таком обучении педагог обращает внимание детей не только на факты, их окружающие, но и на причины, порождающие эти факты. Таким образом, наблюдение за окружающим становится основой процесса изучения физического явления, а усвоение физико-математических закономерностей составляет основу формирования системных знаний о природе. Ребенок приобретает не совокупность знаний отдельных фактов, событий, а последовательную, взаимосвязанную цепочку знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах наиболее важные эколого-физико-матема-тические закономерности.

Успешность детей в познании природы, в развитии математических способностей во многом определяется профессиональной готовностью педагога к решению этих задач.

Наличие всевозможных знаний о природе, необходимых физико-математических знаний, определяющих рассматриваемые природные явления, умение передать эти знания детям в доступной и интересной форме, способность к соз-

Библиографический список

данию дидактической системы организации данного процесса, позволяют педагогу добиться высоких результатов обучения детей.

Таким образом, одним из обязательных условий организации процесса интеграции является профессиональная готовность педагога к осуществлению процесса развития математических способностей детей, формированию у них экологических знаний.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений испытывают серьезные затруднения в использовании интегрированного подхода при реализации содержания образовательных программ. Затруднения вызваны недостаточной теоретической и дидактической разработанностью данного вопроса применительно к системе дошкольного образования. Педагоги испытывают затруднения методического, организационного и материально-технического характера. Решение данной проблемы возможно при условии активизации процесса профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования с целью решения данной проблемы, разработки методических рекомендаций, моделей интеграции по разным направлениям и видам детской деятельности, курсов переподготовки и повышения квалификации для педагогов.

1. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессеДОУ. Под редакцией О.В. Дыбиной. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. Демина Е.С. Роль наглядно-схематических средств в развитии общих умственных и математических способностей детей дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2012; № 3: 12 - 13.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.

4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. Москва: Просвещение, 2002.

5. Селевко Г К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 1998. References

1. Integraciya obrazovatel'nyh oblastej v pedagogicheskom processeDOU. Pod redakciej O.V. Dybinoj. Moskva: MOZAIKA-SINTEZ, 2012.

2. Demina E.S. Rol' naglyadno-shematicheskih sredstv v razvitii obschih umstvennyh i matematicheskih sposobnostej detej doshkol'nogo vozrasta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; № 3: 12 - 13.

3. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskojtehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.

4. Nikolaeva S.N. Vospitanie 'ekologicheskojkul'tury v doshkol'nom detstve: Metodika raboty s det'mipodgotovitel'nojgruppy detskogo sada. Moskva: Prosveschenie, 2002.

5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1998.

Статья поступила в редакцию 23.03.20

УДК 378.637+37.018.523

Zavyalova A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: aljonka8@rambler.ru

DISTANT EDUCATION IN PROFESSIONAL TRAINING OF RURAL SCHOOL TEACHERS IN ALTAI KRAI. Professional training of rural school teachers is one of topical questions in the educational system in Altai Krai. This is due to the shortfall of pedagogical staff in regional schools. The share of rural schools is high here. Therefore, the experience in the use of distant learning technologies by professional training of German and English teachers at the Department of Foreign Languages at Altai State Pedagogical University is very important and actual. In the article an additional professional program is briefly characterized. It has been developed and realized by the researcher for several years. The author draws conclusions about its efficiency, flexibility and highlights important characteristics of distant format by professional training of rural school teachers in Altai Krai. The author points to the role of the school for a village, provides statistical data, talks about activities of Altai State Pedagogical University in national project realization, about implementation of the concept of continuous pedagogical education on the territory of Altai Krai.

Key words: distant education, professional training, rural school teachers.

А.В. Завьялова, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: aljonka8@rambler.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕМ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Профессиональная переподготовка учителей сельских школ - один из актуальных вопросов системы образования Алтайского края. Это связано с дефицитом педагогических кадров в школах региона, где доля сельских школ очень велика. В этой связи многолетний опыт кафедры иностранных языков Алтайского государственного педагогического университета по применению дистанционных образовательных технологий в профессиональной переподготовке учителей немецкого и английского языков является важным и актуальным. В статье кратко характеризуется дополнительная профессиональная программа, разработанная и реализуемая в течение нескольких лет автором, делается вывод о ее эффективности, гибкости и выделяются существенные характеристики дистанционного формата в переподготовке учителей сельских школ в Алтайском крае. Автор указывает на роль школы для села, приводит статистические данные, рассказывает о деятельности Алтайского государственного педагогического университета по реализации национальных проектов, о внедрении концепции непрерывного педагогического образования на территории Алтайского края.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональная переподготовка, учителя сельских школ.

Вследствие перехода России к рыночной экономике, где человеческий капитал становится основным ресурсом, все области общественной жизни требуют преобразований. Учитывая условия и требования времени, происходит модернизация системы образования и смена парадигмы: движение осуществляется от авторитарной в сторону лично ориентированной парадигмы образования. Главной целью модернизации современного российского образования является обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образовательных услуг, что определяет необходимость формирования компетентностного содержания образования.

При решении вопросов модернизации российской системы образования особую сложность представляет тот факт, что более 70% российских школ -

сельские [1]. При этом преобладающей организационной моделью сельских школ является малокомплектное общеобразовательное учреждение. По России в среднем число таких образовательных учреждений составляет, согласно статистике, около 50% от всех образовательных учреждений и 70% от сельских общеобразовательных учреждений [2]. В структуре школьной сети всего сибирского региона малокомплектная школа занимает значительную часть. В Алтайском крае из общего количества школ (1 092) в сельской местности находятся 930 образовательных учреждений, что составляет 85,1%. При этом из 930 школ являются малокомплектными и малочисленными 718, то есть 77,2% всех сельских школ. Несмотря на экономическую затратность содержания малокомплектных и малочисленных сельских школ, их закрытие недопустимо, поскольку роль

школы в селе является весьма значимой. Школа - это единый социокультурный центр жизни села, когда под одной крышей объединены школа, библиотека, спортивный комплекс, дом культуры, центр дополнительного образования и детский сад. Проблема исчезновения сельских школ - это важнейший геополитический вопрос, который определяет единство занимаемой населением территории страны и сохранение целостности России.

Возможность принципиальных изменений в организации и содержании общего образования во многом зависит от уровня и качества подготовки педагогических кадров. К сожалению, проблема дефицита высококвалифицированных и мобильных педагогических кадров в сельских школах стоит очень остро как в России в целом, так и в Алтайском крае в частности. Специфическим условием функционирования многих общеобразовательных организаций является тот факт, что учителя вынуждены осуществлять педагогическую деятельность, совмещая функции нескольких специалистов, обеспечивая обучение по непрофильным для них предметам, не имея должного образования и квалификации по преподаваемым дисциплинам.

В реализации задач модернизации образования в рамках приоритетных национальных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации в ближайшее время, для решения проблемы дефицита педагогических кадров целесообразно активно использовать механизмы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на базе педагогических вузов.

Алтайский государственный педагогический университет активно включился в реализацию национальных проектов. На сегодняшний день вуз уже работает в нескольких направлениях - это нацпроекты «Демография», «Образование», «Наука» и «Цифровая экономика». Национальный проект «Образование» является приоритетным для Алтайского государственного педагогического университета. В регионе большое внимание уделяется строительству новых объектов образовательной инфраструктуры - детских садов и школ. Обеспечение этих учреждений кадрами - основная задача вуза, реализуемая во взаимодействии с Минобрнауки Алтайского края и муниципалитетами. В концепции непрерывного педагогического образования важную роль играет повышение квалификации специалиста, соответствие его современным требованиям к педагогу. Импульс дальнейшему развитию этого направления должно придать создание в Алтайском крае в рамках проекта «Учитель будущего» сети Центров профессионального педагогического мастерства, которые станут базовыми, ведущими площадками непрерывного сопровождения педагогов.

На протяжении нескольких лет Алтайским государственным педагогическим университетом разработаны и активно реализуются разнообразные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, что позволяет успешно решать проблему дефицита учителей и других специалистов, занятых в образовательном пространстве региона и вынужденных

совмещать ведение нескольких видов педагогической деятельности, не имея для этого профильного образования.

В научно-педагогической литературе достаточно часто обсуждается проблема реализации профессиональной переподготовки специалистов. М.А. Козакова под профессиональной переподготовкой понимает подготовку специалистов к реализации нового вида профессиональной деятельности в рамках избранной профессии [1]. А.М. Куренной подразумевает под профессиональной переподготовкой работников процесс получения новых знаний по основной или смежной специальности [2]. Согласно Приказу Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. N 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», «Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации» [3].

Кафедра иностранных языков Алтайского государственного педагогического университета реализует на протяжении восьми лет программы профессиональной переподготовки учителей сельских школ в очном и дистанционном форматах. Благодаря этому десятки педагогов Алтайского края получили документ, дающий право вести в школах региона иностранный (английский, немецкий) язык. Актуальность и востребованность таких программ сегодня неоспоримы, поскольку позволяют решать вопрос дефицита педагогических кадров в регионе и реализовать национальный проект «Образование».

Автор данной статьи является разработчиком и ведущим преподавателем одной из дополнительных профессиональных программ «Теория и методика обучения немецкому языку е общеобразовательном учреждении», осуществляемой в дистанционном формате в системе «MOODLE», что позволяет говорить об особенностях ее реализации.

Программа общей трудоемкостью 280 часов состоит из трех разделов: нормативно-правовой, психолого-педагогический и предметная деятельность (теория и методика обучения немецкому языку в общеобразовательной организации). В свою очередь, последний раздел состоит из двух самостоятельных блоков: «Практическая грамматика немецкого языка», «Практика устной и письменной речи» [4].

На примере блока «Практическая грамматика немецкого языка» видно, что на главной странице, в преддверие тематических разделов, размещена программа курса и нормативные документы (рис. 1).

«В| ftn Курс Практнче

<- Ф о «t

| О moodle.altspu.ru/course/view.php?id=340

■fr ^ L &

Образовательный портал АлтГПУ üf С D 00 ► Р)Алена Викторовна ►

ы мои курсы * Виртуальный лицей Сайт АлтГПУ Ссылки > Ш Этот курс ►

Алтайского государственного педагогического университета

еэшпез

> М Ка Практическая грамматика немецкого; (курсы про...

¿1 НАВИГАЦИЯ

□га

# В начало

К Личный кабинет & Текущий курс

Ь Практическая грамматика немецкого языка (курсы про... ■I Участники ■ш Значки М Мои курсы М Курсы

35 НАСТРОИКИ г Управление курсом # Режим редактирования

Редактировать настройки й? Завершение курса Ь Пользователи Т Фильтры Ь Отчеты И Оценки

«5 Настройка журнала оценок У Показатели к Значки

А Резервное копирование й Восстановить

Импорт С Очистка Ь Банк вопросов \ Хранилища

Практическая грамматика немецкого языка (курсы профессиональном переподготовки). Разработчик: Длена Викторовна Завьялова

Ваши достижения©

Wort Imperativ р^^, Akkusativ Verten W^Ji—I

lchk^nGrammatil

Nominativ pr*™^™ _

' Präpositionen Futur WortsteUung

Nomen Zeit

0 Режим редактирования

69 ОБМЕН 0И

СООБЩЕНИЯМИ

Нет новых сообщений Сообщения

ПОСЛЕДНИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ Добавить новую тему...

Последняя встреча!

27 сент. 01:27 Алена Викторовна

Завьялова

Последний бой!

31 авг. 23:43 Алена Викторовна

Завьялова

Пора активизироваться!

7 авг. 00:44 Алена Викторовна Завьялова

Предпоследний рывок!

1 авг. 00:11 Алена Викторовна Завьялова

Впереди отпуск!

31 мая 19:03 Алена Викторовна

Завьялова

Старые темы ...

lI Новостной форум РУП

ü Нормативные документы

□ □

и О Ф

Рис. 1. Нормативная документация курса

Рис.2.Вариантыпредъявления материала

Далее идут темы, контент которых предполагает несколько вариантов предъявления материала для изучения, что дает возможность слушателям выбрать привычный и удобный для них вариант: видеоформат, гиперссылка, документ Word, учитывая их индивидуальные психофизиологические особенности, поскольку для одних приемлемо визуальное восприятие, для других - аудиови-зуальное(рис.2).

Для текущего, промежуточного контроля успеваемости слушателя на соответствие его персональных достижений поэтапным и итоговым требованиям соответствующей программы созданы фонды оценочных средств, включающие задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций по каждому модулю. При оценивании работ преподаватель пишет комментарии, на что необходимо обратить внимание, где допущены ошибки (рис. 3, 4).

tp] «Э j Тп Притяжательные места X

О moodlie.altspu.m/mod/quiz/attempt.php?attem pt=S5706

К итоговым испытаниям допускаются слушатели, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие промежуточные испытания, предусмотренные программой.

Итоговая аттестация слушателей является обязательной для программ профессиональной переподготовки и осуществляется итоговой аттестационной комиссией, организуемой в Институте дополнительного образования Алтайского государственного педагогического университета.

Таким образом, в ходе многолетнего опыта кафедры иностранных языков Алтайского государственного педагогического университета доказана актуальность, гибкость и эффективность в реализации программ профессиональной переподготовки учителей немецкого и английского языков для школ региона. Делая вывод об итогах реализации дополнительной профессиональной программы, можно обозначить существенные

<- -> о а

Образовательный портал АлтГПУ

С? © 00 ► ¡^~|Алена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мои курсы ► Виртуальный лицей Сайт АлтГПУ Ссылки ► Ш Этот курс ►

Образовательный портал

Алтайского государственного педагогического университета

Социальные сети

@(ШЕЭ[3

Практическая грамматика немецкого языка (курсы профессиональной переподготовки). Разработчик: Алена Викторовна Завьялова

М > К П Т п / Просмотр

= НАВИГАЦИЯ ПО ТЕСТУ

□ □□□□ □ □□□□

нннвв ннннн

Закончить попытку...

Начать новый просмотр

Вопрос 1 Ich gebe ... Freund eine Zeitung.

Пока нет ответа

Балл: 1,00

^ Отметить Выберите один ответ:

вопрос О meinen

ОРедактировать О meinem

вопрос О meines

О meiner

Л* НАВИГАЦИЯ НИ « В начало

|| Личный кабинет & Текущий курс Ь Практическая грамматика немецкого

Следующая страница 1

1 Вернуться в раздел Тема 11 "Притяж...*)

PÜ о m о w ш

Рис. 3.Тестдля промежуточногоконтроля

Рис.4.Контрольная работакак формапромежуточногоконтроля

характеристики дистанционного формата профессиональной переподготовки:

- способность в короткие сроки осуществлять подготовку педагогических кадров (не более1года)к новомувидупрофессиональной деятельности;

- возможность освоения дополнительных профессиональных программ «без отрыва от производства», поскольку дистанционный формат подразумевает обучение слушателей в любое удобное для них время суток. Соответственно, учителя могут вести занятия по своим дисциплинам, не нарушая учебный процесс в образовательном учреждении, и параллельно получать еще одно, дополнительное образование дистанционно, что является привлекательным и удоб-

ным для многих слушателей;

- способность высшего профессионального образования быстро реагировать на региональные потребности в системе образования, способствуя решению глобальной проблемы дефицита педагогических кадров, и реализо-вывать программы переподготовки в соответствии с национальными проектами страны;

- массовость профессиональной переподготовки учителей сельских школ. Дистанционный формат предоставляет возможность подписать на курс многочисленных слушателей и таким образом оперативно решить актуальную проблему в сфере образования.

Библиографический список 1. 2. 3.

Михайличенко А.Ю. Профессиональная переподготовка учителей малокомплектных школ (из опыта работы Томского государственного педагогического университета). Вестник ТГПУ. 2009; № 12: 19 - 21.

Ковалева А.В., Полина Н.Н., Погорелова Т.М. Профессиональная переподготовка как инструмент повышения конкурентоспособности выпускников системы НПО. Научные исследования в образовании. 2007; № 3: 92 - 94.

Казакова М.А. Профессиональная переподготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012; № 1: 98 - 102.

Куренной А.М. Трудовое право России. Москва: МГУ имени Ломоносова, 2004.

Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Приказ Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. N 2571. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-06092000-n-2571/

Теория и методика обучения немецкому языку в общеобразовательном учреждении. Дополнительная профессиональная программа. Available at: http://moodle.altspu. ru/mod/folder/view.php?id=19545

References

1. Mihajlichenko A.Yu. Professional'naya perepodgotovka uchitelej malokomplektnyh shkol (iz opyta raboty Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta). l/esin/k TGPU. 2009; № 12: 19 - 21.

2. Kovaleva A.V., Polina N.N., Pogorelova T.M. Professional'naya perepodgotovka kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti vypusknikov sistemy NPO. Nauchnye /ssledovan/ya v obrazovan//. 2007; № 3: 92 - 94.

3. Kazakova M.A. Professional'naya perepodgotovka pedagogov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Nauchnoe obespechen/e s/stemy povyshen/ya kval/fikac// kadrov. 2012; № 1: 98 - 102.

4. Kurennoj A.M. TivdovoepravoRossii. Moskva: MGU imeni Lomonosova, 2004.

5. Obutverzhden//Polozhen/ya oporyadke/uslov/yah profess/onainojperepodgotovkspec/al/stov. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 6 sentyabrya 2000 g. N 2571. Available at: https:// legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-06092000-n-2571/

6. Teor/ya / metod/ka obuchen/ya nemeckomu yazyku vobscheobrazovatel'nom uchrezhden//. Dopolnitel'naya professional'naya programma. Available at: http://moodle.altspu.ru/ mod/folder/view.php?id=19545

Статья поступила в редакцию 25.03.20

УДК 37.016:81

Didrikh A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: anyarost@mail.ru Kozina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: cck2004@mail.ru

ART AND VISUAL AIDS AS A MEANS OF TEACHTING FOREIGN LANGUAGE SPEAKING. The article discusses a problem of teaching foreign languages at a university using art and visual supports. Attention is focused on the use of visualization in the process of teaching a foreign language in high educational institution. The importance of the use of art and visual supports in the process of teaching foreign languages is estimated. The task is to develop motivation, intensify activities for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.