Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-2019: НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-2019: НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нетребко Екатерина Николаевна, Хлабыстова Наталья Валерьевна

Дистанционная форма обучения долгое время рассматривалась как передовые технологии, которые способствуют повышению конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке услуг. Однако необходимо изучить, так ли это при реализации данной формы предоставления образовательных услуг. В статье авторы анализируют становление и развитие дистанционной формы обучения в России, а также достоинства (позволяет получать высшее образование без отрыва от трудовой деятельности, сокращает материальные затраты и экономит время на получение образования, делает высшее образование более доступным для людей с ограниченными возможностями, студенты самостоятельно могут организовывать образовательный процесс, дает возможность увеличить контингент при сокращении расходов на образовательный процесс) и недостатки (отсутствует «живое общение»: студент - преподаватель, студент - студент, студент - администрация вуза; ряд направлений подготовки предполагает только традиционную форму обучения, например, технические или технологические, при обучении на которых учебными планами предусмотрены лабораторные работы, а также подготовка врачей и медицинских работников; не все студенты способны к организации учебного процесса самостоятельно; не формируются в полном объеме универсальные компетенции студентов в процессе обучения; не дает возможности осуществлять контроль самостоятельности выполнения заданий студентами, а также не позволяет осуществлять контроль усвоения материала) дистанционного обучения. На основе проведенного социологического исследования авторы оценивают реальные достоинства и недостатки дистанционной формы обучения, а также степень удовлетворенности студентов-заочников дистанционной формой обучения. Авторы справедливо подчеркивают, что дистанционная форма обучения не влияет на степень удовлетворенности студентов образованием только заочной формы, а элементы данной формы обучения необходимо развивать и совершенствовать в высших учебных заведениях для студентов-заочников как конкурентное преимущество образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Также в статье Н.В. Хлабыстова и Е.Н. Нетребко проводят вторичный анализ результатов социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нетребко Екатерина Николаевна, Хлабыстова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING DURING PANDEMIC COVID-2019: FROM MATERIALS OF EMPIRICAL RESEARCH

Distance learning has long been seen as advanced technologies that enhance the competitiveness of an educational institution in the service market. However, it is necessary to study whether this is the case when implementing this form of providing educational services. In the article, the authors analyze the formation and development of distance learning in Russia, as well as the merits and shortcomings of distance learning for students. The merits of distance learning are as follows: distance learning allows higher education in-service, reduces material costs and saves time for education, makes higher education more accessible to people with disabilities, students can independently organize the educational process, and for an educational institution a remote form of education makes it possible to increase the contingent while reducing the costs of the educational process. Shortcomings include the lack of "live communication" of the student - teacher, student - student, student - university administration, a number of areas of training suggest only a traditional form of training, for example, technical or technological, in which the curricula provide laboratory work, as well as the training of doctors and medical workers; not all students are capable of organizing the educational process themselves; universal competencies of students in the learning process are not fully developed; and such form of training makes it impossible to control the independence of students to perform tasks, and also will not allow teachers to control the assimilation of material. Based on the conducted sociological study, the authors assess the real advantages and disadvantages of distance learning, as well as the degree of satisfaction of distance learning students. The authors rightly emphasize that the distance form of education does not affect the degree of satisfaction of students with education only by correspondence, and elements of this form of education need to be developed and improved in higher educational institutions for correspondence students as a competitive advantage of an educational institution in the market of educational services. Also in the article, the authors conduct a secondary analysis of the results of sociological studies of the All-Russian Center for the Study of Public Opinion and St. Petersburg State Economic University.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-2019: НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 316.74:37.018.43 ББК 60.561.9 Н 57

Е.Н. Нетребко,

Южный институт менеджмента, г. Краснодар, Россия, e-mail: n_ekateri-

na_83@mail.ru

Н.В. Хлабыстова,

Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар,

Россия, e-mail: Hlabystova_1@mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-2019: НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Дистанционная форма обучения долгое время рассматривалась как передовые технологии, которые способствуют повышению конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке услуг. Однако необходимо изучить, так ли это при реализации данной формы предоставления образовательных услуг.

В статье авторы анализируют становление и развитие дистанционной формы обучения в России, а также достоинства (позволяет получать высшее образование без отрыва от трудовой деятельности, сокращает материальные затраты и экономит время на получение образования, делает высшее образование более доступным для людей с ограниченными возможностями, студенты самостоятельно могут организовывать образовательный процесс, дает возможность увеличить контингент при сокращении расходов на образовательный процесс) и недостатки (отсутствует «живое общение»: студент - преподаватель, студент - студент, студент - администрация вуза; ряд направлений подготовки предполагает только традиционную форму обучения, например, технические или технологические, при обучении на которых учебными планами предусмотрены лабораторные работы, а также подготовка врачей и медицинских работников; не все студенты способны к организации учебного процесса самостоятельно; не формируются в полном объеме универсальные компетенции студентов в процессе обучения; не дает возможности осуществлять контроль самостоятельности выполнения заданий студентами, а также не позволяет осуществлять контроль усвоения материала) дистанционного обучения.

На основе проведенного социологического исследования авторы оценивают реальные достоинства и недостатки дистанционной формы обучения, а также степень удовлетворенности студентов-заочников дистанционной формой обучения. Авторы справедливо подчеркивают, что дистанционная форма обучения не влияет на степень удовлетворенности студентов образованием только заочной формы, а элементы данной формы обучения необходимо развивать и совершенствовать в высших учебных заведениях для студентов-заочников как конкурентное преимущество образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Также в статье Н.В. Хлабыстова и Е.Н. Нетребко проводят вторичный анализ результатов социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет».

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, образовательный процесс, вуз, студенты, заочная форма обучения.

E.N. Netrebko,

Southern Institute of Management, Krasnodar, Russia, e-mail:

n_ekaterina_83@mail.ru

N.V. Hlabystova,

Kuban State University of Technology, Krasnodar, Russia, e-mail:

Hlabystova_1@mail.ru

DISTANCE LEARNING DURING PANDEMIC COVID-2019: FROM MATERIALS OF EMPIRICAL

RESEARCH

Abstract. Distance learning has long been seen as advanced technologies that enhance the competitiveness of an educational institution in the service market. However, it is necessary to study whether this is the case when implementing this form of providing educational services.

In the article, the authors analyze the formation and development of distance learning in Russia, as well as the merits and shortcomings of distance learning for students. The merits of distance learning are as follows: distance learning allows higher education in-service, reduces material costs and saves time for education, makes higher education more accessible to people with disabilities, students can independently organize the educational process, and for an educational institution a remote form of education makes it possible to increase the contingent while reducing the costs of the educational process. Shortcomings include the lack of "live communication" of the student - teacher, student - student, student - university administration, a number of areas of training suggest only a traditional form of training, for example, technical or technological, in which the curricula provide laboratory work, as well as the training of doctors and medical workers; not all students are capable of organizing the educational process themselves; universal competencies of students in the learning process are not fully developed; and such form of training makes it impossible to control the independence of students to perform tasks, and also will not allow teachers to control the assimilation of material. Based on the conducted sociological study, the authors assess the real advantages and disadvantages of distance learning, as well as the degree of satisfaction of distance learning students. The authors rightly emphasize that the distance form of education does not affect the degree of satisfaction of students with education only by correspondence, and elements of this form of education need to be developed and improved in higher educational institutions for correspondence students as a competitive advantage of an educational institution in the market of educational services.

Also in the article, the authors conduct a secondary analysis of the results of sociological studies of the All-Russian Center for the Study of Public Opinion and St. Petersburg State Economic University.

Keywords: higher education, distance learning, educational process, university, students, distance learning.

Долгое время в России ценилось обучение в вузе исключительно на очной форме обучения. Становление рыночной экономики в российском обществе оказывает влияние на систему образования: в институте образования происходит активное развитие коммерческого сектора, что превращает высшее образование в образовательную

услугу. Образовательные учреждения при предоставлении образовательных услуг ориентируются на предпочтения своих потребителей, а также стараются следовать современным тенденциям для привлечения большего количества поступающих. Дистанционная форма обучения рассматривается как передовая технология, которая

способствует повышению конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке услуг. Дистанционная форма получения образования получила широкую популярность при реализации программ переподготовки, курсов повышения квалификации, некоторые вузы используют электронную форму передачи знаний при обучении студентов по программам бакалавриата, спе-циалитета или магистратуры.

С 90-х гг. прошлого века в России начинает зарождаться дистанционная форма образования. Дистанционное образование становится объектом изучения таких наук, как педагогика, психология, социология.

Н.В. Кузьмина, Р. Деллинга, Дж. Даниела, Э.М. Никитин, В.П. Тихомиров, Д. Кигана и др. в рамках педагогической науки акцентируют свое внимание на изучении проблемы организации дистанционной формы обучения.

С.Г. Вершловский, О.М. Горевой, В.С. Зборовский и др. изучили социологические аспекты дистанционного обучения в вузах, а также использование компьютерных технологий при организации образовательного процесса взрослых.

Изучением проблемы психологических особенностей учащихся вузов при реализации дистанционной формы обучения занимались A.M. Ма-тюшкин, С.Р. Кузяева, М.И. Махму-тов, C.B. Лазарева, В.В. Мякишева, H.A. Менчинская, В.И. Семченко, A.B. Петровский и др.

Несмотря на то, что дистанционная форма обучения начала использоваться с 90-х гг. прошлого века во многих вузах России, на сегодняшний день нет единого мнения о данной форме обучения.

К достоинствам дистанционного обучения можно отнести следующие позиции:

- обучение в вузе без отрыва от трудовой деятельности (данное преимущество дистанционного обучения является привлекательным,

как правило, для студентов заочной формы обучения);

- дистанционная форма обучения сокращает расходы и экономит время на получение образования, можно получать образование не выходя из дома;

- дистанционная форма обучения делает высшее образование более доступным для людей с ограниченными возможностями (инвалидов);

- студенты самостоятельно могут организовывать образовательный процесс (выбирать время для изучения теоретического материала и выполнения итоговых заданий);

- для образовательного учреждения дистанционная форма обучения дает возможность увеличить контингент.

А.Ю. Кремнева выделяет достоинства дистанционной формы обучения не только для студентов, но и для образовательного учреждения: повышение качества образования и снижение затрат на организацию и проведение образовательного процесса [1].

Однако можно выделить и недостатки данной формы обучения:

- при реализации дистанционной формы обучения отсутствует «живое общение»: студент - преподаватель, студент - студент, студент - администрация вуза, что не позволяет сформировать универсальные компетенции личности (публичные выступления, развить коммуникативные навыки и т.д.);

- ряд направлений подготовки предполагает только традиционную форму обучения, например, технические или технологические, при обучении на которых учебными планами предусмотрены лабораторные работы, а также направления подготовки врачей и медицинских работников;

- при дистанционной форме обучения нет возможности лично обратиться к преподавателю (письменное обращение требует больше времени для уточнения возникшего вопроса);

- не все студенты способны к организации учебного процесса самостоятельно, некоторым требуется внешний контроль со стороны преподавателей, сотрудников деканата, администрации вуза;

- образование как институт социализации формирует у учащихся такие качества, как соперничество и конкуренцию, желание одерживать победу, а дистанционная форма обучения не дает возможности сравнивать свои результаты с успехами в обучении одногруппников, поэтому данные качества не будут сформированы;

- дистанционная форма обучения не дает возможности осуществлять контроль самостоятельности выполнения заданий студентами, а также не позволяет осуществлять контроль усвоения материала. При сдаче и написании итоговых работ учащиеся могут пользоваться вспомогательными материалами (учебники, Интернет и т.д.). Данный факт негативно сказывается на качестве подготовки специалистов, снижает их конкурентоспособность на рынке труда.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в России в 2020 г. вузы вынуждены были перейти на дистанционную форму обучения. Данный опыт поможет оценить реальные достоинства и недостатки дистанционной формы обучения, а также определить, для какой группы студентов данная форма обучения является наиболее подходящей.

В целях повышения качества образовательных услуг назрела потребность проанализировать степень удовлетворенности студентов дистанционной формой обучения.

Социологическое исследование проводилось в мае-июне 2020 г. методом анкетирования среди студентов заочной формы обучения. Анкетирование было рассчитано на студентов заочной формы, так как именно работающие люди ориентированы в большей степени на получение высшего образования дистанционно.

В опросе приняли участие 450 студентов, обучающихся на 1, 2, 3, 4, 5 курсах.

На вопрос «Нравится ли вам дистанционное обучение?» ответы респондентов распределились следующим образом: «да, нравится» выбрали 22,2% респондентов; «скорее нравится, чем не нравится»

- 49,2% опрошенных; «скорее не нравится, чем нравится» - 22,2%; «не нравится» - 6,3%. Как видно из результатов анкетирования, 71,4% студентов заочной формы обучения положительно оценили дистанционную форму обучения.

Следующий вопрос анкеты был открытым, студентам предлагалось написать, что именно понравилось или не понравилось в дистанционном обучении. Среди достоинств дистанционной формы обучения респонденты отмечали: «экономит время» - 30,2%; «удобный формат обучения» - 11,1%; «дома комфортнее обучаться» - 8,7%; «можно совмещать работу, домашние дела и учебу» - 4,8%.

К недостаткам дистанционной формы обучения студенты относят следующее: «проблемы технического характера» - 17,5%; «не хватает «живого общения» - 11,1%; «невозможность проведения практических занятий» - 6,3%; «сложно решать возникающие вопросы в процессе обучения» - 1,6%; «сложность организации учебного процесса» - 1,6%. Затруднились ответить» - 6,3%.

Вопрос «В случае возникновения ситуации, при которой невозможно проведение образовательного процесса в традиционной форме, какую форму организации образовательного процесса Вы бы выбрали?» также был открытым. Ответы респондентов распределились следующим образом: «дистанционную форму обучения» - 88,9%; «традиционную»

- 7,9%; «затрудняюсь ответить» -3,2%. Данное распределение ответов респондентов подтверждает, что дистанционная форма обучения понравилась студентам-заочникам.

На вопрос «Обучение в дистанционной форме требует больше, меньше времени или столько же, по сравнению с традиционной формой?» ответы респондентов распределились следующим образом: «обучение на дистанционной форме требует больше времени» - 15,9%; «обучение на дистанционной форме требует меньше времени» - 39,7%; «обучение на дистанционной форме требует столько же времени, как и при традиционном обучении» - 44,4%.

Коллективом кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в июне 2020 г. был проведен опрос. В анкетировании приняли участие студенты очной формы обучения (476 человек). На вопрос «Обучение в дистанционной форме требует больше, меньше времени или столько же, в сравнении с традиционной формой?» 83% респондентов отметили, что стали уделять учебной деятельности больше времени [2].

Так как студенты заочной формы на установочной сессии получают задание, а выполняют его (контрольные, курсовые работы) самостоятельно, то переход на дистанционную форму не у всех обучающихся стал занимать больше времени. А почти у 40% опрошенных количество времени, отводимое на обучение, сократилось.

Ответы на вопрос «При обучении на дистанционной форме Вы стали больше или меньше взаимодействовать с преподавателями, или количество времени взаимодействия с преподавателями осталось без изменения, в сравнении с традиционной формой?» распределились таким образом: «больше взаимодействовать с преподавателями» -11,1%; «меньше взаимодействовать с

преподавателями» - 30,2%; «столько же взаимодействую с преподавателями» - 58,7%.

На вопрос «Оцените степень удовлетворенности дистанционным обучением по 10-балльной шкале, где «1» - крайняя степень неудовлетворенности, а «10» - максимальная степень удовлетворенности» ответы респондентов представлены в таблице 1.

Согласно результатам исследования, которое было проведено сотрудниками ВЦИОМ в мае 2020 г., в целом по России студенты удовлетворены организацией обучения удаленно, так, 72% респондентов выбрали вариант ответа «удовлетворены организацией дистанционной формой образовательного процесса», а 26% респондентов оценили организацию дистанционного образования как «неудовлетворительную» [3].

Следовательно, по результатам проведенного авторами социологического исследования, можно сделать следующие выводы:

Большинство студентов (71,4%) заочной формы обучения положительно оценили дистанционную форму, так как она, по мнению респондентов, позволяет экономить время, совмещать работу и процесс обучения в вузе. То есть в дальнейшем для повышения конкурентоспособности вуза и привлечения студентов на заочную форму обучения необходимо сохранить элементы дистанционного формата обучения.

Больше половины опрошенных студентов находят для себя преимущества дистанционной формы обучения и только 37,5% - недостатки.

При повторной сложной эпидемиологической ситуации студенты заочной формы обучения готовы к обучению в дистанционном формате.

Таблица 1

Степень удовлетворенности студентов дистанционным обучением

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

П % 1,6 - - 6,3 20,6 14,3 34,9 17,5 3,2 1,6

У 60,3% студентов обучение посредством дистанционной формы занимает больше или столько же времени, сколько и при традиционной форме обучения.

Большинство респондентов при обучении на дистанционной форме стали больше взаимодействовать с преподавателями или сохранили прежнее количество времени общения. На качестве подготовки обучающихся заочной формы не отразилась дистанционная форма. У студентов, как показала практика, есть возможность сохранять контакт с преподавателями при реализации дистанционного обучения.

Значительная часть опрошенных студентов заочной формы обучения (91,5%) оценили удовлетворенность дистанционной формой работы на 5 баллов и выше по 10-балльной шкале. Большинство опрошенных (34,9%) оценили удовлетворенность дистанционной формой обучения на 7 баллов из 10 возможных. Возможно, оценка

дистанционной формы обучения была бы выше, т.к. стрессовая ситуация - самоизоляция - безусловно, оказала влияние.

Студенты заочной формы обучения - это люди, которые изначально выбирали форму обучения, которая давала бы возможность осуществлять трудовую деятельность. Дистанционная форма упростила характер взаимодействия с преподавателями: студенты стали иметь возможность получать информацию не отрываясь от работы - достаточно выйти на информационную платформу. А весь образовательный процесс студенты могли организовать на рабочем месте.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках заочной формы обучения использование элементов дистанционного образования можно успешно использовать для повышения удовлетворенности образовательным процессом, учащиеся положительно оценили опыт онлайн-обучения.

Примечания:

1. Кремнева А.Ю. Дистанционное обучение в современных вузах // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2012. № 1. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sovremennyh-vuzah.

2. Здоровье и физическая активность в период самоизоляции: результаты опроса / Кафедра физической культуры, Санкт-Петербургский государственный экономический университет. URL: https://unecon.ru/info/ zdorove-i-fizicheskaya-aktivnost-v-period-samoizolyacii-rezultaty-oprosa.

3. ВЦИОМ. Нагрузка на дистанционном обучении выросла, но его качество осталось высоким. 27.05.2020. URL: https://стопкоронавирус.рф/news/20200527-1128.html.

References:

1. Kremneva A.Yu. Distance learning in modern universities // Priority research areas: from theory to practice. 2012. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe-obuchenie-v-sovremennyh-vuzah.

2. Health and physical activity during the period of self-isolation: survey results / Department of Physical Education, St. Petersburg State University of Economics. URL: https://unecon.ru/info/zdorove-i-fizicheskaya-aktivnost-v-period-samoizolyacii-rezultaty-oprosa.

3. VTslOM. The load on distance learning has grown, but its quality remained high. 27.05.2020. URL: https: //stopcoronavirus.rf/news/20200527-1128.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.