Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в Европе'

Дистанционное обучение в Европе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хужаназарова Гулбахор Гофуржоновна

В данной статье анализируется, что экономический успех достигается там, где активно используют дистанционное образование, информационные технологии и их сетевые приложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хужаназарова Гулбахор Гофуржоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в Европе»

2. Новейший психолого-педагогический словарь, сост. Е. С. Рапацевич; под. ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 888 с.

Дистанционное обучение в Европе Хужаназарова Г. Г.

Хужаназарова Гулбахор Гофуржоновна /Hujanazarova Gulbahor Gofurjonovna - ассистент,

кафедра иностранных языков, Наманганский инженерно-педагогический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируется, что экономический успех достигается там, где активно используют дистанционное образование, информационные технологии и их сетевые приложения. Ключевые слова: дистанционное образование, информационные технологии, учебно-методический комплекс, вспомогательный преподаватель.

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается «открытыми» университетами, которые финансируются правительством.

Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учашдхся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов [1, с. 15].

2015 год в январе и феврале я и наша команда проекта TEMPUS MATCHES ездили с научным визитом в Испанию. Двухнедельный ознакомительный научный визит дал очень много эффектов. И я, как специалист, ознакомилась с Дистанционным образованием Испании.

Испанский Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educación a Distancia UNED) включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом. В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.

В последнее время в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница между североамериканской и европейской организацией ДО стирается.

ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что ДО-программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов [2, с. 32].

Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J. C. Penney, Ford, Walmart, Federal Express. Многие из этих систем значительно опережают системы ДО, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами и ответами. При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т. п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой [3, с. 40]. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т. д.

Организационно-методические модели ДО.

1. Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

2. Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэльса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается 3000 студентов [2, с. 33].

3. Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа «Содружество в образовании».

Литература

1. Анваров А. «Creating opportunities for students' self cognition», Internet article,www.matches-project.eu/shared/ARTICLE-NEPI- 3, 2015.

2. Анваров А. «НамМПИда ERASMUS MUNDUS CASIA лойи^асининг роли»ТЕМРШ: 20 YEARS OF PROGRAMME ACTIVITIES IN UZBEKISTAN, Tashkent, 2014.

3. [Электронный ресурс]: URL: http://www.jacobs-university.de/2012/09/jcll-guest-colloquium-alisher-anvarov, «The Education System of Uzbekistan», Internet article, Research V, Jacobs University Bremen, Germany, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.