Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: технологии и целевые группы'

Дистанционное обучение: технологии и целевые группы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

237
34
Поделиться

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: технологии и целевые группы»

А. СОЛОВОВ, профессор Самарский государственный аэрокосмический университет

Развитие систем дистанционного обучения (ДО) требует четкой идентификации целевых групп потенциальных потребителей услуг и используемых ими технологий учебной работы. В данной статье рассматриваются результаты исследования, выполненного в рамках международного проекта Delphi II «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования» (http:/ /www.delphi-project.ru).

Классификация технологических средств. Современные технологии ДО можно классифицировать на семь основных видов:

1) face-to-face - применение традиционных методов, основанных на непосредственном, очном («лицом к лицу») общении преподавателей и учащихся;

2) аудио, видео - использование аудио- и видеозаписей учебного назначения, учебного телевидения, радиовещания;

3) печатные материалы - применение различных видов учебной полиграфической продукции (учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и т.п.);

4) CD - оффлайновое (на компакт-дисках) использование цифровых учебных материалов, прежде всего интерактивных обучающих программ, систем тестирования, программ для моделирования изучаемых объектов или процессов, программ для автоматизации вычислений, проектирования и т.п.;

5) e-mail - использование электронной почты для коммуникации, доставки учебных материалов;

6) WWW-онлайновое использование цифровых учебных материалов с помощью технологий World Wide Web;

Дистанционное обучение: технологии и целевые группы

7) LMS - применение онлайновых систем управления обучением (Learning Management Systems), реализующих как функции организации учебного процесса (электронный деканат), так и дидактические функции доставки учебных материалов, тестирования, коммуникации (электронная почта), совместной учебной работы (электронные форумы, виртуальные классные комнаты) и т.п.

Каждая из указанных технологий имеет свои достоинства и недостатки (табл. 1).

Классификация потенциальных потребителей услуг. Потенциальных потребителей услуг систем ДО можно классифицировать на 11 основных групп:

1) школьники старших классов (10-11кл.), готовящиеся к поступлению в вуз;

2) студенты иногородних филиалов;

3) военнослужащие, желающие получить гражданскую специальность;

4) лица, желающие получить второе высшее образование;

5) лица, желающие повысить квалификацию на краткосрочных курсах;

6) работники крупных предприятий;

7) работники сферы образования;

8) студенты столичных и зарубежных вузов;

9) инвалиды;

10)заключенные;

11)русскоязычное население в бывших советских республиках.

Приведенная классификация указывает на общие тенденции на рынке образовательных услуг систем ДО. Структура численности целевых групп также существенно зависит от особенностей региона. Например, для Самарской области - региона с высоким уровнем развития промышленно-

Таблица 1

Сравнительная характеристика современных технологий ДО

Технологии Достоинства Недостатки Рекомендации по применению

Face-to-face Идеальный дидактический метод для индивидуального обучения Дидактически и экономически неэффективно при большом количестве учащихся Обзорные и установочные занятия, индивидуальные консультации в особо трудных ситуациях

Аудио, видео Технически доступно, легко доставляются, могут использоваться для больших аудиторий, видео обладает высокой степенью наглядности Нет моделирования, средств автоматизации учебной работы; интерактивность и коммуникативность возможны лишь при использовании специальных и дорогостоящих технических средств Первоначальное знакомство с учебным материалом, формирование в мышлении учащихся графических образов изучаемых объектов или процессов

Печатные материалы Легко доставляются, удобны и комфортны для применения в любых условиях Нет интерактивности, коммуникативности, моделирования, средств автоматизации; графические иллюстрации статичны, трудно корректировать и вносить оперативные изменения Первоначальное знакомство с учебным материалом, использование для справок

CD Легко доставляются, возможны интерактивность, мультимедиа, моделирование, тестирование, автоматизация расчетов и проектирования Трудно корректировать и вносить оперативные изменения, нет коммуникативности Основное технологическое средство доставки учебных материалов для большинства целевых групп

E-mail Технически и экономически доступно для большинства категорий учащихся, может использоваться при небольших скоростях сетевого доступа Нет интерактивности, моделирования, средств автоматизации; при пересылке больших объемов учебных материалов с элементами мультимедиа теряет свои достоинства Эффективный способ коммуникации преподавателей и учащихся

WWW Легко размещать учебные материалы, вносить в них оперативные изменения Технически и экономически доступно не всем категориям учащихся, особенно при размещении мультимедийных материалов; трудно реализовать интерактивность, моделирование, автоматизацию учебных работ Размещение и оперативная доставка учебных материалов, прежде всего текстовых, корректировка и оперативные дополнения к основным учебным материалам на СЭ

LMS Интегрирует в электронном виде все основные организационные и дидактические функции процесса обучения Требует дорогостоящих аппаратных и программных средств, специальной службы для сопровождения, технически и экономически доступно не всем категориям учащихся В университетских Интранет, в системах корпоративного обучения; целесообразно комбинировать с другими средствами доставки учебных материалов

сти и населением 3,2 млн. человек - общая численность потенциальных потребителей услуг систем ДО оценивается в 40-50 тыс. человек ежегодно, а наибольшие доли среди них занимают целевые группы 6 (50%) и 1 (20%) [1].

Характеристика целевых групп и используемых ими технологий ДО. Широкое распространение Интернета порой подталкивает к мнению, что в современных системах ДО должны использоваться только сетевые технологии. Однако, принимая во внимание психологические, дидактические, эргономические и экономические соображения, при планировании дистанционных учебных курсов целесообразно рассматривать самые разнообразные, в том числе и несетевые технологии. Рекомендуемые нами примерные соотношения указанных выше технологий ДО для различных целевых групп представлены в табл. 2. Хотя эти соотношения и даны для удобства представления в числовом виде, они определяют лишь тенденции, а не строгие количественные параметры. Дадим некоторые комментарии к этим цифрам.

Школьники старших классов (10-11кл.), готовящиеся к поступлению в вуз. При каждом вузе существуют различные платные курсы подготовки абитуриентов: краткосрочные и долгосрочные. Они обычно учитывают специфику вуза и обеспечивают дополнительную подготовку школьников по профильным дисциплинам. Для иногородних абитуриентов используются заочные формы обучения. Это многочисленная и вполне платежеспособная целевая группа, при учебной работе с которой можно применять современные дистанционные формы обучения. Уровень психологической и технологической готовности этой группы к ДО можно оценить как достаточно высокий. Основными технологическими средствами являются печатные материалы и интерактивные учебные пособия на компакт-дисках. Редкие очные занятия (face-to-face) могут быть использованы для обзорных лекций. Этой же цели могут служить аудио- и видеозаписи. Сетевые технологии целесообразно применять кратковременно, учитывая нередко низкую пропускную способность каналов связи и достаточно высокие затраты на оп-

Таблица 2

Примерные соотношения (в %) технологий ДО для использования в различных целевых группах

Целевые группы Face- to- face Аудио, видео Печатные материалы CD E-mail WWW LMS

Школьники старших классов 5 5 30 30 l0 l0 l0

Студенты иногородних филиалов 10 5 30 25 l0 l0 l0

Военнослужащие 10 5 30 25 l0 l0 l0

Лица, получающие второе высшее образование 10 2 28 l0 l0 30 l0

Лица, повышающие квалификацию на краткосрочных курсах 2 3 10 l0 l0 50 l5

Работники крупных предприятий 5 5 10 20 l5 20 25

Работники сферы образования 8 2 10 30 l0 35 5

Обучающиеся в столичных и зарубежных университетах 2 3 20 20 l0 25 20

Инвалиды 10 10 10 30 20 l0 l0

Заключенные 10 10 10 30 20 l0 l0

Русскоязычные учащиеся из бывших советских республик 2 3 20 20 l0 25 20

лату домашнего трафика. Так, технологии WWW могут быть использованы для размещения новых материалов, не вошедших в состав печатных и электронных пособий на CD, электронная почта - для консультаций с преподавателями вуза, LMS - для администрирования регулярных курсов подготовки абитуриентов.

Студенты иногородних филиалов вузов. Обычно университеты областных центров имеют филиалы в других городах и районных центрах. Организация учебного процесса в таких филиалах в существенной мере ориентирована на выездную работу преподавателей базового вуза. Это неэффективно, к тому же многие преподаватели с высокой квалификацией нередко отказываются от подобной работы. Выход один - применение дистанционных форм обучения. Технологический уровень занятий здесь такой же, как у школьников старших классов. В соотношении технологических средств есть лишь некоторые отличия - должна быть более высокой доля face-to-face технологий, учитывая не только обзорные лекции, но и выполнение лабораторных работ на оборудовании базового вуза, итоговое тестирование по изучаемым дисциплинам.

Военнослужащие, желающие получить гражданскую специальность. Их можно разделить на две категории: первая - это военнослужащие, проходящие срочную службу (один - три года); вторая - это офицеры и прапорщики, уволенные по собственному желанию, по состоянию здоровья и по сокращению. К этой же категории можно отнести и военных пенсионеров, многие из которых демобилизуются во вполне дееспособном возрасте (40-50 лет). Первую категорию военнослужащих в России пока не принято готовить, как это практикуется, например, в США, к работе «на гражданке». Но это направление, безусловно, перспективно для ДО. Финансироваться оно должно государством. Вторая категория военнослужащих, традиционная для системы переподготовки кадров, может

частично или полностью оплачивать свое обучение. Уровень психологической и технологической готовности к ДО этой целевой группы можно оценить как достаточно высокий. Соотношение технологических средств здесь такое же, как для предыдущей группы. В самом деле, военнослужащие срочной службы - это недавние школьники или студенты, офицерский состав тоже, как правило, имеет опыт использования электронных технологий. Следует отметить, что для учебы военнослужащих срочной службы (солдат и сержантов) должны быть созданы специальные условия (выделение времени, создание учебных классов в местах прохождения воинской службы и т.п.).

Лица, желающие получить второе высшее образование. В связи с конверсией военно-промышленного комплекса и существенным сокращением численности его предприятий многие инженерно-технические работники вынуждены были сменить профиль работы, что повлекло за собой возникновение потребности в получении дополнительного образования, особенно в сферах экономики, менеджмента, права. Эта целевая группа, как правило, имеет временную или постоянную работу и очень перспективна для ДО. Оплачивать обучение они могут сами, либо это делают их работодатели. Психологический и технологический уровень готовности этой группы к ДО можно оценить как достаточно высокий. Существенной технологической особенностью здесь является широкое применение сетевых технологий. Дело в том, что второе высшее образование обычно получают в сфере экономики, юриспруденции. Соответствующие дисциплины имеют преимущественно вербальный характер и могут быть переведены в веб-формат. Кроме того, содержание этих дисциплин достаточно динамично, что также требует сетевого применения. И наконец, данная целевая группа нередко может использовать Интернет на основной работе и не оплачивать домашний трафик.

Лица, желающие ликвидировать пробелы в знаниях, особенно в сфере экономики, менеджмента, права, новых информационных технологий. Эта группа обучаемых многочисленна, включает различные категории работников, вполне платежеспособна (предприятия и организации также заинтересованы в такой учебе и могут ее оплачивать). Психологический и технологический уровень готовности к ДО можно оценить как достаточно высокий. Учитывая высокую мотивацию, владение предметом (часто дополнительная подготовка направлена на приобретение новых знаний в профессиональной сфере обучаемого), рекомендуемые технологии ориентированы прежде всего на использование Интернета как наиболее адекватной технологической среды для оперативного размещения новых знаний, причем эти знания вполне могут быть представлены в вербальной форме без широкого применения графики, анимации, видео, поскольку основные образы изучаемых объектов и процессов у обучающихся уже сформированы.

Работники крупных предприятий, потребности в обучении которых возникают в связи с ротацией кадров, повышением квалификации, переходом на новые технологии. Учебные центры таких крупных корпораций, как АвтоВАЗ, Газпром, ЛУКОЙЛ и др., уже не справляются со своими задачами, используя традиционные формы обучения. Переход на дистанционные формы учебного процесса в ближайшие годы здесь просто неизбежен, причем численность этой целевой группы очень велика. В технологическом плане важная роль отводится сетевым технологиям: е-гпаП, WWW, ЬМ8. Возможно также использование видеоконференций внутри корпоративной сети, особенно для публичных обучающих воздействий со стороны менеджеров высшего эшелона.

Менеджеры и преподаватели учебных заведений. Они выделены в отдельную группу в связи с их особой важностью для самих систем ДО. Эта целевая группа нужда-

ется в повышении квалификации в сфере применения новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, в том числе и в его дистанционных формах. Мотивация к повышению квалификации у этой целевой группы, к сожалению, низка, а технологический уровень готовности к ДО можно оценить как средний. С точки зрения платежеспособности здесь целесообразно ориентироваться не на личные средства, а на государственную, муниципальную и корпоративную поддержку. В технологическом плане основное значение имеют материалы для самостоятельной работы - интерактивные пособия и инструментальные средства на компакт-дисках и материалы оперативного характера на WWW. Достаточно важна роль face-to-face занятий, но не столько для обзорных лекций, сколько для оперативных консультаций по вопросам применения ИКТ.

Молодые люди, желающие получить или продолжить образование в столичных или зарубежных университетах. Эта целевая группа относительно немногочисленна, вполне платежеспособна, психологически и технологически имеет очень высокий уровень готовности к ДО. В технологическом плане здесь целесообразно преимущественное использование электронных технологий.

Лица, имеющие физические, физиологические или эмоциональные проблемы. Это относительно небольшая группа обучаемых, многие из которых не имеют возможности получить традиционное образование. Технологический уровень готовности в большинстве случаев можно оценить как очень низкий. В финансовом плане здесь целесообразно ориентироваться на поддержку государства, муниципальных органов власти, благотворительность. Для обучения могут использоваться различные технологии, причем большое значение имеет общение (face-to-face, e-mail).

Лица, совершившие правонарушения и изолированные от общества. Это в потен-

циале многочисленная группа для ДО. Успешные эксперименты в этом направлении уже ведутся, например в Самарском филиале Современной гуманитарной академии [2]. В технологическом плане здесь целесообразно применение различных технологий, как в предыдущей группе, с акцентом на самостоятельную работу с компакт-дисками и живое общение (face-to-face и e-mail).

Русскоязычное население в бывших советских республиках. Потребность в получении «российского» образования в этих республиках, безусловно, есть, особенно в Казахстане и Средней Азии. Психологическую готовность к ДО можно оценить как высокую, технологическую -как низкую. Тем не менее, учитывая отдаленность и политические факторы, мешающие выезду преподавателей к студентам и студентов к местам обучения, основной акцент целесообразно делать на современных ИКТ.

Некоторые особенности использования технологий ДО для жителей сельской местности, малых городов и поселков. Эти особенности определяются в основном менее качественными, чем в крупных городах, средствами связи. И хотя эта ситуация в последние годы существенно улучшилась с развитием телефонии, радио- и спутниковых телекоммуникаций, с созданием в регионах окружных образовательных центров с высокоскоростным доступом в Интернет и т.п., при дистанционном обучении жителей сельских районов, малых городов и поселков следует делать больший акцент на несетевые средства доставки учебных материалов, прежде всего на CD в комбинации с печатными материалами, аудио- и видеозаписями, а сетевое взаимодействие предусматривать лишь эпизодически с преимущественным использованием асинхрон-

ных и экономичных технологий электронной почты. В остальных компонентах различия между городом и селом, хотя и значимы, но уже менее существенны - в сельских школах, в домах сельских жителей уже есть компьютеры, и на них можно рассчитывать, организуя учебный процесс в системах ДО.

Потребность в дистанционных образовательных услугах с использованием современных технологий удовлетворяется в России лишь в малой степени не только из-за слабости технической базы - в ряде регионов нашей страны количество компьютеров и уровень развития телекоммуникаций уже вполне соответствуют требованиям современных технологий ДО. Дело в том, что даже в благополучных в техническом плане регионах России недостаточно развито учебно-методическое обеспечение ДО, а многие менеджеры и преподаватели учебных заведений еще не готовы к широкому внедрению электронных технологий в учебный процесс. К сожалению, как мы уже отмечали ранее [3], до сих пор так и не достигнуто понимание того, что развитие ДО требует гораздо бульших усилий, большего времени и бульших финансовых ресурсов.

Литература

1. Соловов А.В., Нежурина М.И., Фентон П.

Результаты реализации проекта Делфи II. Компонент ОДО. Микропроект № 6 «Технологии открытого и дистанционного обучения для различных групп населения». - М., 2005.

2. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Волова Н.Ю.

Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. - Самара, 2000.

3. Соловов А.В. Мифы и реалии дистанцион-

ного обучения // Высшее образование в России. - 2000. - № 3.