Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ИНВАЛИДНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / LIMITED OPPORTUNITIES / DISABILITY / ACADEMIC PERFORMANCE / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIOLOGICAL RESEARCH / TEACHING METHODS / SOCIAL STATUS / MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишков Денис Сергеевич

Инновационные технологии продолжают оказывать колоссальное влияние на современное общество, становятся все более распространенными в высших учебных заведениях и обладают потенциалом воздействия на процесс обучения. Данный проект дистанционного обучения студентов с ограниченными возможностями рассматривает перспективы участников, которые опробовали использование новой технологии, позволяющей дистанционно контролировать и оценивать процесс обучения в университете. Составления специальных программ для слабовидящих и слабослышащих детей сможет упростить процесс изучения основного теоретического материала и улучшить академическое обучение, не выходя из дома. Основное внимание в ходе обсуждения уделяется влиянию дистанционного обучения на уровень контроля успеваемости обучающихся. Рассматривается вопрос о том, каким образом использование такой технологии может привести к появлению новых педагогических путей с особым упором на рефлексивную практику и самооценку. Полученные результаты в ходе изучения программы специального педагогического образования в рамках данного исследования имеют прямое отношение к практическому обучению, как в рамках программ подготовки учителей, так и в более широкой области профессиональной практики и улучшения академического обучения среди студентов с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тишков Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

Innovative technologies continue to have a huge impact on modern society, are becoming more common in higher education institutions and have the potential to influence the learning process. This project of distance learning for students with disabilities examines the prospects of participants who have tried out the use of a new technology that allows remote monitoring and evaluation of the learning process at the University. Creating special programs for visually impaired and hard-of-hearing children can simplify the process of learning basic theoretical material and improve academic learning without leaving home. The main focus of the discussion is on the impact of distance learning on the level of control of students ' progress. The question of how the use of such technology can lead to the emergence of new pedagogical paths with special emphasis on reflexive practice and self-assessment is considered. The results obtained during the study of the special teacher education program in this study are directly related to practical training, both within the framework of teacher training programs, and in the broader field of professional practice and improving academic learning among students with disabilities.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

педагогические науки

Тишков Денис Сергеевич ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ...

УДК 378.16.004.376

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0060

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

© 2020

SPIN: 2994-5352 AuthorlD: 668016 ORCID: 0000-0003-3638-4483 ScopusID: 57193751396

Тишков Денис Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой

«Терапевтическая стоматология» Курский государственный медицинский университет, (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail:den-tishkov@yandex.ru) Аннотация. Инновационные технологии продолжают оказывать колоссальное влияние на современное общество, становятся все более распространенными в высших учебных заведениях и обладают потенциалом воздействия на процесс обучения. Данный проект дистанционного обучения студентов с ограниченными возможностями рассматривает перспективы участников, которые опробовали использование новой технологии, позволяющей дистанционно контролировать и оценивать процесс обучения в университете. Составления специальных программ для слабовидящих и слабослышащих детей сможет упростить процесс изучения основного теоретического материала и улучшить академическое обучение, не выходя из дома. Основное внимание в ходе обсуждения уделяется влиянию дистанционного обучения на уровень контроля успеваемости обучающихся. Рассматривается вопрос о том, каким образом использование такой технологии может привести к появлению новых педагогических путей с особым упором на рефлексивную практику и самооценку. Полученные результаты в ходе изучения программы специального педагогического образования в рамках данного исследования имеют прямое отношение к практическому обучению, как в рамках программ подготовки учителей, так и в более широкой области профессиональной практики и улучшения академического обучения среди студентов с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: дистанционное образование, ограниченные возможности, инвалидность, академическая успеваемость, психология, педагогика, учебный процесс, социологическое исследование, методы обучения, социальный статус, современное образование.

DISTANCE LEARNING FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

© 2020

Tishkov Denis Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor, head of the Department of Therapeutic dentistry» Kursk State Medical University (305041, Russia , Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: den-tishkov@yandex.ru) Abstract. Innovative technologies continue to have a huge impact on modern society, are becoming more common in higher education institutions and have the potential to influence the learning process. This project of distance learning for students with disabilities examines the prospects of participants who have tried out the use of a new technology that allows remote monitoring and evaluation of the learning process at the University. Creating special programs for visually impaired and hard-of-hearing children can simplify the process of learning basic theoretical material and improve academic learning without leaving home. The main focus of the discussion is on the impact of distance learning on the level of control of students ' progress. The question of how the use of such technology can lead to the emergence of new pedagogical paths with special emphasis on reflexive practice and self-assessment is considered. The results obtained during the study of the special teacher education program in this study are directly related to practical training, both within the framework of teacher training programs, and in the broader field of professional practice and improving academic learning among students with disabilities.

Keywords: distance education, limited opportunities, disability, academic performance, psychology, pedagogy, educational process, sociological research, teaching methods, social status, modern education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все актуальнее становится рассмотрение программы высшего образования, включающей профессиональное обучение, которое имеет потенциал для создания возможностей профессионального развития и закрепления навыков студентов. Дистанционное обучение - это процесс, посредством которого студенты получают дипломы, не посещая занятия в здании университета. Курсы проводятся онлайн с использованием технологий, и студенты могут получить доступ к лекциям и заданиям через онлайн-лекции, телеконференции, онлайн-экзамены и так далее [1-3].

Данная модель дистанционного обучения является частью программ обучения в медицинских профессиях, ряде других профессиональных областей или в любой учебной среде, где практикум имеет ценность [4]. Практическое обучение является неотъемлемой частью развития навыков в педагогическом образовании, особенно в свете растущего разнообразия моделей обучения, доступных в настоящее время тем, кто стремится получить квалификацию. Развитие навыков для тех, кто обучается, имея ограниченные возможности, поддерживается обеспечением того, чтобы соответствующий надзор подразумевался в сообществе практики. Именно осуществление специального наблюдения за практиче-

скими навыками в рамках подготовки студентов с ограниченными возможностями составляет предмет настоящей статьи [5-8].

В последние десятилетия появление дистанционного обучения создало новые трудности для студентов-инвалидов. Онлайн или дистанционное обучение широко полезно и может иметь большое влияние, если все услуги и условия проживания будут сделаны для всех [9-13]. Получение высшего образования-это одновременно и сложный и напряженный опыт. Студенты проводят месяцы, исследуя университеты, а затем планируют свои заявки, эссе и собирают документы. Проблема получения высшего образования только возрастает, если вы студент, который имеет инвалидность. Первым контактным лицом при работе со студентами с ограниченными возможностями является администратор по инвалидности. Студенты могут запросить интервью, чтобы обсудить свои потребности или проблемы в любой момент во время курса. Несмотря на то, что университеты прилагают усилия для размещения инвалидов, студенты все еще борются с услугами [14-21]. В этой статье будет представлен обзор дистанционного обучения для студентов с ограниченными возможностями и как они могут ориентироваться в этой образовательной возможности.

Согласно последним статистическим данным, чис-

Tishkov Denis Sergeevich pedagogical

DISTANCE LEARNING ... sciences

ло людей с ограниченными возможностями растет из-за экономических спадов, а также технологий, которые позволяют легче идентифицировать инвалидов. Кроме того, студентам с ограниченными возможностями требуется больше времени, чтобы закончить свое обучение [22-30].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель данной статьи-анализ дистанционного обучение студентов с ограниченными возможностями. На базе Курского государственного медицинского университета проведен социологический опрос 20 студентов с ограниченными возможностями. Анкета содержала вопросы об удобствах обучения, факторах, влияющих на возможность получения знаний, проведения тестов и оценки полученных навыков через дистанционную систему. Каждый учебный процесс использовал технологию удаленной камеры, чтобы облегчить наблюдения в течение четырех недель обучения, завершив, таким образом, минимум три удаленных наблюдения. Все учебные занятия были либо малыми группами, либо индивидуальными 1:1. Занятия были сосредоточены на предварительном и последующем обучении по программе развитии навыков с учетом потребностей учащихся с ограниченными возможностями. Данный проект дистанционного обучения студентов с ограниченными возможностями рассматривает перспективы участников, которые опробовали использование новой технологии, позволяющей дистанционно контролировать и оценивать процесс обучения в университете. Составления специальных программ для слабовидящих и слабослышащих детей сможет упростить процесс изучения основного теоретического материала и улучшить академическое обучение, не выходя из дома. Основное внимание в ходе обсуждения уделяется влиянию дистанционного обучения на уровень контроля успеваемости обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Дистанционное обучение для студентов с ограниченными возможностями диктует необходимость создания специальных программ, которые дают обширную информацию о том, как они размещают своих студентов. Разработанная программа дистанционного обучения включает: модификацию или адаптацию курсов, увеличение времени для завершения учебной работы, возможность записи вебинаров в доступном учебном формате, возможность изменения способа выполнения тестов и оценки производительности, а так же академической успеваемости студентов, обеспечение записывающих устройств, переводчиков, транскрипционных устройств, внесение методов обучения, которые облегчают учащимся с ограниченными возможностями академический успех. Данная программа позволяет предоставить студентам, которые нуждаются в поддержке, инструменты, позволяющие им работать на свой потенциал и демонстрировать истинный уровень своих способностей в качестве студента или аспиранта. Дистанционное обучение предоставляет опосредованную среду обучения, которая демонстрирует уважение, как к студенту, так и к персоналу и расширяет возможности тех, кто участвует в процессе обучения. Это отражает правовую среду, в которой поощряются консультации и участие пользователей рассматривается как необходимое условие.

Универсальный дизайн означает, что программа оснащена всем оборудованием и программным обеспечением, необходимым для наилучшего обучения студентов с ограниченными возможностями. Ответственность студентов заключается только в том, что они должны информировать программу о своей конкретной инвалидности, чтобы их потребности были приняты во внимание, например нарушение слуха, зрения, речи и письма. В отличие от предыдущих исследований, студенты, которые ранее заявляли, что они являются дислексиками, глухими или слабослышащими имели меньше шансов получить хорошее образование и высокие академические результаты. В анкете для самоотчета 262

с множественными нарушениями давали более низкие оценки качества уровня знаний и их личностного развития, чем дети без нарушения функций. Тем не менее, после внедрения дистанционного обучения достижения и общий опыт выпускников, сообщивших об инвалидности, о которой они ранее не заявляли в университет, были аналогичны показателям выпускников, не имеющих инвалидности. Улучшение качества обучения студентов с ограниченными возможностями напрямую зависело от удобства дистанционного обучения, расширения возможностей и качества получаемой информации. Что касается студентов, то онлайн-обучение для студентов с ограниченными возможностями имеет следующие преимущества: удобство для студентов с ограниченными возможностями, которые посещают программы дистанционного обучения. Программы дистанционного обучения включают в себя универсальный дизайн, так что студенты с ограниченными возможностями имеют возможность получить доступ к контенту, какой способ лучше подходит для них. Это дает им гибкость, чтобы слушать, смотреть или читать содержание лекции в другом формате. Кроме того, гибкость проявляется и в форме участия в занятиях, когда учащиеся с ограниченными возможностями имеют разные возможности общаться с одноклассниками и преподавателями, не чувствуя дискриминации или иного отношения из-за своей инвалидности. Гибкость и удобство дистанционного обучения для студентов с ограниченными возможностями означает, что они будут пользоваться им всю свою жизнь. Эти льготы заключаются в повышении уровня занятости инвалидов, где уровень безработицы в четыре раза превышает уровень безработицы среди населения в целом. Кроме того, есть надежда, что студенты извлекут пользу из своего опыта поддержки обучения в университете таким образом, что они будут обогащены инструментами, стратегиями и улучшенными уровнями уверенности в себе, которые также будут служить им до конца их взрослой жизни.

ВЫВОДЫ

Ключевой вывод проекта показал ценность, которая поддерживала рефлексивные навыки студентов с ограниченными возможностями. Дистанционное обучение для студентов с ограниченными возможностями здоровья является приоритетом в образовательной программе. Для университетов это дает возможность предоставлять содержание обучения, которое является инклюзивным и не дискриминирует по признаку инвалидности. Обеспечение равных возможностей в области образования означает, что все будут иметь одинаковый доступ к навыкам и возможностям трудоустройства. Каждый университет должен иметь поддержку для студентов-инвалидов. Это в свою очередь включает обучение персонала для помощи студентам с ограниченными возможностями и улучшение их академической успеваемости путем создания необходимых условий. Полученные результаты в ходе изучения программы специального педагогического образования в рамках данного исследования имеют прямое отношение к практическому обучению, как в рамках программ подготовки учителей, так и в более широкой области профессиональной практики и улучшения академического обучения среди студентов с ограниченными возможностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Матуняк Н.А. К проблеме формирования педагогической компетентности родителей детей с особыми возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 138-141.

2. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. С. 85-92.

3. Платонова Р.И., Бубякина Е.В., Парфенов И.Я. Состояние и перспективы региональных вузов в современной системе высшего образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 153-157.

4. Penman, J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Тишков Денис Сергеевич ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ...

University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60-73.

5. Баурова Ю.В. Теоретические положения осуществления учебного процесса на основе гендерного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 13-17.

6. Prensky M. Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

7. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Mакарoва M.B., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 17.

8. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - № 6 (39). - С. 322-329.

9. Голованова Н.Ф. Педагогика. M.: Academia, 2019. - 352 c.

10. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

11. Журбенко В.А., Бровкина И.Л., Карлаш А.Е., Крюков А.А., Сериков В.С. Роль симуляционных технологий в обучении студентов на кафедре стоматологии детского возраста // Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине ÊTMy. Под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. 2017. С. 235-238.

12. Дубровина И.В. Психология. M.: Издательский центр «Академия», 1990. — 464 с.

13. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе //Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

14. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004. - n 2. - с. 40-42.

15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. M.: Логос, 2002. — 384 с.

16. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. M.: Проспект, 2016. - 320 c.

17. Кравченко А. Психология и педагогика. M.: Проспект, 2019. -400 c.

18. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. - M.: Academia, 2017. - 312 c.

19. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. M.: Academia, 2015. - 16 c.

20. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

21. Фрейре П.П. Педагогика. M.: КоЛибри, 2017. - 152 c.

22. Хухлаева О.В. Психология развития. M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

23. Чеховских M.И. Основы психологии. Mmск: Новое знание, 2008. —187 с.

24. Бородина К.M. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов //Региональный вестник. 2019. № 22 (37). С. 7-8.

25. Балашова А.В., Боликова Л.Ю. Подготовка педагогов к обучению детей-инвалидов. Постановка проблемы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 50-54.

26. Рюмина Е.В., Гостева Л.З. Социальное сопровождение студентов-инвалидов в условиях вуза (на примере Амурского государственного университета) // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 82. С. 69-73.

27. Mаксимoва Е.Ю. Проблемы организации обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого-педагогический аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 111-114.

28. Rottermund J., Knapik A., Warmuz-Wancisiewicz A. Polish youth and disability //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 8992.

29. Эльконин Д.Б. Психология развития. — M.: Издательский центр «Академия», 2010. — 144 с.

30. Range, B.D. Teacher perceptions about observation conferences: What do teachers think about their formative supervision in one US school district // Journal of University Teaching & Learning Practice, 2018,73р.

Статья поступила в редакцию 02.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.