Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борозда Иван Викторович

Рассматривается проблема преподавания клинических дисциплин в условиях пандемии COVID-19. Использование дистанционного формата обучения студентов медицинского вуза клиническим дисциплинам должно соответствовать базовым принципам медицинского образования и сочетать все технические возможности, предоставленные современными информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борозда Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE COVID-19 PANDEMIC

The author examines the problem of teaching clinical disciplines in the context of the COVID-19 pandemic. The use of a distance learning format for medical students in clinical disciplines must comply with the basic principles of medical education and combine all the technical capabilities provided by modern information technologies.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 378.1

Борозда Иван Викторович

Амурская государственная медицинская академия г. Благовещенск, Россия E-mail: bivdoc@mail.ru Borozda Ivan Victorovich Amur State Medical Academy, Blagoveshchensk, Russia E-mail: Sen2611@mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

DISTANCE LEARNING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE COVID-19 PANDEMIC

Аннотация. Рассматривается проблема преподавания клинических дисциплин в условиях пандемии COVID-19. Использование дистанционного формата обучения студентов медицинского вуза клиническим дисциплинам должно соответствовать базовым принципам медицинского образования и сочетать все технические возможности, предоставленные современными информационными технологиями.

Absract. The author examines the problem of teaching clinical disciplines in the context of the COVID-19 pandemic. The use of a distance learning format for medical students in clinical disciplines must comply with the basic principles of medical education and combine all the technical capabilities provided by modern information technologies.

Ключевые слова: медицинское образование, клинические дисциплины, дистанционное обучение, электронное обучение, онлайн-обучение, COVID-19.

Key words: medical education, clinic discipline, distant education, online- education, COVID-19.

Актуальность проблемы и анализ доступной литературы

«Медицинское образование не может быть заочным». Данная аксиома является базовой для понимания процесса подготовки студентов-медиков. Особенно это касается сугубо практических, т.е. клинических дисциплин. Но так ли незыблемы существующие правила?

Пандемия COVID-19 явилась серьезным вызовом не только для медицинской службы всего мира и России, но и заставила пересмотреть многие традиционные подходы к дистанционному образованию как в средней школе, так и в вузах.

Действительно, еще недавно было очень сложно представить, что в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе профессорско-преподавательский состав будет вынужден прибегать к помощи дистанционных средств обучения из-за необходимости самоизоляции в условиях пандемии.

Преподавание клинических дисциплин всегда базировалось на формировании компетенций, требующих личного присутствия студента и его непосредственного контакта с пациентом и преподавателем. На первый взгляд, это совершенно четко регламентирует организацию образовательного процесса как очного обучения.

Однако столкнувшись с новыми условиями, продиктованными эпидемической обстановкой, большинство медицинских вузов были вынуждены внести соответствующие коррективы в организацию учебного процесса, создавая заново или оптимизируя те формы дистанционного обучения, которые в течение нескольких предшествующих пандемии лет начали внедряться в практику преподавания. Так или иначе, следует отметить, что система высшего медицинского образования «выдержала удар» и успешно преодолела возникшие трудности.

Опыт преподавания клинических дисциплин в дистанционном формате во многих мировых медицинских университетах был накоплен достаточно большой, что позволило им быстро и относительно безболезненно перейти на онлайн-обучение [2].

В отличие от зарубежных отечественные медицинские вузы, по материалам, опубликованным в доступных источниках, столкнулись с рядом трудностей, требующих переосмысления традиционных подходов к онлайн-образованию, особенно когда это касалось сдачи итоговых испытаний и аккредитации специалистов [1].

Авторы исследования отмечают, что формальный перенос образовательного процесса в электронную образовательную среду никоим образом не означает окончательного решения проблемы дистанционного обучения, потому что для восприятия студенческой аудиторией важен не только объем информации, но и способы ее подачи.

В большинстве случаев преподавание - это не только контент, оно неразрывно связано с методами и способами доставки этого контента обучающемуся, диалогом, социальным взаимодействием в группе, командным решением проблем. Перевод обучения в онлайн-режим можно сравнить скорее не с видеозаписью, а с проведением живого инструментального концерта под управлением дирижера [3].

Преподаватель должен по-прежнему разрабатывать дизайн-занятия, подбирать источники информации (видеозаписи, статьи), но этот дизайн является лишь отправной точкой будущих активностей, а ход занятия не подвластен преподавателю полностью, он может лишь «дирижировать» и направлять его [3].

Следует помнить, что эффективный тренинг в онлайн-режиме должен следовать четырем ключевым принципам:

а) активация, которая помогает вспомнить и продемонстрировать существующие знания;

б) объяснение и демонстрация (чаще всего преподавателем);

в) применение знаний или навыков с получением обратной связи;

г) интеграция полученных навыков в практику.

Последние два принципа реализовать в условиях дистанционного обучения крайне затруднительно. Поэтому подход с использованием манекенов - симулированных и стандартизированных пациентов - является обязательным для получения компетенций. В рамках современного, хорошо оснащенного симуляционно-аттестационного центра подготовки это вполне возможно реализовать, соблюдая противоэпидемические стандарты.

Онлайн-формат проведения занятий должен отвечать всем принципам медицинского образования. Меняются только инструменты, с помощью которых ведется подача материала.

Чем больше таких инструментов в распоряжении преподавателя, тем грамотнее следует их комбинировать для достижения поставленных целей. От простого взаимодействия в социальных сетях - таких как Твиттер или Facebook и WhatsApp, до более сложных коммуникационных продуктов - таких как Scype, Zoom или Discord. Хорошо зарекомендовало себя применение программы Moodle. Размещение теоретической информации, презентаций, видеолекций и оценочных средств (тесты и ситуационные задачи) в программе Moodle достаточно комфортно как для студентов, так и для преподавателей.

Сложности использования этих продуктов связаны не только с техническими вопросами (стабильность Интернет-соединения и освоение новых платформ для онлайн-встреч), но и с тем, что не все они рекомендованы Министерством образования России для использования на официальном уровне.

Самым важным аспектом применения электронной образовательной среды по-прежнему остается налаживание взаимодействия со студентами, с получением обратной связи. Это поможет в краткие сроки иметь необходимую информацию о течении процесса обучения и при необходимости внести в него своевременную коррекцию.

Результаты собственных исследований

Особенно сложной проблемой является необходимость чтения лекций, нацеленных на большую аудиторию. В наших условиях (ФГБОУ ВО «Амурская ГМА Министерства здравоохранения РФ») количество студентов на лечебном факультете каждого курса составляет около 250 человек, на педиатрическом - около 50. Поэтому для вовлечения больших аудиторий нами была использована программа Discord. Во время чтения лекции сам лектор или модератор из числа студентов имеет возможность демонстрировать презентацию, видеофрагменты и прочую дополнительную информацию. Кроме того, в указанной программе доступен чат, в котором возможно обсуждение отдельных вопросов по ходу лекции.

Важным преимуществом является также то обстоятельство, что многие студенты хорошо ориентируются в этой программе, потому что увлекаются компьютерными играми и могут оказать в процессе занятий квалифицированную техническую поддержку.

Таким образом в каждом семестре преподавателями кафедры были прочитаны 10 лекций с вовлечением указанной аудитории.

При проведении практических занятий нередко возникала необходимость объединения 2-3 студенческих групп, что тоже решалось за счет использования вышеуказанной программы (всего проведено 80 занятий).

Основные затруднения вызывала организация именно практической части занятия, т.е. доклад по учебному дежурству, а также написание истории болезни и отработка практических навыков.

В процессе преподавания дисциплины «Травматология, ортопедия» мы применяли следующий педагогический прием. Студентам в ходе вводного занятия на курацию даются виртуальные пациенты с заданным клиническим диагнозом.

При этом наибольший интерес у студенческой аудитории вызывала симуляция курации виртуального пациента, когда слушатели были вынуждены решать клиническую задачу «от обратного», имея вводные данные в виде известного основного диагноза (травмы) и дополнительной информации о пациенте (пол, возраст, сопутствующая патология).

К моменту доклада студенту предлагалось создать историю болезни пациента по заданным данным и оформить ее в виде презентации, созданной в Power Point. Кроме того, в Интернете докладчик подбирал рентгенограммы, соответствующие заданной патологии, а также видеоролик, демонстрирующий выбранный способ оперативного лечения.

Решая задачу «от обратного», студент погружался в клиническую ситуацию, прорабатывал логические связи и оценивал необходимые практические навыки, с помощью которых можно решить проблему, т.е. вылечить пациента.

В ходе доклада данная презентация была доступна всей студенческой группе, и в обсуждении участвовал весь коллектив. Таким образом, при обсуждении вопросов теоретического блока занятия студенты получали возможность развивать клиническое мышление, обсуждать тактику диагностики и лечения, вплоть до самых подробных моментов выполнения этапов операции. В этом ключе наиболее полную информацию помогали получить специализированные ресурсы, созданные профессио-

нальными ассоциациями, - например, «Ассоциацией ортопедов» (ресурс АО Foundation Surgery Reference).

Важно подчеркнуть, что обсуждение различных аспектов выбора методики диагностики и лечения вызывало живейший отклик аудитории. Учитывая возможность высказывать свои суждения в режиме аудиосвязи или видеосвязи, студенты высказывались по сути вопроса непосредственно и откровенно, что делало дискуссию весьма приближенной к реальной клинической работе (например, консилиуму по тактике обследования и лечения пациента).

Следует отметить, что значительная часть студентов медицинской академии (около 50-70 человек на каждом курсе), в отличие от других вузов, выходила на связь непосредственно из «красной зоны», что позволяло одновременно решать многоплановые задачи: оказывать помощь практическому здравоохранению в качестве работников среднего медицинского звена, реализовывать полученные компетенции непосредственно в клинических условиях и продолжать обучение в экстремальной обстановке.

Для закрепления и отработки практических навыков студенты пятого курса проходили занятия в условиях симуляционно-аттестационного центра АГМА.

При последующем анкетировании, проведенном на пятом курсе (п=297 на лечебном и педиатрическом факультете вместе), около 87% (258 человек) студенческой аудитории оценили проведенные занятия положительно. В 13% случаев (у 39 человек) возникли технические трудности - неустойчивая работа связи, Интернета, самой программы Discord и пр.

Текущая успеваемость студентов лечебного факультета в сравнении с предыдущим учебным годом сведена в таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Текущая успеваемость студентов лечебного факультета _в сравнении с 2019/20 учебным годом_

Учебный год Количество пропущенных Всего Средний балл текущей успеваемости Качество знаний, % Количество задолжников

лекций практ. занятий

уваж. неуваж. уваж. неуваж. уваж. неуваж.

2019/20 12 36 64 26 79 62 4,0 68 -

2020/21 16 32 84 64 100 96 3,9 65 2

Данные, полученные при анализе промежуточной аттестации студентов лечебного факультета, отражены в табл. 2.

Таблица 2

Успеваемость студентов лечебного факультета по результатам сессии

Учебный год Количество сдавших экзамен (абсолютно/в процентах) Качество знаний, % Средний балл Успеваемость, %

«5» «4» «3» «2»

2019/20 71 31,7% 89 39,7% 55 24,6% 9 4% 71,4 4,0 96

2020/21 62 28,4% 77 35,3% 72 33,1% 7 3,2% 63,8 3,9 96,8

Таким образом, результаты текущей успеваемости, как и результаты промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Травматология, ортопедия», не имеют значимых различий, что позволяет оценить уровень подготовки в дистанционных условиях как хороший.

Полученные нами данные, иллюстрирующие опыт дистанционного обучения студентов медицинского вуза, позволяют сформулировать ряд выводов и практических рекомендаций:

1. Несмотря на все ограничения, связанные с пандемией SARS COVID-19, профессорско-преподавательский состав должен оптимизировать процесс обучения студентов медицинского вуза, гиб-

ко используя все технические возможности электронной образовательной среды, предоставленные современными информационными технологиями.

2. Полностью исключать из процесса обучения отработку практических навыков в очном формате как важнейшую составляющую подготовки студентов-медиков. Для этого в условиях пандемии необходимо прибегнуть к помощи специально оборудованных симуляционно-аккредитационных центров, с соблюдением всех санитарных и противоэпидемических требований.

3. Для проведения лекций и практических занятий по клиническим дисциплинам в условиях работы с большой студенческой аудиторией эффективно использовать программу Discord по предложенной нами методике, что позволяет получить хорошие результаты обучения.

1. Алексеева, А.Ю., Балкизов, З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 8-24.

2. Taylor, D., Grant, J., Hamdy, H., Grant, L. et al. Transformation to learning from a distance // MedEdPublish. -2020. - № 9 (1).- Р. 76.

3. Fawns, T., Jones, D., Aitken, G. Challenging assumptions about «moving online» in response to COVID-19 and some practical advice // MedEdPublish. - 2020. - № 9 (1).- Р. 83.

УДК 159.9.072.432

Жученко Ольга Александровна

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия г. Ижевск, Россия E-mail: adlog@mail.ru Кононова Екатерина Александровна

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия г. Ижевск, Россия E-mail: missis.kononova-katya@yandex.ru Zhuchenko Olga Alexandrovna Izhevsk State Agricultural Academy Izhevsk, Russia E-mail: adlog@mail.ru Kononova Ekaterina Alexandrovna Izhevsk State Agricultural Academy Izhevsk, Russia E-mail: missis.kononova-katya@yandex.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛОГОТИПОВ КОМПАНИЙ

EMOTIONAL PERCEPTION OF COMPANY LOGOS

Аннотация. Важным элементом успешной рекламы в современном обществе стал действенный логотип, вызывающий положительные эмоции, доверие к компании и желание воспользоваться ее продукцией. В работе изучено влияние разных логотипов на эмоциональное восприятие студентов и школьников.

Abstract. An important element of successful advertising in modern society has become an effective logos that evokes positive emotions, trust in the company and the desire to use its products. The work studied the influence of different logos on the emotional perception of students and schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.