УДК 371.39
DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10101
Серикова Людмила Владиславовна
начальник Департамента образования администрации города Перми
Администрация города Перми, Пермь, Россия 614000, Пермь, Сибирская, 17, (342) 212-70-50 e-mail: dogorodperm.ru
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - РЕАЛЬНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
ludmila V. Serikova
Head of the Perm City Education Department
Perm Gty Administration 17, Sibirskaya, 614000, Perm, Russia e-mail: dogorodperm.ru
DISTANCE LEARNING IS THE REALITY OF OUR TIME
Аннотация. Описывается и анализируется практика обучения на дистанционных курсах уникальных школ города Перми. Основная идея такого образования связана с предоставлением школьникам возможности взаимодействия с носителями реальных профессий. Представлены направления дистанционных курсов, механизмы обучения в дистанционной форме, а также механизмы взаимодействия школ.
Ключевые слова: обучение, дистанционное образование, уникальные школы, профессиональные пробы, цифровая среда.
Abstract. This article describes and analyzes the practice of introducing distance learning courses in unique schools in Perm. The main idea of such education is to provide students with the opportunity to interact with real-life professions. The article describes the directions of distance courses, mechanisms of distance learning, as well as mechanisms of interaction between schools.
Key words: education, distance education, unique schools, professional tests, digital environment.
Основной стратегической линией развития пермской образовательной системы является движение к практико-ориентированному образованию, которое необходимо для будущей жизни выпускника, для построения собственной карьеры.
Для этого необходимо сформировать у школьников такие качества современного человека, как способность адаптироваться к нововведениям в различных сферах жизни, готовность определять целевые установки
© Серикова Л.В., 2020
и механизмы их достижения вслед за изменениями внешних условий. Поэтому целью Стратегии развития системы образования города Перми до 2030 г. было обозначено достижение выпускниками школ высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению на основе самостоятельного построения ими индивидуально ориентированного образования.
Одним из механизмов достижения поставленной цели является создание в Перми сети уникальных школ, главной особенностью которых является реальное сотрудничество представителей профессиональных сообществ города со школой как в части основного образования, так и в части предоставления дополнительных услуг. Основная идея такого образования связана с предоставлением школьникам возможности взаимодействия с носителями реальных профессий. Дети, еще будучи в школе, должны быть готовы делать выбор, менять этот выбор в поисках себя и своего места в профессиональном мире.
На сегодня сеть уникальных школ представлена десятью учреждениями (рис. 1).
Рис. 1. Сеть уникальных школ г. Перми
Каждая уникальная школа имеет свою специфику. Например, «Инженерная школа», «Фотоника», «Техно-Школа», «Петролеум+», «СинТез», «Мастерград» представляют своеобразный образовательный лифт от школьной парты к будущему рабочему месту. В этих общеобразовательных учреждениях академические учебные предметы естественно-научного цикла в образовательном процессе дополнены системой инженерно-технических проб и практик в школьных лабораториях и КБ, а также на реальном производстве.
Школа компьютерных технологий «1Т-школа» предполагает формирование ИКТ-компетентности учащихся на 3 уровнях: техническая грамотность, применение средств ИКТ в решении личностных и профессиональных задач, создание нового - инновационная деятельность.
Естественно, что эта школа оснащена новейшим оборудованием не только для формирования разноуровневой компьютерной грамотности, но и для работы по таким направлениям, как робототехника и создание искусственного интеллекта.
Школа дизайна «Точка» создана для предоставления учащимся г. Перми услуг дополнительного образования детей дизайнерской направленности. Данная работа направлена на приобретение теоретических знаний в сфере дизайна, формирование практических навыков художественно-технического проектирования, ориентированного на получение эффективного позитивного опыта разработки и реализации дизайн-проектов учащихся в разных сферах жизнедеятельности человека рядом со специалистами высокого уровня.
В рамках образовательного процесса в школе «Киокушинкай» детям предоставляются услуги дополнительного образования культурно-эстетической направленности для детей-спортсменов, занимающихся киокушинкай, для разностороннего развития учащихся спортивных классов.
В ходе учебного процесса «Школы бережливого производства» школьники имеют возможность познакомиться с такими уникальными процессами, как технологии разработки стандарта проведения технического обслуживания оборудования, поучаствовать в разработке и апробации устройств для предотвращения ошибок и защиты от них, осваивают на практике технологии бережливого производства.
Направленность образовательных услуг уникальных школ различна (рис. 2). Более 60 % предоставляют услуги технической и инженерно-технической направленности, что обусловлено традициями и особенностями развития нашего промышленного города.
Доля услуг по направлениям
71«
Рис. 2. Направленность образовательных услуг уникальных школ г. Перми
Если говорить о тех, кто реально получает сегодня услуги уникальных школ, то 70 % составляют учащиеся самих уникальных школ и 30 % - дети из других образовательных учреждений. В настоящее время наблюдается рост востребованности прохождения уникальных курсов обучающимися из других общеобразовательных учреждений города. Решить общегородскую проблему
доступности услуг уникальных школ для любого желающего ребенка любой пермской школы представляется возможным через расширение дистанционного обучения.
На базе уникальных школ за это время около 3 тысяч школьников города прошли специализированные курсы и профессиональные пробы, для учащихся 7-10-х классов разработаны форматы очного и заочного обучения.
Понимая тот факт, что мир стремительно меняется и меняются условия обучения, школа не может остаться в стороне от этих перемен. Одним из главных направлений развития современной школы является цифровизация. Цифровая среда становится частью нашего сознания и задает новый формат образовательной деятельности - дистанционный, при котором учитель и учащиеся взаимодействуют опосредованно, на расстоянии.
Сообщество уникальных школ с 2019 г. участвуют в онлайн-проекте по развитию дистанционного обучения. Основная цель проекта - создать условия для расширения доступности получения уникальных услуг всеми заинтересованными обучающимися г. Перми через использование электронных ресурсов.
Такая форма взаимодействия уникальных школ с другими школами востребована. Дистанционные курсы рассчитаны на разные возрастные группы, а также на определенные группы детей с ограниченными возможностями здоровья по разным нозологиям. То, что дистанционный формат взаимодействия оказался востребованным, доказывает тот факт, что в 2018/19 учебном году обучение по программам дистанционных курсов уникальных школ прошли 500 обучающихся школ города, а в 2019/20 учебном году - почти 700 обучающихся (рис. 3).
Основной
Основной
Основной
Основной Основной Основной
Рис. 3. Численность обучающихся дистанционных курсов уникальных школ г. Перми
При этом необходимо отметить, что каждый дистанционный курс по-своему уникален. Например, цель организации системы дистанционных курсов в МАОУ «Школа дизайна "Точка"» заключается в том, чтобы научить школьников пользоваться графическим редактором Adobe Illustrator для создания графических продуктов. Преимущества курса в том, что программа Adobe Illustrator - это идеальный инструмент для создания векторной графики; популярность курса объясняется огромными возможностями, благодаря которым каждый может научиться созданию рисунков, графики. Программа обладает широким набором инструментов для рисования и возможностями управления цветом и текстом. Курс вызывает интерес у обучающихся 8-11-х
классов в школах, где развиты компьютерные технологии, или у отдельных школьников, самостоятельно изучающих компьютерные программы.
МАОУ «СОШ "Мастерград"» ведет такие дистанционные курсы, как «Урбанистика для чайников», «Искусство архитектуры», «Уличное искусство», так как одним из приоритетных направлений деятельности этой школы является диссеминация актуального педагогического опыта по уникальному направлению развития школы «Урбанистика».
МАОУ «СОШ № 32» г. Перми уже в 2019/20 учебном году разработала и осуществляет занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья по таким уникальным курсам, как «Основы японского языка для бытового общения», «Основы японской живописи суми-э», востребованным оказался и экспресс-курс по практическому ознакомлению с основами киокушинкай (кроме детей с нарушениями ОДА). Надо отметить, что эта школа ведет дистанционные курсы для обучающихся начиная уже с 5-го класса.
МАОУ «Техно-Школа им. В.П. Савиных» предлагает для школьников г. Перми курсы (профессиональные пробы), созданные в формате знакомства с компетенциями WorldSkШs. Уникальность курсов заключается в том, что к процессу преподавания привлекаются как эксперты компетенций («Лабораторный химический анализ», «Токарные работы на станках с ЧПУ» и др.) из числа сотрудников предприятия-партнера и педагогов школы в качестве преподавателей, так и ученики самой школы, победители и призеры данных компетенций на региональных и всероссийских соревнованиях в качестве консультантов.
В настоящее время преподаватели уникальных школ г. Перми разработали более тридцати дистанционных курсов по следующим направлениям (рис. 4):
техническое
художественное
физкультурно-спортивное
•Облачные, лазерные и аддитивные технологии •"Основы программирования в среде Scratch" •«Микробиология»
•Компьютерная графика: Adobe Illustrator •Предметный дизайн •Японское рукоделие
•Спортивный туризм •Введение в киокушинкай •Японские шахматы
Рис. 4. Направления дистанционных курсов уникальных школ г. Перми
Для того чтобы обучение в системе дистанционных курсов было эффективным, при составлении таких курсов необходимо придерживаться определенных принципов, таких как:
1) принцип интерактивности: обмен информацией между учениками и преподавателями;
2) принцип индивидуализации: составление индивидуального плана обучения в зависимости от уровня знаний по результатам входной диагностики, корректировка по результатам текущего контроля;
3) принцип идентификации: необходимость контроля самостоятельности прохождения обучающимся дистанционных курсов;
4) принцип открытости: доступность для всех желающих;
5) принцип гибкости: отсутствие жесткого временного графика прохождения курсов, возможность корректировать программу курса;
6) принцип регламентированности: составление графика прохождения этапов дистанционного обучения.
При организации дистанционного обучения важно соблюдать последовательность этапов прохождения курса.
1. Установочное занятие.
2. Основной этап, который разбивается на модули. Каждый модуль содержит обязательную для изучения теоретическую часть (лекция и презентационный материал), практическое задание и требования к его выполнению, промежуточный контроль (в виде теста). При этом необходимо понимать, что нельзя перейти к следующему модулю обучения, пока не будут выполнены все практические задания предыдущего модуля и не будет получен зачет, так как каждый последующий модуль основывается на знаниях, полученных при прохождении предыдущего модуля.
3. Завершающий этап: итоговое тестирование (перед итоговым тестированием учащимся предлагается пройти пробный тест по изученному материалу) и представление продукта (в результате прохождения курса у каждого обучающегося должен получиться некий продукт, представив который обучающийся получает итоговый зачет и документ о прохождении дистанционного курса).
В настоящее время на рынке дистанционных технологий появляются различные информационные ресурсы, которые активно продвигаются и свободно распространяются. В данных условиях важно, чтобы отрасль образования нашего города могла увидеть преимущества и недостатки каждой информационной системы управления обучением и в соответствии с современными тенденциями использовать лучшие практики в своей организации дистанционного обучения. Например, уникальные школы г. Перми выбрали для организации работы дистанционных курсов систему управления обучением Moodle.
Дистанционные курсы размещены на сайте https://dist.permedu.ru/, разработаны в системе управления обучением Moodle, которая дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс, обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических
занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой. Система обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов [1].
Полноценное использование системы управления обучением Moodle позволяет обеспечить:
• многовариантность представления информации;
• интерактивность обучения;
• многократное повторение изучаемого материала;
• структурирование контента и его модульность;
• создание постоянно активной справочной системы;
• самоконтроль учебных действий;
• выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;
• конфиденциальность обучения;
• соответствие принципам успешного обучения.
Дистанционные курсы уникальных школ включают в себя сценарий, в котором определяются цели и задачи, учитываются особенности целевой аудитории, выбор технического решения. Учебный материал выдержан в определенной структуре, разбит на небольшие модули, удобные для освоения обучающимися. Большое внимание уделено интерактивной подаче учебного содержания, продумана система взаимодействия участников прохождения курса с учителем. В каждом модуле присутствуют контролирующие материалы в виде тестов, а также практические и интерактивные работы.
Алгоритм прохождения дистанционных курсов удобен и прост:
• все участники курса должны быть зарегистрированными пользователями сайта. Система МооШе допускает несколько способов регистрации пользователя: саморегистрация с подтверждением по электронной почте или ручная регистрация администратором;
• далее учащиеся выбирают курс и получают доступ к материалам;
• после ознакомления с материалами курса и прохождения самопроверки учащемуся предлагают посетить офлайн-мероприятие по теме курса на базе выбранной школы по той же тематике;
• учащийся, успешно освоивший курс, получает сертификат.
Дистанционные курсы предлагаются дополнительно
к общеобразовательной программе, поэтому применяется безоценочная система.
Уникальными школами г. Перми разработан действующий алгоритм запуска дистанционного обучения, состоящий из следующих этапов (рис. 5):
• поиск сетевых партнеров
• заключение соглашений со школами
1 этап
•формирование учебных групп
• регистрация учеников на платфоме
• проведение занятий
»подведение итогов
• корректировка курса
• выбор продолжения обучения по теме курса
3 этап
Рис. 5. Алгоритм запуска дистанционного обучения в уникальных школах г. Перми
Востребованность такой формы взаимодействия подтверждает и тот факт, что в 2018/19 учебном году дистанционные курсы уникальных школ освоили обучающихся из 20 школ города, а в 2019/20 учебном году таких школ было уже 37.
Уникальные школы города заинтересованы в дистанционном обучении, поэтому база курсов постоянно пополняется.
В настоящее время Интернет дает большие возможности для получения образования не только обучающимся, но и педагогам. Это, с одной стороны, возможность поиска методических материалов, участие в различных дистанционных конференциях, вебинарах, олимпиадах, конкурсах и многое другое, а с другой стороны, Интернет оказался незаменимым источником информации для учителя в условиях постоянной нехватки времени.
Мы живем в мире быстрых изменений, в мире, в котором происходит трансформация всех сторон жизни, в мире, где на рынке труда востребованными становятся не узкоспециализированные знания и навыки, а общие «компетенции XXI века» - когнитивные, цифровые и социально-эмоциональные [2]. Особую ценность приобретают такие качества, как адаптивность к изменяющимся условиям, умение учиться и переучиваться. Следовательно, Департамент образования выстраивает работу по развитию данных компетенций учителя и административной команды.
Одним из механизмов работы по формированию компетенций XXI в. стали короткие курсы для педагогов, организованные с использованием системы Moodle: 5 курсов по 5 уроков. Курсы организованы на современном уровне с применением инновационных технологий и методик обучения. При этом слушатели курсов отмечают следующие положительны моменты организации такого обучения:
- возможность обучаться в любое удобное для педагога время;
- возможность обучаться в своем темпе;
- возможность обучаться из любой географической точки;
- возможность обучения без отрыва от основной работы;
- возможность доступа ко всем учебным материалам в любое время;
- возможность индивидуального общения с руководителями курсов [3].
Слушателями курсов для педагогов стали более 1000 человек. Педагоги
имеют возможность пройти обучение по следующим актуальным направлениям:
1. Пять принципов речи эффективного педагога. Процесс восприятия и осознания речи педагога тесно связан с процессом слушания, на который приходится большая часть учебного времени, следовательно, процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависти от совершенства речи педагога.
2. Написание текста для социальных статей. В рамках данного курса будут раскрыты темы: 1. Выбор цели поста (цель - внешняя или внутренняя), выбор темы поста, инфоповод. 2. Структура текста. 3. Как включить читателя? Цвет, звук, запах. 4. Как сохранить читателя. Метафоры, авторский стиль. 5. Заголовок, лид, оформление.
3. Пять мобильных приложений (МП) для современного педагога. Мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени.
4. Коммуникация. Это курс о необходимости уметь презентовать себя сегодня, выстраивать конструктивное общение даже в конфликтных ситуациях. Коммуникация сегодняшнего дня - это умение общаться в социальных сетях.
5. Современная презентация. Это пять уроков о том, как создать современное визуальное сопровождение публичного выступления. Курс представляет собой пошаговый алгоритм создания презентации и будет полезен всем, кто выступает перед аудиторией с презентациями.
Таким образом, использование в организации дистанционного обучения системы Moodle помогает решить конкретные задачи системы образования г. Перми.
Список литературы
1. Глазырина Е.В. Использование системы дистанционного обучения Moodle при формировании профессиональных компетенций обучающихся [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2015. - Т. 36. -С. 141-145. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95620.htm
2. Камал М.Н., Цапко Е.А. Современная интернет-среда в образовательных технологиях вуза // Вестник науки Сибири: науч. журн. -2013. - № 4.
3. Кувшинов Н.Н. Один год в Moodle - плюсы и минусы системы [Электронный ресурс] // Лучшие практики электронного обучения: материалы I метод. конф. (г. Томск, 24 апр. 2015 г.). - Томск, 2015. - С. 32-33. - URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000512849