Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕДОСТАТКИ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджибабаева Джавганат Ражидиновна

В марте 2020 г. в образовательной системе России произошли большие изменения. В связи с объявлением всеобщей пандемии, связанной с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, обучающиеся и преподаватели были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Студенты по-разному отнеслись к данному переходу. В данной статье рассматриваются выделенные студентами основные преимущества и недостатки внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс. В процессе исследования использовался метод анкетирования и анализ полученных ответов студентов. В исследовании приняли участие студенты 2-3 курса гуманитарных направлений (N = 120). Изложенные студентами ответы позволили сформулировать наиболее существенные недостатки и преимущества дистанционной формы обучения. Прежде всего, по мнению большинства студентов, дистанционная форма обучения не является совершенной и имеет ряд недостатков . При обучении дистанционно необходимо соблюдать правила, которые обезопасят как физическое, так и психическое здоровье всех участников образовательного процесса; затруднительно обучение по специальностям, требующим практической подготовки; отсутствие технических возможностей затрудняет обучение. Выделенные преимущества : способствует стремительному повышению уровня цифровой компетентности, культуры и грамотности у студентов; развивает у обучающихся самостоятельность, самоконтроль, ответственность и открывает широкие возможности для саморазвития; позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от места проживания, физических возможностей, занятости, способностей и имеющихся навыков; снимает территориальные и временные ограничения образовательного пространства; обеспечивается систематическое удаленное обучение; наличие возможности осваивать учебный материал в индивидуальном темпе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджибабаева Джавганат Ражидиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES FROM UNIVERSITY STUDENTS’ PERSPECTIVE

In March 2020, Russia’s education system saw great changes. The pandemic associated with the new coronavirus infection COVID-19 forced students and teachers to switch to a distance learning format. This transition caused different reactions in students. The article examines the main advantages and disadvantages of distance learning from students’ perspective. The data was obtained through questioning and analysis of students’ answers. The research involved second-year and third-year students of humanities (N = 120). The answers given by the students made it possible to identify the most significant advantages and disadvantages of distance learning. First of all, according to the majority of students, distance learning is not perfect and has a number of disadvantages. Remote teaching, makes it necessary to follow certain rules protect both physical and mental health of all the stakeholders involved in training. Another disadvantage is difficulty in training students on the programmes that require the development of practical; skills. Besides, teaching and learning may be impeded by the lack of quality technical. The students highlighted the following advantages: a rapid increase in the level of digital competence, culture and literacy among students; an increase in students’ independence, self-control, and responsibility; new wide opportunities for personal development; getting a degree in a demanded profession regardless of the place of residence, physical capabilities, employment, abilities and existing skills; lack of territorial and temporal restrictions in the education space; regular remote training; mastering the educational material at an individual pace.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА»

Комплексные исследования детства, 2021, т. 3, № 3 Comprehensive Child Studies, 2021, vol. 3, no. 3 _www.kid-journal.ru

N Check for updates

УДК 159.99

Статьи

https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-244-250

Дистанционное обучение: преимущества и недостатки с точки зрения студентов университета

Д. Р. Гаджибабаева01

1 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 173003, Россия, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41

Аннотация. В марте 2020 г. в образовательной системе России произошли большие изменения. В связи с объявлением всеобщей пандемии, связанной с новой коронавирусной инфекцией СОУГО-19, обучающиеся и преподаватели были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Студенты по-разному отнеслись к данному переходу. В данной статье рассматриваются выделенные студентами основные преимущества и недостатки внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс.

В процессе исследования использовался метод анкетирования и анализ полученных ответов студентов. В исследовании приняли участие студенты 2-3 курса гуманитарных направлений (Ы = 120). Изложенные студентами ответы позволили сформулировать наиболее существенные недостатки и преимущества дистанционной формы обучения. Прежде всего, по мнению большинства студентов, дистанционная форма обучения не является совершенной и имеет ряд недостатков. При обучении дистанционно необходимо соблюдать правила, которые обезопасят как физическое, так и психическое здоровье всех участников образовательного процесса; затруднительно обучение по специальностям, требующим практической подготовки; отсутствие технических возможностей затрудняет обучение.

Выделенные преимущества: способствует стремительному повышению уровня цифровой компетентности, культуры и грамотности у студентов; развивает у обучающихся самостоятельность, самоконтроль, ответственность и открывает широкие возможности для саморазвития; позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от места проживания, физических возможностей, занятости, способностей и имеющихся навыков; снимает территориальные и временные ограничения образовательного пространства; обеспечивается систематическое удаленное обучение; наличие возможности осваивать учебный материал в индивидуальном темпе.

Сведения об авторе

Джавганат Ражидиновна Гаджибабаева, SPIN-код: 4591-9502, ORCID: 0000-0002-0796-1934, e-mail:

dzhavganat.gadzhibabaeva@novsu.ru Для цитирования:

Гаджибабаева, Д. Р. (2021) Дистанционное обучение: преимущества и недостатки с точки зрения студентов университета. Комплексные исследования детства, т. 3, № 3, с. 244-250.

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-244-250

Получена 16 мая 2021; прошла рецензирование 11 июня 2021; принята 11 июня 2021. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Д. Р. Гаджибабаева (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, преимущества, недостатки, пандемия.

Distance learning: Advantages and disadvantages from university students' perspective

D. R. Gadzhibabyeva™

1 The Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, 41 Bolshaya Sankt-Petersburgskaya Str., Veliky Novgorod 173003, Russia

Abstract. In March 2020, Russia's education system saw great changes. The pandemic associated with the new coronavirus infection COVID-19 forced students and teachers to switch to a distance learning format. This transition caused different reactions in students. The article examines the main advantages and disadvantages of distance learning from students' perspective.

The data was obtained through questioning and analysis of students' answers. The research involved second-year and third-year students of humanities (N = 120). The answers given by the students made it possible to identify the most significant advantages and disadvantages of distance learning. First of all, according to the majority of students, distance learning is not perfect and has a number of disadvantages. Remote teaching, makes it necessary to follow certain rules protect both physical and mental health of all the stakeholders involved in training. Another disadvantage is difficulty in training students on the programmes that require the development of practical; skills. Besides, teaching and learning may be impeded by the lack of quality technical. The students highlighted the following advantages: a rapid increase in the level of digital competence, culture and literacy among students; an increase in students' independence, self-control, and responsibility; new wide opportunities for personal development; getting a degree in a demanded profession regardless of the place of residence, physical capabilities, employment, abilities and existing skills; lack of territorial and temporal restrictions in the education space; regular remote training; mastering the educational material at an individual pace.

Keywords: distance learning, education, advantages, disadvantages, pandemic.

Author

Dzhavganat R. Gadzhibabayeva, SPIN: 4591-9502, ORCID: 0000-0002-0796-1934, e-mail:

dzhavganat.gadzhibabaeva@novsu.ru For citation: Gadzhibabayeva, D. R. (2021) Distance learning: Advantages and disadvantages from university students' perspective. Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 3, pp. 244-250. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-244-250 Received 16 May 2021; reviewed 11 June 2021; accepted 11 June 2021.

Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © D. R. Gadzhibabyeva (2021) Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

В современном мире информационные и коммуникационные технологии все больше внедряются в различные сферы нашей жизни и занимают одно из ведущих мест. Современные вызовы, как, например, вызовы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции СОУГО-19, диктуют человечеству свои условия развития.

За последний год в сфере образования произошли значительные изменения. В силу последних событий, происходящих во всем мире, дистанционное обучение становится чрезвычайно популярной формой обучения, активно внедряется и привлекает как обучающихся, так и преподавателей. В период пандемии дистанционное обучение стало уже неотъемлемой частью нашей жизни.

Мы стали свидетелями стихийного перехода от традиционных форм обучения к дистанционным формам, необходимым для обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников образовательных организаций. В связи с этим на самом высоком государственном уровне было принято решение и продубли-

ровано 14 марта 2020 года в форме Приказа в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» (Приказ Министерства науки... 2020).

В ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020) дистанционное (электронное) обучение описывается следующим образом: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-

телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (Ахренов, Ахренова, Белоус 2020, 8).

Первые упоминания о дистанционном образовании связаны с именем американского профессора К. Филипса, который в 1728 году подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем. В 1840 году Исаак Питман рассылал по почте всем желающим письма со своими уроками.

Большой вклад в развитие дистанционного образования внесли Ч. Тусен и Г. Ланченштейдт. В 1856 году в Берлине они основали институт заочной формы образования. Обучение проводилось все так же рассылкой писем с учебным материалом, контрольных работ и т. д. (Масла-кова 2015, 30).

В последующем начали создаваться заочные школы, институты заочной формы образования по всему миру, где обучение студентов осуществлялось на расстоянии.

В ХХ в. появляются новые технологии: с изобретением радио А. С. Поповым появились курсы радиовещания; с развитием телевидения в 1950-х годах разрабатываются телевизионные курсы; в 60-х годах была разработана компьютерная программа дистанционного обучения. С изобретением Интернета человечество шагнуло далеко вперед, в том числе и в образовательных технологиях, и процесс развития дистанционного образования начал ускоряться. Все новые технологии и формы работы начали внедряться в образовательный процесс.

Тем самым дистанционное обучение не предполагает обязательное использование компьютеров или сетей, а включает в себя взаимодействие между учащимися и преподавателем на расстоянии.

До марта 2020 года в школах и вузах России лишь по соответствующему назначению применялось дистанционное обучение. Пандемия внесла существенные коррективы в сферу образования на всех уровнях. Несомненно, многие образовательные учреждения, как и обучающиеся, оказались не совсем готовы к такому резкому переходу на дистанционный формат обучения. Всем участникам образовательного

процесса — школьникам, родителям, студентам и педагогам — пришлось перестраиваться на дистанционные формы обучения. Для кого-то из участников образовательного процесса дистанционное обучение стало настоящим испытанием в связи с повышением объема повседневной учебной нагрузки.

Согласно И. И. Савич, «задача преподавателя, как одного из основных субъектов обучения в удаленном режиме деятельности и применения ЭИОС (электронной информационной образовательной системы), заключается в разработке соответствующего методического обеспечения, организации посещаемости, консультативной поддержки неуверенных в своих силах обучающихся, мотивировании их к активной поисково-познавательной деятельности с рекомендуемыми обучающими системами. Снятие стресса у неуверенных пользователей, вынужденных для получения образования, приобрести необходимое техническое оборудование, изучить компьютерные возможности и реализовать их посредством получаемых рекомендаций» (Савич 2020, 150).

Многочисленные исследования, посвященные проблемам, с которыми сталкивались родители при переходе на дистанционное обучение, свидетельствуют о том, что одним из факторов, способствующих эффективному прохождению дистанционного обучения, например, в семье, является более высокая образованность родителей. «Самообучение в высшей школе требует организации времени. Именно поэтому родители с более высоким уровнем образования сами умеют организовать свою работу и помогают организовать деятельность своих детей. У них больше гаджетов в семье и практически всегда есть компьютер. Это позволяет детям быстрее и эффективнее делать задание» (Николаева, Дунаевская, Калабина 2020, 244).

Участники образовательного процесса по-разному отнеслись к такому переходу: кто-то находил преимущества в дистанционной форме обучения, кто-то находил массу недостатков. Одним из недостатков является отсутствие контроля за выполнением задания со стороны педагога, вследствие чего некоторые ученики, пользуясь ситуацией, вполне могут выполнять задания «нечестно». К сожалению, многие студенты не умеют работать самостоятельно, без привычного контроля со стороны преподавателя. Дистанционно преподавателю сложно установить самостоятельность выполнения заданий: сложно проверить, самостоятельно ли студент выполнял проверочную работу или пользовался помощью со стороны, в результате

в рамках аттестации это может привести и к необъективным оценочным результатам. Здесь хочется согласиться с точкой зрения И. А. Бутаева (доктор технических наук, заведующий одной из научно-исследовательских лабораторий Новосибирского государственного технического университета), что «основная проблема дистанционного обучения не техническая, а этическая» (Грязнов 2020, 89).

Дистанционное обучение может стать спасением для тех студентов, кто часто пропускает занятия (например, по семейным обстоятельствам, по болезни и т. д.), так как до последнего времени актуальная проблема пропуска занятий студентами по различным причинам не имела системного решения. Студент, пропустивший несколько занятий, практически может выпадать из образовательного процесса, и восполнить эти знания он может либо через самостоятельное усвоение пропущенного материала, либо через дополнительные занятия с репетитором.

В образовании используются различные формы дистанционной работы: Skype, Microsoft Lync, Zoom, Moodle и др. Они широко применяются во всех образовательных учреждениях, начиная от школы и заканчивая вузами. В системе образования информационно-коммуникационные технологии способны обеспечить открытый и свободный доступ к образовательным платформам, получению образования, повышению квалификации, личностному росту, учитывая личностные интересы, способности и возможности человека. Предоставляются широкие возможности для изучения определенного курса, получения специальности с сохранением привычного образа жизни.

Конечно, можно говорить о том, что это удобно, современно, экономично. Но можно ли говорить о полной замене непосредственного общения между студентами и преподавателем? Однозначно нет!

Во время Всероссийского открытого урока, который прошел в День знаний, В. В. Путин отметил, что «дистант никогда не заменит традиционное образование, он может только дополнять традиционные способы получения знаний...». Несомненно, при обучении по многим специальностям приоритетным для обучающихся остается умение работать в команде, распределять роли, проживать и переживать общий командный успех. При этом президент подчеркнул, что качество обучения определяется не только межличностной коммуникацией обучающегося с преподавателем, но и характером его общения с одноклассниками. Согласно

В. В. Путину, «дистанционное обучение в отдельных случаях продемонстрировало свое преимущество. Полученный в таких условиях опыт, может быть и полезен в некоторых ситуациях» (Савич 2020, 146).

Использование современных новейших технологий в дистанционном обучении поднимает на новый уровень современное образование, дополняет традиционные формы обучения. Программы дистанционного обучения активно развиваются во всем мире, создаются все новые образовательные платформы, совершенствуются уже созданные. Учитывая, что дистанционное обучение представляет собой лишь определенную технологию, эффективность использования данной технологии будет выше только благодаря профессионализму преподавателя в данной сфере. Роль преподавателя в любом случае остается важной составляющей в процессе обучения, даже если дистанционный онлайн-курс будет безупречен с точки зрения методики изложения.

Исходя из вышеизложенного, целью исследования являлось описание отношения к дистанционной форме обучения студентов гуманитарных направлений вуза, с которым они столкнулись весной 2020 года.

Задачей исследования были выявление и анализ отношения обучающихся гуманитарных направлений вуза к дистанционной форме обучения.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования использовался метод анкетирования и анализа полученных ответов студентов. В исследовании приняли участие 120 студентов 2-3 курса гуманитарных направлений вуза, получивших опыт дистанционного обучения во время пандемии (г. Великий Новгород, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого). Исследование проводилось в октябре-декабре 2020 года, в период очного обучения.

В данной статье проанализированы полученные в ходе проведенного исследования ответы студентов относительно выделенных преимуществ и недостатков в рамках дистанционного обучения.

Распределение респондентов по полу: 71,7% — девушки и 28,3% — юноши. Возрастной диапазон респондентов составлял от 19 до 24 лет. В возрасте от 19 до 21 года было опрошено 56,3% респондентов, в возрасте от 22 до 24 лет — 43,7%.

Результаты исследования

Проведенный анализ позволил сгруппировать и выделить ряд отмеченных студентами преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения.

В качестве преимущественной стороны дистанционной формы обучения студенты отметили:

• Дистанционное обучение позволяет обучающимся осваивать учебный курс каждому в своем темпе (48%).

• Расширяет доступ к получению образования тех обучающихся, кто не имеет другой возможности, например, в связи с работой, семейным положением, с ограниченными возможностями здоровья и т. д. (76%).

• Дистанционное обучение снимает территориальные и временные ограничения образовательного пространства и обеспечивает систематическое удаленное обучение. Расширяется география обучения, можно использовать различные открытые онлайн-курсы (65%).

• Снижаются на транспортные услуги, проживание и т. д. (74%).

• Активизирует познавательную деятельность обучающихся, предоставляет больше возможностей для самообразования (46%).

• Предоставляется возможность обучения по нескольким образовательным программам (45%).

• Студент может разработать индивидуальный график обучения и обучаться в любое удобное для него время, так как дистанционная форма обучения предоставляет возможность самостоятельно решать, когда и сколько времени уделять на изучение учебного материала (64%).

• Студенты получают свободный доступ к учебным материалам, в любое время могут учиться, не выходя из дома, при наличии технических средств с доступом в интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение — несомненный плюс для проживающих в отдаленных и труднодоступных местах, для людей с ограниченными возможностями здоровья и т. д. (72%).

• Не нужно беспокоиться о том, что, обучаясь дистанционно, есть вероятность отставания от своих однокурсников. Всегда есть возможность вернуться к изучаемому материалу, несколько раз прочесть лекцию и т. д. (44%).

• Дистанционное обучение делает студентов более самостоятельными, ответственными и дисциплинированными (43%).

• Дистанционному обучение способствует росту технической грамотности благодаря необходимости работать с разными программами, на разных платформах. Повышается уровень цифровой культуры у студентов (37%).

В качестве недостатков дистанционной формы обучения студенты отметили:

• Главный недостаток — «привязка» к технике: без мощного компьютера, ноутбука, планшета, телефона нельзя полноценно учиться в дистанционном режиме. К сожалению, не все студенты имеют технические средства и связь для работы с образовательным контентом. То же касается и интернета — наличие технических погрешностей в работе интернета препятствует изучению учебного материала, затруднительно отправить на проверку сделанную работу (43%).

• В связи с тем, что при дистанционной форме обучения взаимодействие с преподавателем у студента ограничено, обучение по различным специальностям, предполагающим большое количество практических и лабораторных занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные программы не заменят будущим специалистам медицинских, технических, педагогических, творческих направлений практического опыта, который они получают на аудиторных занятиях (66%).

• Дистанционная форма обучения не вполне способствует развитию коммуникабельности, навыков работы в команде и т. д. (57%).

• Отсутствует социальное взаимодействие. При наличии особенностей и предпочтений некоторым участникам образовательного процесса сложно без непосредственного общения с аудиторий или в аудитории. В подобных ситуациях дистанционная форма обучения может затруднить усвоение учебного материала (53%).

• Отсутствует индивидуальный и дифференцированный подход со стороны преподавателя к обучающимся. Не обеспечивается качественное образование всех обучающихся (58%).

• Часть изучаемого материала может остаться непонятной для студента, так как порой даже интернет не может дать исчерпывающего ответа на определенные вопросы (68%).

• В силу того, что учебный материал обучающийся практически осваивает самостоятельно, необходима сильная мотивация, наличие развитой силы воли, ответственности, самоконтроля и сознательности со стороны обучающихся (66%).

• Отсутствует возможность обмена практическим опытом с другими обучающимися, что способствует снижению эмоциональной составляющей образовательного процесса (42%).

• Длительное времяпровождение в виртуальной реальности, использование разных платформ, подходов в обучении преподавателями способствует возникновению психологических барьеров, стрессов, страхов, раздражительности и т. д. (63%).

На основании выделенных студентами преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения можно сделать следующие выводы:

• дистанционная форма обучения не является совершенной и имеет ряд недостатков;

• способствует стремительному повышению уровня цифровой компетентности;

• необходимо соблюдать правила, которые обезопасят здоровье всех участников образовательного процесса: соблюдать время использования технических средств, делать частые паузы в работе и т. д., так как длительное использование технических средств при дистанционном обучении может привести к различным нарушениям, связанным как с физическим самочувствием, так и с психическим;

• в период пандемии и самоизоляции наблюдается снижение уровня реальной коммуникации и сотрудничества, что сказывается и на психоэмоциональной составляющей личности;

• обучение студентов ряда направлений, предполагающих наличие высокой степени практической подготовленности (например, в медицинских профессиях, педагогике, психологии), или при

получении специальностей, требующих систематических практических навыков работы (биологи, геологи и т. д.), затруднительно дистанционно;

• дистанционное образование как отдельная форма обучения не может обеспечивать качественное усвоение знаний, и ее следует использовать совместно с очными занятиями, причем исключительно в качестве дополнительной формы обучения.

Таким образом, на основании полученных результатов исследования ответов студентов можно предположить, что дистанционная форма обучения имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. При использовании дистанционных форм обучения необходимо учитывать множество факторов, в том числе психолого-педагогические, о которых неоднократно упоминалось выше.

Однозначно, дистанционное обучение развивает у обучающихся самостоятельность, самоконтроль, ответственность и открывает широкие возможности для саморазвития, позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от места проживания, физических возможностей, занятости, способностей и имеющихся навыков.

В одном можно быть уверенными, что использование дистанционных форм обучения в образовательных учреждениях дало возможность формировать у обучающихся стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества. Несомненно в ближайшее время развитие данного направления значительно ускорится, так как такой формат обучения становится все более востребованным.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Благодарности

Автор выражает благодарность и глубокую признательность Николаевой Елене Ивановне, доктору биологических наук, профессору, заведующей кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.

Литература

Ахренов, В. Н., Ахренова, Н. А., Белоус, Е. Ю. (2020) Дистанционное обучение-2020 и проблемы киберсоциализации участников образовательного процесса. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, № 3, с. 6-14. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-3-6-14 Грязнов, С. А. (2020) Дистанционное обучение — альтернативная форма непрерывного образования: проблемы и условия реализации. Вестник Самарского юридического института, № 4 (40), с. 87-92. https://doi.org/10.37523/SUI.2020.40.4.014 Маслакова, Е. С. (2015) История развития дистанционного обучения в России. В кн.: Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое издательство, с. 29-32. Николаева, Е. И., Дунаевская, Э. Б., Калабина, И. А. (2020) Факторы, влияющие на успешность поддержки родителями детей при дистанционном обучении. Комплексные исследования детства, т. 2, № 4, с. 235-245. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-235-245 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/7ELEMENT ID=18515 (дата обращения 10.05.2021). Савич, И. И. (2020) Дистанционное обучение в условиях самоизоляции. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, № 3, с. 144-159.

References

Akhrenov, V. N., Akhrenova, N. A., Belous, E. Yu. (2020) Distantsionnoe obucheniye-2020 i problemy kibersotsializatsii uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Distance learning-2020 and the problems of cyber-socialization of the educational process participants]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika — Bulletin of the MSRU. Series: Pedagogics, no. 3, pp. 6-14. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-3-6-14 (In Russian)

Gryaznov, S. A. (2020) Distantsionnoye obucheniye — al'ternativnaya forma nepreryvnogo obrazovaniya: problemy i usloviya realizatsii [Distance learning as an alternative form of continuing education: Problems and terms of realisation]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta — Bulletin of the Samara Law Institute, no. 4 (40), pp. 87-92. https://doi.org/10.37523/SUI2020.40.4014 (In Russian) Maslakova, E. S. (2015) Istoriya razvitiya distantsionnogo obucheniya v Rossii [History of the development of distance learning in Russia]. In: Teorija ipraktika obrazovaniya vsovremennom mire: materialy VIIImezhd. nauch. konf. [ Theory and practice of education in the modern world: Proceedings of the VIII International scientific conference (Saint Petersburg, December 2015). Saint Petersburg: Svoe izdatel'stvo Publ., pp. 29-32. (In Russian) Nikolaeva, E. I., Dunaevskaya, E. B., Kalabina, I. A. (2020) Faktory, vliyayushchiye na uspeshnost' podderzhki roditelyami detej pri distantsionnom obuchenii [Factors that impact how effective parents are in supporting their children in distance learning]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 4, pp. 235-245. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-235-245 (In Russian) Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoj Federatsii ot 14 marta 2020 g. № 397 "Ob organizatsii obrazovatel'noj deyatel'nosti v organizatsiyakh, realizuyushchikh obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchiye dopolnitel'nye professional'nye programmy, v usloviyakh preduprezhdeniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infektsii na territorii Rossiyskoj Federatsii" [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of 14 March 2020 No. 397 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and the corresponding additional professional programs, in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the Russian Federation". [Online]. Available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/7ELEMENT ID=18515 (accessed 10.05.2021). (In Russian) Savich, I. I. (2020) Distantsionnoe obucheniye v usloviyakh samoizolyatsii [Distance learning in the conditions of self-isolation]. Vestnikpopedagogike Yuzhnoj Sibiri, no. 3, pp. 144-159. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.