Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: плюсы и минусы'

Дистанционное обучение: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6787
1194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВЕБ-ЗАНЯТИЯ / ЧАТ-ЗАНЯТИЯ / ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ / DISTANCE EDUCATION / FORMS OF DISTANCE EDUCATION / WEB CLASSES / CHAT CLASSES / TELECONFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костоева Зинаида Муссаевна, Лолохоева Луиза Руслановна, Костоева Мария Магометовна

Дистанционное обучение рассматривается как альтернативная форма образования в сложной эпидемиологической ситуации, которая привела к разобщению учителя и учеников. Система дистанционного образования стала чрезвычайно популярной ввиду своего удобства и гибкости. В статье приведены основные формы дистанционного обучения в средней школе, выделены наиболее популярные и хорошо организованные платформы, для их реализации, показаны преимущества и недостатки дистанционного обучения, выделены проблемы, на которые стоит обратить внимание при переходе на дистанционное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION: PROS AND CONS

Distance education is considered as an alternative form of education in a difficult epidemiological situation, which led to the disunity of teachers and students. The distance education system has become extremely popular due to its convenience and flexibility. The article presents the main forms of distance education in secondary school, highlights the most popular and well-organized platforms for their implementation, shows the advantages and disadvantages of distance education, highlights the problems that should be paid attention to when switching to distance education.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: плюсы и минусы»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Костоева З.М.1, Лолохоева Л.Р.2, Костоева М.М.3 Email: Kostoeva697@scientifictext.ru

'Костоева Зинаида Муссаевна — учитель биологии; 2Лолохоева Луиза Руслановна — учитель начальных классов, Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей-детский сад, г. Магас;

3Костоева Мария Магометовна — учитель русского языка и литературы, Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 2, г. Назрань

Аннотация: дистанционное обучение рассматривается как альтернативная форма образования в сложной эпидемиологической ситуации, которая привела к разобщению учителя и учеников. Система дистанционного образования стала чрезвычайно популярной ввиду своего удобства и гибкости. В статье приведены основные формы дистанционного обучения в средней школе, выделены наиболее популярные и хорошо организованные платформы, для их реализации, показаны преимущества и недостатки дистанционного обучения, выделены проблемы, на которые стоит обратить внимание при переходе на дистанционное образование. Ключевые слова: дистанционное обучение, формы дистанционного обучения, веб-занятия, чат-занятия, телеконференции.

DISTANCE EDUCATION: PROS AND CONS Kostoeva Z.M.1, Lolokhoeva L.R.2, Kostoeva M.M.3

'Kostoeva ZinaidaMussaevna - Biology Teacher;

2Lolokhoeva Luiza Ruslanovna - primary School Teacher, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION LYCEUM-KINDERGARTEN, MAGAS; 3Kostoeva Maria Magometovna - Russian Language and Literature Teacher, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 2, NAZRAN

Abstract: distance education is considered as an alternative form of education in a difficult epidemiological situation, which led to the disunity of teachers and students. The distance education system has become extremely popular due to its convenience and flexibility. The article presents the main forms of distance education in secondary school, highlights the most popular and well-organized platforms for their implementation, shows the advantages and disadvantages of distance education, highlights the problems that should be paid attention to when switching to distance education. Keywords: distance education, forms of distance education, web classes, chat classes, teleconferences.

УДК 37'

В 2019 - 2020 гг. мир поразила очередная эпидемия коронавирусной инфекции, которая привела к различным трансформациям во всех сферах жизни. Последствия этих изменений естественно затронули и образование. Введение карантинных мер привело к экстренному переходу всего образовательного процесса на дистанционную форму обучения. В этой ситуации учителям пришлось развиваться как профессионально, так и личностно, чтобы взять на себя новые обязанности, исполнять новые роли для удовлетворения потребности в учебе и развитии своих учеников и общества в целом, так как учитель является инициатором и проводником развития и трансформации в обществе.

По сути, дистанционное образование - это обучение, которое происходит в ситуации, когда преподаватель и ученик разделены расстоянием или временем или по обоим параметрам. Для осуществления дистанционного образования на сегодняшний день используются самые различные технологии: видеозаписи, широковещательное телевидение, интерактивные видео, аудиозаписи и аудиоконференции, веб-курсы (онлайн). Развитие и распространение Интернета и компьютерных технологий произвели революцию в концепциях обучения и профессиональной подготовки. Уже сегодня становятся реальностью «виртуальные средние школы», в которых вся школа имеет доступ к онлайн-курсам. Но, несмотря на свою популярность, онлайн-образование не обошлось без проблем. Дистанционное образование - это не то же самое, что обучение в очной среде. Администрирование программ дистанционного

обучения требует разного опыта, а для учеников обучение в очной среде сильно отличается от обучения в Интернете. Из-за растущего спроса на дистанционное образование и уникального опыта, которое оно создает, особенно в условиях пандемии, для среднеобразовательных школ важно знать преимущества, недостатки и проблемы подобного онлайн-обучения [8].

При традиционном формате обучения учитель разрабатывает уроки и передает их содержание ученикам, которые обучаются в очной среде [7]. Так как в течение определенного периода времени учащимся часто предлагаются занятия, требующие от них активности, а не пассивного слушания или наблюдения [5]; такой учебный подход способствует развитию продуктивного взаимодействия между всеми участниками класса. Однако очный подход имеет ряд недостатков, а именно:

1) он требует, чтобы учащиеся и учитель находились в одной аудитории;

2) информация может быть непоследовательной;

3) отсутствие гибкости; ну и конечно, главная проблема - разный уровень обученности учащихся в классе.

Поскольку каждый ученик приходит в кабинет с разными целями, ожиданиями, опытом и способностями в рамках определенной темы, то обычный универсальный курс не дает эффективных результатов в этой ситуации. Именно недостатки подобного подхода открыли возможности для альтернативных путей обучения в виде веб-курсов или онлайн-образования [6].

Дистанционное образование - это совокупность дистанционных технологий, применяемых в рамках признанных форм обучения (очная, очно-заочная, заочная). Цель создания дистанционного обучения - снижение учебной нагрузки на преподавателя, улучшение качества обучения. Система дистанционного образования стала чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Она устраняет основное препятствие - избавляет от необходимости посещать занятия по установленному расписанию, предотвращая контакты людей в сложных эпидемиологических ситуациях [2].

Процесс дистанционного обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности учащихся [1], но это не отменяет важности личного общения детей с учителем. Необходимо использовать такие формы обучения, которые будут мотивировать учащихся к учебе и в то же время компенсировать недостаток или даже отсутствие непосредственного общения учителя с учеником.

На сегодняшний день для средней школы реализуются следующие формы дистанционного обучения:

Чат-занятия, предполагающие общение учащихся с учителем через онлайн беседы. Они могут быть представлены текстовыми или аудио сообщениями, как правило, для этого используются мессенджеры What App, Te egram в виду их простоты использования, дешевизны и распространенности или же видео-чаты, для которых используются платформы S ype или Z m.

Веб-занятия, которые также реализуются через сеть Интернет, но уже в форме вебинаров, дистанционных лекций и даже готовых онлайн-уроков. Наиболее популярными и хорошо организованными платформами являются Российская электронная школа и Яндекс.Учебник, включающие полный школьный курс уроков и представляющие информационно-образовательную среду, объединяющую ученика, учителя и родителя. Огромным плюсом такой формы обучения является то, что учащиеся получают как конкретный материал для изучения, так и возможность проверить свои знания, после его прохождения. В то же время родители и учителя могут непосредственно отслеживать прогресс обучения.

Телеконференции - вид конференции, в котором общение осуществляется на расстоянии с помощью специальных технических и компьютерных средств. Телеконференция предполагает общение большого числа участников, объединенных общей тематикой или интересующими вопросами на расстоянии. При этом во время проведения телеконференции все ее участники могут обмениваться мнениями, задавать друг другу вопросы. Телеконференция позволяет размещать в сети актуальные и интересные сообщения, которые можно читать, предварительно выбрав интересующую тему. Далее предусмотрена возможность задать вопрос автору сообщения или отправки собственного мнения. Таким образом организовывается сетевая дискуссия [4].

Для полной реализации школьной программы необходимо совмещать все формы обучения, чтобы компенсировать недостатки каждой. Таким образом, учащиеся в случае полного вынужденного перехода на дистанционное обучение, связанного с эпидемиологической ситуацией, смогут получать образование без необходимости посещения школы. Современные технологии делают визуальную информацию более красочной и динамичной, что позволяет легче и более эффективно воспринимать материал. Отсутствие установленных рамок на

ведение урока позволит каждому ученику усваивать программу в своем темпе, уделяя больше внимания более сложным для него вопросам, самим регулировать интенсивность урока.

Но в то же время на сегодняшний день полный переход на онлайн-обучение на постоянной основе для детей школьного периода невозможен, т.к. требует особой ответственности и мотивации от детей и родителей. При групповом обучение в очной среде создается атмосфера конкуренции и поддержки, что стимулирует детей к учебе, кроме того многие ученики требуют наличия «надзирателя», который будет контролировать их процесс обучения. В рамках дистанционного обучения эта роль будет переходить к родителям, которые, как правило, не готовы к этому, не говоря о том, что большинство из них работает. Также не каждая семья имеет достаточное материально-техническое обеспечение. По данным Росстата (по состоянию на конец 2018 г.), на каждые 100 домашних хозяйств приходится 125 персональных компьютеров, но только 79,9 из них в городской и 67,1 в сельской местности имеют возможность пользоваться Интернетом [3]. Кроме того, нужно учитывать наличие многодетных семей, которые не могут позволить себе приобретение персональных компьютеров для каждого ребёнка.

Дистанционное обучение в школе сегодня имеет как положительные, так и отрицательные стороны. И в случае необходимости в переходе на такую форму обучения нужно учитывать эти недостатки при выборе формы реализации дистанционной программы.

Список литературы / References

1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. Томск: Изд-во Том. унта, 2003. 106 с.

2. Кирсанова Е.В., Черненко В.И. К вопросу о дистанционном образовании // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2012. № 3. С. 78-82.

3. Морозова Е.Я. К вопросу о плюсах и минусах развития в России дистанционного обучения // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 21 апреля 2020 г. СПб.: СПбГУП, 2020. С. 89-91.

4. Саренко Полина Васильевна, Филоненко Лариса Алексеевна. Телеконференция. Особенности. Преимущества // JSRP, 2014. № 8 (12).

5. Berg S. Two sides of the same coinA engaging student beyond the traditional classroom // The C mmu ty C ege E terpr e, 2003. № 9 (1). С. 7.

6. El Mansour B., Mupinga D.M. Students' positive and negative experiences in hybrid and online classes // College student journal, 2007. Т. 41. № 1. С. 242.

7. Knowles M.S., Holton III E.F., Swanson R.A. The adult learner: The definitive classic in adult education and human resource development // Routledge, 2014.

8. Mupinga D.M. Distance education in high schools: Benefits, challenges, and suggestions // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, 2005. Т. 78. № 3. С. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.