Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как инновационная образовательная среда'

Дистанционное обучение как инновационная образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ / ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова И.А., Быкова О.С.

В статье рассмотрены аспекты дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: плюсы и минусы дистанционных уроков, преимущества данной формы обучения, в особенности, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены необходимые условия для применение дистанционной формы обучения. Рассмотрена краткая история возникновения данной формы обучения, её предпосылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова И.А., Быкова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как инновационная образовательная среда»

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что организованное и самостоятельное изучение и методов математической физики студентами высших учебных заведений естественно-математического, технического и технологического профиля приводит к повышению качества обучения молодежи в высшей школе.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Академик С.В.Вонсовский - выдающийся интегратор науки и образования на Урале // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2007. - № 2(44). - С. 136 - 142.

4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Хасанова Э.Н., 2018

УДК37

И. А. Карпова,

учитель математики 1 категории, г. Белгород, irinairinka03@mal.ru, О. С. Быкова, учитель химии 1 категории, г. Белгород, bykowa.oxana2012@yandex.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация

В статье рассмотрены аспекты дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: плюсы и минусы дистанционных уроков, преимущества данной формы обучения, в особенности, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены необходимые условия для применение дистанционной формы обучения. Рассмотрена краткая история возникновения данной формы обучения, её предпосылки.

Ключевые слова:

дистанционное, обучение, дети, образование, ОВЗ.

Abstract

The article discusses aspects of distance education of children with disabilities: the pros and cons of distance learning, the advantages of this form of education, especially for children with disabilities. It presents the necessary conditions for the use of distance learning. Let us briefly examine the history of this form of learning, its prerequisites.

Keywords:

distance, learning, children, education, the HIA.

С 1 сентября 2016 года вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ОВЗ. Во всех школах образуют адаптированную основную образовательную программу начального общего образования. Вводится это на основании Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ.

В настоящее время данная проблема очень актуальна. Скорее даже, актуален вопрос «Могут ли и правильно ли это, что дети с ОВЗ учатся вместе с обычными детьми? Как это влияет на ту и другую сторону?».

С одной стороны, да! Совместное обучение детей с ОВЗ с обычными детьми, их сверстниками - это социализация детей с ОВЗ, это жизненный опыт, это общение. При совместном обучении детей с ОВЗ с обычными детьми в образовательных учреждениях, выполняются требования ФЗ РФ, достигаются поставленные цели.

Но! Так ли положительно это складывается на обычных детях, без каких-либо ограничений по здоровью? Проще ли стало педагогу? Рады ли этому родители?

На наш взгляд, нет. И это никак не связано с каким-то предвзятым отношением к детям с ОВЗ. Каждый родитель для своего ребенка хочет лучшего, стремится к тому, чтобы его ребенок получил достойное, ценное образование, чтобы в дальнейшем поступил в высшие или средние учебные заведения без проблем. В связи с этим, большинство родителей против совместного обучения.

Педагог, в сложившейся ситуации, вынужден, во-первых, адаптировать учебную программу под детей с ОВЗ, во-вторых, уделять особое внимание, больше времени, подробнее объяснять материал ребенку с ОВЗ. От этого, в какой-то степени, замедляется процесс обучения, из-за траты времени, возможно, какие-то темы объясняются очень кратко, оставляется много тем на самостоятельное изучение, домашнее задание.

Сложившаяся ситуация, крайне сложна. С одной стороны - хорошо для одних, с другой - плохо для других. Кто-то рад, кто-то, в какой-то степени, страдает.

Решению данной проблемы может способствовать дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ [1, с. 11].

В России применение дистанционных образовательных технологий было предусмотрено Законом РФ «Об образовании» 1992 года. Последующие поправки в Закон и Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 года «Об использовании дистанционных образовательных технологий» дали образовательным учреждениям возможность использовать их на всех формах обучения.

В настоящее время, дистанционное обучение является достаточно свободной формой образования, так как является доступным образованием в городах, районах, которые обладают достаточной материально-технической базой. Дистанционное обучение - это социально-ориентированная технология обучения, которая обеспечивает соблюдение всех прав детей-инвалидов в области получения образования.

Детям, которые по состоянию здоровья, не могут посещать школу, приходится обучаться на дома. Это лишает их возможности общения, знакомств, адаптации к обществу, но дистанционное обучение позволяет им виртуально общаться, заводить новые знакомства и обмениваться мнения в сети Интернет. Дистанционная форма обучения позволяет учащимся обучаться в школе по месту жительства, одновременно удаленно, осваивая теоретические знания и информационно-коммуникационные технологии, которые необходимы для реализации данной формы обучения.

В большинстве случаев, кроме педагога с учащимися работает удаленный консультант- дефектолог и специальный психолог. Работа данных специалистов способствует информационной адаптации, виртуальной социализации и восполнению пробелов в знаниях по программе обучения.

~ 61 ~

Дистанционное обучение - это форма индивидуального обучения, она предполагает составление плана обучения, интегрированного под возможности ребенка, руководствуясь его интересами. Педагоги (тьюторы) осуществляют так же индивидуальный подход к детям с ОВЗ.

Внедрение дистанционного образования, как инновационной формы обучения повлекло за собой, помимо достоинств, некоторые проблемы.

Преимущества дистанционной формы:

• Возможность удаленного обучения детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия.

• Социализация детей с ОВЗ, их адаптация к обществу.

• Индивидуальный подход к обучению, в зависимости от возможностей и интересов детей.

• Применение интерактивных технологий обучения.

• Использование новых информационно-коммуникационных технологий.

• Большой объем полезной теоретической информации и практических навыков, что является свидетельством качества образования.

• К проблемам реализации дистанционного обучения можно отнести:

• Высокие материальные затраты на необходимое оборудование и подключение к Интернету.

• Достаточный уровень владения ИКТ детей с ОВЗ.

• Достаточный профессионализм педагогов.

Не смотря на трудности, которые возникают в ходе реализации дистанционного обучения, необходимо помнить, что в системе образования дистанционное обучение отвечает важнейшему принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине финансовых трудностей, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков. Гуманистический принцип дистанционного обучения означает направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, для развития и проявления творческой индивидуальности, гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств [3, с. 149].

Таким образом, дистанционное обучение является решением проблемы совместного обучения детей с ОВЗ с полностью здоровыми детьми. Используя данную форму обучения, дети с ОВЗ получают абсолютно реальное, качественное образование, которое дает им возможность получить знания, проявить себя, участвуя в обсуждениях каких-либо тем в Интернете. Возможно, общение в конференциях, где принимают участие дети с ОВЗ, обсуждая интересные темы вместе с педагогом. Все, что для этого требуется, это: компьютер, подключенный к сети Интернет и установленная на нем специальная программа.

Обучаясь дистанционно, дети с ОВЗ получают знания как им удобно, то есть в удобное время, с подходящим темпом обучения, сложностью и любой удаленностью от педагога.

В содержании статьи полностью не решается проблема обучения детей с ОВЗ, а лишь ставится один из актуальных вопросов необходимости обучения детей с ОВЗ.

Список использованной литературы:

1. Аналитический обзор «Дистанционное образование для информационного общества: политика, педагогика и профессиональное развитие» [Текст]. - Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2000. - 86 с.

2. Глоссарий терминов и определений в сфере дистанционного образования и обучения [Текст]. -Кемерово: [б. и.], 2014. - 60 с.

3. Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. [Текст]./ М. С. Мясникова. - Уфа: Лето, 2013. - 200 с.

© Карпова И. А., Быкова О. С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.