Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как индивидуальный подход к английскому языку'

Дистанционное обучение как индивидуальный подход к английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1378
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / АГРАРНЫЙ / ДИСТАНЦИОННЫЙ / ИНТЕРНЕТ / ПРЕИМУЩЕСТВО / МЕХАНИЗМ / КОММУНИКАНТ / РЕАЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗАНЯТИЯ / КУРС / ТЕХНОЛОГИЯ / СПЕЦИФИКА / МАТЕРИАЛ / УЧЕБНИК / ПРОСТРАНСТВО / ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕМП / ВРЕМЯ / ВЕРБАЛЬНЫЙ / ИНОСТРАННЫЙ / КОМПЬЮТЕР / ОБУЧЕНИЕ / ПОИСК / STUDENTS / INDIVIDUAL / AGRICULTURAL / REMOTE / INTERNET / ADVANTAGE / MECHANISM / COMMUNICANT / REALITY / EDUCATIONAL / INFORMATION / CLASSES / COURSE / TECHNOLOGY / SPECIFICITY / MATERIAL / TEXTBOOK / SPACE / TESTING / PACE / TIME / VERBAL / FOREIGN / COMPUTER / TRAINING / SEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Егор Иванович

Данная статья посвящена дистанционному обучению, которое подразумевает индивидуально-дифференцированный подход к обучению иностранному языку в аграрном вузе. Автор считает, что данная форма обучения позволяет самому обучаемому выбрать время и место для обучения, а также использовать в обучении новые информационные технологии, осуществлять разнообразные совместные проекты со студентами из других регионов. Освоение материала может происходить в индивидуальном темпе. Информационные технологии дистанционного обучения позволяют проводить занятия по иностранному языку в режиме видеоконференции и обеспечивают управляемую самостоятельную работу студентов. Обучающийся иностранным языкам дистанционно имеет возможность общаться с различными коммуникантами, причем этот процесс не ограничен ни временными, ни пространственными рамками, не задается специально учебными планами. Реальность коммуникации влечет за собой стремление обучающегося больше общаться на иностранном языке. Механизмом такого общения является информационная обучающая среда, основанная на технологии гипермедиа, с выходом в глобальную сеть Интернет. В статье рассматривается специфическое отличие дистанционного обучения иностранным языкам в аграрном вузе. Главным преимуществом дистанционного образования, как и всей технологии работы в Интернете, является смещение акцента с вербальных методов обучения иностранному языку на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия, они должны формировать собой основу для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS AN INDIVIDUAL APPROACH TO ENGLISH

This article is devoted to distance learning, which implies an individually differentiated approach to learning a foreign language in an agricultural University. The author believes that this form of training allows the student to choose the time and place for training, as well as to use new information technologies in training, to carry out various joint projects with students from other regions. Mastering the material can take place at an individual pace. Information technologies of distance learning allow conducting classes in a foreign language in a videoconference mode and provide controlled independent work of students. Foreign language learner remotely has the opportunity to communicate with various communicants, and this process is not limited to any time or spatial framework, is not set specifically curricula. The reality of communication entails the desire of the learner to communicate more in a foreign language. The mechanism of such communication is an information learning environment based on hypermedia technology, with access to the global Internet. The article deals with the specific difference of distance learning of foreign languages in agricultural University. The main advantage of distance education, as well as the whole technology of work on the Internet, is the shift of emphasis from verbal methods of teaching a foreign language to the methods of search, creative activity. Distance learning courses should not replace textbooks and manuals, they should form the basis for the organization of educational and cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как индивидуальный подход к английскому языку»

педагогические науки

Николаев Егор Иванович ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ...

УДК 37 (1174)

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0045

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

© 2019

Николаев Егор Иванович, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры «Социальных и гуманитарных наук» Якутская государственная сельскохозяйственная академия (677007, Россия, Якутск, ш. Сергеляхское 3 км., д.3. nikolaeff.george2017@yandex.ru)

Аннотация. Данная статья посвящена дистанционному обучению, которое подразумевает индивидуально-дифференцированный подход к обучению иностранному языку в аграрном вузе. Автор считает, что данная форма обучения позволяет самому обучаемому выбрать время и место для обучения, а также использовать в обучении новые информационные технологии, осуществлять разнообразные совместные проекты со студентами из других регионов. Освоение материала может происходить в индивидуальном темпе. Информационные технологии дистанционного обучения позволяют проводить занятия по иностранному языку в режиме видеоконференции и обеспечивают управляемую самостоятельную работу студентов. Обучающийся иностранным языкам дистанционно имеет возможность общаться с различными коммуникантами, причем этот процесс не ограничен ни временными, ни пространственными рамками, не задается специально учебными планами. Реальность коммуникации влечет за собой стремление обучающегося больше общаться на иностранном языке. Механизмом такого общения является информационная обучающая среда, основанная на технологии гипермедиа, с выходом в глобальную сеть Интернет. В статье рассматривается специфическое отличие дистанционного обучения иностранным языкам в аграрном вузе. Главным преимуществом дистанционного образования, как и всей технологии работы в Интернете, является смещение акцента с вербальных методов обучения иностранному языку на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия, они должны формировать собой основу для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: обучающиеся, индивидуальный, аграрный, дистанционный, Интернет, преимущество, механизм, коммуникант, реальность, учебный, информация, занятия, курс, технология, специфика, материал, учебник, пространство, тестирование, темп, время, вербальный, иностранный, компьютер, обучение, поиск, специфика.

DISTANCE LEARNING AS AN INDIVIDUAL APPROACH TO ENGLISH

© 2019

Nikolaev Yegor Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the department of "Social and humanitarian Sciences" Yakut State Agricultural Academy (677007, Russia, Yakutsk, sh. Sergelyakhskoe 3 km, d. 3. Nikolaeff.george2017@yandex.ru)

Abstract. This article is devoted to distance learning, which implies an individually differentiated approach to learning a foreign language in an agricultural University. The author believes that this form of training allows the student to choose the time and place for training, as well as to use new information technologies in training, to carry out various joint projects with students from other regions. Mastering the material can take place at an individual pace. Information technologies of distance learning allow conducting classes in a foreign language in a videoconference mode and provide controlled independent work of students. Foreign language learner remotely has the opportunity to communicate with various communicants, and this process is not limited to any time or spatial framework, is not set specifically curricula. The reality of communication entails the desire of the learner to communicate more in a foreign language. The mechanism of such communication is an information learning environment based on hypermedia technology, with access to the global Internet. The article deals with the specific difference of distance learning of foreign languages in agricultural University. The main advantage of distance education, as well as the whole technology of work on the Internet, is the shift of emphasis from verbal methods of teaching a foreign language to the methods of search, creative activity. Distance learning courses should not replace textbooks and manuals, they should form the basis for the organization of educational and cognitive activity of students.

Keywords: students, individual, agricultural, remote, Internet, advantage, mechanism, communicant, reality, educational, information, classes, course, technology, specificity, material, textbook, space, testing, pace, time, verbal, foreign, computer, training, search, specificity.

В настоящее время, новые информационные технологии оказывают влияние на уровень знания обучающихся. В развитых странах обучающиеся занимаются самообразованием, самообучением, учатся самостоятельно находить нужную информацию и решать проблемы, они должны уметь анализировать и применять получаемые знания в будущем. Настоящая система обучения должна ориентировать студентов на желание получить знания; обеспечивать индивидуально-адаптированными учебными пособиями каждого обучающего; дать им возможность заниматься по индивидуальному графику; сразу оценивать результаты обучения. «Индивидуальная образовательная траектория - это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в образовательном учреждении» [1, с.111].

На сегодняшний день проблема дистанционного обучения английскому языку является не достаточно изученной темой. «Основой конструктивного компонента является способность преподавателя технических дисциплин выделять в педагогике основные закономерно-

сти рассматриваемого педагогического явления, учитывая задачи и цели профессиональной деятельности, применяя знания педагогики и психологии, применять в образовательной деятельности технического профиля психологические и педагогические методы обучения»[2, С.60]. Главным условием при таком подходе к обучению является квалификация преподавателя, именно оно является определяющим действенность всех методических принципов. Компьютер является лишь средством получения знания. Тот, кто, учит есть и остается главным организатором процесса преподавания. Организатором всего процесса обучения является педагог, он и планирует и, именно от его мастерства будет зависеть уровень знания студентов, именно он управляет техническим средством, каким бы «умным» он не был. Такой подход к обучению открывает новые перспективы в обучении и самообучении и расширяет информационную сферу. «Создать условия, при которых каждый ребенок, используя свои познавательные возможности сможет получать нужные знания» [3, С.72].

В Европейских странах, в том числе и в Беларуси

Nikolaev Yegor Ivanovich pedagogical

DISTANCE LEARNING ... sciences

дистанционное обучение становится всё более и более популярной формой образования, так как оно позволяет обучающимся учиться в своем темпе и на месте, где они находится. Возможно, именно оно в будущем полностью сменит традиционное. Происходящая перестройка высшего образования является катализаторов изменения традиционной образовательной системы, и в том числе обучения английскому языку. На сегодняшний день появляются новые негосударственные образовательные учреждения, предоставляемые услуги которых стремительно диверсифицируются по мере развития не только инновационных педагогических методик, но и информационных технологий. Именно они являются стимулом повышения мотивации студентов в данном случае. Оно дает каждому широкие возможности, перед ними предоставляются новые механизмы реализации межпредметных и социокультурных связей, используя самые современные формы информационного обмена, системного и межсистемного взаимодействия. «Объем информации, с которым имеет дело человек в повседневной жизни, стремительно возрастают. Все данные теперь доступны. Не в библиотеке, не под контролем церкви или учителя, а в любой точке пространства»[4, с.191]. «Современные желающие учиться должны сами уметь добывать необходимые знания. С этой целью необходимо использовать дидактические свойства, предоставляемые новыми информационными технологиями».[5, 169-171]. Перед преподавателями вуза стоит задача - выпустить высоко - квалифицированных специалистов промышленности и различных хозяйств. Вузовский выпускник — это широко образованный человек, имеющий фундаментальную подготовку. Соответственно, иностранный язык для такого специалиста становится не только необходимым инструментом, но и важным компонентом культурного и гуманистического развития. [6, c.227] Мы считаем, что компьютер как мощное средство для обучения английскому языку позволяет внести изменения в традиционный процесс обучения, поскольку:

- он всех активно вовлекает в учебный процесс, превращая их в субъекты обучения;

- с его помощью достигается оптимизация темпа работы обучаемого, т.е. обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения;

- он значительно расширяет возможности подачи учебной информации, особенно с появлением технологий мультимедиа;

- компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, повышая его объективность, обеспечивая оперативную обратную связь и за счёт этого гибкость управления учебным процессом [7; 44].

Сегодня дистанционное обучение английскому языку стало возможным благодаря обучению в режиме online, включающие в себя необходимые компоненты традиционного образовательного процесса. Данный способ получения знания пользуется огромной популярностью, целью которых становится овладение языком, когда такие факторы, как удаленное расположение образовательных центров и нестабильный рабочий график не могут быть препятствием для её достижения поставленной цели. Наша страна огромная и многие хотели бы получить высшее образование. Даже некоторые живут за полярным кругом, им трудно добраться до учебных заведений, из-за дороговизны проезда. Эту проблему можно решить с помощью дистанционного обучения. Такой вид обучения давно зарекомендовал себя в образовательной среде и стал традиционно называться "дистанционным обучением". Заочное обучение стало прообразом данного вида обучения. Однако стоит заметить, что дистанционное обучение - это не просто способ "доставки" образования географически удалённым обучающимся посредством различных технологий доставки и общения (delivery of education to a geographically dispersed student population utilizing a range of distribution and interaction

technologies)[8, с. 62] Оно используется для доставки учебного материала и доступа к удаленным ресурсам и обучения географически удаленных обучающихся с использованием различных новых информационных технологий. «Преподавателю для реализации тактических целей необходимо: структурировать курс, осуществлять подбор учебного материала для необходимых разделов, выбирать форму проведения занятия»[9, с. 63].

Дистанционное обучение языку представляет собой набор учебных - компьютерных программ. Они предназначены для решения определённых учебных задач. Данный подход к обучению подразумевает и индивидуальный подход. Некоторые студенты с высоким уровнем знания, быстро воспринимают учебную информацию, а большинство с низким уровнем знания - медленно. Такие системы позволяют достичь высоких результатов всем, не зависимо от их начального уровня знания. Оно позволяет учиться на любом расстоянии от маленькой аудитории, заканчивая различными государствами. К дистанционному обучению относится:

• работа с доставляемыми материалами;

•помощь у удалённого преподавателя;

•своевременная доставка учебных материалов;

• повышение информационной культуры;

• возможность получить знания в любой доступной точке мира, и любое время и в любом месте;

-доступность лицам, удаленным от образовательных учреждений высшего образования.

Преимущества дистанционного обучения перед традиционным обучением:

- обучающийся может заниматься английским языком практически в любом месте, на любом расстоянии.

- он не несет затраты на учебные материалы.

- последовательность и продолжительность изучения данных материалов каждый выбирает сам. Он адаптирует процесс обучения под свой уровень знания.

- качества преподавания языку не зависит от обучения в конкретном учебном заведении.

Настоящее время одним из ярких примеров дистанционного обучения являются образовательные платформы. Во всем мире существует десятки платформ, позволяющим студентам возможность получить образование в удобное время в любом удобном месте и получить высшее образование. Основными представителями образовательных платформ выступают Coursera, Skyeng, Intel Education Galaxy и другие.

«В интенсивно меняющемся мире, где поток информации возрастает в разы с каждым днём, невозможно подготовить профессионалов, единовременно обеспечив их необходимыми знаниями. По причине интенсивного развития сфер человеческой жизни будет неизбежна потребность в получении новых знаний и развитии новых умений практической деятельности в условиях столь изменчивого характера окружающей среды» [10, с. 8]. Основным направлением образовательного процесса в современности является повышение уровня знания через самообразования [11-14]. Без использования новых обучающих технологий невозможно добиться качественного улучшения образования и эффективной подготовки квалифицированных специалистов.

Основной задачей дистанционного обучения английскому языку как личностно-ориентированного подхода является организация обучения каждого в отдельности, так и подгруппы студентов по индивидуальному графику. «Нам необходимо знать не только способности и возможности каждого ребенка, но и его психические особенности» [15, C.622-623].

Преподавателям рекомендуется время от времени производить рассылки учебных материалов и организовать доступ к информационным каналам. Высылаемые материалы должны содержать:

- учебно-методическую программу;

- учебные пособия;

- список литературы;

педагогические науки

Николаев Егор Иванович ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ...

- контрольные вопросы и тесты для самопроверки к практической работе;

- упражнения и задания для закрепления;

- итоговые контрольные работы.

Высылаемые учебные материалы предоставляются в печатном виде и в виде электронных гипертекстовых пособий. «Учение через деятельность, или операциональная стратегия, подтверждает деятельностный характер концепции многостороннего образования, в соответствии с которой образование и развитие учащегося осуществляются за счет его разнообразных и дифференцированных интеллектуально-познавательной, эмоционально-оценочной и практической активностей, направленных на преобразование самого себя и окружающей действительности»[16, с.110]. Такой подход к обучению английскому языку позволяет повысить эффективность образовательных процессов независимо от места проживания обучаемых и отличается от традиционных форм обучения высокой динамичностью, связанной с гибкостью выбора учебных курсов, большим объемом самостоятельной работы, разнообразием форм учебно-методического обеспечения. «В современных условиях уже не достаточно просто обучить студентов, дать им определенную, достаточно большую сумму знаний. Необходимо научить их постоянно обновлять знания, систематически искать новое»[17, с.70]. Некоторые компании специализируются на выпуске материалов для самообучения и самоподготовки. В данном случае учебники являются дополнением к общему учебному материалу, а не основными средствами. В зависимости от направления, это могут быть учебно-методические пособия или учебники, так и периодическая литература. Из этого следует, что данном подходе к обучение английскому языку по книгам имеет как плюсы, так и минусы. Студенты могут и не тратить время на дорогу до репетитора и заниматься в удобном месте в свободное время. Мы даем предпочтение таким дистанционным курсам, которые предполагают обратную связь. К примеру, после прочтения студентами текста по теме изучаемого материала, необходимо выполнить упражнения на понимание прочитанного текста, которые проверяет удаленный преподаватель. На традиционных занятиях отсутствует собеседник на языке, за исключением преподавателя. В этом случае владение языком становится проблематичным. А в дистанционном обучении нет таких проблем. Студент может общаться с носителями языка виртуально. «Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении»[18, с. 84] «Общая цель используемых типов деятельности в сети Интернет заключается в организации коммуникации в условиях сетевого общения, при этом основным показателем культуры общения является уровень сформированно-сти общей культуры. Совместно с этим, уровень культуры общения учитывает некоторые интеллектуальные умения, к которым можно отнести способности к краткому высказыванию основной идеи, выслушивание и слушание собеседников, ведение беседы, обоснование собственной точки зрения, принятие точки зрения собеседников, формирование единой точки зрения, которая охватывает аргументацию обоих сторон» [19, с.37]. Как правило, выполненные задания отправляются по электронной почте. Кроме того, с помощью прослушивания учебных аудиозаписей можно закреплять правильное произношение, которое проверяется на расстоянии. «Практика показывает, что обучение студентов навыкам чтения способствует формированию навыков устной речи. Соответственно, при выборе текстов необходимо учитывать интересы и потребности студентов, а также обращать внимание на новизну и практическую значимость материала. Для решения этих задач возможно использовать аутентичные тексты, так как они воспринимаются обучающимися с интересом и большим энтузиазмом»[20, С.80]. «Преподаватель становится организатором процесса исследования, поиска, анализа

и переработки информации. Поэтапная передача управления и регулирования собственной учебной работы не означает уход преподавателя с педагогической сцены или умаления его роли. В некотором смысле его деятельность становится более сложной, творческой, требующей большей концентрации и усилий»[21, с.192]. Электронная почта используются для подготовки и передачи информации каждому и в том числе аудиозаписи. Обучение на расстоянии содержит разные методы обучения: программированное обучение, интеллектуальное (проблемное) обучение, экспертные системы и др. «Преподавателю для реализации тактических целей необходимо: структурировать курс, осуществлять подбор учебного материала для необходимых разделов, выбирать форму проведения занятия»[22, с. 63]. «В программу изучения иностранного языка входят учебные материалы из профессионально ориентированных дисциплин, но они привлекаются с целью их использования для формирования необходимой компетенции по иностранному языку»[23, с.41]. Например, при проведении практического занятия по теме «A Cow» у студентов ветеринарного факультета, преподаватель предлагает индивидуальные задания: нарисовать корову, которую увидели во время занятий по специальности, готовить монологическую речь о нарисованном на английском языке и т.п. Каждый обучающийся решает, в каком темпе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид учебной деятельности, он может готовить диалог с виртуальным товарищем и т.д. Такая форма организации образовательного процесса требует от преподавателя глубоких знаний индивидуальных особенностей своих подопечных. В начале учебного года, студентам с низким уровнем знания, доставляем более легкие упражнения, предварительно объяснив тему и показав образец выполнения упражнения. Они выполняют упражнение по образцу. Эти задания постепенно усложняются, и в конце учебного года они смогут выполнить более сложные упражнения. «Основное назначение индивидуальных занятий, на наш взгляд, студенты видят в организации им помощи в освоении содержания учебных дисциплин, следовательно, можем предположить, что их трудности, в первую очередь, связаны с освоением учебного материала. Вот почему, они и ставят на первое место по значимости, темы, ориентированные на углубленное изучение отдельных вопросов материала, которые будут востребованы в будущем. Конечно, учить студентов учиться и формировать у них навыки самостоятельной работы надо, но нельзя полностью отказываться от обучающей функции педагога: объяснить сложные вопросы, выслушать студента и определить где есть недопонимание, направить его и другие» [24, с.73].

Итак, основным преимуществом перед традиционным обучением, дистанционное обучение английскому языку обеспечивает свободный доступ студентов к базам данных, библиотечным каталогам и т.д., они обеспечиваются широкими возможностями для индивидуально - групповой работы и удобными материалами для обучения или общения, возможность тестирования в режиме прямого доступа. В отличие от традиционного подхода к обучению, оно имеет ряд преимуществ. Во-первых, нам следует подчеркнуть его доступность каждого имеющего в своём распоряжении радио- или телеприёмник и находившегося в пределах досягаемости радио- и телевещания. Во-вторых, оно отличается широкой демократичностью, так как им могут воспользоваться обучающиеся различных курсов, разного уровня образования и социального положения. В случае возникновения учебных проблем, любое время он может обращаться к педагогу и получить профессиональную помощь. В-третьих, может выбрать курс в соответствии своему уровню знания и своим наклонностям и способностям. Однако не достаточно разработана концепция дистанционного обучения английскому языку и замедленная обратная

Nikolaev Yegor Ivanovich DISTANCE LEARNING .

pedagogical sciences

связь между студентом и преподавателем усложняет обучение, существенно ограничивает дидактические возможности радио- и телеуроков. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Краевский, В.В. Методология педагогических исследований: пособие для педагога — исследователя. — Самара, 1994. — 301с.

2. Черкасова О.А. Необходимые профессионально важные качества преподавателя военного инженерного вуза/ О.А. Черкасова// Образовательная среда сегодня: теория и практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс. — 2017. — с.57-61.

3. Симеонова Н.М. Особенности работы над иноязычным текстом в неязыковом вузе. Вопросы педагогики. Журнал научных публикаций. №4 Изд.-во «Литера» 2018 с.118

4. Тумаш Г.Ю. Информация как фактор эволюции образования и педагогической науки. Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности. Сборник научных трудов. Чебоксары 22 апреля 2011. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» С.191

5. Курбонов А. М. Роль дистанционного обучения иностранным языкам //Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 969-971. — URL https:// moluch.ru/archive/88/17038/(дата обращения: 01.06.2019).

6. Пичкова Л. С., Чертовских О.О. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8 №1 (26) c.227.

7. Титова С.В. Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании. Вестник МГУ, серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация., 2005 № 4, с.с. 3953.

8. Потапова, Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: учебное пособие/Р.К. Потапова//ЛЕНАНД, - 2016. - 368с.

9. Бганцева И.В. Использование рефлексии в процессе иноязычной коммуникативной подготовки студентов неязыкового вуза на основе методической компрессии». Современное педагогическое образование. №1 2018. C.194

10. Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие/ П.В. Сысоев// Книжный дом "ЛИБРОКОМ", - 2015. - 264 с.

11. Тимкина Ю.Ю. Общедидактические подходы к профессионально-ориентированному вариативному иноязычному образованию //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 214-217.

12. Пичугина Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 280-283.

13. Ясаревская О.Н., ВолковА.И., ТолмачеваВ.О. Самообразование 1Тспециалиста через развитие иноязычной коммуникативной компетенции //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 181-185.

14. Бекоева М.И. Самообразование студентов при изучении дисциплины «Качественные и количественные методы психологических исследований» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 55-58.

15. Гарбузова И. В. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 622-624. — URL https://moluch. ru/archive/80/14492/ (дата обращения: 11.01.2019).

16. Савина К.А. Категория «Развития личности» в междисциплинарных зарубежных исследованиях. Отечественная и зарубежная педагогика. Т.1 №5 (54) М.: Изд.-во «Белый ветер» 2018 с.170

17. Криволапова, Н.А., Войткевич, Н.Н. Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся и воспитанников в учреждениях дополнительного образования. - Вестник ЮУрГУ. - №23, 2010. С.111

18. Иванова И.В. Создание языковой среды и условий для формирования потребности в использовании английского языка в процессе межкультурного взаимодействия. Материалы Х международной научно-практической конференции, посвященной 10-летнему юбилею Ассоциации преподавателей английского языка РС(Я): Преподавание и обучение в эпоху инновационных технологий. Якутск-2012. Изд.-во СВФУ С.155

19. Шатилова Л.М., Айвазян Н.А. Особенности использования интернет-ресурсов в процессе обучения немецкому языку. Вопросы теории и практики инновационного развития науки и образования. Пенза. 2018. МЦНС «Наука и Просвещение» с.192.

20. Савко М. О. Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С.147.

21. Багромянц Н.Л. Оптимизация языковой подготовки студентов —экономистов//Актуальные проблемы современной лингвистики. Казань: Казанский университет, 2012 С. 181 — 194.

22. Иванова Л. Г. Личностно-ориентированный подход в обучении по ФГОС.«Образование и наука в России и за рубежом»Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»Журнал №6(Vol. 41), 2018, 25.06.18 c.186

23. Бадашкеев М.В. Социально-педагогическое исследование удовлетворенности образовательным процессом в сельской школе. Образование в XXI веке и методологические основы современной педагогики. Пенза. 2017. МЦНС «Наука и Просвещение» c.119

24. Бакшеева Э.П., Рассказова Н.П. Индивидуальные занятия в си-

стеме образовательного процесса в вузе. Инновационные процессы в науке и образовании. Пенза. 2017. МЦНС «Наука и Просвещение» С.202.

Статья поступила в редакцию 25.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.