Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как элемент профессионального образования: некоторые модели, оценки и перспективы'

Дистанционное обучение как элемент профессионального образования: некоторые модели, оценки и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / REMOTE TRAINING / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / MODELS OF REMOTE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Елена Сергеевна

В статье рассматривается роль дистанционного обучения в профессиональном образовании, освещаются его плюсы и минусы, а также обосновывается необходимость существования дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote training as element of professional education: some models, estimates and prospects

In the article the role of the remote training in the vocational education has been considered, its pluses and minuses are shown, as well as the indispensability of remote educational technologies existence has been approved.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как элемент профессионального образования: некоторые модели, оценки и перспективы»

УДК 378.124

Дистанционное обучение как элемент профессионального образования: некоторые модели, оценки и перспективы

РУМЯНЦЕВА Елена Сергеевна, студентка 3 курса юридического факультета

e-mail: rumal23@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»

Аннотация: в статье рассматривается роль дистанционного обучения в профессиональном образовании, освещаются его плюсы и минусы, а также обосновывается необходимость существования дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационные и телекоммуникационные технологии, модели дистанционного обучения.

Думать легко, действовать - трудно, а превратить мысль в действие -самая трудная вещь на свете.

И. Гете

В последние десятилетия система дистанционного образования прочно закрепляется в профессиональном образовательном процессе многих стран. Одна из главнейших задач российского образования 21 века - предоставить обучающемуся максимальный объем качественных и доступных знаний. Но много ли граждан обладают реальной возможностью воспользоваться этим правом в условиях приоритетного существования традиционного вузовского образования? Полагаем, ответ очевиден. Кто-то живет и работает вдали от нахождения понравившегося вуза, тем самым лишается возможности обучаться на дневном отделении. Не исключено, что есть и иностранные граждане, желающие получить набор навыков и умений в российском образовательном учреждении, но в то же время не способные по разным причинам выехать на учебу. Немало людей нуждается в профессиональной переподготовке и повышении квалификации. Здесь и приходит на помощь система дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ).

По сути, дистанционное обучение (ДО) - это спектр образовательных услуг, основанный на средствах обмена информации на расстоянии. Основными методиками ДО признаются информационные технологии, спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа.

Часто дистанционное обучение сравнивают с традиционной заочной формой обучения, но это не совсем правильно. ДО выгодно отличается высокой интерактивностью, которая проявляется в использовании информационных и телекоммуникационных технологий (электронная почта, телеконференции, оперативная обратная связь), а также позволяет проводить постоянный контроль за учебной деятельностью обучающихся.

На данный момент, как отмечает исследователь С. П. Петухова, более половины российских вузов заявляют о применении в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий. Однако лишь 10,8 % всех вузов РФ полностью готовят студентов по данной методике. Практика показывает: наиболее активно ДО применяют такие крупнейшие образовательные учреждения, как Дальневосточный государственный университет, МГГУ им. Баумана, Томский государственный университет и др. (всего 20 вузов) [1].

Существует множество моделей дистанционного обучения. Автором не ставится задача проанализировать все, но считается необходимым остановиться на некоторых из них.

Российский разработчик А. А. Андреев создал следующие модели дистанционного обучения:

Кейс-технологии. Предполагается самостоятельное изучение учебно-методических материалов, которое происходит в базовом вузе или его филиале;

Радиотелевизионная. Соответственно, это обучение посредством телевидения, радио;

Модель корреспондентского обучения. Обмен заданиями и учебными материалами осуществляется посредством передачи их по традиционной почте. Наиболее яркий пример - Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО);

Модель сетевого обучения. Образовательный процесс осуществляется посред-

ством Интернет.

Модель мобильных технологий. Главная роль отводится мобильному порталу персонального компьютера.

Сейчас наибольшее распространение получила квалификация моделей, разработанная Е. С. Полат, хотя, по нашему мнению, она и уступает разработке А. А. Андреева:

- обучение по типу экстернат;

- университетское обучение (на базе одного университета). Реализуется посредством применения информационно - коммуникационных технологий;

- консорциум, или сотрудничество нескольких учебных заведений. Организуется совместная разработка программы курсов, учебных и учебно-методических материалов;

- обучение в специализированных образовательных учреждениях, созданных специально для реализации программ дистанционного образования;

- автономные обучающие системы. Базируются на использовании телевидения или радиопрограмм, СР-1ЮМ-дисков, печатных пособий;

- ДО на основе мультимедийных программ [2].

Немаловажное значение имеет классификация по способу коммуникации преподавателя и обучаемых:

- самообучение - контакт с другими обучающимися сведен к минимуму;

- индивидуализированное обучение, т. е. взаимодействие преподавателя и студента в индивидуальном режиме;

- обучение в группе - предполагает активное взаимодействие всех участников обучения [3].

На данном этапе развития ГГ-технологий практически каждый вуз способен позволить такую организацию ДО, как индивидуализированное обучение с использованием телекоммуникационных и информационных сетей. На наш взгляд, это наиболее оптимальный вариант.

Весьма интересной формой дистанционного обучения является вебинар - ин-тернет-семинары и интернет-конференции. Для участия в вебинаре необходимо пройти регистрацию на сайте www.edudto.ru, после чего на электронный адрес приходит ссылка, переходя по которой можно работать сразу с тремя окнами: видео- и аудиотрансляции, презентации и окно чата, где можно задавать вопросы и оставлять комментарии. Участником может стать каждый, кто имеет компьютер с выходом в Интернет. Достаточно всего лишь подключить веб-камеру и микрофон.

Рассматривая вопросы о применении дистанционных образовательных технологий, необходимо выявить их основные «плюсы» и «минусы».

По нашему мнению, преимущества ДО заключаются в следующем: снижается расход времени на обучение за счет снижения времени на транспортировку до места учебы; увеличивается объем самостоятельной работы обучающихся; освобождается время у преподавателя за счет упрощения проверки заданий; снижаются расходы на доставку преподавателей в отдаленные местности, на заработную плату, на покупку книг в печатном варианте, на бумагу.

Говоря о преимуществах, нельзя забывать и о недостатках: применение ДО возможно только при наличии информационных и телекоммуникационных технологий, что требует изначального финансирования; не исключается периодический сбой работы систем; в связи с увеличением самостоятельности обучающихся потребуется дополнительный контроль за выполнением работ.

Самый страшный минус дистанционного образования - отсутствие языкового контакта между преподавателем и обучающимся - перестал существовать ввиду такой разработки, как Skype, позволяющей собеседникам видеть и слышать друг друга, даже находясь на значительном расстоянии.

Таким образом, у технологии дистанционного образования достоинств больше, нежели недостатков. Эта система необходима, но заменять ею традиционное вузовское образование считаем нецелесообразным. Гораздо эффективнее эта методика будет работать, дополняя наше привычное обучение.

Список литературы:

1. Петухова, С. П. Информационные технологии - основа модернизации интеллектуального ресурса России / С. П. Петухова // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. - С. 42-54.

2. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс. - 2005. - 474 с.

3. Галяев, В. С. О классификации моделей дистанционного обучения / В. С. Галяев // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - с. 103-108.

Remote training as element of professional education: some models, estimates and prospects

rumyantseva e.s., the third-year student

FSBEI HPE the Vologda State Pedagogical university Law Department

Abstract: In the article the role of the remote training in the vocational education has been considered, its pluses and minuses are shown, as well as the indispensability of remote educational technologies existence has been approved.

Keywords: Remote training, remote educational technologies, information and telecommunication technologies, models of remote training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.