Научная статья на тему 'Дистанционное обучение иностранным языкам'

Дистанционное обучение иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЁМ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ / АУТЕНТИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCIES / EDUCATIONAL RESOURCES / DISTANCE LEARNING COURSE / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SPEECH ACTIVITY / THE VOLUME OF ORAL PRACTICE / AUTHENTIC INFORMATION / AND EDUCATIONAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева Наталия Александровна

В статье рассматриваются вопросы, отражающие особенности отбора содержания обучения иностранным языкам для дистанционного курса с учётом специфики предмета «Иностранный язык», а также особенности организации учебного процесса в дистанционной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning of foreign languages

The article deals with the issues of selecting the proper content of teaching foreign languages for a distance course taking into account the specifics of "Foreign Language" subject, as well as the peculiarities of educational process organization in the distance form.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение иностранным языкам»

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 - 2015 июль — сентябрь http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/36PDMN315.pdf

УДК 372.881.111.1

Каменева Наталия Александровна

ФГБОУ ВПО «Российский экономический Университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ)»

Россия, Москва Доцент кафедры «Иностранных языков» Старший научный сотрудник лаборатории «Теоретической и прикладной лингвистики»

Кандидат экономических наук E-mail: n-kameneva@yandex.ru, Kameneva.NA@rea.ru

Дистанционное обучение иностранным языкам

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, отражающие особенности отбора содержания обучения иностранным языкам для дистанционного курса с учётом специфики предмета «Иностранный язык», а также особенности организации учебного процесса в дистанционной форме.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные компетенции; образовательный ресурс; дистанционный курс; информационно-образовательная среда; речевая деятельность; объём речевой практики; аутентичная информация; образовательная парадигма.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Каменева Н.А. Дистанционное обучение иностранным языкам // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/36PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

1

36PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

В основе современной парадигмы образования лежат такие научно-теоретические понятия, как личностно-ориентированное обучение, индивиуализация и дифференциация учебной деятельности, формирование мотивации учения, саморазвитие обучаемых и др. Данные концептуальные идеи образования успешно реализуются в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающей организацию учебного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий как очно, так и дистанционно.

Однако одним из важнейших направлений данного процесса является методическая подготовка учителей к использованию новых технологий в учебном процессе, формирование информационно-коммуникационной компетенции (ИКТ - компетенция) преподавателей [3].

Прежде всего, уточним понятия: дистанционное обучение, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" даёт определения дистанционных образовательных технологиях и электронного обучения:

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Однако в новом федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» дистанционное обучение не рассматривается как одна из форм обучения в системе образования, определены три формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. А в качестве форм получения образования выделяются две: 1) в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Одной из особенностей процесса самообразования является активное использование интернет-ресурсов, а образовательные дистанционные курсы предполагают большой процент самостоятельной работы. Что касается учебного процесса в современных образовательных организациях, то в настоящее время он представлен в форме смешанного обучения: очного и дистанционного или очного с использованием дистанционных образовательных технологий, а также электронных ресурсов.

Е.С. Полат рассматривает дистанционное обучение и как форму, и как одну из составляющих всей системы образования. «Дистанционное обучение - это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [4].

Для разработки курса дистанционного обучения обычно используются специальные программные обеспечения (оболочки) такие как LMS (Learning Management System) - Система управления обучением, Moodle - система управления курсами (электронное обучение) и др.

2

36PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Содержание дистанционного курса и его дизайн являются взаимозависимыми составляющими курса. Педагогический дизайн курса - это структурирование текстов, формирование системы ссылок и переходов между понятиями, разделами, выбор инструментария для реализации учебного процесса, внешнее оформление курса, учёт эргономических требований и др. [1]

Дистанционный курс представляет собой определённую систему для интерактивного взаимодействия участников учебного процесса. Это образовательный ресурс (веб-сайт), содержащий ряд страниц-разделов, необходимых компонентов системы дистанционного обучения в рамках определённого курса и тесно связанных между собой.

Дистанционный курс можно рассматривать как систему, обеспечивающую дидактический цикл, состоящую из ряда элементов таких, как:

• учебно-методический комплекс (УМК);

• программная среда веб-сайт или LMS (СДО), в которых размещается УМК;

• набор сервисов Интернета web2.0, которые при необходимости используются при в процессе обучении по данному курсу;

• программная среда для проведения вебинаров и другие сервисы, если необходимо.

УМК условно включает следующие блоки:

• Организационный блок: введение (видео, текст), место знакомства членов учебной группы (форум, социальная сеть), инструкция по использованию программного обеспечения, используемого в курсе (это может быть LMS, сервисы веб2.0 и др.), руководство по изучению курса, программа курса. сетикет (правила поведения в Интернете), анкеты входные (выходные).

• Теория.

• Учебная информация может представляться в различном виде: текст с графикой, видеолекции в записи, вебинары, открытые ресурсы Интернета по теме курса.

• Практикумы: семинары, задания, рефераты, эссе, кейсы.

• Контроль: тесты, итоговое выпускное мероприятие, портфолио, самоконтроль и взаимоконтроль.

• Педагогическое общение: наличие специального места, например, форума для консультаций студентов с преподавателем и общения между студентами.

Данная структура дистанционного курса не является единственно-возможной. Количество блоков или разделов курса, их последовательность, содержательное наполнение может меняться в зависимости от цели, потребностей обучающихся, программного обеспечения и т.д.

Невозможно в рамках одной статьи решить задачу подробного описания структуры дистанционного курса в целом. Но важно показать особенности отбора и структурирования содержания дистанционного курса по иностранному языку, которые зависят, прежде всего, от цели данного курса и модели дистанционного обучения.

К основным моделям дистанционного обучения, разработанным еще в конце прошлого века, и до сих пор не потерявшим свою актуальность, а, наоборот, получившим своё дальнейшее развитие, относят:

3

36PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

• интеграцию очного и дистанционного обучения;

• сетевое обучение;

• автономный курс дистанционного обучения;

• информационно-образовательная среду (виртуальная школа, университет); кафедра,

• сетевое обучение и кейс-технологии;

• видеоконференции, интерактивное телевидение.

Для каждой модели дистанционного обучения характерны особые методы, организационные формы и средства обучения. Отбор и структурирование содержания

обучения дистанционного курса зависит также и от специфики предмета.

Специфика предмета «Иностранный язык» прежде всего, связана с тем, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Академик Щерба Л.В. указывает на то, что специфика предмета состоит в овладении речью, общением, в формировании речемыслительной деятельности [5].

К специфике предмета «Иностранный язык» относится такое понятие, как беспредметность, означающее возможность общения на любые темы, соответствующие возрасту и интересам обучающихся.

Цель обучения иностранному языку - это формирование коммуникативных умений (коммуникативной компетенции), а не изучение некоторого круга идей, понятий. Исключение составляют лингвистические понятия и знания о системе языка, необходимые для функционирования языка как средства общения. Таким образом, иностранный язык выступает и как цель, и как средство обучения.

Существенным отличием предмета «Иностранный язык» от предмета «Родной язык» является плотность общения, т.е. объём речевой практики. Сферы общения на родном языке обширны (в семье, с друзьями, знакомыми и т.д.), а общение на иностранном языке, как правило, ограничено рамками практических семинарских занятий в вузе, т.е. количеством часов в неделю. Для более эффективного обучения иностранным языкам, развития речевых навыков необходимо увеличить объём речевой практики, что маловероятно в традиционном очном обучении. Однако используя возможности интернет-сервисов, привлекая носителей языка и организуя общение с ними, проблему увеличения плотности общения на иностранном языке в учебном процессе возможно решить в современной информационно-образовательной среде.

Основными особенностями дистанционного обучения являются сетевое (удалённое) взаимодействие всех участников учебного процесса, сравнительно большой объём самостоятельной работы, проводимой в режиме «Just-in-time», особый отбор и структурирование учебного материала, интерактивность, современные педагогические технологии и др.

Работа с информацией на основе чтения текстов и просмотра видеоматериалов на иностранном языке позволяет использовать ресурсы Интернета, содержащие аутентичную и актуальную информацию, например, последние события в мире (спортивные, культурные, политические и др.), тексты носителей языка (речи политических деятелей на конференциях, семинарах, сообщения ведущих телепередач), фильмы, видеоролики, материалы электронных

4

36PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

библиотек и др. Таким образом, значительно расширяется содержание традиционного учебника или дистанционного курса. А получение актуальной информации способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка. Потенциальное количество индивидуальных образовательных траекторий в этом случае оказывается существенно большим, чем в традиционном обучении [2].

Увеличить объём речевого общения или плотность общения на иностранном языке как в устной, так и в письменной форме возможно средствами интернет-технологий, веб 2.0. (блог, форум, чат, скайп и др.), мультимедийными средствами в рамках интеграции очного и дистанционного обучения; в рамках единой информационно-образовательной среды общего и дополнительного образования, а также в профильном обучении (элективный курс, сетевая модель дистанционного обучения). Плотность общения в перспективе может еще более повыситься в результате применения технологий дополненной реальности (компьютерного устройства в виде очков, воспроизводящих внешний мир вместе с информацией о его объектах).

Одним из требований к содержанию современного учебника иностранного языка является наличие заданий, связанных с проектной деятельностью. С одной стороны, такие задания способствуют развитию творческой, исследовательской деятельности, с другой стороны, формированию информационно-коммуникационной компетенции студентов, так как в ходе проектного исследования привлекаются, как правило, образовательные ресурсы Интернета, которые, в свою очередь, требуют умения работать с информацией.

Отбирая учебный материал для дистанционного курса важно учитывать и те педагогические технологии, которые способствуют более эффективному усвоению содержания курса: дискуссии, ролевые игры, проектная деятельность и др.

Именно участие в международных образовательных проектах (Европейская школьная сеть European Schoolnet (http://www.eun.org) [6], International Education and Resource Network (IEARN) [7] позволяет реализовать общение на иностранном языке со сверстниками зарубежных стран, носителями языка. Используя возможности сайта для голосовой связи (http://www.voxopop.com) преподаватель может предложить студентам голосовое общение по учебной тематике on-line в рамках дистанционного курса, увеличивая тем самым объём речевого общения на иностранном языке.

Общение людей в современном информационном мире осуществляется с помощью цифровых устройств разных видов (мобильные телефоны, смартфоны, айфоны, планшетные компьютеры и др.). Увеличить плотность речевой практики на иностранном языке можно также за счёт мобильного обучения, развивающегося в настоящее время в виде концепции BYOD- bring your own device и технологий «Just in time».

В настоящее время система дистанционного обучения интенсивно развивается и совершенствуется. Число образовательных учреждений, применяющих в учебном процессе дистанционные образовательные технологии, организующих дистанционное обучение ежегодно увеличивается, образуются, так называемые, международные консорциумы по дистанционному обучению.

Сферы применения дистанционного обучения иностранным языкам в учебных заведениях расширяются за счёт профильного обучения (элективные курсы), интеграции формального и неформального образования, повышение квалификации учителей/преподавателей и т.д.

Т.о., необходимо отметить, что дистанционное обучение способствует реализации современных образовательных парадигм: личностно-ориентированного обучения,

5

36PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

индивидуализации и дифференциации учебной деятельности, самообразованию и саморазвитию обучающихся [1].

Дистанционное обучение также является мотивирующим фактором в изучении иностранных языков, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения и, в конечном счёте, достижению цели обучения иностранным языкам: формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение иностранным языкам выявляет педагогическую проблему. Перед педагогической наукой встаёт задача методического освоения существующих современных средств обучения, исследование новых технических средств, перспективных в обучении иностранному языку.

Дистанционные курсы представляет собой особым образом сконструированную систему обучения в интернет-среде. Отбор и структурирование содержания обучения иностранному языку в дистанционном курсе зависит от цели обучения, выбора модели дистанционного обучения, возможностей программного обеспечения, компетентности педагогических кадров и готовности всех участников образовательного процесса к сетевому взаимодействию.

6

36PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

ЛИТЕРАТУРА

1. Зенина Л.В., Каменева Н.А. Обучение студентов деловой переписке на английском языке // Открытое образование, 2013. №6. С. 76-79. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20889492, платный. - Яз. рус., анг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Каменева Н.А., Зенина Л.В. Distance learning for developing knowledge and skills in English language teaching //Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. №5. С. 3-6. Ражим доступа: http://umo.mesi.ru/magazine/gallery/6973/, свободный. — Яз. рус., англ.

3. Калинин Д.А. Трудности, испытываемые преподавателями в условиях дистанционного обучения // Интернет-журнал «Науковедение», Том 7, №3 (2015) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2015. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/30PVN315.pdf, свободный — Яз. рус., англ.

4. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.. Издательский центр «Академия», 2004 -416 с. - ISBN 5-7695-1533. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20163.pdf, свободный. - Загл. с экрана. — Яз. рус.

5. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики: учебное пособие для студ. филол. фак. - 3-е изд., испр. и доп. / Л.В. Щерба. - СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 160 с. -5100 экз. 60x90/16 (145x215 мм) - ISBN 5-8465-0044-7, 5-7695-1153-2.

6. http://www.eun.org European Schoolnet.

7. http://iearn.org International Education and Resource Network.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

7

36PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Kameneva Nataliya Aleksandrovna

Plekhanov Russian University of Economics (PRUE)

Russia, Moscow

E-mail: n-kameneva@yandex.ru, Kameneva.NA@rea.ru

Distance learning of foreign languages

Abstract. The article deals with the issues of selecting the proper content of teaching foreign languages for a distance course taking into account the specifics of "Foreign Language" subject, as well as the peculiarities of educational process organization in the distance form.

Keywords: information and communication competencies; educational resources; distance learning course; informational and educational environment; speech activity; the volume of oral practice; authentic information; and educational paradigm.

8

36PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Zenina L.V., Kameneva N.A. Obuchenie studentov delovoy perepiske na angliyskom

yazyke // Otkrytoe obrazovanie, 2013. №6. S. 76-79. Rezhim dostupa:

http://elibrary.ru/item.asp?id=20889492, platnyy. - Yaz. rus., ang.

2. Kameneva N.A., Zenina L.V. Distance learning for developing knowledge and skills in English language teaching //Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. 2013. №5. S. 3-6. Razhim dostupa: http://umo.mesi.ru/magazine/gallery/6973/, svobodnyy. — Yaz. rus., angl.

3. Kalinin D.A. Trudnosti, ispytyvaemye prepodavatelyami v usloviyakh

distantsionnogo obucheniya // Internet-zhurnal «Naukovedenie», Tom 7, №3 (2015) [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2015. - Rezhim dostupa:

http://naukovedenie.ru/PDF/30PVN315.pdf, svobodnyy — Yaz. rus., angl.

4. Polat E.S. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy - M.. Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2004 - 416 s. -ISBN 5-7695-1533. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20163.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. — Yaz. rus.

5. Shcherba L.V. Prepodavanie yazykov v shkole. Obshchie voprosy metodiki: uchebnoe posobie dlya stud. filol. fak. - 3-e izd., ispr. i dop. / L.V. Shcherba. - SPb: Filologicheskiy fakul'tet SPbGU; M.: Izdat. tsentr «Akademiya», 2003. - 160 s. -5100 ekz. 60x90/16 (145kh215 mm) - ISBN 5-8465-0044-7, 5-7695-1153-2.

6. http://www.eun.org European Schoolnet.

7. http://iearn.org International Education and Resource Network.

9

36PDMN315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.