Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING / ONLINE LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адильгазинов Г.З.

В статье на основе анализа результатов социологического опроса студентов вуза приводится осмысление опыта работы в режиме дистанционного обучения в условиях пандемии коронавируса, оцениваются положительные стороны такого обучения и риски, которые необходимо учитывать в случае не временного, а полноценного дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING - THROUGH THE EYES OF STUDENTS

Based on the analysis of the results of a sociological survey of university students, the article provides an understanding of the experience of working in distance learning in the context of the coronavirus pandemic, evaluates the positive aspects of such training and the risks that must be taken into account in the case of not temporary, but full-fledged distance learning.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Адильгазинов Г.З.

д.п.н., профессор, первый проректор Университета «Туран-Астана» DISTANCE LEARNING - THROUGH THE EYES OF STUDENTS

Adilgazinov G.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, First Vice-Rector of "Turan-Astana" University

Аннотация

В статье на основе анализа результатов социологического опроса студентов вуза приводится осмысление опыта работы в режиме дистанционного обучения в условиях пандемии коронавируса, оцениваются положительные стороны такого обучения и риски, которые необходимо учитывать в случае не временного, а полноценного дистанционного обучения.

Abstract

Based on the analysis of the results of a sociological survey of university students, the article provides an understanding of the experience of working in distance learning in the context of the coronavirus pandemic, evaluates the positive aspects of such training and the risks that must be taken into account in the case of not temporary, but full-fledged distance learning.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-обучение, дистанционные образовательные технологии.

Keywords: distance learning, online learning, distance learning technologies.

В соответствии с «Правилами организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» (утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137, в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019) в систему образования Республики Казахстан внедрено обучение с использованием дистанционных образовательных технологий [1].

В Законе «Об образовании» Республики Казахстан дано следующее определение: «Дистанционные образовательные технологии - обучение, осуществляемое с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [2]. Конечно, данное определение, на наш взгляд, больше отражает понятие «дистанционное обучение», нежели искомое понятие «дистанционные образовательные технологии», но суть не в этом.

В условиях чрезвычайного положения в стране, объявленного для нераспространения пандемии коронавируса, с 16 марта 2020 г в систему образования страны внедрено дистанционное обучение. Профильным министерством принят необходимый перечень организационных, методических и др. мер для перевода работы всех учреждений образования в режим дистанционного обучения. В данной статье нами поставлена задача осмысления положительного опыта и рисков обучения студентов вузов в режиме онлайн-обучения.

Следует отметить, что дистанционное образование как результат дистанционного обучения эффективно реализуется в системах высшего и послевузовского образования во многих странах. В психолого-педагогической литературе анализируются

преимущества и риски такого подхода к профессиональному образованию.

Так, исследователи называют следующие достоинства дистанционного обучения [3]:

1. Возможность обучаться в любое время, в своем темпе в соответствии с индивидуальным графиком обучения, невзирая на нормативные сроки обучения (в 4-5 лет).

2. Возможность обучаться в любом месте, в любой точке земного шара, естественно, при наличии компьютерной техники и доступа к сети Интернет, что очень важно, например, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также обучающихся с маленькими детьми.

3. Обучение без отрыва от основной деятельности, при этом возможна дистанционная учеба на нескольких курсах одновременно.

4. Дистанционное обучение обеспечивает необходимую мобильность в осуществлении прямой и обратной связи с преподавателями: как в режиме on-line, так и off-line.

5. Менее затратное по сравнению с платным очным обучением.

6. Обучение в спокойной обстановке, так как при аттестации исключается прямой контакт обучающегося с преподавателем, исключается субъективность оценки: проверку осуществляет компьютер.

7. Возможно более высокие результаты обучения за счет того, что большую часть учебного времени студент дистанционного обучения работает самостоятельно, применяя полученные знания тут же в практике своей работы.

Кроме этого, среди «плюсов» дистанционного образования называются также и другие:

1. Доступность: дистанционное обучение не ограничивает обучающегося ни страной, ни континентом, можно получать образование в любом вузе мира.

2. Получение конкретных знаний: дистанционное обучение дает человеку конкретный набор знаний и навыков. Студент получает ровно то, за что платит.

3. Актуальность получаемых знаний, полученных студентом при дистанционном обучении. Он может более эффективно применить знания на практике, чем студент, который годами штудировал в вузе абстрактные, неприменимые в реальной жизни дисциплины [4].

Несомненно, дистанционное обучение имеет ряд недостатков. Так в научной литературе называются следующие «минусы» такого обучения:

1. Ограниченный выбор, так как, к сожалению, не все дисциплины можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника.

2. Недостаток личного общения студентов с преподавателями и студентов между собой. Ведь суть обучения состоит в обмене знаниями, обмене различными мнениями. А такое взаимодействие труднее обеспечить при удаленном обучении.

3. Отсутствие положительных «побочных эффектов», свойственных традиционному академическому образованию. Так, например, процесс конспектирования длинных лекций тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит по ходу слушания выделять главные мысли лекции, отделять «зерна от плевел». Все это важно приобрести в процессе обучения, чего, однако, не дает дистанционное обучение.

4. Непредвиденные обстоятельства, связанные с техническими неполадками: отключение электричества, отсутствие или плохая скорость в сети Интернет, слабая компьютерная база и др.

5. Отсутствие постоянного контроля, требующее при дистанционном обучении от студентов сильной мотивации и жесткой самодисциплины. [3]

Кроме этого, к рискам дистанционного обучения также можно отнести, по мнению казахстанских исследователей:

1. Трудности перехода на новый формат обучения, дискофморт в понимании собеседника при невербальной обстановке.

2. Необходимость сильной мотивации, так как практически весь учебный материал студент дистанционного обучения должен осваивать самостоятельно, что возможно только при развитой силе воли, наличии ответственности и самоконтроля.

3. При дистанционном обучении мало возможности для развития коммуникабельности, навыков работы в команде.

4. При дистанционном обучении затруднена подготовка специалистов по специальностям, предполагающим большое количество практических занятий. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

5. Невозможно эффективное дистанционное обучение при низкой цифровой грамотности преподавателей.

6. Удаленность от центра отдельных регионов страны, что делает невозможным дистанционное обучение при отсутствии сети Интернет. [4]

Кроме всего этого при организации дистанционного обучения важно знать условия для такого обучения. Ряд исследователей обращают внимание на эти аспекты [5]:

1. Наличие у обучающихся элементарных умений и навыков в самообучении.

2. Сформированная самодисциплина и организованность.

Если у студента нет настроя на систематизированное самостоятельное обучение или он не готов грамотно организовать учебный процесс, совмещая его с другими своими занятиями, то он не сможет получить дистанционное образование, зря потратит время и деньги.

3. Наличие необходимых ресурсов. Среди обязательных называют:

• современный компьютер с высокоскоростным подключением к сети Интернет;

• интернет-браузер;

• веб-камеру;

• динамики;

• микрофон.

Исследователи выделяют ряд характеристик, которым должен соответствовать вуз, предлагающий дистанционное обучение:

1. Наличие аккредитации, как гаранта качества образования;

2. Гибкость учебного графика, предлагаемого вузом, дающая возможность студенту подстроить свои жизненные планы;

3. Наличие развитых служб поддержки студентов;

4. Наличие тщательно разработанных учебных материалов, учебного контента.

Однако, все вышеизложенное относится к заранее спланированному дистанционному обучению, которое начинается с начала учебного года, сознательно выбрано студентами в соответствии с их жизненными планами, финансовыми возможностями, организовано вузом при наличии проанализированных выше условий.

Условия нарастающей пандемии коронавируса во всех странах мира вынудили правительства этих стран, в том числе и в Республике Казахстан, волевым решением ввести полномасштабное дистанционное обучение в школьном образовании, колледжах и высших учебных заведениях. Дистанционное обучение начато в середине весеннего семестра, без необходимой долговременной подготовительной работы со студентами и их родителями, преподавателями и сотрудниками организаций образования. Поэтому возникла необходимость проанализировать такой опыт вуза, чтобы впредь при необходимости идти на такие шаги минимизировать возможные проблемы, удержать на необходимо уровне качество образования.

Основная цель исследования - оценка эффективности онлайн-обучения: насколько оно качественно, целесообразно и оправдывает ресурсы, затраченные на этот процесс.

При проведении данного исследования перед нами стояла задача, узнать мнения студентов относительно изменения формата обучения в целом. В исследовании приняли участие около 600 студентов.

1. Как изменилось качество обучения при переходе к онлайн-обучению?

Четверть опрошенных (24,7%) отметила изменения в худшую сторону, то есть обучающиеся не полностью удовлетворены качеством, а значит, оказались в дискомфортных для них условиях, среди которых могут быть как недостаточное техническое оснащение дома, так и психологическое напряжение. Для более детального изучения проблемы вопрос о наличии всех необходимых условий для онлайн-обучения будет рассмотрен нами ниже. Примечательно, что почти половина опрошенных респондентов (46,6%) затруднилась ответить на вопрос о качестве обучения, то есть на момент анкетирования они оказались в замешательстве и не были пока готовы оценить изменения. Этому есть логическое объяснение, поскольку в режиме онлайн студенты обучаются сравнительно не так давно, всего 2 месяца.

2. Предпочитаете ли Вы онлайн-обучение в домашних условиях?

На данный вопрос мнения респондентов разделились относительно равнозначно. Так, более трети опрошенных (34,1%) предпочла бы онлайн-обучение традиционному (Рисунок 2). Логично, что студенты, ответившие положительно на предыдущий

Поскольку качество обучения является общим показателем развития образования как государственно-общественной системы, нам было интересно, насколько студенты оценивают изменения в качестве обучения при переходе в онлайн-режим. Как выяснилось, практически третья часть респондентов (28,6%) отметила изменения в положительную сторону, что может означать полную готовность обучающихся к онлайн-обучению и подразумевает наличие у студентов всех необходимых условий для обучения в данном формате (Рисунок

вопрос, а их было 28,6%, ответили позитивно и в данном случае, то есть, отмечая положительную динамику качества обучения, студенты позитивно смотрят на переход от традиционного обучения к обучению онлайн. Однако, возникает вопрос, почему оставшиеся 5,5% опрошенных, среди которых студенты, отметившие ухудшение качества обучения, а также те, кто затруднился ответить на первый вопрос, предпочли бы онлайн-обучение в домашних условиях? Возможно предположить, что данные 5,5% составляют те обучающиеся, у кого в приоритете не получение знаний, а возможное проведение времени в домашних условиях, либо те, кто не совсем корректно отвечал на вопросы.

Следует отметить, что 34,1% студентов ответили, что предпочитают частичное онлайн-обуче-ние. То есть в данном случае, обучающиеся понимают и осознают, что форма обучения должна быть выбрана в соответствии со спецификой образовательных программ, поскольку некоторые дисциплины требуют непосредственного прямого контакта преподавателя и студентов.

нет

32%

Рисунок 2. Предпочитаете ли Вы онлайн-обучение в домашних условиях?

1).

в лучшую сторону ■ в худшую сторону - не могу оценить

Рисунок 1. Как изменилось качество обучения при переходе к онлайн-обучению?

Более того, относительно такая же доля респондентов (31,7%) и вовсе высказала свое «против» онлайн-обучения, то есть для данных студентов обучение в режиме онлайн некомфортно и не располагает к полному погружению в учебный процесс.

3. Имеете ли Вы все необходимые условия для обучения в онлайн- режиме?

Как оказалось, около трети всех респондентов

плодотворной работы в режиме онлайн (Рисунок 3). Так, многие обучающиеся испытывают затруднения ввиду отсутствия дома персонального компьютера или только одного для всей семьи, возможности бесперебойной работы посредством сети Интернет, зависания АИС «Платонус», и неимения личного пространства, т.е. рабочего места в домашних условиях.

(27,34%) лишь частично обеспечены условиями для

Рисунок 3. Имеете ли Вы все необходимые условия для обучения в онлайн режиме?

Около 12% студентов ответили, что не имеют необходимых возможностей для обучения онлайн дома, а именно из-за отсутствия технического оснащения - персонального компьютера с выходом в Интернет. Поскольку анкетирование было проведено посредством АИС «Платонус», а респонденты активно приняли участие в нем, можем предположить, что несмотря на тот факт, что некоторые студенты действительно не располагают техническими возможностями у себя дома, они используют компьютеры родственников, друзей и знакомых для онлайн-занятий, что демонстрирует высокую мотивацию и самоорганизованность студентов в обучении.

Чуть более трети опрошенных (35%) располагают необходимыми условиями для обучения онлайн. Данный факт весьма обоснован, а результат вполне предсказуем, поскольку ответы студентов на предыдущие два вопроса подразумевали именно это.

4. Что для Вас стало самым сильным препятствующим фактором для обучения в режиме онлайн?

Вместе с тем, как оказалось, даже при наличии необходимых условий, существует ряд факторов, препятствующих полноценной работе в режиме онлайн. Большинство респондентов (57,5%) ежедневно сталкиваются с техническими неполадками, среди которых нарушение бесперебойной работы сети Интернет, зависание автоматизированной информационной системы Platonus (Рисунок 4). Около 35% респондентов отметили, что домашняя обстановка не располагает к обучению, поскольку студенты больше отвлекаются на выполнение домашней работы, тяжело сосредоточиваются перед экраном компьютера, а значит, учебный материал, получаемый в ходе онлайн-обучения, воспринимается хуже.

технические неполадки отвлекающие домашние факторы

материал занятий воспринимается хуже

тяжело сосредоточиться перед монитором длительное время

57,55%

16,67% 11,98% 13,80%

Рисунок 4. Что для Вас стало самым сильным препятствующим фактором для обучения

в режиме онлайн?

Таким образом, в домашних условиях тяжелее сосредоточиться на обучении психологически, что свидетельствует о низкой самоорганизации обучающихся. Как следствие, возникает необходимость воспитания обучающимися в себе таких качеств,

как самостоятельность и автономия, инициативность и ответственность.

5. Каким образом Вы бы хотели изменить занятия в онлайн-режиме для наибольшего комфорта в процессе обучения?

Поскольку ранее студентами было отмечено о трудностях, связанных с концентрацией внимания перед монитором в течение долгого времени, нам стало интересно прояснить, какая продолжительность занятий в режиме реального времени, по мнению обучающихся, является наиболее приемлемой для полного освоения учебного материала, а какое время стоит выделить для самостоятельной работы. Примечательно, что превалирующее число студентов (52,6%) затруднились ответить, что может свидетельствовать о возможных проблемах с рациональным использованием собственного времени, отсутствии регулярных самостоятельных занятий студента, а также несистематической подготовке к

ним (Рисунок 5). То есть на момент анкетирования у большинства обучающихся наблюдается отсутствие тайм-менеджмента при организации самостоятельной работы в домашних условиях.

Мнения оставшихся 47,4% опрошенных равнозначно разделились относительно продолжительности занятий. Студенты предпочли бы он-лайн-занятия длительностью 20-30 минут и иметь больше времени на самостоятельную работу. Такой настрой обучающихся не может не радовать, поскольку именно самостоятельная работа определяется как особая учебно-познавательная деятельность исследовательского характера.

не могу ответить

длительность занятий до 30 минут, больше опираться на самостоятельную работу...

длительность занятий до 20 минут, больше опираться на самостоятельную работу.

52,60%

23,96%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23,44%

Рисунок 5. Каким образом Вы бы хотели изменить занятия в онлайн режиме для наибольшего комфорта в процессе обучения?

6. Как изменился процесс освоения учебного материала?

Изменение формата обучения повлияло и на процесс освоения учебного материала обучающимися. Мнения студентов на этот счет оказались абсолютно полярными. Большая часть респондентов

(68%) указала, что процесс обучения в дистанционном режиме стал более трудоемким, возникло больше трудностей, а количество заданий для самостоятельного выполнения и время, затраченное на него, значительно увеличились (Рисунок 6).

стало больше домашних заданий и (или) стали больше заниматься самостоятельно

процесс обучения стал более трудоемким, возникло

больше трудностей (утомляемость, дискомфортность из за постоянных дедлайнов и.

стало больше свободного времени на подготовку и для личной жизни

35,68%

32,29%

32,03%

Рисунок 6. Как изменился процесс освоения учебного материала?

Обучающиеся действительно столкнулись с определенными сложностями, но, как было указано ранее, трудности возникают в основном по техническим причинам. Кроме того, преподаватель не имеет возможности вести групповую работу, характерную для традиционного формата обучения, поэтому увеличивается количество заданий для индивидуального выполнения.

В то же время третья часть опрошенных (32%) напротив, высказалась исключительно положительно об изменениях. Согласно мнениям студентов, при обучении в дистанционном режиме у них появилось большего времени как на подготовку к занятиям, так и для личного свободного времени. Таким образом, обучающиеся находятся в условиях абсолютного комфорта и не испытывают трудностей в понимании учебного материала. Данный

факт, безусловно, можно считать одним из положительных нюансов дистанционного обучения, так как после онлайн-занятий студент располагает достаточным временем для закрепления материала, выполнения заданий и занятий исследовательской деятельностью. Однако, все вышеперечисленное возможно только при условии высокой самоорганизации обучающихся.

7. Как Вы считаете в перспективе, какой % от общего количества изучаемых дисциплин может вестись в режиме онлайн?

Ранее мы упоминали, что процентное соотношение респондентов, выразивших желание обучаться в дистанционном режиме полностью либо частично, составило около 68%. Далее мы уточнили у студентов, какой процент изучаемых дисци-

плин, по их мнению, они могут осваивать дистан-

Мотивы обучающихся могут быть абсолютно разнообразны: ощущение полного комфорта, психологического настроя и готовности работать большее время самостоятельно; желание не быть контролируемым со стороны педагога; отсутствие обязательного посещения занятий; возможность занятия досугом и приятным времяпрепровождением. В данном случае, причина зависит от личного настроя обучающегося, его видения результата всего процесса обучения.

Остальные 50% респондентов указали, что в перспективе не более трети изучаемых дисциплин они готовы осваивать дистанционно, и только 17% из указанных 50% ответили, что предполагаемое количество дисциплин, изучаемых в данном режиме, не должно превышать более 10%, т.е. из 10 дисциплин - 1 одна дисциплина онлайн и 9 в традиционном формате. Объяснение данному ответу обучающихся исключительно логично и обосновано. Проводимые занятия в традиционном формате подразумевают групповые практические занятия, где обучающиеся в ходе выполнения заданий могут беспрепятственно проконсультироваться у педагога по возникающим у них вопросам и сразу же получить необходимый совет/рекомендации. Не менее важно в этом вопросе так называемое «живое

Третья часть респондентов (29,69%) призналась, что изучают лишь материал, предлагаемый и рекомендованный преподавателем. Данный факт может свидетельствовать об относительно низком

дисциплин (более 50%) они предпочли бы изучать

студенты живут и обучаются в век высокого нервного напряжения, где взаимодействие между преподавателем и студентами имеет особую ценность. От характера данного взаимодействия будут зависеть и мотивация студента, и качество обучения. Более того, традиционного формата обучения могут придерживаться в основном студенты с четко ориентированной позицией - получить максимальные знания, поскольку их беспокоит результат - что они получат по завершению обучения.

8. Какие дополнительные источники информации были Вам доступны и получали ли Вы квалифицированную консультацию при освоении предмета и подготовке заданий?

Поскольку неотъемлемой частью обучения в дистанционном формате является использование различных источников информации, респондентам был задан вопрос, какими именно источниками информации обучающиеся пользуются в период он-лайн-обучения. Положительным является тот факт, что многие студенты (36,7%) активно используют различные электронные базы, а значит, обучающиеся действительно активно вовлечены в учебный процесс и заинтересованы в поиске новых знаний, не ограничивая себя источниками информации (Рисунок 8).

уровне заинтересованности обучающихся в конкретном предмете либо в отсутствии мотивации получения знаний в целом. Кроме того, пятая часть опрошенных отметила, что помимо материала,

ционно. Как выяснилось, более половины опрошен- дистанционно (Рисунок 7). ных студентов (50,5%) указали, что большую часть

более 50% не более 30% не более 10%

Рисунок 7. Как Вы считаете в перспективе, какой % от общего количества изучаемых дисциплин может вестись в режиме онлайн?

общение» преподавателя и студента. Современные

13,70%

29,69%

36,72%

19,90%

■ Ваш преподаватель ■ библиотечный фонд университета

■ другие электронные базы ■ не обращался

Рисунок 8. Какие дополнительные источники информации были Вам доступны и получали ли Вы квалифицированную консультацию при освоении предмета и подготовке заданий?

предложенного преподавателем, обращаются в библиотечный фонд университета, а 13,7% и вовсе не интересуются никакими дополнительными источниками. Анализируя вышесказанное, возможно предположить о нежелании отдельных обучающихся заниматься трудоемким процессом - добывать знания самостоятельно, а обучение в дистанционном формате лишь поощряет их в этом, поскольку, находясь в домашних условиях, деятельность студентов невозможно контролировать.

9. Ваши пожелания для улучшения занятий в онлайн-режиме?

В завершении анкетирования обучающиеся могли выразить свое мнение по улучшению качества занятий в режиме онлайн. Следует отметить, что пожелания обучающихся были последовательны и вполне ожидаемы, поскольку ранее респондентами отмечались сложности, с которыми они столкнулись при смене формата обучения. Как и ожидалось, наиболее распространённым пожеланием стало возможное налаживание и обеспечение бесперебойной работы в сети Интернет. В качестве рекомендаций, студентами предложено применение других видов приложений, в частности, Discord, помимо известных ранее ZOOM и веб-конференции Cisco Webex. Многие студенты на заданный вопрос ответили, что, понимая происходящую ситуацию в стране и в мире в целом, по завершению карантинных мер очень хотят вернуться в стены университета для продолжения учебы в обычном режиме.

Заключение

Таким образом, проведенное социологическое исследование представляет из себя ценный материал для реализации мероприятий по обеспечению качества учебного процесса в дистанционном режиме. Примечателен тот факт, что результаты, полученные нами на каждый отдельный вопрос, не противоречат, а напротив логичны и дополняют друг друга, что свидетельствует о проведенном полном и содержательном исследовании. В ходе анализа результатов исследования нам удалось выявить действительное отношение обучающихся к смене формата обучения: перехода от традиционного обучению к онлайн-режиму, а также определить их настрой на возможное дистанционное обучение в перспективе. В целом, студенты заинтересованы в частичном обучении в режиме онлайн, т.е. предпочитают осваивать некоторые дисциплины в традиционном формате.

Кроме того, ответы студентов на вопрос о доступных источниках информации должны катализировать учебно-методическую работу университета и увеличение библиотечного фонда для полного обеспечения обучающихся необходимым материалом в электронном формате. Необходимо особо уделить внимание онлайн-платформам, поскольку есть вероятность продления дистанционного обучения и в начале нового учебного года. Поиск хорошей онлайн-платформы и разработка методических рекомендаций говорят о том, что теперь, когда вся страна обучается дистанционно, процесс цифровизации образования нуждается в реформе. В этой связи нуждается в модернизации и АИС «Пла-тонус», которая применяется в учебном процессе во многих вузах РК. Ведь полноценное образование с использованием дистанционных технологий возможно только при сочетании должного уровня качества контента с сервисом, в котором присутствует удобная навигация между лекциями, ясная структура учебного процесса и бесперебойная трансляция учебных аудио-видеоматериалов.

Список литературы

1. Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» (утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137, в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019);

2. Закон «Об образовании» Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.04.2019 г.) [Электронный ресурс]. URL: ИС Параграф WWW.http://online.zakon.kz (дата обращения 16.07.20 г)

3. Плюсы и минусы дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://the-accel.ru /plyusy-i-minusy-distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения 16.07.20 г)

4. Плюсы и минусы дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: pspu.kz/ru/ plyusyi-i-minusyi-distanczionnogo-obucheniya/ (дата обращения 16.07.20 г)

5. Дистанционное образование - сложности удаленного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://ecvdo. ru/states/distancionnoe-obrazovanie-slozhnosti-udalennogo-obucheniya (дата обращения 16.07.20 г)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.