Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: экспресс организация процесса'

Дистанционное обучение: экспресс организация процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММНАЯ ПЛАТФОРМА / WWW.NICENET.ORG / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавров Олег Александрович

Статья посвящена рассмотрению экстремально быстрого варианта организации дистанционного учебного процесса на бесплатных интернет ресурсах, ограниченном наборе функций обучающей среды и требований к «дистанционному учителю». Описаны возможности учебной среды и операционный набор дистанционного учителя. Рассмотрены ограничения в использовании среды и рекомендации по ее использованию. Статья содержит 12 разделов, 10 скриншотов (графическое изображение экрана монитора) и 4 библиографические ссылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: экспресс организация процесса»

Educational Technology & Society 7(1) 2004 ISSN 1436-4522

Дистанционное обучение: Экспресс организация

процесса

Лавров Олег Александрович руководитель отдела ИТ,

Центр Обучения SVS-L, Кохтла-Ярве, Эстонская Республика itmanager@svsl.edu.ee

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению экстремально быстрого варианта организации дистанционного учебного процесса на бесплатных интернет ресурсах, ограниченном наборе функций обучающей среды и требований к «дистанционному учителю». Описаны возможности учебной среды и операционный набор дистанционного учителя. Рассмотрены ограничения в использовании среды и рекомендации по ее использованию.

Статья содержит 12 разделов, 10 скриншотов (графическое изображение экрана монитора) и 4 библиографические ссылки.

Ключевые слова

дистанционное обучение, программная платформа, www.nicenet.org, фукциональные возможности

Введение в проблему

Известно, что проблема выбора операционной платформы для организации дистанционного обучения (ДО) является достаточно сложной многомерной организационно-экономической задачей, решаемой на этапе проектирования технологии дистанционного обучения [Лавров О.А, Агапонов С.В., 2004].

В определенных случаях бывает необходима быстрая, экспресс-организация процесса обучения или проведения семинара (вэбинара), чтений, дискуссий. Как это сделать, применяя бесплатные, доступные интернет ресурсы, включающие средства представления обсуждаемых материалов, форумные и почтовые коммуникации, наборы ссылок, управление «аудиторией» и прочие инструменты, уместные в данных случаях? Имеется ряд подобных ресурсов [иКЬ1, иКЬ2, иКЬЗ], которые позволительно использовать для этих целей, однако в данной работе рассмотрен только один из них, как самый простой (по мнению автора).

Что такое - платформа дистанционного обучения?

На сегодня имеется ряд функциональных инструментов, считающихся «классическими» для организации ДО. Перечислим их - «управление контентом», «управление учащимися», «управление коммуникациями», «управление событиями».

Контент есть учебные материалы, создаваемые неким инструментом или инструментами, позволяющими их представление в различных медийных форматах и гиперсвязывающие их. Управление контентом есть создание, инкорпорирование документов в среду, изменение, дополнение, удаление и авторизация доступа к контенту (не всегда). Сюда же можно отнести средства создания тестов, других форматов контроля знаний и управление их прохождением.

Учащиеся суть «потребители» контента, слушатели курса авторизованные для доступа к ресурсам ДО, платформе обучения. Управление учащимися есть их регистрация (удаление), сопровождающаяся наполнением платформы данными о слушателях. Сюда же относится «учреждение» групп учащихся, формирование «виртуального класса», закрытие класса по завершении обучения либо по каким-либо другим причинам.

Коммуникации на платформе всегдя представляют собой центр общения связанных пар субъектов - «учитель-ученик», «учитель-класс», «ученик-ученик».

Классическими формами подобного е-общения являются - форум (конференции), внутренная почта, текстовые чат-площадки, которые относят к асинхронным видам коммуникаций. К синхронным видам коммуникаций относят он-лайн аудио/видео события -семинары, телемосты [иЯЬ4].

К управлению учебными событиями относят анонсы событий, расписание-календарь, рассылки извещений предупреждений, табло успеваемости, статистика и аналитка процессов и событий на платформе ДО.

Выше перечислен практически полный набор функций современной платформы для организации ДО. Повторимся, не всегда нам нужны все инструменты, а на начальной стадии пользования средствами ДО, изучения и освоения технологии и подавно. Ниже рассмотрим возможности, предоставляемые интернет ресурсом www.nicenet.org, некоммерческой Ассоциации (Калифорния, США). По данным на 24 февраля 2004 года на ресурсе зарегистрировано 8267 виртуальных классов, месячное использование которых достигает 50000 регистраций и более полумиллиона регистраций с момента учреждения ресурса в январе 1998 года. Продолжительность существования ресурса, несмотря на его некоммерческий формат бытия, говорит о его востребованности и популярности.

Общая часть

Пользователем ресурса могут быть «учитель» и «ученик». Учитель может иметь множество классов, имеющих автономные ресурсы и именования. Возможно существование ряда классов внутри одного «предмета» и другие комбинации. Учитель имеет возможность делегирования функций администратора ученику (назначить админа). Учитель регистрируется (первично), после чего формируется «класс», назначется код класса и появляется возможность «управления» ресурсами класса, контентом и событиями к классе. Ученики курса или участники семинара, получив код класса от учителя, по вызову (приглашению) последнего, регистрируется в конкретном классе (по коду) и получают доступ к контенту и коммуникациями событиям внутри класса.

Регистрация учителя

Стартовая страница ресурса (рис. 1) позволяет:

1-Войти в класс (первичный вход), для ученика по коду класса, который получен от учителя. Последует регистрация.

2-Создать класс, для учителя, организующего занятия. Последует регистрация, после котрой у учителя нет необходимости повторной регистрации для «учреждения» нового класса или предмета. Это можно сделать войдя на платформу по имеющемуся паролю/имени. Время существования отдельного класса и их количество не ограничено. 3,4 - вход для зарегистрированных учителя или ученика. Все последующие входы на платформу осуществляются здесь.

- • о а а а и

Our Philosophy | About the IC A I Contact Us

Current News

The Classroom Is Not a Markelplite.

f*c*net‘s Internet Classroom Assistant < ICA) «Hows virtyeHjr any dess room, even those with modest resources, access to powerful tools. Everything in Nicenet is offered free for public use, end Nicenet mokes no profits from your participation.

New Users Start Here

NovfMSf r 4, 2003 2

NICENET FILES FOR NON PROFIT STATUS!

Nicenet rs pleased to announce that successful culmination of our fundraising drive to raise funds for incorporation, we have filed our incorporation papers with the state of California and have now submitted the forms to the IRS to attain S01(cX3) non-pr status. The new legal status will dramatically expand Nicenet's ability to raise func 3 other resources and is the first step to a host of improvements to our service we v making over the next year.

Thanks to everyone who paroopated in our fundraiser! it would not have been without your contnbubons. r

Internet Classroom Assistant Traffic Report

In the last 10 minutes 80 users have used the 1GA.

In the last 24 hours 3,846 users have signed on.

In the last week 29,468 users have signed on, and 4,599 dasses have been used, in the last month 57,856 users have signed on, and 8,187 classes have been used. Since January, 1998 a total of 608,243 users have used the ICA.

Students:

» Join A Class

Teachers:

» Create a Class

Current Users Log In

^LogwJ

[Forgot Your Password?]

Рис. 1.

Регистрация учителя/ученика

Регистрация ученика и учителя схожи и содержат ряд заполняемых полей, все обязательны и требуют уникальных имен и паролей (рис. 2). Обязательно использование «латиницы». В случае уже наличия в системе введенных вами данных, следует соответствующее предупреждающее сообщение.

1-Основная часть данных,

2-Дополнительные данные

^'■+'(э[±)£зэ<з

IT you have already created a user account, Log In and then create your class by following the links tinder the Classes menu on the navigation.

1 REQUIRED INFORMATION

Username: I

Password: I I

Class Name: r

2 OPTIONAL INFORMATION

(if you do not fill out your name you will be hsted as "Anonymous")

Email4:

Email Confirmation*: First Name:

Last Name:

Г

Cieaie a Qassl

•We request but do not require your email eddies; You wdl be able to ieceive you* ICA messages to you* era oil address Nicenet «тП use уош email addjess to send you venficetion of legislation and mfomiation «bout new functions of the ICA Nicenet will not $eB 01 nuke your &ddre$$ available to anyone

Рис. 2.

После завершения регистрации, следует приглашение для входа на платформу (рис. 3).

1 - Имя нового пользователя,

2 - Пароль.

ф •

• О 0 а Ой о

%I®fcBNET

Internet Classroom Assistant

Log In to the ICA

You have not entered a valid username and password Please try again

If you do not have an account you can get one free by joining an existing class or creating a new class

[Forgot Your Password9!

m Username |~

Password |™

Log In to the ICA

Nicenet provides this forum fret, of charge and makes no warranty for the Internet Classroom Assistant. Information on this site is generated by the users. The Internet Classroom Assistant is a passive information conduit The views expressed are not necessarily those of Nice net or its members, and Nicenet is not responsible for user *s conduct on the Internet Classroom Assistant. By using this service you agree to indemnify and hold Nicenet and its sponsors, affi Hates, directors, agents, or other partners, and employees, harmless from any claim or demand made by any third party due to or arising out of Content you submit, post to or transmit through the Service, your use of the Service, your connection to the Service, or the infringement by you, or any other subscriber ofyour account, of any intellectual properly or your violation of any rights

of another

Рис. 3.

Функции учителя

В среде учителя доступны следующие возможности: (рис.4).

1. установление имени учителя;

2. установление имени класса (предмета);

3. модерирование форума, конференции;

4. табло персональный сообщений для учителя от слушателей;

5. каталог ссылок;

6. анонсы событий;

7. управление расписанием событий;

8. обзор списка класса;

9. каталог учебных материалов (документов);

10. управление классом.

■ОШшЭ

"-tfTfcENET

1 ,Kran Martov

Interne! Classroom Assistant

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Swday. Febnjaiy 29.2004 10 24AM CST

teacher ги Home - teacher.ru

Ф CotkftteiKAJE Since you laft logged in on Saturday, February 28 :

5 Ь Link Sh апгщ • Ho MV bivt brin itni lo you

ГУкх 1 §r&4.tMcf*.us1

9

ОмДгавЬ|

7 ОшЗДшЫ:

• No new сояпет!» h*ve b««n ported unde» шу topic»

о [View Topic* | New Topic | New Menage]

о

4 View I Send Link SkuiR{

г CU tint • No new bnks have been polled

Joml C»eilt | Digp I [Vmw Lmks 1N ew Lmk]

Bslflt

Assignments g

10 CtoiAdmniflniaa

V • Nonewtsngnmenlihavt been turned»

E<kl Um Piofil*

DocumrIi

ICA FAQ

PROTECT YOUR • No new docucMati have been potted

wavAOf

100 OUT

Рис. 4.

Управление контентом

Управление контентом есть наполнение платформы учебными и/или другими, дискуссионными информационными материалами. Возможна группировка материалов. Материалы импортируются на платформу загрузккой через web-форму, при этом каждому материалу ставиться в соответствие его идентификатор (имя)(1). Имена документов и разделов должны быть введены только на английском языке или латиницей.

Ниже экран входа в импорт контента, документа (рис. 5): 1-Добавить документ, 2-Увязать документ с разделом, если они имеются и/или с заданием, которое должны исполнить, обсудить ученики.

• ТеЯ doc-i*rt+bUrhw>ge ft URL 2/25Ю4

Рис. 5.

Далее, собственно экран вставки, импорта документа (рис. 6): 1-Имя

документа, 2-Поле набора или вставки содержимого буфера. Формат документа может быть текстовым или гипертестовым. Для последнего случая имеются ограничения по используемым тэгам гипертекста, что связано с безопасностью ресурса.

Недопускается использование следующих тэгов:

SCRIPT, OBJECT, APPLET, EMBED, FORM, LAYER, ILAYER, FRAME, IFRAME, FRAMESET, PARAM, META, MARQUEE, INPUT, TEXTAREA, HTML, HEAD, BODY, BGSOUND

Рис. 6.

Ниже видим как выглядит экран по завершении вставки (рис 7). Импортирована статья для обсуждения студентами. По завершении вставки, документ становится видимым для посетителей. Учитель может обозначит документ как «обсуждаемый» в форуме, после чего автоматически создается соответсвующий раздел форума класса. Учитель может запрещать или разрешать импорт документов ученикам. По умолчанию, запрета нет и ученик может вставить свой документ, реферат, отчет в каталог класса. Разумеется, предварительно поименовав его.

'-jtflfcENET

Ivan Ivanov

Internet Classroom Assistant

Sunday, February 29,2004 10 28AM CST

teacher ru Horn?

lad; Shwmg

Радчаш* CLuiSthtMt CUg* Mtnbrr*

Ршааа1М«*щ* to I Sfinsl

fliUtt

Дош|^г»яи1Г>тор1

Dtlrti

CU»t A<lnuniitt»uon Е&Ц.ш.Рю6к ICA FAQ

PROTECT YOUR

View Document: Distant Learning: Problems & Terms

Distant Learning: Problems & Terms

by Ivan Ivanov Fabruaay 24,2004

[Send a comment to Ivan 1 v«nov I Y»«- woqtf«d с onfttwice tome I Punt Vityl fE<Ut| Delete]

О Лавров Дистанционное обучение Классификация проблем Термины и определенння (СУВопросы Интернет образования*. №15,2003

Предисловие

Применение компьютеров н технологий, основанных на их применении в образовании (обучении) уже имек>т определенную историю, начало которой было положено попытками применения машин в 'программированном обучении* Технология была основана на разбиении учебного материала на независимые части Каждая последующая часть является логическим продолжением предыдущей, изучение материала линейно и последовательно, переход к новой части только после 'зачета* по предыдущей В отсутствии вычислительных машин использовались различные перфорационные носители и оборудование для их обработки

После появления промышленно выпускаемых компьютеров, была предпринята

П*АА4Л ПАППт^ 11ЛПАН* AAI4V

> «дшилялтн

Рис. 7.

Создание каталога ссылок

Учитель имеет возможность формирования каталога интернет ресурсов, ссылок (рис. 8). Возможно группировка ссылок по тематике, т.е. каталог может быть структурирован. Ниже представлены два скриншота, первый при пустом каталоге, второй после ввода нескольких ссылок на ресурсы. Напоминаем, что именование ссылок, документов и вообще «содержимое однострочных текстовых полей», за исключением комментариев, пояснений т.е многострочных текстовых поле должно быть на английском языке или набрано транслитом Уместно сказать, также, что редактирование документов после их ввода также не желательно средствами платформы. Правильным является удаление старого и ввод нового содержания (документа), после внешнего редактирования. Если не следовать этому, происходит необратимая смена кодировок, что есть некий недостаток платформы.

Рис. 8.

1-добавить ссылку и/или раздел в каталог ссылок (рис. 9).

Рис. 9.

Коммуникации. Форум

Учитель может открыть существующий форум (ы), конференции. Опубликовать вопрос (ы) (рис 10). Учитель может запретить/разрешить ученикам создание новых «тем», ограничив учеников только правом на «ответы». Ниже представлены скриншоты «пустого» форума и содержащего реплики (имя реплики английское, текст на любом языке).

Рис. 10.

1-Добавить тему,

2-Редактировать, удалить постинг (автору),

3-Ответить

Управление классом

Создав виртуальный класс учитель может:

- Видеть все его информационные -характеристики - количество

учеников, тем форума, сообщений, ссылок и др.

- Удалять всех или отдельных учеников

- Менять статус ученика (администратор, помошник учителя, студент)

- Разрешать/запрещать создание учениками топиков конференций,

добавку ссылок и разделов для них

- Переименовывать классы и выбирать их из списка для

администрирования

- Изменять собственный профиль (описание, пароли)

- Участвовать в специальном форуме для учителей и администраторов классов

Ограничения и достоинства Ограничения:

- Документы в формате гипертекста не должны содержать запрещенные к употреблению тэги. Разрешено все, что не запрещено

- Именование топиков, документов, событий т.е всего что выступает «адресом» на платформе, должно быть, либо на английском языке, либо «латинизировано»

- Все диалоги на английском языке

- Достоинства:

- Простота и понятность

- Неограниченность количества классов, учеников, сроков существования классов

- Быстрота загрузки страниц

- Бесплатность

Выводы

Платформа может быть использована как ресурс для экспресс создания площадки для организации дистанционного обучения, проведения обсуждений (дискуссий) материалов, организации семинаров, конференций, собственного (учительского) хранилища ресурсов, он-лайн журнала.

Для познавательных и исследовательских целей читателей данной работы создан «виртуальный» класс - Teacher.ru

Вы можете войти в него, либо как учитель ( Имя - Teacher.ru пароль vonavi), либо как студент ( Имя - Student.ru пароль Student.ru).

Для регистрации «новый студент» кликаем Join a class, затем вводим код класса U94539T98 и регистрируемся. Для создания собственного класса учителем кликаем Create A Class и регистрируемся.

Литература

[Лавров О.А., Агапонов С.В., 2004] Лавров О.А., Агапонов С.В. «Выбор программной платформы для дистанционного обучения как проблема», «Образовательные технологии и общество», тот же выпуск.

[URL1] http ://www.nicenet.org/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[URL2] http ://www.elearn.ru/

[URL3] http://www.claroline.net/demo/1425/

[URL4] http://www.televio.nm.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.