Научная статья на тему 'Дистанционное обучение (е-learning) в образовательной среде высшей школы: к вопросу о содержании, применении и формах'

Дистанционное обучение (е-learning) в образовательной среде высшей школы: к вопросу о содержании, применении и формах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (Е-LEARNING) / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукин Д.В.

Статья посвящена рассмотрению технологии дистанционного обучения (е-learning) в образовательной среде высшей школы. В статье представлены формы дистанционного обучения, сформулированы основные компоненты среды центра дистанционного обучения вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щукин Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING (E-LEARNING) IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER SCHOOL: REVISITING CONTENT, APPLICATION AND FORMS

The article is devoted to consideration of distance learning (E-learning) technology in the educational environment of the higher school. The article presents forms of distance learning and formulates the main components of the university distance learning center.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение (е-learning) в образовательной среде высшей школы: к вопросу о содержании, применении и формах»

она с публикациями и учетом мнений профессионального сообщества по обсуждаемым вопросам; поэтапность, преемственность и открытость проводимых преобразований; организация специальной подготовки руководителей к управлению образовательными учреждениями-партнерами в новых условиях; формирование системы мониторинга, ориентированного на анализ формирующихся механизмов взаимодействия, непрерывное отслеживание внешних условий, в которых эта деятельность осуществляется, а на этом основании - прогнозирование дальнейшего развития ситуации.

Все это, наряду с основной целью, во имя чего создавался Центр, определяет направления его дальнейшего развития.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://www.profiok.com/ files/fcp-obrazovanie-2020.pdf (дата обращения: 29.11.2015).

2. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография / под ред. Г. М. Ро-манцева, В. А. Федорова, М. М. Дудиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос .проф.-пед. ун-та, 2013. Т. 3. 309 с.

3. Олейникова И. Н. Профессионально ориентированное образование как фактор развития человеческого капитала в организациях // Вестник Таганрогского института экономики и управления. 2014. № 1(19). С. 104-108; URL:http:// wwwcyberleninka.m/artide/n/professionalno-orientirovannoe-

УДК 378.1.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (Е-LEARNING) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ, ПРИМЕНЕНИИ И ФОРМАХ

Статья посвящена рассмотрению технологии дистанционного обучения (е-1еаттд) в образовательной среде высшей школы. В статье представлены формы дистанционного обучения, сформулированы основные компоненты среды центра дистанционного обучения вуза.

Ключевые слова: образование, вуз, технологии обучения, образовательная среда, дистанционное обучение (е-1еагглпд), программы обучения, инновации.

Применение российскими вузами новых инновационных педагогических технологий, форм и методов обучения при подготовке современного специалиста для рынка труда стало «нормой» и «практикой» настоящего дня. Отечественные вузы, с одной стороны, стремятся не отстать от требований времени и потребностей развития страны, а с другой -ищут пути реализации и продвижения собственных учебных программ и расширения таким образом круга потенциальных потребителей образовательных услуг. Особый интерес

obrazovanie-kak-faktor-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-v-or ganizatsiyah#ixzz3VUKtAJR4 (дата обращения: 29.11.2015).

4. Жученко А. А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 234 с.

5. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, оказывающих услуги дополнительного образования: метод. рекомендации / автор-сост. Т. В. Ши-рокоград. Мурманск: МОИПКРОиК, 2013. 69 с.

6. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 188 с.

7. Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. 2007. № 2. С. 5-16.

8. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Лич-ностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995. 88 с.

9. Алексеев В. Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности как условие формирования гражданской компетентности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-11703 (дата обращения: 29.03.2015).

© Шипилина Л. А., 2015

Д. В. Щукин D. V. Shchukin

DISTANCE LEARNING (E-LEARNING) IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER SCHOOL: REVISITING CONTENT, APPLICATION AND FORMS

The article is devoted to consideration of distance learning (E-learning) technology in the educational environment of the higher school. The article presents forms of distance learning and formulates the main components of the university distance learning center.

Keywords: education, higher education institution, technologies of training, educational environment, distance learning (e-learning), programs of training, innovation.

представляет дистанционное обучение (е-1еаттд) как современный вид педагогических технологий ведения образовательного процесса и продвижения «продуктов» высшей школы на рынке образовательных услуг.

Старт официального развития дистанционного обучения в России был дан приказом № 1050 Министерства образования России от 30 мая 1997 г., позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере отечественного образования. В настоящее время данная сфера

регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» статья 16 «Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [1].

Сегодня в России сфере развития дистанционного обучения уделяется пристальное внимание со стороны государства. Так, 26 декабря 2012 г. была создана Межведомственная рабочая группа по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программы в образовательных учреждениях. При Комитете Государственной Думы по образованию и науке действует экспертно-консультативный совет по вопросам электронного обучения, дистанционного образования и внедрению новых образовательных технологий и т. д. Стоит отметить и план мероприятий по развитию электронного обучения в России на период 2013-2015 гг. со следующими направлениями работ по данному вопросу:

- разработка программы развития электронного образования в России;

- реализация пилотных проектов в вузах и профессиональных образовательных организациях;

- развитие инфраструктуры электронного обучения;

- создание краудсорсинговой (экспертной) платформы по вопросам развития электронного обучения;

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации в области использования электронного обучения [2].

Все это дает четкое понимание того, что дистанционное обучение занимает все большую роль в модернизации российского образования.

В рамках темы данной статьи обратим внимание на содержание сущности самого термина «дистанционное обучение». На наш взгляд можно выделить следующие направления «восприятия» данного понятия, которые сложились в отечественном пространстве высшей школы:

1. Дистанционное обучение - это образовательные программы по конкретному курсу, предмету, специальности реализуемым вузом в лице своих структурных подразделений (институтов, кафедр, центров дополнительного образования) дистанционно в практике своей деятельности [3, с. 52].

2. Дистанционное обучение - это специальные компьютерные программы для удаленного интерактивного взаимодействия учащихся с преподавателем в процессе обучения через Интернет.

3. Дистанционное обучение - это информационно-интерактивные технологии (базы данных) предоставления учащимся основного (дополнительного) объема требуемого образовательного материала и контента для освоения и получения ими образования по конкретно выбранной программе обучения, курсу или тренингу.

Отметим, что каждое из данных направлений имеет свою специфику. Вместе с тем нам представляется более верным трактовать сущность понятия «дистанционное обучение» через всю совокупность данного триединства.

Таким образом, дистанционное обучение - это комплексная система технологий «образовательных программ», «информационно-интерактивного взаимодействия при обучении» и «компьютерно-технической среды обмена инфор-

мацией». При этом данная система обладает суммарным положительным синергитическим эффектом всех входящих в нее элементов. Информационные технологии занимают сегодня все более значимое место в образовании. Дистанционное обучение (е-learning) сегодня осуществляется с преобладанием в учебном процессе удаленных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием широких образовательных баз интернет-пространства [4].

Основными наиболее распространенными формами взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов при дистанционном обучении выступают:

1) видео-лекции,

2) вебинары и on-line консультации,

3) чаты и форумы,

4) тематические блоги,

5) Wiki-страницы для организации работы в группах,

6) RSS-рассылка и др.

Основными компонентами дистанционного обучения выступают различного рода онлайн-симуляторы, игры-менеджеры, вебинары, интерактивные учебники, проектные методы в форме:

- мультимедийного презентационного проекта;

- компьютерного моделирования и практического анализа результатов;

- деловых и ролевых игр в режиме on-line;

- психолого-педагогических и иных тренингов и т. д. [5, с. 122].

Отметим, что дистанционное обучение (е-learning) как инновационная образовательная технология имеет свой стандарт (SСОRМ) который способствует как углублению требований к самому составу и наполнению дистанционного обучения, так и к программному обеспечению, применяемому при его реализации [6, с. 171].

На практике применение и использование вузом технологий дистанционного обучения в образовательном процессе позволяет достичь следующих «положительных моментов»:

1) значительно сократить общие затраты на ведение образовательного процесса (данные технологии не требуют значительных учебных помещений, большого штата сотрудников, а следовательно, и затрат на их содержание);

2) проводить обучение большого количества человек;

3) повысить качество обучения за счет применения современных информационных технологий и средств;

4) создать электронную «умную» образовательную среду в общей архитектуре вузовского пространства [7, с. 133].

Внимание здесь привлекает компонент «сокращение затрат», который крайне гармонично сочетается с современными методами ведения «бизнеса» в отечественной вузовской среде и приоритетами в области «эффективной оптимизации» образовательного пространства России. Подчеркнем, что использование технологий дистанционного обучения не должно выступать для руководства российских вузов своеобразным инструментом давления на предмет сокращения затрат по «содержанию» профессорско-преподавательского состава по причине «плохого набора студентов», «тяжелой демографической ситуации в стране», «профориентационная работа была проведена вами слабо и вот результат...» и т. д.

В рамках данной статьи нельзя обойти вниманием и наличие в настоящее время различных систем оценки качества электронного обучения:

1. Стандарты ISO, IMS - стандарты менеджмента в области электронного обучения определяют общие подходы к управлению процессами.

2. Институциональные системы UNIQUE, DETC - системы определяющие набор формализованных требований к образовательной организации при реализации процессов электронного обучения (институциональные подходы).

3. Программные системы (ASIIN, CEL, excellence) - системы, определяющие набор формализованных требований к конкретной программе электронного обучения (программные подходы).

4. Технологические стандарты (IMS, ADL) [6, с. 172].

Дистанционные технологии (е-learning) как нельзя лучше могут применяться в деле обучения, повышения квалификации и оценки уровня компетенции персонала коммерческих организаций и предприятий на рынке труда. Сегодня большинство как зарубежных, так и отечественных крупных компаний (например, ОАО «Сбербанк России», ОАО «Вымпелком» и т. д.) имеют в своей организационной структуре управления собственный корпоративный институт или центр дистанционного обучения. Наличие данных подразделений обусловлено практикой ведения бизнеса на рынке в рамках подготовки и обучения персонала под решение поставленных перед фирмой стратегических задач собственного развития. Применение коммерческими предприятиями технологий дистанционного обучения позволяет им максимально стандартизировать, удешевить и повысить качество профессиональной подготовки (переподготовки) своего персонала.

В свете данного, нам думается, что вузы не должны отставать от бизнеса по этому вопросу и работать на «перехват» образовательной инициативы, мобильно реагируя на потребности рынка в сфере «нужных» ему кадров и специалистов. Отметим, что данные «процессы» имеют место в отечественной практике высшей школы (в основном крупных российских вузов), однако в общем масштабе это пока не общепринятая тенденция. При этом организация обучения, переквалификации, аттестации сотрудников коммерческих предприятий посредством технологии (е-learning) в рамках взаимодействия с вузом через созданный при нем центр дистанционного обучения представляется нам наиболее выгодным для обоих участников данного процесса. Бизнес-сообщество получит желаемые результаты и снизит свои временные и материальные риски по данному направлению, а вуз - свое «место» на рынке образовательных услуг, коммерческую прибыль и практическую апробацию собственных дистанционных образовательных программ.

Расширение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во всех формах получения образования по всем направлениям подготовки выступает сегодня основным мировым трендом организации учебного процесса в будущем.

Все это позволяет говорить о том, что в условиях динамики мирового развития российские вузы должны уже иметь, а при отсутствии создавать в своей архитектуре образова-

тельной среды полноценные центры дистанционного обучения (ЦДО), а не просто отдельные удаленные образовательные продукты. При этом если крупные отечественные вузы (МЭСИ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана и др.) имеют системы и структурные подразделения дистанционного обучения в организационной схеме своего управления, то региональный кластер высшей школы пока еще в так называемом «пути» по данному направлению.

На наш взгляд, структура среды ЦДО должна включать в себя следующие компоненты:

1) дистанционный образовательный продукт - «портфель» предлагаемых рынку образовательных услуг: программ обучения, курсов, систем дистанционной профессиональной оценки и аттестации и т. п. При этом все предлагаемые в данном «портфеле» программы должны иметь так называемый «законченный рыночный вид» (название, оболочку, предполагаемый круг потенциальных покупателей, рекламную поддержку и т. д.) на предмет их рыночного продвижения;

2) информационные базы поддержки образовательных программ - электронно-библиотечные системы с цифровыми образовательными ресурсами; учебно-методические комплексы, дистанционные видеокурсы, мультимедийные курсы; вебинары, онлайн-конференции по Skype, открытые лекции на YouTube, iTunes и т. д.;

3) дистанционно-коммуникативную систему свободного доступа - компьютерный программный комплекс средств автоматизации процесса реализации самого процесса дистанционного обучения, зоны и точки доступа Wi-Fi на территории вуза, компьютерные центры (см. рис.).

Рис. Структура компонентов образовательной среды центра дистанционного обучения вуза

В рамках данной статьи стоит отметить и еще одну особенность применения технологий дистанционного обучения (е-1еагптд) на рынке образовательных услуг конкретной территории. Это прямое влияние на уровень конкуренции между ее участниками. Данная особенность значительно мотивирует находящиеся на этой территории вузы к процессу своего «инновационного обновления» на предмет:

1) повышения эффективности общего менеджмента управления собственной стратегией развития;

2) повышения качества и доступности предоставления образовательных услуг различного уровня;

3) создания и продвижения собственных образовательных программ под конкретную задачу и специфику рынка труда данной территории.

Таким образом, дистанционное обучение (е-1еагтпд), обеспечивая доступ к различным уровням образования, приводит к построению «новой» образовательной среды

внутри вузовского пространства, а через это и к его общему развитию.

В конечном итоге, дистанционное обучение (е-1еагглпд) как инновационная образовательная технология наиболее гармонична применима в деле предоставления массового образования для всех категорий обучающихся независимо от территориального места их проживания. При этом она позволяет максимально решать задачу открытого, личнос-тно-ориентированного и непрерывного обучения на протяжении всей сознательной жизни. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать дистанционное обучение еще и как наиболее практичную форму продвижения российских вузов на мировом рынке образовательных услуг.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант плюс: информационно-правовой портал. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 25.08.2015).

2. План мероприятий по развитию электронного обучения в России на период 2013-2015 гг. / М-во образования и науки Российской Федерации. URL: http://Www.минобрна-уки.рф /пресс-центр/3317 (дата обращения: 26.08.2015).

3. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 167 с.

4. Топ российских ресурсов по онлайн-обучению. URL: http://www.westudy.In /агИс1е/51683 (дата обращения: 30.08.2015).

5. Щукин Д. В. Метод проектов: педагогическая технология в образовательной среде высшей школы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2(6). С. 120-124.

6. Гусева А. И., Иванов А. В., Кожин И. М. Опыт создания электронных образовательных ресурсов в стандарте SCORM 2004. // Программные продукты и системы. 2010. № 4. С. 171-175.

7. Щукин Д. В. Образовательный франчайзинг как форма продвижения вузовских инноваций на рынке образовательных услуг // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3(7). С. 132-135.

© Щукин Д. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.