Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2060
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетова Альфия Альфитовна, Алексеев Олег Александрович

Современная система российского высшего образования, формирующая информационную образовательную среду вуза, демонстрирует, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Для того чтобы университет оставался конкурентоспособной образовательной организацией, необходимо организовать и реализовать процесс обучения студентов с использованием как современных информационных технологий, так и современных форм организации самого образовательного процесса. В частности, такой формой может быть система дистанционного обучения студентов за счет использования как готовых программных оболочек, так и открытых, концептуально построенных на идеологии свободного программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлетова Альфия Альфитовна, Алексеев Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Давлетова А.А.1, Алексеев О.А.2

'Давлетова Альфия Альфитовна - магистрант;

2Алексеев Олег Александрович - кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии труда и экономики предпринимательства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: современная система российского высшего образования, формирующая информационную образовательную среду вуза, демонстрирует, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Для того чтобы университет оставался конкурентоспособной образовательной организацией, необходимо организовать и реализовать процесс обучения студентов с использованием как современных информационных технологий, так и современных форм организации самого образовательного процесса. В частности, такой формой может быть система дистанционного обучения студентов за счет использования как готовых программных оболочек, так и открытых, концептуально построенных на идеологии свободного программного обеспечения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, потенциал, инновация.

Внедрение дистанционного обучения является одним из видов инноваций в организации профессионального образования.

В последние десятилетия технологии дистанционного образования в России интенсивно развиваются. Министерство образования и науки Российской Федерации разработало специальное направление, научно-методическую программу, выделило средства на развитие и становление дистанционного образования.

Термин «Дистанционное обучение» относится к организации учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебный план, основанный прежде всего на самостоятельном обучении студента. Эта среда обучения характеризуется тем, что студент отделен от преподавателя в пространстве или во времени; в то же время студенты и педагоги имеют возможность вести диалог друг с другом посредством телекоммуникаций. Дистанционное обучение позволяет людям учиться в регионах, где нет других возможностей для получения профессионального образования или качественного высшего образования, нет университета с нужным профилем или преподавателей с необходимым уровнем квалификации.

Основные принципы дистанционного обучения: установление интерактивного общения между студентом и преподавателем без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельного освоения определенного массива знаний и умений по выбранному курсу и его программе с учетом заданной информационной технологии

Выделяют следующие характерные черты дистанционного обучения, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Характерные черты ДО

Эти особенности определяют преимущества дистанционного образования перед другими формами обучения, одновременно предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к студентам, и ни в коем случае не облегчая, а иногда даже и увеличивая трудозатраты обоих.

Дистанционное обучение по характеристикам и организационным аспектам является близко к заочному обучению, но имеет заметные отличия, например, свободный график во времени в процессе обучения, расширенные возможности общения с преподавателем с использованием новых информационных технологий, специализированные образовательные инструменты для эффективной самостоятельной работы и др.

Дистанционное обучение является экономичным способом получения образования. Это выражается, например, высокой стоимостью транспортных услуг, аренда жилья. Поездки на экзаменационные сессии требуют значительных материальных затрат от студентов-заочников, проживающих в других регионах. Также важно отметить, что в условиях рыночной экономики, работодатели вряд ли будут отпускать своих работников на 40-50 дней в год в течение нескольких лет.

Экономическая эффективность подтверждается количественными данными, которые проведены в НФ БашГУ. В анкетировании приняли студенты НФ БашГУ заочной формы обучения в количестве 70 человек.

Несмотря на давность и опыт применения удалённых методов работы и обучения, современные школы и вузы оказались не готовы к резкому переходу на систему дистанционного обучения связанному непосредственно с пандемией COVID-19.

Согласно полученным данным, преимущества дистанционного обучения студенты видят в основном во внеучебных инфраструктурных компонентах. Так, 73 % опрошенных отмечают в качестве основного плюса «экономию времени и денег на дорогу, на питание в обеденный перерыв». 47% обнаружила, что появилось больше времени на общение с близкими и с семьей. Студенты отметили, что стало легче учиться, у многих повысилась самоорганизованность. Показательно, что только 8 % респондентов признали, что учебный материал при ДФО стал более содержательным. При этом не увидели вообще никаких плюсов в дистанционном обучении всего 4 % опрошенных.

Студенты и преподаватели из-за внезапного перехода к ДФО не имели возможности подготовиться к специфике работы в этом формате. Потенциал

преимуществ дистанционной формы обучения раскрыт пока в небольшой степени, и ее значимость в будущем, на наш взгляд, будет расти быстрыми темпами.

Что касается минусов дистанционного обучения, то более половины студентов выразили негативное отношение к этой форме обучения в связи со снижением качества учебного процесса. 69 % опрошенных назвали в качестве недостатка отсутствие «живой» коммуникации, обратной связи в учебном процессе. 57% респондентов испытывают потребность в очном обсуждении дискуссионного учебного материала с преподавателем и сокурсниками. 61% отмечают негативное воздействие ДФО на здоровье. Дискомфорт испытывают 41% опрошенный от бытовых шумов соседей.

Более половины опрошенных считают, что учебный материал усваивается труднее (59 %) и является менее содержательным. Более трети студентов (39 %) признают, что онлайн-обучение их демобилизует, расхолаживает, и каждый пятый (21 %) отмечает, что преподаватели занижают уровень требовательности, что отражается на качестве контроля усвоения учебного материала.

Интересны ответы студентов на вопрос об их выборе между дистанционной и традиционной формами обучения. Традиционную форму выбрали бы больше половины (60 %) опрошенных студентов, дистанционную — почти каждый десятый (8 %) респондент. Хотя треть опрошенных (32 %) предпочла бы половину учебного процесса проходить в традиционной форме, а половину — в дистанционной.

Как следует из результатов опроса, большинство студентов не удовлетворены дистанционной формой обучения. Опыт широкого внедрения ДФО в учебный процесс еще незначителен. Технические, методические, коммуникационные и психологические барьеры, которые есть в настоящее время, не носят принципиального характера. После устранения недостатков дистанционная форма могла бы стать не только важным дополнением к традиционному обучению, но и по некоторым дисциплинам выступать в качестве самостоятельной формы.

Следует отметить, что решение о переходе на дистанционное обучение в период пандемии было принято очень быстро, поэтому вначале внесло некоторый беспорядок в выбор приемлемой программы для дистанционного обучения. Преподаватели предпочли обратиться к уже знакомым формам дистанционного обучения. Наиболее популярные программы для дистанционного обучения: Skype, ZOOM.

Skype позволяет осуществлять видеозвонки, передавать аудио и видео файлы, документы, показать свой рабочий стол и одновременно с со звонком осуществлять общение в чате. Программа известная и многие студенты и преподаватели имели эту программу на своих компьютерах.

Еще одной востребованной программой оказалась ZOOM. Данная программа позволяет не только осуществляет видеосвязь, но и вести ее запись (до 40 минут). Количество видеозаписей не ограничено. Сервис в бесплатной версии обеспечивает видеосвязь с 50-ю участниками. Функция «Делиться экраном» осуществляется со звуком и позволяет делиться не полностью, а отдельными приложениями. Также можно развести студентов по мини-конференциям и дать задания только для этих мини-групп (остальные участники слышать их не могут, только преподаватель имеет возможность контролировать процесс).

Дистанционная форма обучения имеет большой перспективный потенциал, реализация которого позволит существенно повысить эффективность учебного процесса в системе образования, и особенно в системе высшего образования. Однако вопрос о полном переходе на дистанционную форму является преждевременным. Потенциал традиционной формы образования останется востребованным в силу тех уникальных возможностей, которые не может предоставить дистанционная форма образования.

Список литературы

1 Жапарова С. Внедрение системы дистанционного обучения Moodle в высшем образовании [Текст] / С. Жапарова. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. 112 c.

2 Крук Б.И. Использование видео в дистанционном обучении. Для преподавателей и учителей. Издание второе [Текст] / Б.И. Крук. М.: Издательские решения, 2017. 184 с.

3 Забродина И.В. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с образовательными онлайн-платформами [Текст] / И.В. Забродина // Балтийский гуманитарный журнал, 2019. № 2(27). С. 113-115.

4 Степанов П.В. Успехи современной науки и образования / П.В. Степанов // Критерии и показатели результативности миссии социально-педагогической и духовно-нравственной реабилитации детей и подростков, 2017. № 2. С. 127-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.