Научная статья на тему 'Дистанционное обучение'

Дистанционное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1315
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торреш Антонио Перейра

Главная цель статьи состоит в том, чтобы показать, какое большое значение имеет официальное признание квалификации для системы дистанционного профессионального обучения, причем особое внимание уделяется вопросу выдачи дипломов лицам, прошедшим курс дистанционного обучения. Институт банковского обучения Португалии накопил в этой области богатый опыт, о котором мы и расскажем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торреш Антонио Перейра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Антонио Перейра Торреш,

директор Института банковского обучения (Лиссабон, Португалия)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Главная цель статьи состоит в том, чтобы показать, какое большое значение имеет официальное признание квалификации для системы дистанционного профессионального обучения, причем особое внимание уделяется вопросу выдачи дипломов лицам, прошедшим курс дистанционного обучения. Институт банковского обучения Португалии накопил в этой области богатый опыт, о котором мы и расскажем.

Профессиональное обучение и проблема сертификации

В Португалии, население которой 11 млн человек, насчитывается 46 банков, ___1 3730 отделений банков и 59 000 банковских работников.

Институт банковского обучения (ИБО) был основан в 1980 г. при Португальской банковской ассоциации и занимается обучением специалистов банковского профиля. Его задача состоит в том, чтобы повысить уровень профессиональной квалификации работников португальских банков, привить им “профессиональную культуру банковского работника”. С этой целью был разработан ряд программ, призванных обеспечить серьезную подготовку специалистов банковского профиля всех уровней, согласовав их с работой по повышению квалификации кадров, проводимой самими банками.

Кроме штатного персонала, порядка 100 сотрудников, включая преподавателей и специалистов-педагогов, в институте работают около 400 внештатных преподавателей из числа квалифицированных банкиров и ученых.

В 1995 г. прошли курс обучения 12 500 человек, количество учебных часов достигло 900 000, а общий доход от деятельности ИБО составил 10 350 000 дол. США.

Тот факт, что мы должны были обучить всех банковских работников вне зависимости от того, где они живут или работают, без отрыва их от профессиональной деятельности, вскоре заставил нас принять решение перенести центр тяжести своей работы на организацию дистанционного обучения. Оно позволяет студентам учиться и в то же время продолжать работать, обеспечивая тесную связь между практикой и теоретической базой.

Вскоре после открытия ИБО, в 1984 г., было налажено дистанционное обучение

по Начальному курсу для работников банковской сферы.

Курс был рассчитан на лиц, только приступивших к работе в банковской системе, и банковских сотрудников с малым опытом работы и давал им основы профессиональных знаний. В программу курса были включены следующие дисциплины:

* Финансовая система Португалии

* Экономика

* Общие банковские операции

* Зарубежные банковские операции

* Финансовая математика

* Банковское право

Продолжался курс один учебный год. После оценки знаний слушателям, успешно сдавшим экзамен, были выданы дипломы.

Благодаря такому подходу был создан прецедент, важный, на наш взгляд, для дальнейшей работы, а именно: оценка знаний, придающая вес дипломам, выдаваемым слушателям, которые успешно завершили курс обучения. Она является гарантией того, что диплом будет документом, имеющим реальную ценность для получившего его и заслуживающим доверия подтверждением достигнутого специалистом уровня квалификации.

Однако на данном этапе это был чисто профессиональный диплом, признанный только в банковских кругах.

Мы понимали, что в намеченном направлении должен быть сделан очередной шаг: введены новые курсы дистанционного обучения специалистов все более высоких уровней. Мы были убеждены, что, занимаясь дистанционным обучением специалистов банковского профиля, ИБО должен стремиться к тому, чтобы в перспективе соединить профессиональное обучение (всегда занимающее приоритетное место в наших курсах) с академическим образованием, официально признаваемым и подтвержденным дипломом, действительным на всей территории страны.

Это могло бы усилить мотивацию у студентов, повысить престижность наших курсов и доверие к нашей системе обучения.

На достижение этих целей и была направлена наша деятельность, следующим шагом в которой стало преобразование вышеупомянутого начального курса в курс, построенный на основе более обширной, более структурированной программы. Новый курс давал более глубокие и разносторонние базовые знания и, таким образом, мог быть официально признан Министерством образования в качестве эквивалента курсу 12-го года обучения в общеобразовательной системе. По достижении этого уровня в Португалии человек получает доступ к высшему образованию.

Таким образом, наши студенты, желавшие учиться дальше, получали такую возможность.

И вот в 1989 г. в ИБО был введен Базовый курс - трехлетний курс дистанционного обучения для лиц, только начинающих работать в банках. Как мы и надеялись, курс был официально признан Министерством образования в качестве эквивалента 12-му году обучения в официальной системе образования. Ему также был присвоен третий профессиональный квалификационный уровень ЕС.

Программа Базового курса включает следующее.

Обязательные дисциплины Факультативные дисциплины

1-й Работа с клиентами/Связи с общественностью Английский язык - I

год Письменная и устная форма общения/ Португальский язык - I Основы бухучета Экономика Общие банковские операции - I Португальская финансовая система Культура/Современный мир - I

2-й Финансовые расчеты Английский язык - II

год Письменная и устная форма общения/ Португальский язык - II Банковский бухучет Финансовый рынок - I Микрокомпьютеры Зарубежные банковские операции - I Культура/Современный мир - II

3-й Письменная и устная форма общения/ Английский язык - III

год Португальский язык - III Банковское право Маркетинг и банковские услуги Финансовый рынок - II Зарубежные банковские операции - II Общие банковские операции - II Культура/Современный мир - III

Студенты, имеющие 12-летнее образование, а также те, кто его не имеет и не заинтересован в его получении, изучают только обязательные дисциплины и получают дипломы о профессиональном обучении.

Студенты, желающие получить 12-летнее образование, изучают и обязательные, и факультативные дисциплины. Диплом, который им выдается в этом случае, является и профессиональным, и академическим (диплом о профессиональном и общем образовании).

Теперь мы готовы были продвинуться дальше и сделать еще один шаг в банковском обучении: охватить дистанционным обучением банковских менеджеров среднего звена.

Мы были уверены в том, что способны выполнить поставленную задачу, поскольку за прошедшие годы, обучая студентов на базовых курсах, освоили методику дистанционного обучения и накопили необходимый опыт и с точки зрения подготовки учебных материалов, и с точки зрения организации системы обеспечения учебного процесса, и в области оценки знаний студентов.

В 1991 г. в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы создания и работы частных высших учебных заведений, осуществляющих

профессиональное политехническое обучение в сочетании с университетским образованием, при ИБО был создан Высший институт банковского менеджмента (Instituto Superior de Gestao Bancaria).

На базе института был введен Курс банковского менеджмента, трехлетний курс дистанционного обучения, официально признанный Министерством образования в качестве курса профессионального политехнического обучения. Главная задача этого курса - подготовка менеджеров для финансовых институтов.

Программа Курса банковского менеджмента включает следующее.

1-й год обучения

2-й год обучения

З-й год обучения

Контроль и финансовый анализ - I

Бухучет в компании Финансовый учет Анализ

Экономика

Микроэкономика

Макроэкономика

Основы математики

Менеджмент: вводный курс

Управление фирмой и организационная структура Управление банком и организационная структура

Общественные науки

Социология Поведение работников в организации

Контроль и

финансовый анализ - II

Производственный учет Контроль менеджеров над компанией

Финансовый менеджмент - I

Финансовая математика Финансовые рынки: вводный курс Оценка продукта

Маркетинг

Возможности маркетинга Анализ

Структура маркетинга Разработка банковских продуктов

Банковское право - I Статистика

Финансовый менеджмент - II

Анализ степени риска Корпоративные финансы

Банковский кредит и финансирование

Людские ресурсы: управление и организационная структура

Управление операциями по предоставлению банковских услуг

Банковское право - II

Как мы видим, в программу входят дисциплины трех видов:

^ научно-технические дисциплины, необходимые в соответствии с требованиями базовой подготовки или профессиональной специализации (например, математика, финансовая математика, экономика, бухучет, банковское право, вводный курс по менеджменту и т.д.);

^ специальные дисциплины, отвечающие главной задаче курса (например, банковский менеджмент, маркетинг, стратегия, финансовые рынки, банковский кредит и финансирование, анализ степени риска, управление людскими ресурсами и т.д.);

^ дополнительные дисциплины, способствующие повышению уровня профессиональной квалификации в области экономики и социальных аспектов банковского дела (например, социология, поведение работника в организации).

Пойдя по этому пути, мы с полным основанием можем считать, что поступили правильно. Как банки, так и студенты проявили к нашей системе обучения огромный интерес и, как подтверждают цифры, стали ее активными участниками.

Высший институт банковского дела был основан в 1991 г. На трехгодичном курсе банковского менеджмента в нем проходят обучение около 1 000 человек; 220 студентов уже закончили курс банковского менеджмента и получили диплом о политехническом образовании.

И наконец, приведем несколько фактов, демонстрирующих интерес к получению академического образования.

В 1995 г., удовлетворяя пожелания студентов, а также благодаря доверию к нашему институту со стороны Министерства образования мы ввели Специализированный курс банковского менеджмента в дополнение к уже существовавшему курсу банковского менеджмента. Продолжительность этого курса - три семестра, форма обучения - дистанционная, а по окончании курса выдается диплом об университетском образовании. В настоящее время по этому курсу обучение проходят 240 человек.

На курс могут быть зачислены не только выпускники ВИБМ, но также и выпускники других вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области менеджмента, экономики, бухучета и т.п.

Программа Специализированного курса банковского менеджмента включает следующее.

1-й и 2-й семестры 3-й семестр

Финансовые рынки Семинары

Фьючерсы и опционы Проект

Международные финансы

Банковская стратегия

Стратегическое планирование

Финансы и конкурентоспособность

Банковские финансы

Финансовый анализ в банках

Управление активами и пассивами

История экономики и

экономической мысли

Как видим, основной упор в программе сделан на профессиональное обучение. Хотя, как было сказано выше, получение официально признанного диплома вне сомнения является стимулом для студентов, главной причиной, по которой мы ввели этот курс, было понимание того факта, что людям, занимающим руководящие должности в финансовых институтах и банках, требуется более высокий уровень образования, более обширные и глубокие знания, чем те, которые дает курс банковского менеджмента.

Концепция дистанционного обучения, принятая в ИБО

В качестве дополнения к описанию опыта ИБО в области профессионального дистанционного обучения хотелось бы коротко остановиться на основных компонентах его концепции.

Разработанная нами модель включает пять основных компонентов:

* Учебные материалы

* Система работы со студентами

* Система оценки знаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Оценка курса - доработка

* Управление учебным процессом

Учебные материалы

Учебные материалы разработаны, структурированы и организованы в соответствии с педагогическими принципами дистанционного обучения.

Педагогический отдел, укомплектованный квалифицированными - особенно в области дистанционного обучения - консультантами-педагогами, работает вместе с авторами текстов учебных пособий, оказывая им необходимую помощь.

К настоящему времени в ИБО разработано около 80 пособий для дистанционного обучения.

Кроме того, как для студентов, так и для преподавателей подготовлены дополнительные учебные материалы, а также задания для анализа конкретных хозяйственных ситуаций (case studies), материалы в записи на аудио- и видеокассетах и на дискетах для работы на компьютере. По каждому предмету разработаны методические указания, ориентированные на слушателей, преподавателей и на банки. Эти разработки, с одной стороны, призваны помочь студентам в изучении соответствующих предметов, а с другой - рекомендовать преподавателям формы оказания помощи студентам и дать банкам полезную информацию о курсе.

В течение всего учебного года студенты обеспечиваются упражнениями, заданиями и материалами для промежуточного контроля (промежуточные тесты). Все эти работы проверяются преподавателями и после внесения исправлений и оценки возвращаются студентам.

Система работы со студентами

В модели дистанционного обучения, принятой в ИБО, особое внимание уделяется вопросу повышения мотивации и поддержания постоянной связи со студентами. Так, студенты не только получают учебные материалы, необходимые для самостоятельного изучения, но и имеют регулярную связь с преподавателями, которая обеспечивается посредством:

• проведения в начале учебного года установочных сессий, во время которых студентам выдаются учебные материалы и предоставляется подробная информация относительно изучаемых предметов, учебных планов, календарных планов занятий и методов обучения;

• проведения промежуточных учебных сессий по одной-две сессии в течение года на одну дисциплину. Во время этих сессий студенты опять встречаются со своими преподавателями, получают разъяснения по сложным вопросам, делают упражнения и выполняют задания по анализу конкретных производственных ситуаций (case studies);

• почты или телефона в любое время, когда у студента возникает необходимость в помощи преподавателя.

Всячески поощряется работа студентов группами и их максимальное общение друг с другом. В настоящее время мы занимается практическим решением вопроса об использовании Internet в дистанционном обучении. Через Internet студенты будут получать помощь преподавателей, а также расширять взаимные контакты.

Система оценки знаний

Оценка знаний происходит постоянно и начинается с оценки упражнений и заданий, включенных в учебные материалы.

Окончательная оценка по каждому предмету выставляется на основе результатов промежуточных тестов, обычно двух, и заключительного экзамена. После сдачи промежуточного теста студенту сообщается, каков его результат, какие ошибки им были допущены, и даются необходимые разъяснения.

Вопросы для тестов хранятся в базе данных, содержащей около 5 000 вопросов. Благодаря использованию соответствующих компьютерных программ проведение экзамена не требует больших затрат времени.

Педагогическим отделом разработана система оценки ответов на вопросы. Все ответы на вопросы, используемые в ходе экзамена, подвергаются оценке с помощью этой системы.

Ежегодно ИБО проводит около 500 различных экзаменов, содержащих более 100 000 индивидуальных тестов.

Оценка курса - доработка

В целях выявления недостатков и внесения соответствующих изменений, усовершенствования и модернизации нашей системы обучения мы производим оценку

преподаваемых курсов на основе информации, получаемой от студентов, преподавателей и из других источников, используя для этого также и результаты экзаменов.

Студентами и преподавателями регулярно заполняются специальные анкеты, на основании анализа которых делаются заключения по следующим вопросам: какова эффективность учебных и вспомогательных материалов; какие трудности испытывают студенты; в состоянии ли студенты освоить материал по той или иной программе. Путем статистического анализа результатов экзаменов можно выяснить и оценить, насколько удачно разработаны материалы тестов и сформулированы включенные в них вопросы, четко ли изложен в пособии материал по той или иной теме.

Управление учебным процессом

Административная группа отвечает за организацию учебного процесса. Для этих целей используется компьютерное оборудование, с помощью которого обрабатываются все данные, касающиеся курсов дистанционного обучения, включая данные о зачисленных на курсы студентах, о занятых на курсах преподавателях, о промежуточных учебных сессиях, тестах, а также всю переписку общего характера.

Ежегодно в ИБО проводится около 1 000 учебных сессий, на которые отводится более 6 000 часов. Кроме проведения промежуточных тестов и заключительных экзаменов студентам, преподавателям и в банки отсылается более 50 000 писем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.