Научная статья на тему 'Дистанционное обслуживание ЭВМ'

Дистанционное обслуживание ЭВМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВМ / ЦО / ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СДО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ахматов Ахмат Ануарович, Кабардов Аслан Сосрукович

В данной статье рассматриваются планирование дистанционного обслуживания ЭВМ, основные технологические операции ЦО при дистанционном обслуживании ЭВМ и варианты подключения ЭВМ пользователя к сети СДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обслуживание ЭВМ»

which is not only more secure than using the old WebView, but it also means that if your user has already logged into Google in Safari, they don't need to do it again when they sign in to your app. So that whole enter your username and password thing you saw earlier, we get to skip that. And switching to a native app is now super, super slick.

Since iOS 9 is in beta, according to Apple's NDA, I'm technically not allowed to show you what it looks like, so this picture of a unicorn barfing a rainbow will have to give you a general idea of how great it is. But seriously, the whole experience, it looks really nice in iOS 9. The team did a really good job. I think you're going to be happy here. Please note that the old Sign-in experience is still available as part of the Google+ library and still sometimes shows up in search results [2].

References

1. Integrating Google Sign-In into your iOS app. [Electronic resource]. URL: https://developers.google.com/identity/sign-in/ios/sign-in/ (date of access: 30.11.2016).

2. [Electronic resource]. URL: https://www.appcoda.com/google-sign-in-how-to/ (date of access: 18.08.2015).

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭВМ

1 2 Ахматов А. А. , Кабардов А. С.

1Ахматов Ахмат Ануарович - студент;

2Кабардов Аслан Сосрукович - студент, кафедра информатики и технологий программирования, Институт информатики, электроники и компьютерных технологий Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

Аннотация: в данной статье рассматриваются планирование дистанционного обслуживания ЭВМ, основные технологические операции ЦО при дистанционном обслуживании ЭВМ и варианты подключения ЭВМ пользователя к сети СДО. Ключевые слова: ЭВМ, ЦО, тестирование, технические средства СДО, дистанционное обслуживание.

1. ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Быстрый рост парка ЭВМ вызвал нехватку квалифицированного персонала и привел к ухудшению качества эксплуатации. Централизованное обслуживание, пришедшее на смену индивидуальному, не смогло решить проблему качества и снижения стоимости обслуживания. Одной из причин этого были и остаются длительные простои ЭВМ в ожидании прибытия ремонтной бригады, в которой часто не оказывалось нужного специалиста. Кроме того, плата за централизованное обслуживание остается высокой, а список предоставляемых услуг — коротким.

К достоинствам дистанционного обслуживания относятся: возможность круглосуточной работы; быстрая локализация неисправностей ЭВМ пользователя по результатам дистанционного диагностирования и отображения в ЦО всей информации о состоянии ЭВМ; возможность прогнозирования отказов благодаря накоплению в ЦО записей о машинных ошибках ЭВМ пользователя. Возможность передачи пользователю инструкций по устранению некоторых проблем и, таким образом, быстрому восстановлению работоспособности ЭВМ;

Отправка к пользователю специалиста с готовым решением и комплектом необходимых запасных частей.

Системой дистанционного обслуживания (СДО) называется совокупность аппаратурных и программных средств информационного и процедурного обеспечения, позволяющих проводить контроль технического состояния обслуживаемых ЭВМ и локализацию неисправностей в них с использованием сети передачи данных [1].

Основными технологическими операциями ЦО при дистанционном обслуживании являются:

1) тестирование ЭВМ пользователя на контрольных программах с передачей результатов в ЦО;

2) передача в ЦО накопившихся в системном журнале ЭВМ пользователя записей о машинных ошибках;

3) работа с информационно-поисковой системой «Банк симптомов ошибок и методов их устранения» и другими системами сбора статистических данных;

4) анализ состояния ЭВМ пользователя с использованием возможностей дистанционного пульта;

5) дистанционное диагностирование ЭВМ пользователя с воспроизведением результатов в ЦО;

6) слежение за работой ЭВМ пользователя путем воспроизведения в ЦО состояния ее пульта оператора.

Первые три технологические операции предполагают работоспособность ЭВМ пользователя и, если она уже подключена к вычислительной сети, могут использовать существующие стандартные средства телеобработки.

Последние три технологические операции обычно выполняются, когда ЭВМ пользователя неработоспособна.

Для их выполнения требуются специальные средства. Соответственно существуют два способа подключения ЭВМ-пользователя к сети СДО:

1) через стандартные средства телеобработки (или их эмуляторы), подключенные к каналу ввода-вывода ЭВМ пользователя;

2) через специальные адаптеры, подключенные к пультовым средствам или СП ЭВМ пользователя.

При подключении ЭВМ пользователя к сети СДО первым способом СДО представляет собой обычную вычислительную сеть. Второй способ подключения используется в связи с тем, что при отказе ЭВМ пользователя и необходимости выполнения технологических операций, связанных с дистанционным управлением и диагностированием, сама ЭВМ и ее устройства телеобработки не могут быть использованы для связи с ЭВМ ЦО. Вместо них используется специальная аппаратура, подключенная к пультовым средствам или СП ЭВМ пользователя. Одно из основных требований при втором способе подключения — минимум дополнительных аппаратурных средств, так как при отказе аппаратуры связи дистанционное управление и диагностирование невозможно.

Для дистанционного обслуживания желательно использовать уже существующую сеть передачи данных и устройства телеобработки, дополняя их специальными средствами, обеспечивающими второй способ подключения ЭВМ пользователя к сети [2].

Рассмотрим технологические операции дистанционного обслуживания с точки зрения их выполнимости при обоих способах подключения ЭВМ пользователя к сети СДО.

Тестирование ЭВМ пользователя с передачей результатов тестирования в ЦО может осуществляться при обоих способах подключения. При первом способе при установке режима дистанционного обслуживания макрокоманды печати результатов тестирования вызывают также передачу их по стандартным средствам телеобработки и сети СДО в ЦО.

При втором способе программа ЦО опрашивает состояние дисплея СП ЭВМ пользователя и при появлении сообщений тестовых программ воспроизводит их в ЦО.

Передача записей о машинных ошибках, регистрируемых в системном журнале ошибок, может выполняться при обоих способах подключения. При втором способе записи передаются в ЦО сразу после их регистрации. Для этого на ЭВМ пользователя в ЦО устанавливается режим дистанционной регистрации. В этом режиме ЭВМ ЦО постоянно опрашивают ЭВМ пользователя и принимает очередную запись о машинной ошибке по мере ее появления [3].

Информация о машинных ошибках очень важна в связи с тем, что в современных ЭВМ большинство неисправностей носит случайный (перемежающийся) характер. Наличие этой информации в ЦО позволяет определить частоту повторения неисправностей, локализовать их причину и принять решение о внеплановом обслуживании.

Следующей технологической операцией, которая может выполняться при обоих способах подключения ЭВМ пользователя к сети СДО, является работа с банком симптомов ошибок.

После восстановления работоспособности ЭВМ пользователя данные об использованных средствах и методах устранения неисправностей передаются в ЦО для пополнения банка. Пользуясь данными банка, специалисты ЦО получают возможность глубже исследовать конкретную проблему и определить действия, необходимые для устранения неисправности.

Кроме центрального банка ошибок, СДО может иметь также средства автоматизации сбора и накопления отчетов о проделанной работе специалистов по обслуживанию, включающих в себя такую информацию, как время ремонта, использованные средства, общее состояние оборудования пользователя, необходимость техобслуживания в будущем. Эта информация имеет важное значение не только для правильной организации обслуживания, но и для улучшения надежности и ремонтопригодности ЭВМ со стороны производителя.

Остальные три технологические операции могут выполняться только при втором способе подключения ЭВМ-пользователя к сети СДО.

При дистанционном обслуживании все функции пульта ЭВМ передаются ЦО и могут быть использованы персоналом центра для анализа неисправности и выполнения проверок, в том числе и диагностирования.

Технические средства СДО включают в себя ЭВМ центра обслуживания, ЭВМ пользователей с аппаратурой передачи данных, различные стандартные устройства телеобработки и сеть передачи данных. К стандартным устройствам телеобработки относятся мультиплексоры передачи данных (МПД), процессоры телеобработки данных (ПТД), абонентские пункты (АП), называемые также терминалами, сетевые адаптеры (СА), адаптеры канального уровня и т. д.

2. Варианты подключения ЭВМ пользователя к сети СДО.

Существуют два способа подключения ЭВМ пользователя к сети СДО: через стандартные устройства телеобработки или их эмуляторы, подсоединенные к каналу ввода-вывода и через специальные адаптеры, подсоединенные к пультовым средствам или сервисному процессору.

Рис. 1. Варианты подключения ЭВМ пользователя к сети СДО

Ниже приводится классификация вариантов подключения ЭВМ пользователя к сети СДО. В первых двух вариантах используется первый способ подключения, в остальных

— второй. Общий недостаток первых двух вариантов — ограниченные возможности (выполняются не все технологические операции дистанционного обслуживания).

1. ЭВМ—канал ввода-вывода МПД(ПТД)—МПД

(ПТД)—ЭВМ ЦО. Достоинства — использование стандартных средств, недостаток — избыточность аппаратуры МПД (ПТД) у пользователя

2. ЭВМ—канал ввода-вывода — эмулятор МПД (ПТД) в составе СП—МПД (ПТД) — ЭВМ ЦО. Достоинства по сравнению с первым вариантом — небольшой объем дополнительной аппаратуры эмулятора в СП, недостатки необходимость разработки эмулятора.

3. СП ЭВМ—МПД (ПТД) — МПД (ПТД)—ЭВМ ЦО

Достоинства — использование стандартного МПД (ПТД), возможность выполнения всех технологических операции дистанционного обслуживания недостатки - избыточность аппаратуры МПД(ПТД) у пользователя, необходимость разработки в СП специальных аппаратурных и программных (микропрограммных) средств для обеспечения работы МПД (ПТД).

4. СП ЭВМ — сетевой адаптер (СА)—СА (или МПД, или ПТД)—ЭВМ ЦО. Достоинства — стандартная аппаратура, небольшие габаритные размеры; недостаток

— сложность реализации сетевых протоколов в СП.

Список литературы

1. Цилькер Б. Я., Орлов С. А. Организация ЭВМ и систем. СПб.: Питер, 2006. 668 с.

2. ГукМ., Юров В. Процессоры Pentium 4, Athlon и Duron. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

3. Таненбаум Э. Архитектура компьютеров. СПб.: Питер, 2007. 848 с.

4. Корнеев В. В., Киселев А. В. Современные микропроцессоры. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 440 с.

5. Корнеев В. В. Параллельные вычислительные системы. М.: Нолидж, 1999. 311 с.

6. Касперски К. Техника оптимизации программ. Эффективное использование памяти. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 464 с.

7. Грушин В. В. Выполнение математических операций в ЭВМ. Погрешности компьютерной арифметики: Учебное пособие / СПбГЭТУ «ЛЭТИ». СПб., 1999. 56 с.

8. Папков В. И. Система памяти ЭВМ (Функциональный подход). Учеб. пособие. СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 2002. 238 с.

9. Столлингс В. Структурная организация и архитектура компьютерных систем. 5-е издание. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 896 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.