операторами связи. Часть из них, вероятно, постарается закрепиться на новом и очень быстро растущем рынке услуг междугородной и международной 1Р-телефонии.
Библиографический список
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Фирма Гардарика, 2006. - 416 с.
2. Логинов Е.Л. Интернет технологии. - М: ЮНИТИ, 2006. - 365 с.
3. www.sbaer.uca.edu/Research/2006/SMA/95swa009.,
4. www.nsu.ru/psych/konspekt/k20/k202.
УДК 378
А.П. Никитина группа МЭД 2-1 Научный руководитель — Е.В. Бокарева
ГОУВПО «МГУС»
Дистанционное образование за рубежом
В последние годы как никогда повысилась роль образования. Если до начала прошлого века образование скорее получали для развития личности обучающегося, то теперь оно играет главную составляющую успешной карьеры. Согласно исследованиям Хантингтона, ученого из Гарвардского университета, сейчас около 90 % рабочих мест в мире требует высшего и специального образования, тогда как в начале прошлого столетия эта цифра составляла всего 10-15 %. Эта свидетельствует о том, что образование превратилось в продукт массового спроса.
Уже в 60-х годах прошлого века традиционное очное обучение не справлялось с объемами рынка. В дальнейшем выяснилось, что темп обновления программ очного обучения отставал от динамики прогресса технологий. Т.о., в 60-х гг. появляется дистанционное образование.
Под дистанционным обучением следует понимать такую организацию обучения, при которой студент получает доступ к учебно-методическим материалам и
консультациям преподавателя в любое время суток семь дней в неделю и в том месте, где он находится.
Дистанционное обучение (ДО) имеет более чем 150-летнюю историю. Первые заочные школы, в частности школы по переписке, возникли в Европе (в 1840 г). В Великобритании изучали стенографию, в Германии - иностранные языки с помощью такого вида обучения. В Китае заочные курсы появились в начале 1900-х годов. В Австралии, Канаде и Новой Зеландии в 20-е годы. Многие заведения объединялись в Европейскую ассоциацию школ по переписке. Наиболее широкое развитие эта форма обучения получила во Франции, где функционирует крупнейший в мире Государственный центр заочного обучения (Centre National d'Enseignement a Distance). Он был создан в 1939 г., после оккупации страны, для обучения детей, лишенных возможности посещать обычные школы. После освобождения Франции в Центре появились подразделения для обучения взрослых. К середине 90-х годов здесь обучалось 350 тыс. человек из 170 стран. Центр предоставляет возможность получить от начального и среднего школьного, среднетехнического и профессионального до высшего университетского образования.
В настоящее время дистанционное обучение прежде всего ассоциируется с внедрением в образовательный процесс новейших компьютерных
информационных и коммуникационных технологий и развитием
электронных средств связи и Интернета. Поэтому можно с полной
уверенностью сказать, что дистанционное образование - новейшая технология сервиса.
Дистанционное обучение за рубежом
На всех континентах дистанционное обучение представлено достаточно емко. Ведущие позиции занимают Голландский Открытый Университет, Национальный Университет Исландии, Открытый Университет Великобритании, Национальный технологический Университет (США), Открытый Университет Израиля, Шанхайский Университет. Что касается России и СНГ, то здесь следует упомянуть МЭСИ (около 40 тыс. студентов) и самый крупный университет России -Современный Гуманитарный Университет (130 тыс. студентов).
Но дистанционное образование в развитых странах Запада имеет свои отличия. В первую очередь можно выделить две концепции организации СДО: североамериканскую и европейскую.
Дистанционное обучение в США
В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 г. эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета (National Technological University, NTU). К 1991 г. он превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г. Форт-Коллинз штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженерную степень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей. Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. Для приема курсов использовались средства, предоставленные организациями-спонсорами, что является примером кооперации правительственных, университетских и коммерческих структур. NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-работодателями студентов. После шести лет работы в 1991 г. суммарный доход NTU составил 13.5 миллионов долларов. По программам дистанционного образования в США сегодня обучается более миллиона студентов, с 1989 г. принимающих учебные курсы через Систему Публичного Телевещания (Public Broadcasting System, PBS-TV). Программа обучения взрослых (PBS Adult Learning Service) с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями (Brock 1990). Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны по всей стране и, через спутник, в других странах.
Вооруженные силы США также используют возможности образовательных институтов для передачи учебных курсов своим служащим в других странах. Даже во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки продолжали изучать такие курсы. Используя различные технологии, более 4000 военнослужащих изучали эти курсы, а более 70% успешно их освоили. Программа Американского Открытого университета Нью- Йоркской Технологической Школы уже несколько лет контролирует изучение курсов моряками на кораблях, находящихся в плавании. Всего телеобучающая сеть армии США (Т-Net) включает 108 систем фирмы VTEL (на базе каждой установки можно развернуть класс телеконференций). Еще 16 таких систем в ВМФ.
Важнейшее значение имеют системы ДО штатов. Многие из них также базируются на классах для проведения спутниковых телеконференций, развернутых на рубеже 80-х и 90-х годов. Как правило, они включают 1-2 класса в головном университете или колледже, откуда проводят
занятия преподаватели, и ряд классов в различных точках штата (от 4 до 16), где занимаются дистанционно обучаемые группы. В последнее время все большее распространение получает использование компьютерных сетей в ДО, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене. Вообще, отличительной особенностью североамериканской концепции организации ДО можно считать использование в процессе обучения новейших технических средств.
Дистанционное обучение в Европе
За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается «открытыми» университетами, которые финансируются правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована). Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. В последнее время в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что чисто технологическая разница между североамериканской и европейской организацией ДО стирается. Вообще программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими традициями.
В целом, ДО в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов и связано с созданием ряда Открытых университетов (университетов ДО). В настоящее время в каждой европейской стране существует значительная группа учебных заведений, реализующих дистанционные образовательные программы. Методики такого обучения достаточно хорошо отработаны. Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т. п. Показателен в этом смысле пример Национального Университета Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED) в Испании, отметившего недавно 20-ю годовщину своего существования. Этот университет является одним из крупнейших учебных заведений Испании. Он включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж). Его студенты также имеют возможность обучаться в Нью-Йорке и Риме. В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием методов ДО. Лидирующей европейской организацией в этой области
является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета. В системах ДО, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи данных на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе с использованием компьютерных сетей, непосредственно в учебные заведения, где используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным Центром дистанционного обучения CENTRE NATIONAL D'ENSEIGNEMENT A DISTANCE (CEND, Франция), который сегодня обеспечивает дистанционное обучение более 350000 пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5000 преподавателей.
Наряду с программами, рассчитанными на достаточно массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса, сдав экзамены, получить соответствующий диплом, сертификат и т.п. Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского Университета (THE BALTIC UNIVERSITY). Созданный в Швеции, он объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес. В 1991/92 гг. такой тематикой была проблема охраны окружающей среды балтийского региона (The Baltic Sea Environment), а в 1993/94 гг. - проблемы развития народов балтийского региона (Peoples of the Baltic).
В настоящее время многие учебные заведения объединяют свои ресурсы для организации дистанционного обучения. Как правило, для этих целей создается специальный консорциум, в который входят несколько университетов или университетских подразделений, государственные агентства, предприятия, производители радио- и телевизионной продукции, а также провайдеры для организации системы дистанционного обучения. В Германии примером такого объединения может стать, Германский институт заочного образования, в США - Национальный технологический университет, в Италии - Консорциум Неттуно и Консорциум дистанционного университетского образования. Консорциум - это больше чем сеть, объединившая несколько учебных заведений, или соглашение о сотрудничестве в подготовке студентов. В рамках консорциума учебное заведение утрачивает некоторую автономию в силу обязательности исполнения решений большинства
членов консорциума для всех его членов, а также из-за совместного использования ресурсов. Решения принимаются относительно того, где будет обучаться студент - в консорциуме или в отдельном учебном заведении.
В развивающихся странах также создаются специальные консорциумы, позволяющие объединять усилия нескольких учебных заведений в подготовке программ дистанционного обучения, с тем чтобы сделать их более качественными и менее дорогостоящими, а также как можно более широко использовать новые коммуникационные возможности. Подобная практика реализована в
межуниверситетской телеобразовательной программе «Кеприкорн», в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Бразилии, Чили и Парагвая.
За последние тридцать с лишним лет в зарубежных системах образования произошли существенные структурные изменения, обусловленные развитием возрастающего, всестороннего воздействия научно-технического прогресса на жизнедеятельность общества. По данным зарубежных экспертов к 2015 г. каждый работающий будет нуждаться в высшем образовании, т.е. в минимальном уровне образования, необходимом для выживания человечества. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому неслучайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. Долговременная цель развития ДО в мире - дать возможность каждому обучающемуся, в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Глобальное распространение коммуникационных каналов может обеспечить выполнение этой задачи.
Итак, основными достоинствами ДО били и остаются: снижение стоимости обучения, существенное увеличение эффективности процесса, массовость, постоянная актуальность, гибкое расписание.
Библиографический список
1. Потапова Р.К. «Новые информационные технологии и лингвистика»:
Особенности организации дистанционного обучения.
2. Финансовая газета. Региональный выпуск № 34, 2004 года: Внедрение систем
дистанционного обучения.
3. Финансовая газета. Региональный выпуск №23, 2005 года: Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт.
4. «Высшее образование сегодня» -2003 г. №4: Дистанционное обучение на основе интернет -технологий.
5. «Экономическое образование» -2003 г. №1: Дистанционное обучение и интернет.
6. «Народное образование» -2004 г. №7: Система образования с европейской спецификой.
7. «Народное образование» -2005 г. №9: Эволюция в системе образования США. УКД 338.487:659.1
Е.В. Павленко
Научный руководитель — к.э.н. доцент Христофорова И.В.
СКД 3-1 ГОУВПО «МГУС»
АРОМАМАРКЕТИНГ
Стандартная реклама, когда информация о продукте потребителю преподносится с телеэкранов, щитов или со страниц журналов, уже не приносит желаемого результата. Поэтому производители товаров и услуг ищут другие методы воздействия на человека, способные обойти рациональные фильтры и барьеры, потребительский скептицизм, и обратиться прямо к подсознанию.
К таким методам в первую очередь относится сенсорный маркетинг одно из наиболее перспективных направлений воздействия на поведение потребителя. Воздействие на такие органы чувств, как обоняние, вкус, осязание, оказывается наиболее эффективным, поскольку позволяет повлиять на потребителя на гораздо более глубоком уровне. Немаловажно и то, что потребитель, даже ощущая то или иное сенсорное воздействие, как правило, не отдает себе отчета в том, что с помощью такого воздействия его стремятся стимулировать к некоему желаемому для производителя поведению.