УДК 614.2:681
дистанционное образование в системе
современного здравоохранения: реальность и перспективы
И.А. Кошелев, ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития»
Кошелев Игорь Анатольевич - e-mail: [email protected]
Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очнозаочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.
Современные достижения компьютерных и коммуникационных технологий позволяют обеспечить дистанционное образование в медицине максимально приближенное к очному образованию.
На сегодняшний день созданная технология и оборудование позволяют обеспечить эффективное дистанционное медицинское обучение и повышение квалификации по различным направлениям диагностики, лечения или хирургического вмешательства.
Ключевые слова: дистанционное образование, телемедицина.
Distant education is a special perfect form which combines the elements of full-time tuition, full-time and correspondence tuition, correspondence and evening tuition on the basis of new information technologies and multimedia systems. Modern telecommunication and electronic means help to get over the disadvantages of traditional forms of tuition, maintaining at the same time all their advantages. Contemporary achievements of computer and communication technologies help to provide distant education in medicine which is very much close to full-time tuition. Present-day technologies and equipment allow providing effective distant medical education and raising the level of medical skills in different types of diagnostics, treatment and surgical operation.
Key words: distant education, telemedicine.
Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддержать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Дистанционное образование стало на Западе модным. Каждый уважающий себя университет и институт теперь обязательно имеет программы по дистанционному обучению. Открываются и специальные дистанционные учебные заведения, многие из них уже завоевали огромную популярность в мире и открыли свои отделения в разных странах (например, британский Open University, германский Hagen Universitet и др.). По прогнозам ученых, именно дистанционное образование (в сочетании с традиционными формами учебы) будет превалировать в следующем веке, и недаром его называют образованием будущего.
Многие считают, что дистанционное образование - это просто новая форма известного нам заочного обучения. В какой-то мере это так: выбрав дистанционный курс, человек действительно может учиться, не выходя из дома. Но только при одном условии: если у него есть современный компьютер, оснащенный стандартной программой. Смысл как раз в том, что дистанционное образование и развитие современ-
ной техники и технологий неразделимы: одно способствует развитию другого. И сейчас уже студент, где бы он ни жил, может учиться по программе практически любого западного университета не выезжая из своей страны. Образование становится общемировым и общедоступным, опережая процессы политического и экономического объединения, происходящие в мире.
Вообще-то изначально дистанционное обучение задумывалось для того, чтобы люди, уже получившие очное образование, повышали свою квалификацию. Самый простой вид его - известная всем ретрансляция телевизионных передач, так популярная еще лет десять назад. Сейчас, с появлением более мощной техники, возможности расширяются. В России, попав в полосу политических и экономических невзгод, мы пропустили большинство промежуточных этапов развития дистанционного образования и сразу вышли на самый передовой - обучение с помощью 1п1ете1
Именитые российские вузы тоже делают первые шаги в этой области и весьма активно. Создан Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования в Москве, головная организация по формированию единой системы дистанционного образования. Есть дистанционные университеты, созданные на базе Красноярского, Томского, Новосибирского университетов. В этой системе идет взаимозачет курсов. То есть студент может учиться сразу же с трех серверов, а зачет получать на одном. Существуют курсы на базе Уральского университета, часть которых выложена на сервер. Вообще-то, по экспертной оценке, создание одного такого курса стоит 10-50 тыс. рублей. Поэтому дистанционное образование в основном платное. За рубежом минимальная цена курса составляет порядка 100 долларов. В мировой практике дистанционное
образование обязательно сертифицируется. На Западе на все курсы выдается сертификат, подделать который практически невозможно, то есть на них стоит достаточная защита.
Отметим плюсы дистанционного обучения:
• Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. • Развитие интернет-сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. • Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая учебу с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни. • Можно учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. • Как правило, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь, за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижения расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т. д.).
• Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию
- появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляется возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей. • Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. • Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т. д.). • Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями. • При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.
• Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное образование носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т. д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения
заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования. • Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке. • Документирование процесса обучения - у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка со слушателем и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости. • Дистанционное образование предоставляет возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп. • Дистанционное образование индивидуализировано, возможность адаптации к стилю работы каждого ученика и учителя, предоставление инструментов для самостоятельной до настройки.
• Использование современных интернет-технологий позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества, общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т. д. • Совершенно новые возможности открывает использование в обучении поисковых машин. Современные поисковые машины аккумулируют в себе миллиарды документов, это огромные базы информации, и наша задача использовать их в процессе обучения.
Несмотря на множество достоинств, дистанционное образование имеет и свои недостатки: • Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. • Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. • Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей. • Одной из ключевых проблем интернет-обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
• Необходимость наличия целого ряда индивидуальнопсихологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
• Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. • Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео- и аудиофайлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.
Программы удаленного обучения в начале 90-х годов в США были слаборазвиты, так как требовали значительных затрат на запуск программы и ее поддержание [1]. В связи с этим телекоммуникации с интерактивным доступом были организованы по принципу электронных досок объявлений
- BBS (Bulletin Board System) [1-3] - использовались в основном в университетских городках и ограничивались библиотечными услугами.
Дальнейшее развитие телеобучение получило при осуществлении программы «Национальная информационная инфраструктура (NII)», выдвинутой вице-президентом США А. Гором в 1991 году. NII - федеральная инициатива с высоким приоритетом объединения коммуникационных сетей и информации, хранимой и передаваемой по ним для предоставления информационных услуг всем американским гражданам. Здравоохранение было выделено как одна из важных прикладных областей для NII [4-6].
Студенты медицинских вузов в процессе обучения должны приобрести всесторонние технологические знания, необходимые в будущей практике. Большая часть знаний не может быть найдена в учебнике. Примеры такого типа информации - данные микроскопических изображений или секционный материал, хирургические методики, техника операции и т. п. Чтобы полностью постичь предметную область изучения, студент полагается на различные ресурсы, часто физически не связанные, подобно рентгеновским снимкам, секционному материалу органа, схемам операций. Такая ситуация делает обучение более трудным и предполагает использование множества источников информации, в том числе ресурсов и информационных центров и служб [5]. Сегодняшняя технология позволяет проектировать и создавать информационные инструменты, которые смогут облегчить эти трудности при подготовке кадров для МКС [7-9].
Персональные компьютеры используются для показа обширного множества информации различными средствами: текст, звук, изображения, фотографии, иллюстрации, мультипликацию и видео в индивидуальном темпе. Этот диалоговый подход с применением мультимедийных средств в обучении назван «Edutaiment» (Образование и Развлечение). Он демонстрирует использование новых инструментов в преподавании и изучении различных предметов [8-11]. Аналогичная система, но уже использующая возможности телекоммуникаций, применяется в медицинском обучении штатов Колорадо и Техаса и позволяет преподавателям провинциальных районов иметь доступ к новейшим данным [9-10,13-15].
Использование телесвязи в медицинском образовании укрепило мнение о ней как о превосходном инструменте, которому не мешают ни географические границы, ни временные барьеры [11-14].
Это обусловлено тем, что:
1. компьютерная техника стала достаточно мощной для хранения огромных объемов учебной информации, а средства мультимедиа позволяют достичь прекрасного качества изображения и звука;
2. Интернет к настоящему времени располагает скоростными каналами и широко распространен в мире. На базе использования Интернет создаются международные учебные проекты, которые позволяют студентам начать международное сотрудничество уже со школьной скамьи [15-17].
Дистанционное обучение позволяет без отрыва от производства проводить обучение больших групп специалистов. Так, Ирландским колледжем врачей общей практики на примере курса оказания неотложной помощи при сердечнососудистых заболеваниях отработана модель дистанционного обучения. В первый год использования компьютерной телекоммуникационной сети сразу 8% всех врачей общей практики смогли повысить свою квалификацию [18-20].
В Китае апробирована система удаленной сдачи квалификационных экзаменов. Из 125 645 кандидатов, принявших участие в экзамене, прошли экспертизу 64 078 человек [19-22].
Электронная почта как наиболее простой и дешевый способ телеобщения в программе удаленного 60-дневного последипломного обучения по акушерству и гинекологии получила высокую оценку как педагогов, так и курсантов [23, 25, 27].
Feidman Е.В. (1995) предлагает использовать сети для последипломного обучения по программе медицинского питания из ведущих центров.
Дистанционное образование в России только развивается. По данным Госкомвуза, около 60 тысяч студентов получают справки по проходимым темам через сети. Настоящих обучающихся «дистанционщиков» уже несколько тысяч [24, 26-29]. По нашему мнению, дистанционное образование в России особенно актуально для непрерывного последипломного усовершенствования врачей. Учитывая огромные территории страны и сложную экономическую ситуацию, этот вид обучения позволил бы охватить обучением гораздо большее количество специалистов.
Новый, интереснейший способ дистанционного обучения
- теленаставничество - позволяет направлять деятельность обучаемого непосредственно на его рабочем месте именно там, где он на практике применяет вновь полученные знания и навыки. Роль наставника более не требует постоянного физического присутствия учителя и скорее определяется его решимостью добиться полноценного развития своего подопечного - от уровня новичка через углубление профессионализма и компетентности к вершинам истинного мастерства [27-33].
Медицина является одной из отраслей человеческой активности, которая позже других стала широко использовать компьютерные технологии, но которая в настоящее время «усваивает» их со всевозрастающей скоростью. Одной из основных задач медицинского образования является не столько заучивание существующих гипотез развития заболеваний и схем их лечения, сколько развития потребности постоянного обновления знаний врачом. Условиями достижения последнего является легкий доступ врача к медицинской информации, возможность постоянного контакта с опытными врачами и исследователями.
Попыткой создать подобные условия для студентов-медиков и врачей-преподавателей на недавно открытом факультете фундаментальной медицины МГУ явилось создание информационной инфраструктуры, позволяющей быстро и легко находить медицинскую информацию, использовать компьютерные обучающие и тестирующие программы.
Современные достижения компьютерных и коммуникационных технологий позволяют обеспечить дистанционное образование в медицине, максимально приближенное к очному образованию.
В течение нескольких десятилетий формировалась система очного образования и повышения квалификации медицинских работников. Эта система показала свою эффективность разумным сочетанием методов донесения новой информации до обучающихся с интерактивным процессом более глубокого изучения тех или иных проблем и практических занятий с последующими консультациями и экзаменами. Поэтому система дистанционного обучения в рамках любой телемедицинской сети должна быть построена на этой отработанной схеме очного обучения с добавлением возможностей, которые предоставляют новые компьютерные и коммуникационные технологии.
Система дистанционного обучения и повышения квалификации медицинских специалистов должна состоять из следующих составляющих: • проведение дистанционных лекций либо в рамках тематических курсов, либо по актуальным направлениям медицины. Данные курсы лекций и специализированные лекции должны вести ведущие медицинские специалисты; • проведение семинаров с углубленным изучением ранее прочитанного лекционного материала; • практические занятия по тем или иным методам диагностики, лечения и хирургических операций, а также индивидуальные телемедицинские консультации.
Проведение дистанционных лекций.
Дистанционные лекции могут проводиться как в рамках тематических курсов, так и по индивидуальной тематике, имеющей актуальное значение.
Основной целью дистанционных лекций является доведение до обучающихся тематического материала, который будет являться базовым для последующего более глубокого изучения как в рамках семинаров, так и в рамках индивидуального изучения.
Большинство ведущих врачей медицинских центров и институтов участвуют в тех или иных учебных процессах и имеют свои лекционные материалы для различных категорий обучающихся. Данные материалы могут быть представлены в различных видах: рукописном, печатном, в виде плакатов, слайдов, компьютерных презентаций, видео роликов и т. д. Поэтому телемедицинская система лектора должна обладать возможностью передачи любого из вышеназванных материалов удаленным обучающимся. В процессе проведения лекции при дистанционном обучении слушатели должны видеть и слышать лектора, видеть те или иные иллюстративные материалы или объекты, иметь возможность задать вопросы, а также слушать вопросы коллег и ответы преподавателя. Только в этом случае эффективность дистанционной лекции будет максимально приближена к эффективности очной лекции. При этом лектор должен находиться в обстановке максимально близкой к той, при которой он проводит очные лекции. Поэтому желательно, чтобы в аудитории, где установлена телемедицинская установка для дистанционного обучения, находился не только преподаватель, но и несколько очных обучающихся. При этом преподаватель как бы читает лекцию в своем обычном режиме и не чувствует психологической проблемы удаленности от обучающихся. Однако при этом он знает, что его слушают и видят не 10, а несколько сотен обучающихся. При отсутствии очных обучающихся целесообразно на монитор телемедицинской установки лектора выводить изображения двух или трех удаленных обучающихся, которые снимают психологическую проблему «телевизионного диктора».
Для практической реализации лекций дистанционного обучения предназначена телемедицинская установкя DiViSy ТМ21, которая предоставляет лектору и его ассистентам следующие возможности: обеспечение параллельного двухканального видеоввода. Одна видеокамера направлена на доску (экран), на которую преподаватель наносит обсуждаемый текст, рисунки, формулы и т. п. Второй видеоввод либо показывает преподавателя или общий вид аудитории, где преподаватель читает лекцию, либо подключается к тому или иному медицинскому прибору: микроскопу, эндоскопу, аппарату УЗИ, рентгеновскому аппарату и т. д.
Обеспечение аудиоканала между преподавателем и обучающимися, с возможностью микширования звука от нескольких участников.
Обеспечение текстового обмена между обучающимися и преподавателем. Данный обмен целесообразно использовать для задания вопросов. Каждый из обучающихся с помощью текстового обмена пересылает свои вопросы к преподавателю. Желательно, чтобы эти вопросы получал не преподаватель, а ассистент, который их обобщает и доводит до преподавателя в определенные моменты времени не прерывая лекции или семинара. Вопросы можно задавать и посредством микрофона, но только тогда, когда это будет разрешено преподавателем.
Обеспечение возможности передачи и отображение лекционных материалов, подготовленных в офисных программах: MS Power Point, MS Word, MS Exel и т. д. При этом обеспечивается параллельное отображение: в одном окне - вид преподавателя или аудитории, а в другом окне - текст, иллюстрации, слайд, графика, видеоролик и т. д.
Обеспечение возможности сохранения слушателями необходимого материала в собственных базах данных непосредственно в процессе дистанционного обучения.
Обеспечение возможности подготовки обучающих материалов с использованием текстовой, графической, видео и звуковой информации. Установка позволяет подготовить (с использованием нелинейного монтажа) и показывать видео-аудиоматериалы, графики, презентации, мультипликацию и целый ряд других видеоиллюстраций.
Обеспечение совместной работы преподавателя и слушателей на общем рабочем столе над изучаемыми изображениями. Например, преподаватель помещает на рабочий стол изображение объекта от микроскопа, ультразвукового или рентгеновского аппарата. Данное изображение передается каждому обучающему. На рабочий стол могут помещаться изображения не только заранее подготовленные, но и переданные в реальном времени от тех или иных приборов, которые используются при проведении лекций.
Таким образом, телемедицинские установки DiViSy TM21, находящиеся и у лектора, и у обучающихся, позволят обеспечить проведение лекций с максимальной эффективностью.
Проведение дистанционных семинаров.
Методика проведения семинаров в своей основе аналогична методике проведения дистанционных лекций. Однако дистанционный семинар имеет и дополнительные функции, связанные с большей интерактивностью и большим участием обучающихся. В процессе проведения семинара целесообразно использовать реальное медицинское оборудование, причем не только у преподавателя семинара, но и оборудование, находящееся у обучающихся. Эта уникальная возможность может быть предоставлена только в рамках дистанционного образования в информационной среде Московской сети телемедицины (МСТ). Следует особо отметить, что и преподаватель, и слушатели в процессе семинара могут находиться в своих клиниках и институтах, на своих рабочих местах и использовать собственное оборудование.
Приведем конкретный например: семинар по гистологии.
В процессе данного семинара производится изучение гистологических препаратов. Эффективный процесс дистанционного обучения при этих видах исследований обеспечивается при выполнении следующих условий: непрерывного визуального наблюдения обучающихся за всеми процессами диагностики в реальном времени, дуплексного звукового обмена между всеми участниками семинара, возможностью для обучающихся производить оперативную запись наиболее важных этапов диагностического процесса, воз-
можностью для обучающихся проводить последующий индивидуальный цифровой монтаж произведенных записей (видео, аудио, текстовых) для сохранения и повторения ранее пройденного. В этом случае участники данного семинара получают полное представление о диагностическом процессе и методике установления гистологического диагноза. В процессе семинара преподаватель может попросить того или иного обучающегося или нескольких обучающихся указать на исследуемом изображении участки с конкретными признаками. Каждый из обучающихся может выбрать свой цвет маркера (для указания конкретной точки или точек) или линии (для обводки фрагмента изображения) и показать преподавателю свой результат. При этом преподаватель знает, что синий цвет - обучающийся из клиники № 1 (условно), зеленый - из клиники № 2, красный - из клиники № 3 и т. д. Преподаватель может сохранить данное изображение с пометками каждого обучающегося в своей базе данных.
В случае, если у преподавателя стоит микроскоп с компьютерным управлением, то он может попросить любого из обучающихся самому провести анализ гистологического препарата. В этом случае обучающийся дистанционно проводит исследование, а преподаватель и остальные обучающиеся видят и слышат комментарии хода исследований.
Реализация такого сценария проведения семинара возможна только при дистанционном обучении.
Аналогично могут проходить семинары по ультразвуковым и рентгеновским исследованиям, эндоскопической диагностике и хирургии и т. д.
В процессе семинара можно планировать проведение тех или иных медицинских исследований не преподавателем, а обучающимися, под контролем преподавателя. Таким образом, сложные исследования или операции проводятся при непосредственном участии более опытного коллеги.
Практические занятия и индивидуальные телемедицинские консультации.
Практические занятия по тем или иным методам диагностики, лечения или хирургических операций предусматривают, что преподаватель дает задание обучающемуся провести конкретную работу самостоятельно на своем оборудовании. В этом случае весь ход исследований или операции могут видеть и преподаватель, и другие обучающиеся. Важной особенностью такого процесса является коррекция действий со стороны преподавателя. Если обучающийся, проводящий практические исследования или операцию, начинает не совсем корректные действия, то преподаватель может вмешаться и направить его на правильный путь. Весь этот процесс будет виден остальным слушателям и они будут в состоянии при самостоятельной работе не только предотвратить аналогичную ошибку, но и грамотно исправить возможные ее последствия.
Аналогичным образом будут проводиться и практические телемедицинские консультации по реальным больным.
Становится возможным проведение так называемого видеоконсилиума, когда несколько врачей участвуют при проведении тех или иных медицинских исследований или операций.
Телемедицинские консультации и дистанционное обучение.
Традиционная система очного обучения имеет одно существенное объективное ограничение, преодолеть которое можно только с помощью современных компьютерных и коммуникационных технологий. Данное ограничение объясняется тем, что из-за ограниченного пространства операционной, диагностической лаборатории, больничной палаты и т. п. невозможно одновременно нескольким обучающимся в деталях наблюдать за реальными действиями квалифицированных и опытных врачей. В то же время, опытный врач не может уделять много времени преподаванию, поскольку его основное время уходит на выполнение его прямых обязанностей - лечить людей. На сегодняшний день с помощью технологии и оборудования DiViSy TM21 данное ограничение не только снимается, но и предоставляется уникальная возможность абонентам телемедицинских видеосетей удаленно наблюдать за всеми действиями квалифицированных врачей во время реальных процессов диагностики, лечения или хирургического вмешательства и, таким образом, наиболее эффективно обучаться. Аналогично, опытный врач, находясь на своем рабочем месте, может наблюдать за всеми действиями своего ученика, помогать ему минимизировать врачебные ошибки. Таким образом, формируется новая система обучения: обучение, основанное на наблюдении за реальными процессами диагностики и лечения, плюс собственная практичекая работа под наблюдением более опытного коллеги, с одновременным повышением квалификации. При этом каждый врач находится на своем рабочем месте.
Выводы
На сегодняшний день созданные технологии и оборудование позволяют обеспечить эффективное дистанционное медицинское обучение и повышение квалификации по различным направлениям диагностики, лечения или хирургического вмешательства.
В результате проведения нескольких десятков или сотен дистанционных лекций, семинаров, практических занятий и индивидуальных телемедицинских консультаций произойдет эволюционное реформирование системы образования и предоставления медицинской помощи населению, в результате которого органически соединятся многолетний опыт очного обучения и современные технологии дистанционного взаимодействия преподавателей и обучающихся, консультантов и консультируемых. U3
ЛИТЕРАТУРА
1. Field M.J. Telemedicine: a guide to assessing telecommunications in health care. Washington, DC: National Academy Pr. 1996.
2. Bashshur R.L. On the definition and evaluation of telemedicine. Telemed J 1995. № 1. Р. 19-30.
3. Grigsby J., Kaehny M.M., Schlenker R.E., Shaughnessy P.W., Beale S.K. Telemedicine: literature review and analytic framework. Denver: Center for Health Policy Research. 1993.
4. Office of Technology Assessment, U.S. Congress. Bringing health care online. Washington, DC: US Gov Pr Office. 1995.
5. Perednia D.A., Allen A. Telemedicine technology and clinical applications. JAMA. 1995. № 273. Р. 483-488.
6. Physician Payment Review Commission Annual Report to Congress. Washington, DC: PPRC. 1995.
7. Lipson L., Henderson T.M. State initiatives to promote telemedicine. Washington, DC: Intergovernmental Health Policy Project, George Washington University. 1995.
8. Satava R.M. Robotics, telepresence and virtual reality: a critical analysis of the future of surgery. Minimally Invasive Therapy. 1992. № 1. Р. 357—363.
9. Benschoter R. V. television. Multi-purpose television. Ann N Y Acad Sci. 1967. № 142. Р. 471—478.
10. Wittson C.L., Benschoter R. Two-way television: helping the medical center reach out. Am J Psychiatry. 1972. № 129. Р. 624— 627.
11. Dwyer T.F. Telepsychiatry: psychiatric consultation by interactive television. Am J Psychiatry. 1973. № 130. Р. 865—869.
12. Murphy R.L. Jr., Bird K.T. Telediagnosis: a new community health resource. Observations on the feasibility of telediagnosis based on 1000 patient transactions. Am J Public Health. 1974. № 64. Р. 113—119.
13. Murphy R.L., Block P., Bird K.T., Yurchak P. Accuracy of cardiac auscultation by microwave. Chest. 1973. № 63. Р. 578—581.
14. Armstrong P.A., Bashshur R., Youseff Z.I. Telemedicine in the United States: a summary of operational programs. In: Bashshur R.L., Armstrong P.A., Youssef Z.I., eds. Telemedicine: Explorations in the Use of Telecommunications in Health Care. Springfield, IL: Thomas. 1975. Р. 309—346.
15. Bashshur R. Technology serves the people. Tuscon, AZ: The Indian Health Service. 1979.
16. Justice J.W., Decker P.G. Telemedicine in a rural health delivery system. Adv Biomed Eng. 1979. № 7. Р. 101—171.
17. Hassol A., Gaumer G., Grig sby J., Mintzer C.L., Puskin O.S., Brunswick M. Rural telemedicine: a national snapshot. Telemed J. 1996. № 2. Р. 43—48.
18. Sanders J.H., Bashshur R.L. Challenges to the implementation of telemedicine. Telemed J. 1995. № 1. Р. 115—123.
19. Grigsby B., Allen A. 4th annual telemedicine program review. Part 2: United States. Telemedicine Today. 1997. № 5.Р. 30—38, 42.
20. Houtchens B.A., Clemmer T.P., Holloway H.C., Kiseley A.A., Logan J.S., Merrell R.C., et al. Telemedicine and international disaster response. Medical consultation to Armenia and Russia via a Telemedicine Spacebridge. Prehospital Disaster Med. 1993. № 8. Р. 57—66.
21. Cawthon M.A., Goeringer F., Telepak R.J., Burton B.S., Pupa S.H., Willis C.E., et al. Preliminary assessment of computed tomography and satellite teleradiology from Operation Desert Storm. Invest Radiol. 1991. № 26. Р. 854—857.
22. Gomez E., Poropatich R., Karinch M.A., Zajtchuk J. Tertiary telemedicine support during global military humanitarian missions. Telemed J. 1996. № 2. Р. 201—210.
23. House A.M., Roberts J.M. Telemedicine in Canada. Can Med Assoc J. 1977. № 117. Р. 386—388.
24. Pedersen S., Hartviksen G., Haga D. Teleconsultation of patients with otorhinolaryngologic conditions. Arch Otolaryngol Head Neck Surg. 1994. № 120. Р. 133—136.
25. Bruderman I., Abboud S. Telespirometry: novel system for home monitoring of asthmatic patients. Telemed J. 1997. № 3. Р. 127—133.
26. Kaye L.W. Telemedicine: extension to home care. Telemed J. 1997. № 3. Р. 243—246.
27. Zhang Y., Bai J., Zhou X., Dai B., Cui Z., Lin J., et al. First trial of home ECG and blood pressure telemonitoring system in Macau. Telemed J. 1997. № 3. Р. 67—72.
28. Second Invitational Consensus Conference on Telemedicine and the National Information Infrastructure. Telemed J. 1995. № 1. Р. 321—375.
29. Shannon G.W. The Atlantic Rim Telemedicine Summit. Telemed J. 1997. № 3. Р. 269—296.
30. Granade P.F. Malpractice issues in the practice of telemedicine. Telemed J. 1995. № 1. Р. 87—89.
31. Гуськов И.О. и соавт. О дистанционном обучении медицинских работников Оренбургской области с использованием синхронной передачи данных. По материалам Всеросс. научно-практической конференции по телемедицинским технологиям. Н. Новгород. 2004.
32. Сергеев Д.В., Леванов В.М. Организационно-методические и учебные аспекты деятельности регионального телемедицинского центра. По материалам Всеросс. научно-практической конференции по телемедицинским технологиям. Н. Новгород. 2004.
33. Леванов В.М. Первые шаги к созданию телемедицинской сети Приволжского федерального округа. По материалам Всеросс. научнопрактической конференции по телемедицинским технологиям. Н. Новгород 2004.