Научная статья на тему 'Дистанционное образование в пенитенциарных учреждениях США'

Дистанционное образование в пенитенциарных учреждениях США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ США / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В США / EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PRISONERS / PRISON EDUCATION FUNDING IN THE UNITED STATES / EDUCATION IN PENAL ESTABLISHMENTS IN THE USA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеевская А. О.

В статье рассматриваются исторические аспекты становления дистанционной системы образования осужденных, реализация дистанционных образовательных программ в пенитенциарных учреждениях США на современном этапе. Автор также отмечает актуальность и необходимость обращения к данной форме обучения в американских тюрьмах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance Education in Penal Establishments in the USA

The article considers the historical aspects of the formation of distance education system for convicts, the implementation of distance education programs in the USA prisons at the present stage. The author also notes the relevance and necessity of recourse to this form of education in American prisons.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование в пенитенциарных учреждениях США»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

А. О. АЛЕЕБСКАЯ преподаватель кафедры иностранных языков

Академии ФСИН России

A. O. ALEYEVSKAYA

Дистанционное образование в пенитенциарных учреждениях США

Distance Education in Penal Establishments in the USA

Аннотация. В статье рассматриваются исторические аспекты становления дистанционной системы образования осужденных, реализация дистанционных образовательных программ в пенитенциарных учреждениях США на современном этапе. Автор также отмечает актуальность и необходимость обращения к данной форме обучения в американских тюрьмах.

Ключевые слова: дистанционное образование, образование в исправительных учреждениях США, образовательные программы для заключенных, финансирование обучения заключенных в США.

Abstract. The article considers the historical aspects of the formation of distance education system for convicts, the implementation of distance education programs in the USA prisons at the present stage. The author also notes the relevance and necessity of recourse to this form of education in American prisons.

Key words: distance education, education in penal establishments in the USA, educational programs for prisoners, prison education funding in the United States.

На современном этапе перевоспитание преступника во время отбывания им наказания является убедительной гарантией его дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе. Однако многие из отбывших срок не могут найти себе достойного применения на свободе, так как не обладают достаточным уровнем знаний и профессиональных навыков.

Большинство людей в заключении в Соединенных Штатах Америки происходят из неблагополучных сообществ, где их образовательные возможности ограничены. Опыт показывает, что для многих заключенных возможность получить образование, особенно высшее, не была бы реализована, если бы они не находились в заключении.

В последние несколько десятилетий в странах Западной Европы и в Америке активно реализуется предоставление заключенным возможности получить профессию по месту отбывания наказания. Так, в Германии и Англии

активно практикуется развитие у заключенных навыков программирования и работы с персональным компьютером, им предоставляется возможность овладеть иностранным языком и основами какой-либо профессии. В США в некоторых тюрьмах заключенные могут обучаться по программе колледжа или получить высшее образование, используя мобильные системы и современные информационные технологии.

В США дистанционное образование стало активно развиваться еще на рубеже 1980-1990-х гг. Первоначальная цель его появления - повышение уровня квалификации определенной категории населения, которая ввиду тех или иных причин желала получить высшее образование дистанционно.

Если изначально дистанционное обучение и имело определенные погрешности, то на сегодняшний день электронная система образования США является прекрасным примером для заимствования ее передовых идей.

Процесс обучения происходит с использованием аудио-, видеоматериалов и компьютерных технологий для образования.

В США вопросам получения высшего образования заключенными в последнем десятилетии не уделялось должного внимания, а соответствующее финансирование было очень скудным. В настоящее время, как отмечают эксперты, ситуация начала меняться. Федеральные и штатные законодатели изменили подход, в соответствии с которым акцент делался на наказании, а не на реабилитации правонарушителей. Эти тенденции появились в 1994 г., когда конгресс вывел заключенных из числа лиц, имеющих право на получение образовательных грантов. Вслед за этим многие штаты исключили соответствующую помощь из своих программ поддержки образования. Некоторые штаты, в том числе самые крупные, такие как Флорида и Мичиган, сейчас не имеют программ финансирования обучения заключенных. В других такие программы охватывают очень небольшую по численности когорту заключенных и проводится курс на финансирование образования заключенных либо за счет благотворительных пожертвований, либо за их собственный счет [1].

В штате Мэриленд на эти цели не предусмотрено никакого финансирования, хотя здесь действует 12 тюрем, в которых насчитывается около 600 студентов. Большая часть расходов на их обучение, составляющих 1,2 млн долл., приходится на частные гранты, но это финансирование постепенно уменьшается.

В последние годы среди экспертов в области права и законодателей некоторых штатов растет убежденность, что программы финансирования обучения заключенных могут принести большие выгоды обществу. Многие начальники тюрем считают, что образовательные программы помогают поддерживать порядок в исправительных учреждениях, поскольку дают заключенным надежду и возможность с пользой проводить свободное время. Заключенные обычно допускаются к занятиям лишь при условии хорошего поведения [2].

Однако в США сохраняется и много противников образовательных программ для заключенных. Они, в частности, считают, что осужденные должны иметь право лишь на получение диплома, эквивалентного диплому об общем образовании, и на профессио-

нальное обучение. По их мнению, бюджеты штатов не должны финансировать учебу заключенных в высших учебных заведениях. Такое финансирование они считают несправедливостью по отношению к законопослушным гражданам [3].

Бывшие заключенные указывают на позитивные последствия их участия в программах обучения, в частности благодаря тому, что эти программы в некоторых тюрьмах имеют хорошую профессиональную ориентацию. Например, программы высшего образования, действующие в тюрьмах штата Мэриленд, предусматривают получение дипломов специалистов в области оптических волокон и компьютерных технологий.

Эксперты в области борьбы с правонарушениями на уровне штатов предупреждают, что вряд ли удастся в ближайшее время обеспечить повышение расходов на образовательные программы для заключенных в условиях сокращения финансирования государственных колледжей и программ поддержки образования. Однако законодатели меняют свое отношение к таким образовательным программам, а это ведет к тому, что соответствующие расходы штатов хотя бы не подвергаются столь значительным сокращениям, как это было ранее. Так, в марте 2002 г. законодатели штата Иллинойс отказались от плана ограничения программы финансирования обучения заключенных в колледжах, аргументировав свое решение тем, что такое обучение снижает уровень рецидивизма [4].

В другом штате, Вермонте, законодатели создали специальный комитет по образованию в тюрьмах, который разработал детальный план по обучению заключенных. Этот план включает рекомендации государственным колледжам Вермонта, касающиеся улучшения системы обучения заключенных, и выявляет выгоды от такого обучения. Кроме того, в плане предусмотрено развитие дистанционного обучения заключенных и оснащение новой тюрьмы на 350 человек необходимым для этого оборудованием, в частности для обучения в интерактивном режиме [5].

Использование дистанционного обучения получает все большее распространение, но одновременно возникают новые проблемы, в частности проблема предотвращения нецелевого использования интернета заключенными.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Законодательная власть штата Калифорния в последние два года ежегодно принимала решение, предусматривающее обеспечение всем заключенным доступа к обучению в колледжах. При этом предусматривалось, что финансирование этого обучения может осуществляться за счет фондов, из частных источников и самими заключенными. Это решение было частью более широкого законопроекта, предусматривающего передачу контроля над образовательными программами штата для заключенных из рук начальников тюрем в компетенцию новой структуры, в которую должны входить, в частности, и представители системы государственных колледжей и других образовательных учреждений. Это предложение имеет немало противников, которые считают, что данный вопрос должен контролироваться департаментом по исправительным учреждениям [6].

Даже если законодатели штатов сейчас начнут активно расширять программы обучения в колледжах для заключенных, потребуется время для того, чтобы эта практика достигла масштабов. Многие штаты свертывали образовательные программы для заключенных, что было связано с обострением проблемы бюджетных дефицитов и более жестким подходом к наказанию за правонарушения. Но наиболее сильный удар по образовательным программам для заключенных нанес принятый в 1994 г. конгрессом США Закон о контроле над преступлениями с применением насилия (Violent Crime Control Act), который лишил заключенных права на гранты (Pell Grants). К тому времени около 27 тыс. заключенных использовали такие гранты для оплаты обучения в колледжах, и это обходилось федеральному бюджету ежегодно в 35 млн долл. [7].

Впоследствии для того, чтобы дать молодым заключенным возможность обучаться в колледжах, конгресс учредил программу грантов для молодых правонарушителей (Youthul Offenders Grant Program). Эта программа предусматривала финансирование обучения в высших учебных заведениях заключенных в возрасте до 26 лет и со сроком лишения свободы менее пяти лет. Однако эта программа, контролируемая Министерством образования США, обеспечивала меньшую поддержку образования заключенных, чем программа Pell Grants. В 1998 г. - первом году действия федеральной программы грантов для молодых правонару-

шителей - на финансирование обучения заключенных было выделено 12 млн долл., позднее эта цифра возросла до 17 млн долл.

Многие штаты поддержали инициативу федерального правительства и прекратили (или резко сократили) собственную поддержку образовательных программ для заключенных.

В штате Техас около 10 тыс. заключенных сохранили право на обучение в колледжах, но им было выдвинуто требование о возмещении соответствующих затрат штата как условие освобождения из тюрьмы. Программа обучения заключенных в колледжах распространяется на 42 из 95 действующих на территории штата исправительных учреждения. Штат заключил контракты с 15 государственными колледжами с двух- и четырехгодичным обучением. Предусматривается обучение со специализацией в области искусств, естественных наук и делового администрирования. Выпускники получают дипломы бакалавра и ассоциированные дипломы.

В штате Нью-Йорк программа обучения заключенных в колледжах охватывает 11 из 70 исправительных учреждений. Обучение проходят примерно 390 заключенных. Специализация обучения - гуманитарные и общественные науки. Учащиеся получают ассоциированные дипломы, степени бакалавра и магистра. В программе участвуют более 20 колледжей.

В штате Западная Виргиния программой обучения заключенных в колледжах охвачены все семь действующих на его территории исправительных учреждений и порядка 150 заключенных. Последние получают ассоциированные дипломы и степени бакалавра в области делового администрирования, информационных систем и других областях. В программе принимают участие четыре государственных четырехгодичных колледжа, один государственный местный колледж и два частных колледжа.

В штате Висконсин программа обучения заключенных в колледжах распространяется на 12 из 15 исправительных учреждений и примерно 770 заключенных. В ней участвуют семь государственных технических колледжей [8].

По мнению ведущих американских специалистов, за дистанционным образованием будущее, поэтому совершенствованию электронного обучения и охвату наибольшей студенческой аудитории в настоящий момент уделяется огромное внимание.

Возможность широкого выбора в получении среднего или даже высшего профессионального образования в пенитенциарном учреждении должны иметь осужденные не только за рубежом, но и в Российской Федерации. Что касается нашей страны, то здесь в последнее время отмечается большой прогресс в области использования дистанционного образования для обучения заключенных. Всеобщая информатизация не проходит мимо отечественных исправительных учреждений, где использование новых информационно-коммуникационных технологий для образования на местах отбывания наказания представляется удобным и даже единственно возможным. В США уже существуют программы обучения, курсы профессиональной направленности, оказывающие положительное воздействие на заключенных. На примере США очевидны преимущества финансирования образования заключенных за счет благотворительных пожертвований, за их собственный счет. Зарубежный опыт изучения дистанционного образования является необходимым для совершенствования системы обучения заключенных в нашей стране. ^

1. Anders A. D., Noblitt G. W. Understanding Effective Higher Education Programs in Prisons: Considerations from the Incarcerated Individuals Program in North Carolina // The Journal of Correctional Education. 2011. P. 7-23.

2. Lochner L., Moretti E. The Effect of Education on Crime: Evidence from Prison Inmates, Arrests, and Self Reports // American Economic Review. 2004. P. 155-189.

3. Nally J., Lockwood S., Knutson K., Ho T. An Evaluation of the Effect of Correctional Education Programs on Post-Release Recidivism and Employment: An Empirical Study in Indiana // The Journal of Correctional Education. 2012. P. 69-88.

4. Petersilia J. When Prisoners Come Home: Parole and Prisoner Reentry. New York : Oxford University Press, 2009.

5. Governors support online learning // The Heller Report Internet Strategies for Education Markets. 1998, July. Vol. 4. № 1.

6. Schmidt P. College programs for prisoners, long neglected, win new support // The chronicle of higher education. 2002. February, 8. Vol. 48. № 22.

7. Яковлева М. К. Высшее образование в пенитенциарной системе // Финансовые институты развития: особенности стратегического управления / под ред. В. Д. Андрианова. М., 2013. C. 361-370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.