Научная статья на тему 'Дистанционное образование. Принципиальные проблемы. Опыт апробации в техническом университете'

Дистанционное образование. Принципиальные проблемы. Опыт апробации в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ / ТЬЮТОРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переслегин С.Б., Королёв А.А., Курашова С.А.

В статье анализируется роль, значение и задачи дистанционного образования в целом и естественнонаучного on-line обучения в техническом университете в частности. Среди явных преимуществ электронного образования отмечается то, что оно способно охватить большие аудитории и предоставить возможность обучающимся выбирать различные образовательные траектории. Обсуждаются общие методологические, организационные и психологические проблемы дистанционного образования: недостаточная нормативно-правовая база и невозможность быстрой разработки её, невозможность соблюдения авторских прав, отсутствие профессиональных тьюторов для сопровождения дистанционного курса. Отмечаются положительные стороны введения смешанного очно-дистанционного курса общей физики в Университете ИТМО: увеличение интенсивности изложения материала без потерь в качестве усвоения, возможность для лектора разместить материалы для практических занятий. Рассматриваются конкретные сложности использования смешанного курса: психологическая неготовность студентов заниматься систематически, сложность организации объективного дистанционного контроля. Результаты работы могут быть интересны преподавателям технических университетов, стремящихся внедрить у себя дистанционные и смешанные курсы вообще, и курсы общей физики в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переслегин С.Б., Королёв А.А., Курашова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование. Принципиальные проблемы. Опыт апробации в техническом университете»

Дистанционное образование. Принципиальные проблемы. Опыт апробации в техническом университете

Переслегин Сергей Борисович,

директор, Центр экономики знаний, Международный научно-исследовательский институт проблем управления, 03cashаlot@mail.ru

Королёв Александр Александрович,

канд. физ-мат наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, korolev3010@mail.ru

Курашова Светлана Александровна,

старший преподаватель, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, sakurashova@yandex.ru

В статье анализируется роль, значение и задачи дистанционного образования в целом и естественнонаучного on-line обучения в техническом университете в частности. Среди явных преимуществ электронного образования отмечается то, что оно способно охватить большие аудитории и предоставить возможность обучающимся выбирать различные образовательные траектории. Обсуждаются общие методологические, организационные и психологические проблемы дистанционного образования: недостаточная нормативно-правовая база и невозможность быстрой разработки её, невозможность соблюдения авторских прав, отсутствие профессиональных тьюторов для сопровождения дистанционного курса. Отмечаются положительные стороны введения смешанного очно-дистанционного курса общей физики в Университете ИТМО: увеличение интенсивности изложения материала без потерь в качестве усвоения, возможность для лектора разместить материалы для практических занятий. Рассматриваются конкретные сложности использования смешанного курса: психологическая неготовность студентов заниматься систематически, сложность организации объективного дистанционного контроля. Результаты работы могут быть интересны преподавателям технических университетов, стремящихся внедрить у себя дистанционные и смешанные курсы вообще, и курсы общей физики в частности.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное образование, смешанное образование, разработка образовательных материалов, контроль качества образования, оценивание и аттестация, тьюторство.

о

Е

£

СП

0

п

01 Z

Введение

В последние два десятилетия происходит последовательное уменьшение аудиторных часов, отводимых на изучение предмета. Но объём знаний, необходимый для качественной профессиональной подготовки только возрастает. Проблема современного преподавателя, зачастую обусловлена очевидным для него конфликтом его интересов как профессионала и как сотрудника своего образовательного учреждения. Одним из вариантов повышения качества образования в этих условиях является дополнение аудиторных занятий определёнными элементами дистанционного обучения. Однако этот процесс медленно развивается в российской и мировой практике. Остановимся на принципиальных особенностях дистанционного и смешанного образования. На основе опыта по разработке смешанного очно-дистанционного курса физики для студентов бакалавриата Университета ИТМО обсудим его внутренние противоречия и способы их сглаживания.

Нормативно-правовая база

Поскольку современное дистанционное образование является, в том числе, одним из официальных форматов российского государственного образования, оно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

Основой нормативно-правовой базы дистанционного образования в РФ является статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] и, развивающий основные положения этой статьи, Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [2].

В рамках федерального закона: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанцион-

ными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Данное определение является не вполне удачным, поскольку в нем не выделены характерные особенности дистанционного образования, отличающие его от самообразования, с одной стороны, и от образования с использованием теле- и радиовещательных сетей, с другой. Кроме того, статья 16 273-Ф3 слишком много внимания уделяет надзору, осуществляемому «федеральным органом исполнительной власти», вопросу охраны государственной тайны, и фиксирует «Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [3].

Вообще, из пяти пунктов, которые образуют данную статью, первый пункт представляет собой не слишком удачное формальное определение, второй, третий и пятый вносят ограничения в область применения дистанционных технологий, а пункт четыре фиксирует, что «местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся».

Все же, данный Закон имеет и свои положительные стороны, так как он, во-первых, легализует дистанционное образование, во-вторых, рассматривает его в контексте информационно-образовательной среды.

Тем не менее, необходимо признать, что нормативно-правовая база в области дистанционного образования в Российской Федерации ещё недостаточно разработана.

Преимущества электронного образования.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что основное преимущество электронного образования (e-learning) заключается, отнюдь, не в большей массовости и более широком охвате аудитории при меньшей стоимости по сравнению с обычным off-line образованием. Перечисленные факторы значимы, но гораздо важнее независимо от характера организации учебного процесса активно применять на практике те уникальные возможности, которые появились с возникновением e-learning.

Во-первых дистанционное обучение позволяет использовать ряд технологий, которые «обычному образованию» вообще недоступны: 3D-визуализацию в реальном времени, возможность создавать модели и проводить виртуальные эксперименты в безопасной цифровой среде [4], а также резко ускорять или замедлять течение исследуемого процесса, возможность использовать Искусственный Интеллект для генерации задач, организации игр, управления базами данных, со-

здания и поддержания системы междисциплинарных связей и многое другое [5].

Во-вторых, электронное образование - как система в целом, так и отдельные образовательные модули - способны меняться гораздо быстрее, нежели оНЧте-образовательные программы. Связано это, как с богатыми техническими возможностями, предоставляемыми в цифровых моделях образования, так и с принципиально коллективным характером создания образовательных продуктов в е-1еаттд.

В-третьих, электронное образование способно предоставить обучающимся самим выбирать образовательные траектории и временные этапы обучения в зависимости от своих целей и возможностей.

Проблемы массового распространения дистанционного образования.

Но эти конкурентные преимущества могут в полной мере проявиться, только если снять или, по крайней мере, критически ослабить административный контроль над электронным образованием. Сам по себе российский (и любой другой) административно-правовой механизм слишком медлителен для управления столь быстро меняющейся, как технологически, так и содержательно, электронной образовательной средой. При этом существенно ускорить осуществление нормативно-правовой деятельности не представляется возможным из процедурных соображений.

Далее, электронное и дистанционное образование несовместимо с авторским правом. Сама по себе возможность сетевого «вирусного» тиражирования образовательных курсов является значительной ценностью, не говоря уже о том, что виртуальная образовательная среда предполагает наличие очень большого (никак не систематизированного) количества взаимодействующих курсов и модулей. Но для элементов такой среды обеспечить соблюдение авторских прав не представляется возможным, причем речь идет не только об имущественных, но и о неимущественных правах (которые, в частности, запрещают вносить в текст или видеоряд изменения или комментарии без ведома и согласия автора). Кроме «расчистки» нормативно-правового пространства под задачи дистанционного образования, требуется серьезное развитие методологии дистанционного образования.

В настоящее время методология дистанционного образования, по существу, копирует методологию обычного очного образования, вплоть до таких суждений, как «Результатом работы по внедрению в образовательный процесс дистанционного обучения является успешная сдача экзаменов выпускниками в форме ЕГЭ» [6, с.13], «Учебный процесс при дистанционном обучении студента включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса. Показана интеграция этих форм в дистанционное обучение» [7, с. 7].

Приходится согласиться с выводом группы исследователей [8]: «в дистанционном обучении

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

0

м

01 г

сложились противоречия между колоссальными возможностями, которые предоставляются современными средствами ИКТ (информационно-компьютерных технологий) и недостаточная методическая разработанность данного направления».

Здесь хотелось бы заметить, что традиционная педагогика ориентирована на индивидуальный подход [9], в то время как е-1еагп'тд позволяет дистрибутивно работать не только с малыми группами, но и с большими коллективами, то есть, решать более сложную по сравнению с обычной педагогикой задачу.

Практический опыт использования таких смешанных форм обучения (Ь1епс1ес11еагп1пд, в российской [10-13], и зарубежной практике[14-22], выявил ряд нерешённых вопросов.

Сложно организовать объективный дистанционный контроль знаний учащихся [13]. Зарубежные специалисты полагают, что по-настоящему надёжным может быть экзамен в режиме видеоконференции [14]. В зарубежной практике опыт использования дистанционного обучения несколько дольше, однако, психологические проблемы его внедрения не преодолены [15]. Сделаны попытки разделить аудиторию на группы по готовности воспринимать электронные курсы [16]. Подчёркивается, что для большинства студентов такая форма обучения не является предпочтительной.

Вызывает серьёзные сомнения способность большей части учащейся молодёжи самостоятельно организовать свою работу по освоению дистанционного курса. Возможно, психологи докажут, что эта форма обучения не сможет стать массовой. Подчеркивается, что залог успеха - сочетание по меньшей мере двух причин: наличие у студента незаурядных когнитивных способностей и самодисциплины, достаточной для того, чтобы своевременно приступить к занятиям и обучаться непрерывно [17].

Отметим, что подготовка квалифицированных тьюторов для электронного курса - серьёзная и ещё не решённая задача. При невероятно быстрых темпах развития дистанционного обучения преподаватели вынуждены сами учиться всю жизнь, чтобы качественно обслуживать курс [19]. Между тем, эффективная работа тьютора, едва ли не основной залог успеха при обучении [20], [21].

Практически не исследована важнейшая проблема дистанционного образования - проблема скрытой семантики личного контакта. Возможно, существует некоторая скрытая информация, которая передается при непосредственном визуальном контакте людей, но не проходит через фильтры электронных устройств. Если невербальное общение способствует успеху обучения, то не стоит рассчитывать на высокую эффективность дистанционного образования, до тех пор, пока не удастся найти способ передавать «скрытую информацию» через виртуальную среду [22].

Еще одна важная проблема касается «ложной наглядности» е-1еагп'тд. Необходимо иметь в виду, что в процессе дистанционного образования

учащиеся находятся не в физическом пространстве, а в искусственно сконструированной виртуальной среде, в которой возможна любая физика вплоть до полной небытийности, это может создать трудно исправимую картину ряда физических явлений.

Опыт практического использования смешанного (очно-дистанционного) обучения в Университете ИТМО.

• При переходе на новые стандарты образования из-за существенного сокращения аудиторных часов авторы включили элементы дистанционного обучения в сопровождение очного курса физики в Университете ИТМО. Были разработаны лекционные презентации, электронный конспект лекций и электронные материалы к практическим занятиям. Материалы размещались на ^и. IFMO.RU и на образовательном ресурсе studyphysics.ifmo.ru. В литературе отмечается удобство курса, доступного для просмотра с мобильных телефонов [23-24]. Оформление электронных материалов в курсах преподавателей физики Университета ИТМО позволяет это сделать.

Отметим положительные результаты, достигнутые за счёт использования смешанного курса:

• Использование лекционных презентаций позволило увеличить объём материала одной лекции примерно в 1.5 раза. Не стоит думать, что это отрицательно отразилось на качестве усвоения материала. Достаточное число вопросов по существу, задаваемых студентами в ходе лекции показывает, что это не так. Подробный электронный конспект выигрывает и по качеству содержания, и по наглядности. Однако, это не означает для студентов отказа от рукописного ведения конспекта, а лишь предполагает домашнюю работу над ним с применением учебников и материалов электронного ресурса.

• Первокурсники, как правило, испытывают проблемы из-за того, что темп изложения в вузе выше, чем в школе. Наличие электронного конспекта позволяет легче преодолеть этот барьер. Автоматически решается проблема пропуска лекций.

• Лектор получает возможность выстраивать общую линию практических занятий, размещая электронные материалы для семинаров.

Требуют анализа проблемы, возникающие при смешанном обучении.

• Наличие электронного курса создает у слабо успевающих студентов иллюзию лёгкости освоения курса. Они позже активно включаются в учебный процесс.

• Достаточно сложно оказалось научить студентов дополнять знания, полученные из электронного конспекта самостоятельно работая с учебником. Не помогает даже подробный список литературы, прилагаемый к материалам каждой лекции. Возможно, сказывается привычка молодого поколения находить всю необходимую инфор-

мацию в Интернете, не заботясь о качестве её источников.

• Проверка в ходе итоговой аттестации качества освоения типовых задач, разобранных в электронном конспекте, показала, что не более 20 процентов студентов самостоятельно изучили этот материал. Между тем, степень усвоения материала на аудиторных занятиях, оказалась существенно выше.

Особенности интерактивного общения преподавателей и студентов.

Особо хотелось бы остановиться на модной нынче форме интерактивного общения преподавателя и студентов. Необходимость и полезность этого инновационного приёма обучения кажется сильно преувеличенной. Практически никто из хорошо успевающих студентов не пытается задавать вопросы по Интернету - гораздо проще обсудить непонятные моменты после лекции. Преподаватель, между тем, вынужден постоянно отслеживать поступающие сообщения и отвечать на них, хотя все они касаются организационных вопросов и возникают из-за того, что студенты невнимательно изучают доступную им на электронном ресурсе информацию. Досадно тратить время на эту "инновационную форму обучения", прекрасно понимая, что новые стандарты лишают возможности посвятить это время традиционным аудиторным занятиям. Опыт коллег, разработавших и ведущих открытые дистанционные курсы [25-26], показывает, что подавляющий процент сообщений, приходящих автору курса, - своеобразный спам. Особенно разочаровывает ситуация с открытыми курсами, доступ к которым имеют все желающие. Любители общения в социальных сетях, заметим, имеющие на это время, очевидно, не занятое работой и учёбой, обрушиваются на автора, градом не имеющих отношения к курсу сообщений, здесь и псевдонаучные измышления и нелицеприятные высказывания в адрес преподавателей и известных учёных. Приходится терпеливо и вежливо отвечать. Вряд ли огромная работа по созданию МООС заслуживает подобной благодарности.

Очевидно, что возможность онлайн - общения с преподавателем, ведущим дистанционный курс, должна быть предоставлена только тем студентам, которые на этот курс зачислены под своими настоящими именами и фамилиями и имеют целью пройти определённую аттестацию по окончании этого курса.

Проблемы организации аттестационного тестирования при дистанционном обучении.

Интересным явился и опыт проведения промежуточных аттестаций в режиме тестирования в системе Moodle. Серьёзные временные затраты преподавателя по подготовке проверочных тестов мгновенно сводятся на нет умением современных студентов кооперироваться в сети, узнавать и распространять правильные ответы. Честно отвечающие студенты, к досаде своей, получают не столь высокие результаты. Для того, чтобы обес-

печить объективность оценки, необходимо подготовить тестовые материалы большом количестве, и ежегодно обновлять их. Тогда подобная дистанционная аттестация сможет претендовать на объективность, но наивно думать, что она приведёт к экономии трудозатрат преподавателя. В литературе обсуждаются варианты разработки контрольных материалов, предназначенных для сопровождения электронного курса [27].

Перечисленные проблемы касаются процесса внедрения дистанционных форм образования. Рано или поздно они каким-то образом будут решены. Но необходимо указать, что их решение -то есть внедрение дистанционного образования в полном объеме - само по себе породит серьезные социальные проблемы.

Неизбежные социальные проблемы, которые принесёт распространение дистанционного образования.

Наиболее важное значение представляет резкое увеличение давления на рынок труда. Прежде всего, дистанционное образование превращает преподавание, как в высшей, так и - на следующем этапе - в средней школе из массовой в элитарную профессию. Иными словами, будут востребованы очень немногие высококвалифицированные педагоги и специалисты - носители знания, некоторое количество обслуживающего персонала (техники, 1еагп-дизайнеры и т.п.), и все. Встает вопрос трудоустройства огромного количества педагогов, большинство из которых не готовы к резкой перемене образа жизни и характера деятельности.

Далее широкое распространение качественного дистанционного образования приведет к массови-зации и последующему обесцениванию наиболее востребованных и «перспективных» профессий. Здесь с уверенностью можно прогнозировать значительные автоколебания с очень быстрыми изменениями спроса и предложения - как в системе (электронного) образования, так и на рынке труда. На данный момент перечисленные проблемы не решены даже приблизительно, что существенно замедляет переход к развитому последовательному дистанционному образованию в стране.

Заключение

В работе проанализированы текущие сложности, связанные с внедрением дистанционных форм образования. Среди основных проблем, прежде всего, выделена недостаточная развитость в Российской Федерации нормативно-правовой базы в области дистанционного образования. Кроме того неотработанные технологии внедрения дистанционного образования могут привести к ошибкам, связанным с нарушением авторских прав.

Ещё не начато решение важнейшей для успеха е-1еаттд задачи - подготовки квалифицированных тьюторов для обслуживания дистанционных курсов. Другой важной проблемой с точки зрения авторов является отказ от психологически важного личного контакта ученика и учителя. Недостаточно

о о и и т

г

т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

м

01 Z

исследована принципиальная состоятельность массового дистанционного обучения. Безусловно, большая работа ещё предстоит и педагогам, и психологам. Не разработаны схемы организации модного сейчас интерактивного общения преподавателя и студентов, авторам кажется целесообразным разрешить участие в чатах только официально зарегистрированным слушателям. Отмечаются также социальные проблемы, которые неизбежно создаст массовое внедрение дистанционного обучения - многие педагоги среднего звена могут оказаться невостребованными, рынок труда переполнится выпускниками, выбравшими наиболее популярные специальности.

Таким образом, модное стремление быстро и широко внедрить дистанционное обучение несколько преждевременно, необходима серьёзная подготовка нормативно-правовой, методической, кадровой и социально-психологической основы для этой формы подготовки специалистов.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" URL:http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4 511a0f5d18289c6432/ /13.02.2019.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» URL:http://base.garant.ru/71770012/ 13.02.2019.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

URL:http://docs.cntd.ru/document/499072768 /13.02.2019.

4. Banerjee G., Murthy S. CUVIS: an interactive tool for instructors to create effective customized learning designs with visualizations // Australasian Journal of educational technology. 2018. V 34. № 2. 95-116. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.3773.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Робот читает лекции по философии в американском колледже. URL. http://www.edutainme.ru/post/bina48 /13.02.2019.

6. Аксенов А.М. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс // Вестник Брянского государственного университета. 2013. №1. С.13-15.

7. Скворцов А.А. Эволюция и внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс студента в наукоемкой образовательной среде // Вестник ТГУ. 2015. №1 (141). С. 19.

8. Бостанов Р.А., Гербеков Х.А., Халкечева И.Т. Возможности дистанционных образовательных

технологий для повышения качества и доступности обучения // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. №3. С.365-370.

9. Калинина С.Д., Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2015. №1. С.11-15.

10. Кравченко Г.В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования // Известия АлтГУ. 2014. №2 (82). С. 22-25.

11. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Хозерова Т.П., Шкунова А.А. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды Moodle в контексте смешанного обучения // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №5 . С.1-5.

12. Буханова Н.В., Кузьмин К.В., Петрова Л.Е., Чемезов С.А. Стандарты качества дистанционного образования в высшей школе: сравнительный анализ Канады и России // Образование и наука. 2015. №7 (126). С.135-152.

13. Никитина М.С. Преподаватель как субъект образовательного процесса в системе смешанного обучения // Научный журнал КубГАУ - Scientific-JournalofKubSAU. 2013. №86. C. 1-10.

14. Henri M., Johnson M.D., Nepal A review of competency-based learning: tools, assessments, and recommendations // Journal of engineering education. 2017. V106. №4. P. 607-638. D0I:10.1002/jee.20180.

15. Alonso-Díaz L., Yuste-Tosina R. Constructing a grounded theory of e-learning assessment // Journal of educational computing research. 2015. V53. №3 P. 315-344. DOI: 10.1177/0735633115597868.

16. Al-Azawei A., Parslow P., Lundqvist K. Investigation the effect of learning styles in a blended e-learning system: an extension of the technology acceptance model (TAM) // Australasian Journal of educational technology. 2017. V 33. № 2. 1-23. D0I:https://doi.org/10.14742/ajet.2741.

17. Laurie A Chapin. Australian university students' access to web-based lecture recordings and the relationship with lecture attendance and academic performance // Australasian Journal of educational technology. 2018. V 34. № 5. P 1-12. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.2989.

18. Jeanette Lyn Fung Choy, Choon Lang Quek. Modelling relationships between students' academic achievement and community of inquiry in an online learning environment for a blended course // Australasian Journal of educational technology. 2016. V 32. № 4. P 106-124. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.2500

19. Novkovic Cvetkovic B., Stanojevic D. Educational needs of teacher for introduction and application of innovative models in educational work to improve teaching.//International Journal of cognitive research in science, engineering and education.2017. V. 5. №1. P 49-56. D0I:10.5937/ijcree1701049N.

20. Nadine de Metz, Adele Bezuidenhout . An importance-competence analysis of the roles and competencies of e-tutors at an open distance learning institution // Australasian Journal of educational tech-

nology. 2018. V 34. № 5. P 27-43. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.3364.

21. Makarova E.A., Makarova E.L.Blending pedagogy and digitaltechnology to transform educational environment // International Journal of cognitive research in science, engineering and education. 2018. V. 6. №2. P 57-66. DOI:10.5937/ijcree180257M

22. Chen H.-R. Assessment of learners attention to e-learning by monitoring facial expressions for computer network courses // Journal of educational computing research. 2012. V47. №4 P. 371-385.

23. Wu-Yuin Hwang, Yueh-Min Huang, Rustam Shadiev, Sheng-Yi Wu, Shu-Lin Chen. Effects of using mobile devices on English listening diversity and speaking for EFL elementary students //Australasian Journal of educational technology. 2014. V 30. № 5 . P 503-516. D0I:https://doi.org/10.14742/ajet.237.

24. Gary Cheng, Yuanyuan Guan, Juliana Chau. An empirical study towards understanding user acceptance of bring your own device (BYOD) in higher education // Australasian Journal of educational technology. 2016. V 32. № 4 . P 1-17. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.2792.

25. Chirtsov A.S. Physical optics ["Electronic resource]. / Open Education [Site] - Access Mode: https://openedu.ru/course/ITMOUniversity/PHYOPT/ (circulation date 13.02.2019).

26. Chirtsov A.S. Multi-level interactive physics course [Electron resource] / Utube [Site] - Access mode https://www.youtube.com/channel/ UC8KoVY1Rk1ygj5bRCJDLL_g/playlists?view_as=su bscriber&sort=dd&shelf_id=10&view=50 (circulation date 13.02.2019).

27. Garreta-Domingo M., Hernández-Leo D., Sloep P.B. Evaluation to support learning design: lessons learned in a teacher training MOOC // Australasian Journal of educational technology. 2018. V 34. № 2. 56-77. DOI:10.14742/ajet.3768.

Distance learning. Fundamental problems. The testing experience at a technical University Pereslegin S.B., Korolev A.A., Kurashova S.A.

International research Institute for management problem, Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics The paper analyzes the role, importance and objectives of distance education in general and natural science on-line training at a technical University in particular. Among the obvious advantages of e-education is that it is able to reach large audiences and provide an opportunity for students to choose different educational paths. General methodological, organizational and psychological problems of distance education are discussed: insufficient legal framework and the impossibility of its rapid development, the inability to comply with copyright, the lack of professional Tutors to accompany the distance course. The positive aspects of the introduction of a mixed full-time distance course of Physics at ITMO University are noted: an increase of the material presentation intensity without loss in the quality of assimilation, the opportunity for the lecturer to place materials for practical training. The specific difficulties of using a mixed course are considered: psychological unwillingness of students to engage in systematic, the complexity of the organization of objective remote control. The results of the work may be of interest to teachers of technical universities seeking to introduce distance and mixed courses in general, and Physics courses in particular. Key words: higher education, distance learning, "blended"-learning, development of educational materials, quality control of distance education, evaluation and certification, tutoring.

Referenses

1. Federal Law 273-FZ, dated 29 Dec. 2ü12,"On education in the

Russian Federation"

URL:http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d 18289c6432/ /13.02.2019.

2. Order №816 of the Ministry of Education and Science (Russia),

dated 21 Aug. 2017, " On approval of the Procedure for the application of organizations engaged in educational activities, e-learning, distance educational technologies in implementation of educational programs" URL:http://base.garant.ru/71770012/ 13.02.2019.

3. Order № 22 of the Ministry of Education and Science (Russia),

dated 20 Jan. 2014, "On the approval of lists of professions and specialties of secondary vocational education, implementation of educational programs on which it is not allowed with application of exclusively electronic training, distance educational technologies". URL:http://docs.cntd.ru/document/499072768 /13.02.2019.

4. Banerjee G., Murthy S. CUVIS: an interactive tool for instructors

to create effective customized learning designs with visualizations // Australasian Journal of educational technology. 2018. V 34. № 2. 95-116. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.3773.

5. The robot lectures on philosophy at the American College. URL.

http://www.edutainme.ru/post/bina48 /13.02.2019.

6. Acsyonov A.M. Introduction of remote technologies in the educa-

tional process // The Bryansk State University Herald. 2013. №1. P.13-15.

7. Skvortsov A.A. Evolution and implementation of distance learning

technologies in the educational process of the student in the knowledge-based educational environment // Tomsk State University Journal. 2015. №1 (141). P. 1-9.

8. Bostanov R.A., Gerbekov H. A., Khalkecheva I.T. Opportunities

of distance learning technologies to improve the quality and availability of education // RUDN Journal of Informatization in Education. 2017. №3. P.365-370.

9. Kalinina S.D., Prerequisites for the use of distance learning tech-

nologies in higher education // Pedagogical Education in Russia. 2015. №1. P.11-15.

10. Kravchenko G.V. Using the blended learning model in higher education // Izvestiya of Altai State University. 2014. №2 (82). P. 22-25.

11. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Khozerova T.P., Shkunova A.A. Advantages and possibilities of using remote technologies by means of Moodle environment in the context of blended learning // Naukovedenie. 2014. №5 . P.1-5.

12. Bukhanova N.V., Kuzmin K.V., Petrova L.E., Chemezov S.A. Quality standards of distance education in higher education: comparative analysis of Canada and Russia // The Education and science journal. 2015. №7 (126). P.135-152.

13. Nikitina M.S. Teacher as a subject of the educational process in the system of blended learning // ScientificJournalofKubSAU. 2013. №86. P. 1-10.

14. Henri M., Johnson M.D., Nepal A review of competency-based learning: tools, assessments, and recommendations // Journal of engineering education. 2017. V106. №4. P. 607-638. DOI:10.1002/jee.20180.

15. Alonso-Díaz L., Yuste-Tosina R. Constructing a grounded theory of e-learning assessment // Journal of educational computing research. 2015. V53. №3 P. 315-344. DOI: 10.1177/0735633115597868.

16. Al-Azawei A., Parslow P., Lundqvist K. Investigation the effect of learning styles in a blended e-learning system: an extension of the technology acceptance model (TAM) // Australasian Journal of educational technology. 2017. V 33. № 2. 1-23. DOI:https://doi.org/10.14742/ajet.2741.

17. Laurie A Chapin. Australian university students' access to web-based lecture recordings and the relationship with lecture attendance and academic performance // Australasian Journal of educational technology. 2018. V 34. № 5. P 1-12. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.2989.

18. Jeanette Lyn Fung Choy, Choon Lang Quek. Modelling relationships between students' academic achievement and community of inquiry in an online learning environment for a blended course // Australasian Journal of educational technology. 2016. V 32. № 4. P 106-124. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.2500

19. Novkovic Cvetkovic B., Stanojevic D. Educational needs of teacher for introduction and application of innovative models in educational work to improve teaching.//International Journal of

o o oo ■o m 5 m

O m n m b A

X £ m O

x O m

O DI ■o A u o 00 A X X m

cognitive research in science, engineering and education.2017. V. 5. №1. P 49-56. DOI:10.5937/ijcree1701049N.

20. Nadine de Metz, Adele Bezuidenhout . An importance-competence analysis of the roles and competencies of e-tutors at an open distance learning institution // Australasian Journal of educational technology. 2018. V 34. № 5. P 27-43. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.3364.

21. Makarova E.A., Makarova E.L.Blending pedagogy and digital-technology to transform educational environment // International Journal of cognitive research in science, engineering and education. 2018. V. 6. №2. P 57-66. DOI:10.5937/ijcree180257M

22. Chen H.-R. Assessment of learners attention to e-learning by monitoring facial expressions for computer network courses // Journal of educational computing research. 2012. V47. №4 P. 371-385.

23. Wu-Yuin Hwang, Yueh-Min Huang, Rustam Shadiev, Sheng-Yi Wu, Shu-Lin Chen. Effects of using mobile devices on English listening diversity and speaking for EFL elementary students //Australasian Journal of educational technology. 2014. V 30. № 5 . P 503-516. D0I:https://doi.org/10.14742/ajet.237.

24. Gary Cheng, Yuanyuan Guan, Juliana Chau. An empirical study towards understanding user acceptance of bring your own device (BYOD) in higher education // Australasian Journal of educational technology. 2016. V 32. № 4 . P 1-17. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.2792.

25. Chirtsov A.S. Physical optics ["Electronic resource]. / Open Education [Site] - Access Mode: https://openedu.ru/course/ITMOUniversity/PHYOPT/ (circulation date 13.02.2019).

26. Chirtsov A.S. Multi-level interactive physics course [Electron resource] / Utube [Site] - Access mode https://www.youtube.com/channel/

UC8KoVY1Rk1ygj5bRCJDLL_g/playlists?view_as=subscriber& sort=dd&shelf_id=10&view=50 (circulation date 13.02.2019).

27. Garreta-Domingo M., Hernández-Leo D., Sloep P.B. Evaluation to support learning design: lessons learned in a teacher training MOOC // Australasian Journal of educational technology. 2018. V 34. № 2. 56-77. DOI:10.14742/ajet.3768.

o w

M ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.