Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ДЕФЕКТОЛОГИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / DISTANCE EDUCATION / ONLINE EDUCATION / NEUROREHABILITATION / STUDENTS-DEFECTOLOGISTS / TRAINING OF FUTURE DEFECTOLOGISTS / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PLATFORMS / HEALTH PRESERVING TECHNOLOGIES / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATIZATION OF EDUCATION / CHILDREN'S HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Ольга Святославна, Иванова Галина Евгеньевна, Крыжановская Елена Борисовна, Кудрявцева Елена Леонидовна, Ларина Ольга Данииловна

Быстро меняющаяся действительность современного мира диктует свои правила. Внезапно информационно - технические возможности стали не просто помощником в образовательном процессе, но и буквально спасением в вынужденном перемещении учебного пространства на интернет - платформы, тем самым актуализировав возможности и особенности дистанционного образования, его достоинства и недостатки, пути их решения и направления развития. В статье рассматриваются обозначенные дискуссионные вопросы в разрезе восприятия дистанционного образования преподавателями и студентами. Приведены данные исследования эффективности организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения, проведенного магистрантами дефектологического факультета Московского государственного педагогического университета. Цель исследования - проанализировать с точки зрения дидактики использование информационных технологий как ресурса для образования и оценить значимость принципиально нового подхода к обучению студентов очного отделения. Исследование осуществлялось в три этапа, включающих разработку тестов в области нейрореабилитации; выполнение тестовых заданий магистрантами в условиях разной интенсивности нагрузки и меняющегося временного контекста; анкетирование участников исследования для получения обратной связи и оценки дистанционного образования, выявления проблем и поиска путей оптимизации новой формы обучения. В результате исследования было установлено, что магистранты успешно справляются с задачами дистанционно, проявляют высокий уровень заинтересованности, мотивированности и самоорганизованности. Задания студентами выполнялись в 95 % случаев в срок и на высоком уровне. Магистранты относятся к дистанционному образованию ответственно, активно изучают материал, интересуются дополнительной литературой, вносят конструктивные предложения для улучшения педагогического процесса. Среди проблемных моментов, требующих доработки и совершенствования, отмечены технические возможности; способы взаимодействия с педагогами; регулирование единомоментной учебной нагрузки обучающимся. В условиях критической нагрузки снижаются темп и качество выполнения заданий, отмечаются негативные эмоциональные реакции, ухудшающие качество учебного процесса. В процессе анкетирования участники исследования поднимали вопрос о здоровьесберегающих технологиях и высказывали пожелания об оптимизации учебного процесса, рассматривая их как основу повышения его эффективности в стремлении к качественному преподаванию и успешному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Ольга Святославна, Иванова Галина Евгеньевна, Крыжановская Елена Борисовна, Кудрявцева Елена Леонидовна, Ларина Ольга Данииловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION AS VIEWED BY STUDENTS-DEFECTOLOGISTS

The rapidly changing reality of the modern world dictates its own rules. Out of the blue, information - technological opportunities have not just become a helping tool in the education process but, literally, a salvation in relocating education onto Internet platforms, thus actualizing the opportunities and specific features of distant education, its advantages and disadvantages, problem solutions and development trajectories. The article deals with these debatable issues in terms of the attitude to distance education of teachers and students. It contains the data obtained by the study of effectiveness of organization of the education process under the conditions of distance education carried out by the master's degree students of the Defectological Faculty of Moscow State Pedagogical University. The aim of the study was to analyze the use of information technologies as an education resource from the point of view of didactics and to assess the significance of a principally new approach to teaching daytime students. The study embraced three stages including designing tests in the field of neurorehabilitation; doing tests by master's degree students in the situations of variable intensity and changeable time context; questioning the investigation participants in order to establish feedback and assess distance education, to reveal the problems and to search for the ways for optimization of this new form of education. The study has revealed that the master's degree students cope with the distance education tasks successfully and demonstrate a high level of enthusiasm, motivation and self - organization. In 95% of all cases, the tasks were completed in time and correctly. The master's degree students treat distance education with responsibility, study the material actively, show interest in additional literature, and make constructive suggestions to improve the pedagogical process. Problematic issues which need amendment and improvement include technical opportunities; means of interaction with the pedagogues; and regulation of the current learning load by the students. Under the conditions of critical load, we observe lower tempo and poorer quality of task performance and negative emotional responses deteriorating the quality of the education process. While filling out the questionnaires, the participants raised the question about health - preserving technologies and made suggestions about the optimization of the learning process regarding them as a basis of improvement of its effectiveness in the movement towards high quality teaching and successful acquisition of knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ»

УДК 378.147 ББК Ч448.902.638

DOI 10.26170/sp20-03-12 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.03

О. С. Орлова, Г. Е. Иванова, Е. Б. Крыжановская, Е. Л. Кудрявцева, О. Д. Ларина, О. В. Миркина

Москва, Россия

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация. Быстро меняющаяся действительность современного мира диктует свои правила. Внезапно информационно-технические возможности стали не просто помощником в образовательном процессе, но и буквально спасением в вынужденном перемещении учебного пространства на интернет-платформы, тем самым актуализировав возможности и особенности дистанционного образования, его достоинства и недостатки, пути их решения и направления развития. В статье рассматриваются обозначенные дискуссионные вопросы в разрезе восприятия дистанционного образования преподавателями и студентами. Приведены данные исследования эффективности организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения, проведенного магистрантами дефектологического факультета Московского государственного педагогического университета. Цель исследования — проанализировать с точки зрения дидактики использование информационных технологий как ресурса для образования и оценить значимость принципиально нового подхода к обучению студентов очного отделения. Исследование осуществлялось в три этапа, вклю-

O. S. Orlova, G. E. Ivanova, E. B. Kryzhanovskaya, E. L. Kudryavtseva, O. D. Larina, O. V. Mirkina

Moscow, Russia

DISTANCE EDUCATION AS VIEWED BY STUDENTS-DEFECTOLOGISTS

Abstract. The rapidly changing reality of the modern world dictates its own rules. Out of the blue, information-technological opportunities have not just become a helping tool in the education process but, literally, a salvation in relocating education onto Internet platforms, thus actualizing the opportunities and specific features of distant education, its advantages and disadvantages, problem solutions and development trajectories. The article deals with these debatable issues in terms of the attitude to distance education of teachers and students. It contains the data obtained by the study of effectiveness of organization of the education process under the conditions of distance education carried out by the master's degree students of the Defectological Faculty of Moscow State Pedagogical University. The aim of the study was to analyze the use of information technologies as an education resource from the point of view of didactics and to assess the significance of a principally new approach to teaching daytime students. The study embraced three stages including designing tests in the field of neurorehabilitation; doing tests by master's degree students in the situations of variable intensity and changeable time context; questioning the

чающих разработку тестов в области нейрореабилитации; выполнение тестовых заданий магистрантами в условиях разной интенсивности нагрузки и меняющегося временного контекста; анкетирование участников исследования для получения обратной связи и оценки дистанционного образования, выявления проблем и поиска путей оптимизации новой формы обучения. В результате исследования было установлено, что магистранты успешно справляются с задачами дистанционно, проявляют высокий уровень заинтересованности, мотивированности и самоорганизованности. Задания студентами выполнялись в 95 % случаев в срок и на высоком уровне. Магистранты относятся к дистанционному образованию ответственно, активно изучают материал, интересуются дополнительной литературой, вносят конструктивные предложения для улучшения педагогического процесса. Среди проблемных моментов, требующих доработки и совершенствования, отмечены технические возможности; способы взаимодействия с педагогами; регулирование единомоментной учебной нагрузки обучающимся. В условиях критической нагрузки снижаются темп и качество выполнения заданий, отмечаются негативные эмоциональные реакции, ухудшающие качество учебного процесса. В процессе анкетирования участники исследования поднимали вопрос о здоровьесбере-гающих технологиях и высказывали пожелания об оптимизации учебного процесса, рассматривая их как основу повышения его эффективности в стремлении к качественному преподаванию и успешному обучению.

Ключевые слова: дистанционное образование; онлайн-обучение; ней-

investigation participants in order to establish feedback and assess distance education, to reveal the problems and to search for the ways for optimization of this new form of education. The study has revealed that the master's degree students cope with the distance education tasks successfully and demonstrate a high level of enthusiasm, motivation and self-organization. In 95% of all cases, the tasks were completed in time and correctly. The master's degree students treat distance education with responsibility, study the material actively, show interest in additional literature, and make constructive suggestions to improve the pedagogical process. Problematic issues which need amendment and improvement include technical opportunities; means of interaction with the pedagogues; and regulation of the current learning load by the students. Under the conditions of critical load, we observe lower tempo and poorer quality of task performance and negative emotional responses deteriorating the quality of the education process. While filling out the questionnaires, the participants raised the question about health-preserving technologies and made suggestions about the optimization of the learning process regarding them as a basis of improvement of its effectiveness in the movement towards high quality teaching and successful acquisition of knowledge and skills.

Keywords: distance education; online education; neuro-rehabilitation; stu-

рореабилитация; студенты-дефекто-логи; подготовка будущих дефекто-логов; информационные технологии; образовательные платформы; здо-ровьесберегающие технологии; информационная образовательная среда; информатизация образования; здоровье детей.

Сведения об авторе: Орлова Ольга Святославна, профессор, доктор педагогических наук.

Место работы: профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ); ведущий научный сотрудник отдела медицинской реабилитации ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехноло-гий Федерального медико-биологического агентства»; главный научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУ НМИЦО ФМБА России).

Контактная информация: 119571, ауд. 741.

E-mail: os_orlova@mail.ru.

Сведения об авторе: Иванова Галина Евгеньевна, профессор, доктор медицинских наук.

Место работы: заведующий кафедрой медицинской реабилитации факультета дополнительного профессионального образования ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России; зав. отделом медицинской реабилитации НИИ цереброваскуляр-ной патологии и инсульта ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейро-технологий Федерального медико-биологического агентства России».

dents-defectologists; training of future defectologists; information technologies; educational platforms; health preserving technologies; information educational environment; informatization of education; children's health.

About the author: Orlova Ol'ga Svyatoslavna, Professor, Doctor of Pedagogy.

Place of employment: Professor of Department of Logopedics, Moscow State Pedagogical University (MPGU); Leading Researcher at Department of Medical Rehabilitation of the "Federal Center for Brain Research and Neurotechnologies of the Federal Medical Biological Agency»;. Principal Researcher of the "National Medical Research Center of Otorhinolaryngology of the Federal Medical Biological Agency".

Россия, Москва, пр-т Вернадского, 88,

About the author: Ivanova Galina Evgen'evna, Professor, Doctor of Medicine.

Place of employment: Head of Department of Medical Rehabilitation of the Faculty of Supplementary Medical Education of Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia; Scientific Research Institute of Vascular Pathology of Brain and Stroke of the Federal State Institution "Federal Center for Brain Research and Neurotechnologies of the Federal Medical Biological Agency".

Контактная информация: 117437, стр. А7001.

E-mail: reabilivanova@mail.ru.

Сведения об авторе: Крыжанов-ская Елена Борисовна.

Место работы: руководитель проекта «Выбор пути», ООО «ПРО Бизнес Системс», Москва; магистрант, кафедра логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МШУ).

Контактная информация: 119571, ауд. 741.

E-mail: waypick@probiz.pro.

Сведения об авторе: Кудрявцева Елена Леонидовна, учитель-логопед.

Место работы: логопедический центр «Буду говорить», Москва; магистрант, кафедра логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).

Контактная информация: 119571, ауд. 741.

E-mail: kudryavceva_mari@mail.ru.

Сведения об авторе: Ларина Ольга Данииловна, доцент.

Место работы: доцент кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), старший научный сотрудник отдела медицинской реабилитации ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехноло-гий Федерального медико-биологического агентства».

Контактная информация: 119571, ауд. 741.

E-mail: od.larina@mpgu.su.

Сведения об авторе: Миркина Олеся Викторовна, учитель-логопед.

Россия, Москва, Островитянова, д. 1,

About the author: Kryzhanovskaya Elena Borisovna.

Place of employment: Leader of the Project "Vybor Puti", "PRO Business Systems" LLC, Moscow; Master's Degree Student, Department of Speech Therapy, Moscow State Pedagogical University (MPGU).

Россия, Москва, пр-т Вернадского, 88,

About the author: Kudryavtseva Elena Leonidovna, Teacher-Logopedist.

Place of employment: Logopedic Center "I will speak", Moscow; PostGraduate Student, Department of Speech Therapy, Moscow State Pedagogical University (MPGU), Moscow, Russia.

Россия, Москва, пр-т Вернадского, 88,

About the author: Larina Ol'ga Daniilovna, Associate Professor.

Place of employment: Associate Professor of Department of Speech Therapy, Moscow State Pedagogical University (MPGU); Senior Researcher at the Department of Medical Rehabilitation of the "Federal Center for Brain Research and Neurotechnologies of the Federal Medical Biological Agency".

Россия, Москва, пр-т Вернадского, 88,

About the author: Mirkina Olesya Viktorovna, Teacher-Logopedist.

Место работы: центр развития ребенка «Планета детства», Реутов; магистрант кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).

Контактная информация: 119571, ауд. 741.

E-mail: slay75@inbox.ru.

Place of employment: Center for Childhood Planning, Reutov; Post-Graduate Student, Department of Speech Therapy, Moscow State Pedagogical University (MPGU), Moscow, Russia. Россия, Москва, пр-т Вернадского, 88,

Будущее всегда приходит слишком быстро и в неправильном порядке.

Неграмотными людьми 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.

Элвин Тоффлер

Дистанционное обучение внезапно стало не просто одним из возможных вариантов получения знаний, а необходимостью, продиктованной временем и обстоятельствами. В условиях, когда дистанционный формат сделался основной формой обучения, очевидно, что такая форма учебного процесса займет достаточно прочную позицию в современном информационном обществе.

Исторически человек всегда стремился преобразовать мир для большего удовлетворения своих потребностей. Несомненно, появление Интернета в середине 1990-х гг. открыло много возможностей. Инновационные технологии стали инструментом для улучшения качества жизни человека и более эффективного решения проблем.

В проблемном поле повышения качества образования, где инновационные технологии меняют модели обучения и преподавания, содержание и программно-методическое обеспечение являются ключевыми моментами процесса обучения. Широкий доступ к информации способствует развитию новых образовательных технологий, включая дистанционное образование. Пионеры в области дистанционного обучения появились еще в прошлом веке: Университет Южной Африки начал предлагать дистанционные образовательные курсы в 1946 г. В России дистанционное обучение развивается с 90-х гг. XX в. Поступательно менялись возможности и концепции данной формы обучения, пока особые условия современного

© Орлова О. С., Иванова Г. Е., Крыжановская Е. Б., Кудрявцева Е. Л., Ларина О. Д., Миркина О. В., 2020

мира не послужили катализатором крупномасштабного изменения всей системы образования, выдвинув дистанционные технологии на передний план.

В одном из первых нормативных документов в области дистанционного образования, «Концепции создания и развития дистанционного обучения в Российской Федерации» [1], дано определение дистанционного образования как комплекса образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Дистанционное образование — одна из форм непрерывного образования, призванная реализовать права человека на образование и получение информации. Концепция в силу недостаточной подготовленности материально-технической базы на то время не была реализована, но послужила хорошей отправной точкой дальнейшего развития дистанционного образования и его правовой основы.

В нормативно-правовых документах, в частности, в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской

Федерации», в статье 16 сформулированы как требования к условиям реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и, в соответствии со статьей 17, формы получения образования, обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки, что определяется соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено указанным федеральным законом. Для обеспечения процесса образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные), обеспечивающие доступ к информационным ресурсам по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), что прописано в статье 18 вышеуказанного закона [19].

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использование инструментов гипермедиа для асинхронного обучения приобретают иное значение в новых рамках российского про-

странства высшего образования. Преподаватели могут использовать инвертированные стратегии обучения для создания видеоуроков, которые студенты могут смотреть дома. Используя асинхронный опыт онлайн-обучения, которое является более гибким и удобным, обучающиеся могут выполнять учебные задания, которые демонстрируют их понимание в соответствии с графиком.

Дистанционное образование вызывает массу споров в профессиональной среде, специалисты высказывают полярные мнения от категорического неприятия подобной формы обучения до предложений полностью перейти на нее.

Министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков оценил организацию дистанционного обучения в российских университетах в условиях эпидемии коронавируса. На заседании рабочей группы он заявил: «Моя оценка — университеты справились и в большинстве своем организовали обучение. Да, есть сложности, есть определенный сегмент работников, кому тяжело приспособиться и быстро начать использовать цифровые технологии. Но даже они, мне кажется, адаптировались», — приводит его слова газета «Известия» в сообщении от 10 апреля 2020 г. [18].

Ректор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государст-

венный университет» (МИГУ) А. В. Лубков в своих комментариях по поводу реализации дистанционного образования говорит о возникновении некоторых сложностей при резком переходе на новую форму организации учебного процесса, с которыми учебное заведение благополучно справилось. Остается еще ряд вопросов технического и методического характера, как у студентов, так и у преподавателей, решаемых посредством специально созданной формы обратной связи [11, с. 2].

По мнению ректора Московского государственного университета (МГУ) академика В. А. Са-довничего, вузы справились с переходом на дистанционное обучение в условиях кризисной ситуации: «Было несколько шоковых дней, когда преподавателям и студентам было трудно. Но есть факт: жалоб со стороны ребят на организацию обучения практически нет. Конечно, им трудно, много заданий, да и преподаватели говорят, что пришлось много готовиться уже для другого формата работы. Ведь одно дело — ходить и читать лекцию у доски, а другое — поставить конкретную задачу и разобрать ее, получить ответ студента. Результатом этого периода будет, безусловно, повышение роли дистанционного образования и его возможностей» (из ин-

тервью 28 апреля 2020 г. представителю государственного информационного агентства России ТАСС [1]).

В условия экстренного перехода на дистанционную форму обучения высшими учебными заведениями была в кратчайшие сроки проделана значительная работа, однако вопросы качества и эффективности такого вида обучения остаются дискуссионными. Сайты и платформы для онлайн-обучения «рушатся», преподаватели не справляются, студенты в растерянности, родители недовольны.

К основным потенциальным проблемам дистанционного обучения можно отнести:

- отсутствие технических возможностей у обучающихся;

- низкую компьютерную грамотность некоторых родителей, учеников и преподавателей;

- низкое качество работы большинства сервисов, рекомендуемых учебным заведением;

- критерии оценки работы учащихся;

- несовершенство доступных программ для онлайн-общения учащегося и преподавателя;

- частую подмену понятий «дистанционное обучение», «онлайн-обучение» и «самообучение»;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- стрессовое состояние участников учебного процесса.

Однако для дистанционного образования характерен ряд положительных моментов:

- возможность получения образования независимо от территориальной привязки и особенностей здоровья;

- индивидуализация образовательного маршрута с более комфортными временными рамками выполнения заданий;

- широкие информационные возможности;

- применение современных технологий для нейростимуляции и контроля учебного процесса.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что факторы риска, связанные с дистанционным учебным процессом, можно разделить на три категории:

1) неизбежные, с которыми необходимо считаться, причем их нет способа изменить;

2) корректируемые, действие которых можно в некоторых случаях регулировать;

3) устранимые, негативное действие которых можно снизить или нейтрализовать.

В процессе обучения необходимо учитывать неизбежные, ослаблять воздействие корректируемых и избавляться от устранимых факторов [20].

В рамках магистерской программы «Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с

нарушениями коммуникации» на базе Московского педагогического государственного университета студентам-магистрантам первого курса было предложено провести исследование по эффективности дистанционного обучения в условиях самоизоляции. В исследовании приняли участие 24 обучающихся — студенты одной группы, которые были разделены на три подгруппы, каждая из которых включала 7 участников исследования и одного модератора.

Цель исследования — проанализировать с точки зрения дидактики использование информационных технологий как ресурса для образования и оценить значимость принципиально нового подхода к обучению студентов очного отделения.

Исходя из цели, были сформулированы задачи:

1) выявить проблемы восприятия и выполнения задания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) определить эффективность подачи материала в виде тестовых заданий;

3) оценить работоспособность и мотивированность слушателей;

4) разработать пути решения возникающих проблем и способы повышения эффективности учебного процесса;

5) определить с использованием обратной связи проблемы, претензии, предложения, просьбы.

Исследование проводилось в течение месяца в несколько этапов.

I. На первом этапе все магистранты получили одинаковое задание по разработке обучающих тестов в проблемном поле нейрореабилитации, к составлению которых предъявлялись определенные жесткие требования. Студенты, первыми представившие тесты и выполнившие их тщательно и грамотно, стали модераторами дальнейшего этапа исследования. Всего магистрантами было подготовлено десять тестов по двадцать вопросов в каждом по изучаемой программе «Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушениями коммуникации». Разработанный модераторами на первом этапе комплекс тестовых заданий был предложен участникам исследования на втором этапе. В тестовые задания вошли проблемные темы нейрореабили-тации: афазия; неречевая симптоматика при афазии; нарушения письма при афазии; афазия в Международной классификации болезней (МКБ) и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ); реабилитация пациентов с афазией; когнитивные функции; заболевания нервной системы, вызывающие когнитивные нарушения; дизартрия в МКБ и МКФ; дизартрия у взрослых — диагностика и реабилитация; реабилитация после инсульта.

II. На втором этапе осуществлялось тестирование участников (21 магистрант) по подгруппам в условиях мягкого и жесткого временного контекста. Каждая подгруппа выполняла три обязательных теста и один дополнительный (по желанию). Оговаривались индивидуальные сроки и объем выполнения тестов по подгруппам. Задания выдавались подгруппам по разным схемам.

• Первая подгруппа (ПП) получила все четыре теста одновременно.

• Вторая подгруппа (ВП) получила два теста сразу и два теста через четыре дня.

• Третья подгруппа (ТП) получала новый тест по мере выполнения предыдущего. Сначала тесты выдавались в

мягком временном контексте с условием сдачи по мере выполнения. Через два дня мягкий контекст менялся на жесткий с указанием конкретного времени завершения.

III. На третьем этапе было проведено анкетирование магистрантов с целью изучения отношения к дистанционному обучению: характеру задания, объемам, срокам выполнения; также предлагалось сформулировать пожелания. В результате анкетирования оценивались:

- обратная связь в виде откликов от участников исследования;

- работа подгруппы в общем и каждого участника по отдельности;

- сроки выполнения и заинтересованность в работе;

- инициатива и конструктивные предложения.

В данной публикации мы хотим представить анализ временного контекста подготовки ответов студентами и эффективности способа подачи задания преподавателем (модератором), остальные критерии исследования будут описаны в следующих публикациях по проблемам дистанционного образования.

На первом этапе магистрантами были составлены тестовые задания таким образом, что в интернет-источниках найти информацию, содержащую прямой ответ, было затруднительно или практически невозможно. Для решения тестов требовался аналитический подход с качественным изучением научной литературы в рамках программы обучения. Список литературы, необходимой для решения тестов, модераторы предоставляли в подгруппах по запросу участников исследования.

На втором этапе исследования выяснилось, что продуктивность работы магистрантов менялась в зависимости от объема нагрузки. Относительно низкая исходная нагрузка постепенно предложенных заданий (по одному или по два в ВП и ТП) показала большее

количество выполнений по сравнению с одномоментной выдачей четырех тестов (ММ). По мере увеличения нагрузки активность выполнения задания снижалась, что отражалось на времени представления тестов. Сроки сдачи устанавливались после получения за-

даний по всем подгруппам: 4 дня на выполнение первого теста и по два дня на каждый последующий тест. Наиболее продуктивная работа по всем подгруппам наблюдалась при определении конкретного объема работы с фиксированными сроками сдачи (табл. 1).

Таблица 1

Готовность тестов и количество ошибок по подгруппам

№ участника Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 (дополнительный) Комментарии

ПП

1 в срок — 1 в срок — 2 в срок — 1 в срок — 0 Тест 1. Афазия. Тест 2. Неречевая симптоматика при

2 в срок — 0 в срок — 2 в срок — 1 в срок — 0 афазии. Тест 3. Нарушения письма при афазии. Тест 4. Реабилитация пациентов с афазией.

3 в срок — 0 в срок — 2 в срок — 1 в срок — 0

4 досрочно — 1 досрочно — 6 досрочно — 4 не сдан — От студентов: 1) запрос литературы по темам

5 в срок — 0 в срок — 2 в срок — 1 в срок — 0 тестов; 2) уточняющие вопросы по фор-

6 в срок — 0 в срок — 2 в срок — 2 в срок — 0 просов в тестах; 3) уточняющие вопросы по способу оценки задания.

7 в срок — 0 в срок — 2 досрочно — 1 в срок — 0

ВП

1 в срок — 6 досрочно 2 досрочно — 3 досрочно — 7 Тест 1. Когнитивные функции. Тест 2. Заболевания нервной сис-

2 досрочно — 6 досрочно 5 в срок — 10 в срок — 4 темы, вызывающие когнитивные нарушения.

№ участника Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 (дополнительный) Комментарии

ВП (окончание)

3 досрочно — 5 досрочно — 4 в срок — 6 в срок — 3 Тест 3. Дизартрия в МКБ и МКФ. Тест 4. Реабилитация пациентов с афазией. От студентов:

4 в срок — 10 в срок — 5 в срок — 6 в срок — 0

5 в срок — 4 досрочно — 5 в срок — 6 в срок — 7 1) запрос литературы по темам тестов; 2) уточняющие вопросы по формулировкам вопросов в тестах.

6 в срок — 8 в срок — 9 с опозданием 6 в срок — 0

7 в срок — 6 досрочно — 2 в срок — 3 в срок — 6

ТП

1 досрочно — 0 досрочно — 3 в срок — 0 в срок — 1 Тест 1. Афазия в МКБ и МКФ. Тест 2. Дизартрия

2 не сдан не сдан не сдан не сдан у взрослых. Диагностика и реабили-

3 в срок — 2 в срок — 2 в срок — 3 в срок — 3 тация. Тест 3. Реабилита-

4 досрочно — 1 в срок — 3 в срок — 9 в срок — 2 ция после инсульта. Тест 4. Реабилитация пациентов с

5 с опозданием — 0 с опозданием — 5 в срок — 8 в срок — 0 афазией. От студентов:

6 досрочно — 3 в срок — 3 в срок — 3 в срок — 2 уточняющие вопросы по срокам сдачи, системе оце-

7 досрочно — 1 в срок — 6 в срок — 6 в срок — 1 нивания.

Отношение к объемам тестовых заданий у студентов было достаточно спокойное, за исключением подгруппы, получившей сразу четыре теста. В данной подгруппе оспаривалась времен-

ная нагрузка и количество заданий для выполнения. 50 % просили увеличить время.

В процессе подготовки студенты поддерживали обратную связь с модератором и могли за-

дать уточняющие вопросы, связанные с выполнением тестов. Выбор модератора из студенческой среды не создавал дополнительных волнений и стрессовых ситуаций для общения. Наиболее часто (57 %) участники исследования уточняли, как выполнить задание, запрос предоставить литературу прозвучал от 29 % магистрантов, 43 % интересовались способами оценивания, 48 % — сроками сдачи, 38 % высказывали критические замечания к формулировкам вопросов и вариантам правильных ответов, считая их спорными.

При анализе причин выполнения или невыполнения задания к назначенному сроку было установлено, что это обусловлено совокупностью как внутренних, так и внешних факторов; выявлены различные социально-бытовые обстоятельства в качестве оправдания, в числе которых отсутствие технических возможностей, уважительные причины личного характера, личная невнимательность обучающихся.

Досрочное выполнение преимущественно наблюдалось у обучающихся с высоким уровнем успеваемости и составило 21 % от общего объема тестовых заданий; сроки сдачи тестов не зависели от опыта работы в системе нейрореабилитации.

В мягком временном контексте высокую продуктивность показывали высокомотивированные и наиболее самоорганизованные студенты, проявившие заинтересованность в выполнении данного задания (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что все задания не представил только один студент, который в этот период был на карантине и не имел доступа к Интернету. Несмотря на различные условия в подгруппах, обязательные задания выполнили 95 % обучающихся, и большинство (90 %) — дополнительное (его не сделал только один участник исследования по уважительной причине); опоздания в сдаче тестов были связаны с техническими проблемами.

Работы сданы Число участников Доля работ от общего

тест 1 тест 2 тест 3 тест 4 объема тестов, %

досрочно 7 7 3 1 21%

в срок 12 12 16 18 69%

с опозданием 1 1 1 0 4%

не сданы 1 1 1 2 6%

Таблица 2

Сроки сдачи тестов всех участников исследования (суммарно)

выполнены в жестком временном контексте; 69%

Рис. 1. Выполнение заданий в условиях разного временного контекста

Все магистранты продемонстрировали высокую заинтересованность при выполнении тестов.

В ходе исследования установлено, что преимущество дистанционного обучения в виде комфортных временных рамок для выполнения заданий осознается не всеми обучающимися, а только мотивированными и организованными. По-видимому, это связано с несформированностью самоконтроля и навыков самообразования. Отсутствие жестких временных рамок приводит к затягиванию сдачи теста или к его невыполнению, тогда как четкие сроки и обозначение времени повышают результативность, что показано на рисунке 1.

В условиях критичной нагрузки тесты были выполнены и сданы в срок, досрочная сдача практически не наблюдалась.

Решение некоторых вопросов вызвало потребность в коллек-

тивном обсуждении сложных моментов.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное состояние студентов, учитывая их реакции и настроение в процессе работы. На втором этапе исследования отмечались эмоционально окрашенные реакции на количество заданий, что в условиях дистанционного обучения не является благоприятным фактором.

После завершения тестирования студентам была разослана специально разработанная анкета, позволившая оценить их отношение к дистанционному обучению, проблемы, возникшие в сложившейся ситуации, и получить рекомендации для повышения эффективности процесса образования.

На основе ответов респондентов было установлено, что магистранты в условиях дистанционного образования успешно спра-

вились с поставленными задачами на всех этапах исследования.

Таким образом, данное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. На этапе разработки тестов была продемонстрирована качественная, тщательная, детальная проработка вопросов дисциплинарного поля, высокий уровень заинтересованности, быстрые сроки выполнения, активная исследовательская позиция студентов. Было представлено 10 вариантов тестов, содержавших 200 вопросов, которые охватывали основные направления в реабилитации постинсультных больных и для участников исследования имели высокий учебный потенциал.

2. На этапе решения тестов по подгруппам участники всех трех подгрупп выполнили не только основное задание, но и дополнительное, что свидетельствует о высокой мотивированности студентов, в том числе в формате дистанционного образования. Частота запроса от участников исследования на дополнительную литературу показывает неформальное, вдумчивое отношение к выполнению учебных заданий, стремление к получению углубленных знаний, независимо от того, работает студент в нейрореабилитации или нет.

3. В среднем на выполнение 1 теста (20 вопросов) каждым участником было затрачено от 2 до 4 часов с учетом изучения лите-

ратурных источников, в силу того что магистранты не просто отвечали на вопросы, а проводили детальный их анализ.

4. Все участники исследования отметили, что смогли узнать много нового при выполнении предложенных им тестовых заданий — этот фактор был связан с особым способом составления тестов, без возможности быстро найти ответ в информационных ресурсах Интернета.

На вопрос «Помогло ли это задание в составлении своих тестов?» 76 % участников указали, что получили определенное представление об этом виде деятельности; 19 % ответили отрицательно, отметив, что слишком много времени потратили на выполнение заданий и поиск правильных ответов.

5. От самых активных студентов прозвучали предложения по формулировке вопросов, высказывались дискуссионные мнения об ответах в тесте, что также демонстрирует высокую заинтересованность в выполнении задания.

6. Оценивая эффективность дистанционного обучения, магистранты высказали следующие предложения:

- необходимость онлайн-лекции с преподавателем в рамках учебной программы;

- важность четкой формулировки, дозированного объема, адекватных сроков выполнения зада-

ния, доступной обратной связи с преподавателем;

- использование презентаций и видеоматериалов с примерами как способ подачи материала;

- возможность получения материалов по теме лекции заранее (научные статьи, текстовые файлы, видеоматериалы) для тщательного изучения до начала он-лайн-лекции;

- использование современных и доступных платформ для лекций и заданий: «Moodle», «zoom», «Skype», «Discord» и др.;

- обсуждение с преподавателем выполненных заданий с разъяснением ошибок обучающихся.

Магистранты подняли вопрос о здоровьесберегающих технологиях и дозированной нагрузке при дистанционном обучении. По их мнению, особое внимание следует обратить на здоровье всех участников образовательного процесса (студентов и преподавателей).

В процессе организации дистанционного образования важно формировать культуру здоровь-есберегающей учебной деятельности, что обеспечит сохранение здоровья всех участников дистанционного учебного процесса (студентов, семьи, преподавателей). Следует уделить особое внимание:

1) разработке комплексов специальных упражнений для снятия утомления с глаз, общей устало-

сти, проблем с гиподинамией и дыханием;

2) соблюдению норм СанПиНов по состоянию помещения, в котором проходит дистанционный учебный процесс: оптимальность светового режима, проветривание и чистота комнаты;

3) формированию среды с благоприятной атмосферой и доступной обратной связью с преподавателем;

4) созданию методик с использованием биометрических данных для индивидуализации учебного процесса и выявления влияния процесса обучения на здоровье слушателя до занятия, во время и после лекции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) разработке методик контроля за нейросигналами обучающегося в онлайн-режиме работы с целью отслеживания фаз устойчивого снижения работоспособности, для своевременного переключения внимания. Главный принцип в условиях дистанционного обучения — «НЕ НАВРЕДИ!»

В заключение хотим отметить, что в сложных современных условиях переключения в формат дистанционного образования студенты дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета успешно справились со сложной ситуацией, не потеряли активности и заинтересованности в процессе обучения. Можно сказать, что дистанционное образо-

вание в данном случае оказалось эффективным, но вместе с тем оно требует оптимизации и совершенствования. Об этом свидетельствуют пожелания участников исследования при анкетировании. Основным пожеланием студентов является более значимая онлайн-составляющая учебного процесса, которая должна стать основным вектором развития дистанционного обучения. Это в первую очередь определяется существующей значимой разницей между дистанционным и онлайн-обучением по характеру взаимосвязи преподавателя и обучающегося, способам подачи учебного материала и контроля за результатами. Увеличение доли онлайн-сферы в учебном процессе позволить решить многие дискуссионные вопросы названной формы обучения.

Вместе с тем необходимо учитывать и тот факт, что дистанционное образование вариативно подходит различным возрастным категориям, эффективность модели обучения в зависимости от образовательной ступени также неодинакова. В образовании дошкольников и младших школьников, где часто требуется активная помощь родителей, результативность будет значительно отличаться от возможностей студентов вузов (бакалавриата и магистратуры).

Активное обсуждение поднятых вопросов будет способство-

вать совершенствованию и развитию дистанционного обучения.

Литература

1. Борискин, К. «Сейчас не фронт, но ситуация тоже тяжелая»: ректор МГУ о вузе в эпоху пандемии, интервью 28.04.2020 // Информационное агентство России ТАСС. — URL: https://tass.ru/inter views/8352273 (дата обращения: 04.05. 2020). — Текст : электронный.

2. Городецкая, Н. И. Внеаудиторная самостоятельная работа как основа развития творческих способностей студентов / Н. И. Городецкая. — Текст : непосредственный // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции / ООО «Консалтинговая компания Юником». — Тамбов, 2015. — С. 29—31.

3. Городецкая, Н. И. Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект / Н. И. Городецкая. — Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. — 2008. — С. 134—138.

4. Городецкая, Н. И. Современные образовательные технологии и методы реализации учебного процесса в электронной информационной образовательной среде / Н. И. Городецкая, Ю. А. Лобанова, Т. В. Туманова, Н. Б. Щербакова. — Текст : непосредственный // Инновации в образовании / частное учреждение «Издательство АЭО» — Москва, 2018. — С. 103—115.

5. Дронова, Е. Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования / Е. Н. Дронова. — Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век / Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2018. — С. 26—34.

6. Ибрагимова, О. В. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании / О. В. Ибрагимова, Н. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век / Московский педагогиче-

ский государственный университет. — Москва, 2015. — С. 421—435.

7. Калинкина, Е. Г. Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации педагогов / Е. Г. Калинкина, Н. И. Городецкая. — Текст : непосредственный // Нижегородское образование / Нижегородский институт развития образования. — Нижний Новгород, 2017. — С. 131—138.

8. Калинкина, Е. Г. Цифровая школа как пространство позиционного самоопределения педагога / Е. Г. Калинкина, И. Н. Лёс-кина. — Текст : непосредственный // Нижегородское образование / Нижегородский институт развития образования. — Нижний Новгород, 2019. — С. 27—33.

9. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Вестник высшей школы. — 1995. — № 6.

10. Кочисов, В. К. Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе / В. К. Кочисов, О. У. Гогицаева, Н. В. Ти-мошкина. — Текст : непосредственный // Образовательные технологии и общество / Казанский национальный исследовательский технологический университет. — Казань, 2015. — С. 395—407.

11. Лубков, А. В. О реализации дистанционного обучения нашей газете рассказал ректор МПГУ А. В. Лубков // Педагогический университет : газета Московского педагогического университета. — 2020. — 27 апр. — № 7—8 (2126—2127). — Текст : непосредственный.

12. Методические указания по организации обучения студентов высших учебных заведений (гигиенические и медицинские вопросы) : № 2515-81 от 06.01.82 (действующее) / заместитель главного государственного санитарного врача СССР. — URL: https://www.docs.cntd.ru. — Текст : электронный.

13. Мовчан, И. Н. Информационные технологии в педагогическом контроле / И. Н. Мовчан. — Текст : непосредственный // Информационные технологии в

науке, управлении, социальной сфере и медицине : сборник науч. трудов II Меж-дунар. конф. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. — Томск, 2015. — С. 717—719.

14. Мовчан, И. Н. К вопросу об использовании технологий дистанционного обучения в вузе / И. Н. Мовчан. — Текст : непосредственный // Современные научные исследования и инновации / Международный научно-инновационный центр. — Москва, 2014. — С. 29—33.

15. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. — Москва : Академия, 2006. — 400 с. — Текст : непосредственный.

16. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» : (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 N 35263). — URL: https://www.consultant.ru. — Текст : электронный.

17. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — Москва : АРКТИ, 2006. — 318 с. — Текст : непосредственный.

18. Фальков, В. Н. Минобрнауки положительно оценило переход вузов на дистанционное обучение / В. Н. Фальков. — Текст : электронный // Известия : мультимедийный информационный центр. — Москва. — 2020. — 10 апр. — URL: https://iz.ru/998181/2020-04-10/minobrnau ki-polozhitelno-otcenilo-perekhod-vuzov-na-distantcionnoe-obuchenie.

19. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» : (Контрольный текст на 01.03.2020). — URL: http^^^^/zako nodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabry a-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf. — Текст : электронный.

20. World Health Organization : site. — URL: https://www.who.int/home. — Text : electronic.

References

1. Boriskin, K. «Seychas ne front, no situ-atsiya tozhe tyazhelaya»: rektor MGU o vuze v epokhu pandemii, interv'yu 28.04.2020 // Informatsionnoe agentstvo Rossii TASS. — URL: https://tass.ru/interviews/8352273 (data obrashcheniya: 04.05.2020). — Tekst : elektronnyy.

2. Gorodetskaya, N. I. Vneauditornaya sa-mostoyatel'naya rabota kak osnova razvitiya tvorcheskikh sposobnostey studentov / N. I. Go-rodetskaya. — Tekst : neposredstvennyy // Teoreticheskie i prikladnye voprosy nauki i obrazovaniya : sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / OOO «Konsal-tingovaya kompaniya Yunikom». — Tambov, 2015. — S. 29—31.

3. Gorodetskaya, N. I. Distantsionnoe obu-chenie: zdorov'esberegayushchiy aspekt / N. I. Gorodetskaya. — Tekst : neposred-stvennyy // Vestnik Kostromskogo gosudar-stvennogo universiteta imeni N. A. Nekra-sova. — 2008. — S. 134—138.

4. Gorodetskaya, N. I. Sovremennye obra-zovatel'nye tekhnologii i metody realizatsii uchebnogo protsessa v elektronnoy informa-tsionnoy obrazovatel'noy srede / N. I. Goro-detskaya, Yu. A. Lobanova, T. V. Tuma-nova, N. B. Shcherbakova. — Tekst : nepos-redstvennyy // Innovatsii v obrazovanii / chastnoe uchrezhdenie «Izdatel'stvo AEO» — Moskva, 2018. — S. 103—115.

5. Dronova, E. N. Tekhnologii distantsion-nogo obucheniya v vysshey shkole: opyt i trudnosti ispol'zovaniya / E. N. Dronova. — Tekst : neposredstvennyy // Prepodavatel' XXI vek / Moskovskiy pedagogicheskiy go-sudarstvennyy universitet. — Moskva, 2018. — S. 26—34.

6. Ibragimova, O. V. Distantsionnye obrazo-vatel'nye tekhnologii v dopolnitel'nom profes-sional'nom obrazovanii / O. V. Ibragimova, N. V. Kuznetsova. — Tekst : neposredstven-nyy // Prepodavatel' XXI vek / Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universi-tet. — Moskva, 2015. — S. 421—435.

7. Kalinkina, E. G. Razvitie elektronnogo obucheniya i distantsionnykh obrazovatel'-nykh tekhnologiy v protsesse povysheniya

kvalifikatsii pedagogov / E. G. Kalinkina, N. I. Gorodetskaya. — Tekst : neposredstvennyy // Nizhegorodskoe obrazovanie / Nizhegorodskiy institut razvitiya obrazovaniya. — Nizhniy Novgorod, 2017. — S. 131—138.

8. Kalinkina, E. G. Tsifrovaya shkola kak prostranstvo pozitsionnogo samoopredele-niya pedagoga / E. G. Kalinkina, I. N. Les-kina. — Tekst : neposredstvennyy // Nizhe-gorodskoe obrazovanie / Nizhegorodskiy institut razvitiya obrazovaniya. — Nizhniy Novgorod, 2019. — S. 27—33.

9. Kontseptsiya sozdaniya i razvitiya edi-noy sistemy distantsionnogo obrazovaniya v Rossii // Vestnik vysshey shkoly. — 1995. — № 6.

10. Kochisov, V. K. Rol' distantsionnogo obucheniya v izmenenii sposobov i priemov obrazovatel'nogo protsessa v vuze / V. K. Ko-chisov, O. U. Gogitsaeva, N. V. Timosh-kina. — Tekst : neposredstvennyy // Obrazo-vatel'nye tekhnologii i obshchestvo / Ka-zanskiy natsional'nyy issledovatel'skiy te-khnologicheskiy universitet. — Kazan', 2015. — S. 395—407.

11. Lubkov, A. V. O realizatsii distantsion-nogo obucheniya nashey gazete rasskazal rektor MPGU A. V. Lubkov // Pedagogicheskiy universitet : gazeta Moskovskogo pedagogicheskogo universiteta. — 2020. — 27 apr. — № 7—8 (2126—2127). — Tekst : neposredstvennyy.

12. Metodicheskie ukazaniya po organizatsii obucheniya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy (gigienicheskie i meditsinskie voprosy) : № 2515-81 ot 06.01.82 (deystvu-yushchee) / zamestitel' glavnogo gosudar-stvennogo sanitarnogo vracha SSSR. — URL: https://www.docs.cntd.ru. — Tekst : elektronnyy.

13. Movchan, I. N. Informatsionnye tekhno-logii v pedagogicheskom kontrole / I. N. Movchan. — Tekst : neposredstvennyy // Informatsionnye tekhnologii v nauke, uprav-lenii, sotsial'noy sfere i meditsine : sbornik nauch. trudov II Mezhdunar. konf. / Natsional'nyy issledovatel'skiy Tomskiy politekhnicheskiy universitet. — Tomsk, 2015. — S. 717—719.

14. Movchan, I. N. K voprosu ob ispol'zo-vanii tekhnologiy distantsionnogo obuche-niya v vuze / I. N. Movchan. — Tekst : neposredstvennyy // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii / Mezhdunarodnyy nauchno-innovatsionnyy tsentr. — Moskva, 2014. — S. 29—33.

15. Polat, E. S. Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniya / pod red. E. S. Polat. — Moskva : Akademiya, 2006. — 400 s. — Tekst : neposredstvennyy.

16. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11. 2014 N 1505 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu pod-gotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazova-nie (uroven' magistratury)» : (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.12.2014 N 35263). — URL: https://www.consultant.ru. — Tekst : elektronnyy.

17. Smirnov, N. K. Zdorov'esberegayu-shchie obrazovatel'nye tekhnologii i psikho-

logiya zdorov'ya v shkole / N. K. Smir-nov. — Moskva : ARKTI, 2006. — 318 s. — Tekst : neposredstvennyy.

18. Fal'kov, V. N. Minobrnauki polozhi-tel'no otsenilo perekhod vuzov na distan-tsionnoe obuchenie / V. N. Fal'kov. — Tekst : elektronnyy // Izvestiya : mul'time-diynyy informatsionnyy tsentr. — Moskva. — 2020. — 10 apr. — URL: https://iz. ru/998181/2020-04-10/minobrnauki-polozhi telno-otcenilo-perekhod-vuzov-na-distantcio nnoe-obuchenie.

19. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federat-sii» : (Kontrol'nyy tekst na 01.03.2020). — URL: http://273-fz.rf/zakonodatelstvo/federa lnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf. — Tekst : elektronnyy.

20. World Health Organization : site. — URL: https://www.who.int/home. — Text : electronic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.