Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННАЯ (УДАЛЁННАЯ) РАБОТА: ПОПРАВКИ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ И ОСНОВНЫЕ РИСКИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ'

ДИСТАНЦИОННАЯ (УДАЛЁННАЯ) РАБОТА: ПОПРАВКИ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ И ОСНОВНЫЕ РИСКИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ (УДАЛЁННАЯ) РАБОТА / РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ / ПОТЕРИ ВРЕМЕНИ / САМОДИСЦИПЛИНА / ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ / БАЛАНС РАБОТЫ И ОТДЫХА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшенина Е.В., Горшенин А.Н.

В статье рассматриваются законодательные изменения и основные риски для работников, которые появились в результате перехода на дистанционную работу. Особенности законодательного регулирования коснулись оформления на дистанционную работу на временной или постоянной основе, а также правил выплаты заработной платы. Основные риски для работников на дистанционной работе - это неэффективно организованные процессы, дефицит живого общения и несоблюдение баланса между работой и отдыхом.The article discusses the legislative changes and the main risks for employees that have emerged as a result of the transition to remote work. The specifics of the legislative regulation concerned registration for remote work on a temporary or permanent basis, as well as the rules for paying wages. The main risks for remote workers are inefficiently organized processes, a lack of live communication, and a lack of balance between work and leisure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННАЯ (УДАЛЁННАЯ) РАБОТА: ПОПРАВКИ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ И ОСНОВНЫЕ РИСКИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ»

ДИСТАНЦИОННАЯ (УДАЛЁННАЯ) РАБОТА: ПОПРАВКИ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ И ОСНОВНЫЕ РИСКИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ

Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Экономика труда

Авторы: Е. В. ГОРШЕНИНА, генеральный директор ООО «Центр экономических исследований», д.э.н., профессор,

А. Н. ГОРШЕНИН, генеральный директор ООО «ИнтерКонсалт», к.э.н.

В статье рассматриваются законодательные изменения и основные риски для работников, которые появились в результате перехода на дистанционную работу. Особенности законодательного регулирования коснулись оформления на дистанционную работу на временной или постоянной основе, а также правил выплаты заработной платы. Основные риски для работников на дистанционной работе - это неэффективно организованные процессы, дефицит живого общения и несоблюдение баланса между работой и отдыхом.

The article discusses the legislative changes and the main risks for employees that have emerged as a result of the transition to remote work. The specifics of the legislative regulation concerned registration for remote work on a temporary or permanent basis, as well as the rules for paying wages. The main risks for remote workers are inefficiently organized processes, a lack of live communication, and a lack of balance between work and leisure.

Ключевые слова: дистанционная (удалённая) работа, регулирования труда дистанционных работников, потери времени, самодисциплина, живое общение, баланс работы и отдыха.

Keywords: remote (remote) work, regulation of the work of remote workers, time loss, self-discipline, live communication, balance of work and rest.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДИСТАНЦИОННЫХ

РАБОТНИКОВ

С 1 января 2021 года вступил в силу закон о регулировании работы на «удалёнке» - это Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» [1]. Закон вносит поправки в

главу 49.1 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда дистанционных работников».

В законе закреплено определение понятия «дистанционная (удаленная) работа». Дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей связи общего пользования.

Законом предусмотрено, в частности, что трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).

Законом предусмотрено, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы. Установлены в том числе дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником, порядок временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях.

ОСНОВНЫЕ РИСКИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПРИ УДАЛЁННОЙ

РАБОТЕ

Риск 1 - Неэффективно организованные процессы, ведущие к потерям времени

Поговорим о времени, которого, как кажется, стало больше при удалённой работе, но его всё равно, почему-то не хватает. Время -невосполнимый ресурс, который легко теряется и никогда не возвращается. Виной тому поглотители времени или хронофаги, а другими словами -неэффективно организованные процессы, ведущие к потерям времени.

Рассмотрим хронофаги или поглотители времени.

До работы на «удалёнке» основными хронофагами были: дорога и пробки, незапланированные посетители, затяжные совещания и собрания, излишняя коммуникабельность, частые перекуры, перерывы на чай и кофе. При работе онлайн, все перечисленные хронофаги, кроме последнего, перестали существовать. Но появились новые: синдром откладывания, неправильное планирование дня, отсутствие приоритетов в делах, не обустроенное рабочее место, постоянные перекусы, интернет, компьютерные игры, чаты, форумы, отвлечение на внешние факторы и др.

Очевидно, что часть поглотителей времени связана с действиями других людей (например, нечетко поставленная руководителем задача, незапланированные звонки и др.) или с проблемами организации процессов деятельности на «удаленке». Но личные хронофаги находятся в зоне полного контроля работника, которому необходимо выйти из компьютерной игры или выключить телевизор, сократить время телефонных разговоров или не отвлекаться на чаты, и т.д. Речь идёт о самодисциплине, т.е. способности заставить себя предпринимать нужные действия независимо от желания и эмоционального состояния.

О самодисциплине сказано очень много полезного и интересного. Приведём некоторые правила самодисциплины:

• точно определять свою цель;

• составлять план достижения цели;

• сосредотачиваться на главном;

• устанавливать твердые сроки;

• соизмерять свои дела и цели;

• ликвидировать досадные помехи;

• учиться слушать;

• использовать время полностью;

• ежедневно контролировать выполнение намеченных дел;

• воспитывать уважение к своему и чужому времени.

Надо признать, что все перечисленные правила безусловно нужны, но их необходимо дополнить с учётом новых реалий. Поэтому рассмотрим некоторые специфические условия самоорганизации при работе на «удалёнке».

1. Самоанализ, поиск своих хронофагов и подбор правил их устранения.

2. Организация рабочего места для постоянной работы на «удалёнке». Рабочее место должно быть постоянным, оборудованным соответствующем образом, в теории - это рабочий кабинет, а на практике - «рабочий угол»: стол и удобный стул. Важно, что наличие рабочего места помогает отделить рабочее время от времени отдыха.

3. Дресс-код при работе на «удалёнке». Одежда и внешний вид психологически проводят черту между работой и отдыхом. Соблюдение

дресс-кода позволяет работнику «прийти» на работу и начать выполнять свои функции. Необходимо приобрести работнику удобную и приличную «рабочую домашнюю» одежду. Носить такую одежду желательно только в рабочие дни.

4. Питание на удалёнке. Первый вариант - это работа без остановок («Сейчас всё доделаю!»), результат - день прошёл, работа выполнена, а поесть было некогда, в итоге - болезни и снижение производительности. Второй вариант - холодильник рядом, поэтому едим целый день, причём не отрываясь от работы. Самодисциплина предполагает третий вариант: принимать пищу в обеденный перерыв, а во время приемов пищи не работать!

5. «Возвращение» с работы на «удалёнке». Посвятить вечер своим близким, заниматься спортом, гулять и общаться социуме!

Риск 2 - Дефицит живого общения

Удалённая работа, на которую вынужденно перешли многие компании в связи с коронавирусом, уже стала объективной реальностью и вполне продемонстрировала свои преимущества и недостатки. И один из самых существенных недостатков - это недостаток живого общения.

Человеку необходимо быть на виду, обсуждать все в коллективе, чувствовать себя частью команды, кофе пить с коллегой, а не в одиночку и т.д., даже выговоров от начальства нам не хватает! Другими словами, работа на «удалёнке» имеет такой существенный недостаток, как социальная изоляция, вызывающая в свою очередь дефицит общения, который психологи сравнивают с чувством голода.

Живое общение с коллегами необходимо не только для обмена информацией и опытом, но и для поддержания психического и физического здоровья. Психологи предупреждают, что недостаток живого общения -путь к снижению иммунитета, провоцированию стресса, а результат -ухудшение здоровья и укорачивание жизни.

Что же делать, если работа на «удалёнке» - это навсегда? Как перестроиться и не одичать? И что в такой ситуации должен делать руководитель компании?

Очевидно, что отсутствие социальной связи на рабочем месте подрывает корпоративный дух, так как «размываются» идеи, ценности, мотивы, стремления и ожидания компании, ухудшается морально-психологический климат в коллективе, что негативно влияет на трудовое поведение. Работник «на удалёнке» не чувствует себя членом коллектива и теряет стимулы к эффективной работе. Надо признать, что формирование команды при удалённой работе - это серьёзная проблема, так как, по сути дела, необходимо создать «виртуальный» коллектив, причём это задача не только для руководителя компании, но и для сотрудника!

Какие действия должен предпринять руководитель компании с опорой на команду, чтобы ликвидировать дефицит живого общения?

Очевидно, что необходимо создать и сплотить «виртуальный» коллектив, а это одновременно простая и сложная задача. Простая - потому, что необходимые приёмы менеджмента достаточно хорошо известны, а сложная - потому, что для каждого коллектива требуется свой набор подходов. Как это сделать? Рассмотрим основные приёмы.

1. Ежедневно или несколько раз в неделю необходимо обсуждать рабочие и нерабочие вопросы по аудио- или видеосвязи, охватывая всех работников компании.

2. Систематически организовывать общие встречи и ретроспективы. Например, еженедельно проводить общекомандную встречу-ретроспективу для демонстрации друг другу достижения прошедшей недели и планирования дел на следующую неделю. Лучше проводить такие встречи в режиме видеоконференции. Причём, такая видеоконференция должна быть хорошо подготовленной: повестка дня, ведущий, демонстрация экрана, резюме встречи и т. п. Такой подход позволит всем участникам оставаться в контексте обсуждения и видеть его итоги, чувствовать живое общение в команде.

3. Организовать живую обратную связь, открытый обмен информацией между руководителями разного уровня и членами команды. Руководитель в течение рабочей недели должен в живую (скайп, видеосвязь) общаться отдельно с каждым своим сотрудником: корректировать задачи, следить за загрузкой, поощрять.

4. Ежемесячно организовывать для сотрудников непосредственно в офисе профессиональные встречи или конференции для обсуждения дискуссионных вопросов или новых направлений развития бизнеса. Это позволит сотрудникам активно пообщаться, отойти от ежедневной рутины и внесёт оживление в работу компании.

5. На этапе адаптации для новичков следует назначать кураторов, а также напарников, чтобы лучше узнать друг друга. Куратор должен проводить с новичком живые личные встречи, например, раз в неделю или в две, чтобы задать интересующие вопросы и скорректировать работу. А напарник контактирует с новичком ежедневно с использованием всех возможных вариантов коммуникации: личная встреча, телефонные переговоры, переписка, скайп и др.

6. Сделать нормой неформальное живое общение. Без такого общения люди перестают чувствовать себя единой командой. Хорошо, если руководитель, например, поощряет общение работников в чате на нерабочие темы (в меру!) или находит время иногда что-то обсудить вместе со всеми, или просто пожелать команде доброго дня, или не скупится на совместный отдых: поездки, праздники, культурные мероприятия.

Риск 3 - Несоблюдение баланса между работой и отдыхом

Рассмотрим, как проходит рабочий день на «удалёнке». Целый день работник за компьютером, совещание по скайпу (и не одно!), телефон все звонит и звонит, а почтовый ящик переполнен и надо отвечать, ещё и документы надо готовить, и вдруг появляются незапланированные задачи, и так далее по кругу, и часто в режиме дедлайн, т.е. срочно, так как наступил последний срок, к которому должна быть выполнена задача! О каком отдыхе может идти речь, если остановиться невозможно?! Но краткие перерывы всё равно есть и тратит их работник не на отдых, а на решение неотложных бытовых проблем или присмотр за детьми, а это тоже работа!

Очевидно, что каждому «удалёнщику» просто необходимо восстанавливать энергию в течение рабочего дня, используя все доступные возможности. Существует множество советов, о том, как отдохнуть во время рабочего дня:

1. Запланировать отдых на конкретное время. Очевидно, что, работая онлайн, запланировать можно только обед и короткие перерывы. Да и обедать необходимо правильно. Не стоит во время обеда доделывать какие-то дела, говорить по смартфону. Необходимо просто пообедать и подумать в это время только о еде.

2. Полностью отключаться во время отдыха. Короткие перерывы освежают организм лишь тогда, когда у нас есть шанс полностью отключиться. Поэтому не стоит заниматься тем, что требует концентрации внимания, например интернет-шопингом, чтением новостей или журнала, это лишь увеличит усталость. Можно во время короткого перерыва сделать легкие физические упражнения (расслабляющий перерыв), попить кофе (питательный перерыв), поговорить с коллегами о жизни, но не о работе (социальный перерыв).

Запасы энергии и жизненных сил человека ограничены, их нужно беречь и вовремя восполнять. Работа без отдыха - это путь к хронической усталости, низкой производительности и профессиональному «выгоранию». Своевременный краткий отдых в рабочее время не только снизит утомляемость и поможет более качественно выполнять профессиональные обязанности, а также даст возможность оставаться в «форме» и в нерабочие часы.

Список литературы

1. Леонтьев М.Г. Личностные и организационные параметры эффективности удаленной работы // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 5 (118). - С. 765-770. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42937668.

2. Малышев А.А. Управленческие проблемы организации удаленной работы //Вектор экономики. - 2020. - № 4 (46). - С.13. https://elibrary.ru/item.asp?id=42807698.

3. Михеенкова Т. А., Морозова К. В., Лобачева А. С. Отношение сотрудников организаций к удаленной работе //Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2020. - Том 9. - № 1. - С. 54-60. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42668350.

4. Обанова А.С. Особенности работы компаний при переходе на удаленную работу // Актуальные исследования. - 2021. - № 2 (29). - С. 67-70. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44535271.

5. Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях». - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/law/hotdocs/66245 .html/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.