Научная статья на тему 'Дистанционная система безопасности взлетно-посадочной полосы Международного Нахичеванского аэропорта'

Дистанционная система безопасности взлетно-посадочной полосы Международного Нахичеванского аэропорта Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
402
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ / ДАТЧИК НАБЛЮДЕНИЯ / TERRORISM / VIDEO SURVEILLANCE / SURVEILLANCE SENSORS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пашаев Ариф Мир Джалал Оглы, Набиев Расим Насиб Оглы, Велиева Гаранфиль Джаббар Кызы

С активизацией международного терроризма в современном мире, террористические акты и незаконные вмешательства создали большие проблемы для органов безопасности. В данной статье решаются проблемы создания автоматизированной дистанционной системы безопасности для предотвращения несанкционированных вмешательств посторонних лиц, обеспечения свободного доступа технического персонала и обнаружение пожара на ее первичной стадии на объектах курса и глиссады взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта "Нахичевань".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Пашаев Ариф Мир Джалал Оглы, Набиев Расим Насиб Оглы, Велиева Гаранфиль Джаббар Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF REMOTE SAFETY FOR A RUNWAY OF THE INTERNATIONAL AIRPORT NAKHICHEVAN

With activization of the international terrorism in the modern world, acts of terror and illegal interventions have created the big problems for security service. In given article problems of creation of the automated remote system of safety for prevention of not authorized interventions of extraneous persons, maintenance of an easy approach of technicians and fire detection at its primary stage on objects of a course and глиссады a runway of the International Airport Nakhichevan are solved.

Текст научной работы на тему «Дистанционная система безопасности взлетно-посадочной полосы Международного Нахичеванского аэропорта»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванченко Л.А. Основы теории и практики менеджмента. - Ростов-на-Дону: АО «Книга», 1996. - 207 с.

2. Мексон MX., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

3. Финаев В.И, Глод ОД. Основы теории систем. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - 68 с.

4. Финаев В.И, Затылкин В.В. Подбор кадров для современной проектной деятельности // Материалы Международной научной конференции «Проектирование новой реальности» (ПНР-2007). Ч. 1. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007.

Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор ЮЛ. Чернышев.

Крючек Максим Иванович

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: fin_val_iv@tsure.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

.: 88634371773.

Кафедра систем автоматического управления; ассистент.

Kruchek Maksim Ivanovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: fin_val_iv@tsure.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371773.

The Department of Automatic Control Systems; Assistant.

УДК 536.22

A.M. Пашаев, P.H. Набиев, Г Д. Велиева

ДИСТАНЦИОННАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАХИЧЕВАНСКОГО АЭРОПОРТА

С активизацией международного терроризма в современном мире, террористические акты и незаконные вмешательства создали большие проблемы для органов безопасно.

системы безопасности для предотвращения несанкционированных вмешательств посто-, -жара на ее первичной стадии на объектах курса и глиссады взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта “Нахичевань".

Терроризм; видеонаблюдение; датчик наблюдения.

A.M. Pashayev, R.N.Nabiyev, G.Dj. Veliyeva

SYSTEM OF REMOTE SAFETY FOR A RUNWAY OF THE INTERNATIONAL

AIRPORT NAKHICHEVAN

With activization of the international terrorism in the modern world, acts of terror and illegal interventions have created the big problems for security service. In given article problems of creation of the automated remote system of safety for prevention of not authorized interventions of extraneous persons, maintenance of an easy approach of technicians and fire detection at its primary stage on objects of a course and глиссады a runway of the International Airport “Nakhichevan" are solved.

Terrorism; video surveillance; surveillance sensors.

Участившиеся в последнее время террористические акты и различные противоправные действия создают для сотрудников безопасности большие проблемы. Поэтому, для предотвращения терактов большое внимание должно уделяться безопасности стратегических объектов. В авиации особую роль играет охрана различных аэропортовских сооружений, взлетно-посадочных полос, стоянок, перрон и радионавигационных комплексов. Для предотвращения возможных незаконных действий основным условием является их своевременное выявление [1].

В настоящее время для особо важных объектов и объектов специального назначения разработаны различные технологии охраны и предупреждения: наблюдение за периметром объекта, пожарная сигнализация, теленаблюдение, контроль и управление доступом на территорию и прочее [2-4].

Система охраны периметра выполняет следующие функции:

♦ своевременное обнаружение незаконного вторжения на объект, освобождение оператора от непрерывного наблюдения экрана монитора, в случае

-

.

Система противопожарной охраны выполняет следующие функции:

♦ обнаружение на охраняемом объ екте на ранней стадии возгорания, предупреждение работников объекта с помощью звуковой и световой сигнали, -

,

.

Система видеонаблюдения выполняет следующие функции:

,

событий в реальном времени, сохранение видеонаблюдений в архиве в течение определенного времени, выявление нарушившего порядок и отправление соответствующего сигнала для принятия необходимых мер.

,

для предотвращения незаконных актов. Каждая система охраны состоит из различных технических комплексов и устройств. Г оворя о комплексе, имеется в виду , , -преждающих о всяких нарушениях. Опыт показывает, что внедрение современных технических средств для охраны объектов способствует сокращению числа работников занятых охраной, повышает доверие к системам охраны и приводит к быстрому выявлению различных нарушений.

Объединение различных автономных систем безопасности в общий автома-,

центром всем этим комплексом является важной проблемой сегодняшнего дня. Дистанционное, централизованное управление общей системой, а также множест-

,

представление о состоянии объекта и принятия правильного решения при возник.

, -

ве единой базовой программы, создает условия для обеспечения эффективной безопасности объектов на самом современном уровне.

При выборе технологии охраны принимаются во внимание такие критерии, как возможность дистанционного управления, исключение ложных срабатываний, надежность выявления нарушений и надежная связь с центром. При обеспечении безопасности объектов основными целями являются: охрана и сохранность материальных ценностей в охраняемой зоне, оценка событий в режиме реального вре-

мени и правильное принятие решений. Развитие микропроцессорной техники и многолетнее использование средств охранной техники привели к значительным качественным изменениям в методах обработки и передачи информации.

Настоящая статья посвящена проблемам проектирования системы безопасно-

- .

Система безопасности взлетно-посадочной полосы Международного Нахичеванского аэропорта призвана обеспечить невозможность вторжения посторонних лиц на пункты курса и глиссады взлетно-посадочной полосы, обеспечение беспрепятственного входа технического персонала на территорию, обнаружение на ранней стадии актов возгорания с помощью следующих подсистем:

1. - -ков (два на курсе, два на глиссаде).

2. .

3. Система контроля входной двери КУНК.

4. .

5. Система передачи на диспетчерский пункт сведений о нарушениях режи-

.

6. Система, обеспечивающая доступ рабочего персонала в охраняемые объекты с помощью ручного пульта дистанционного управления.

На рис. 1 показана структурная схема системы охраны, адаптированная к условиям Международного Нахичеванского аэропорта.

Планируется внедрение системы охраны на четырех объектах в шести охра. , -чены для охраны курсовых радиомаяков, а третий и четвертый объекты состоят из одной зоны и предназначены для охраны радиомаяков глиссады.

Система безопасности каждого объекта образуется с помощью четырех стояков ИК-барьеров, контролируемых с помощью блока дистанционного управления. Каждый из объектов снабжен ИК-датчиками, дымовыми датчиками, блоком дис, , -стью самостоятельной работы и передачи информации на центральный блок .

Для выбора оптимальных технологий относительно охраны периметра был проанализирован ряд литературных источников [2-5], поскольку для поставленной , .

Внедрение системы охраны с использованием радиосигналов затруднено из-за множества радиотехнических средств на территории аэропорта, создающих мощные радиопомехи и шумов широкого спектра. В результате этих радиопомех может быть нарушена системы связи, навигации и слежения. Что касается сейс-, -словлена их чрезвычайной чувствительностью и присутствием сильной вибрации, возникающих при взлете и посадке самолетов.

В результате сильной вибрации сейсмические системы могут ошибочно запускаться. Но с другой стороны, чувствительные к вибрациям системы, в основ,

быть использованы для проектируемой системы, поскольку она предназначена для охраны открытых территорий. Учитывая сказанное выше, необходимо отметить, что на территории аэропорта наименее подверженными влиянию различных вибраций в результате движения транспорта являются системы инфракрасных (ИК) волн и волоконно-оптические системы. Но так как цена последних, их монтаж и монтажное оборудование очень высока, для охраны территории наиболее подходящими являются системы с ИК-излучением.

Для контроля периметра на спроектированных и изготовленных специальных стояках располагаются ИК-датчики, оповещательные установки и блоки дистанционного контроля. Подачей на ИК-датчики в отдельности постоянного напряжения 12-18 В производится их первоначальная настройка. После установки всех датчиков по периметру (все датчики включены) проверяется выходное сопротивление периметра в режимах "Охрана" и "Тревога" с помощью омметра. В режиме "Охрана" сопротивление между выходным проводом периметра и общим проводом бесконечно, а в режиме "Тревога" сопротивление равно нулю.

Дымовые датчики располагаются на контуре управления номинальных каналов (КУНК) охраняемого объекта. От дымовых датчиков информация поступает

( ). -

пряжением +12 В. После поступления сигналов от дымовых датчиков, примерно через 10 секунд, на соответствующем датчике начинает пульсировать красный , .

Рис. 1. Структурная схема системы безопасности Международного Нахи чеван ского аэропорт а

31, З3 - антенны,

32, 34 - КУНК,

35, 36 - глиссадные радиомаяки,

- ,

- .

После расположении в соответствующих местах предупреждающих уст-( ) , электрические соединения и проводится настройка системы в целом. Если отсутствуют нарушения и возгорания по периметру на объекте при закрытых дверях и включенном состоянии блока дистанционного управления (БДУ), ни одно из предупреждающих устройств не запускается. Если где-нибудь на охраняемом объекте происходит нарушение режима безопасности, оба предупреждающих устройства (сирена и мигалка) запускаются и на центральный блок дистанционного управления поступает закодированный сигнал тревоги.

Приведение устройства охраняемых объектов на месте в режим "Охрана" или снятие из режима "Тревога" производится с помощью пульта дистанционного управления на близком расстоянии операторами. Появление сигнала "Тревога" на каком-либо объекте и причина возникновения этого сигнала отображается возгоранием светодиодов на панели центрального блока дистанционного управления.

На рис. 2 показана разработанная принципиальная схема блока дистанционного управления объекта. БДУ собран на основе микроконтроллера (МК) DD1 PIC16F628. Порты МК RA2, RB0^RB3 запрограммированы как вход. На вход RA2 подключен дымовой датчик.

В режиме ожидания внутреннее напряжение датчика очень велико и датчику требуется из блока питания ток величиной всего 10-12 мА. В это время падение напряжения на сопротивлении R* соответствует "0". Если на датчик попадает дым, его внутреннее сопротивление уменьшается и проходящий через него ток зависит от его внутреннего сопротивления и сопротивления R*. R* выбирается таким, чтобы на нем падение напряжения было равно 4,5^4,8 В. Такая величина напря-жения необходима для получения сигнала "1" на входе МК. Если на входе RA2 появляется сигнал "1", то это соответствует сигналу "Тревога".

RB0 .

Выход приемника - это открытый коллектор, и его можно подключить с помощью сопротивления к входу МК. Появление сигнала «0» на входе RB0 означает, что устройство рабочим персоналом выведено из режима "Охрана" или " же Тревога", а появление сигнала "1" на RB0 означает, что объект взят под охрану.

На вход RB1 для наблюдения за дверью подключен герметичный контакт. Когда дверь закрыта, герметичные контакты подключаются к общей точке на входе RB1, т.е. на входе RB1 появляется сигнал "0", когда же дверь открывается, герметичные контакты разъединяются и на входе RB1 формируется сигнал "1" и включается сигнал "Тревога".

RB2

- . - , -

метр, подключены параллельно и питаются напряжением +12В. ИК-датчики подключаются с МК через электромагнитное реле. Если по периметру происходит нарушение, контакты реле, замыкаясь, на входе RB2 создают сигнал "0" и появляется сигнал "Тревога". Потеря напряжения питания на приемниках также воспринимается как сигнал "Тревога".

RA1 . " " -

ка включаются в сетевое напряжение ~220 В симистором VS1, в цепи управления которого для гальванической развязки включен оптрон U1, управляемый портом МК RA1 (рис. 2) [6].

Порты RA0, RB4^RB7 подключены к модему DD2. С помощью модема DD2 обработанная кодовая информация о состоянии и адресе объекта по двухканальной цепи посылается на центральный диспетчерский пункт.

Для обеспечения беспрепятственного входа технического обслуживающего персонала на территорию охраняемых объектов система оснащена дистанционным

. -ранную систему выключить или привести в действие, охранные системы всех объектов построены подобным образом. БДУ объекта с помощью модема подключается к БДУ центрального диспетчерского пункта.

В выбранном оптимальном варианте разработанной системы решен комплекс вопросов, таких как стыковка входящих в систему подсистем, выбор оптимального

режима для обеспечения надежной работы, создание автоматизированных рабочих мест, возможность дистанционного управления, в результате усовершенствованного программного обеспечения и прочее. Все эти возможности являются хорошим условием для интегрирования этой системы в общую систему безопасности .

,

показывает универсальность этой системы и позволяет использовать ее в целом ряде народнохозяйственных областях.

И

Рис. 2. Принципиальная схема дистанционного блока управления объекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Набиев Р.Н. Валиева Г.Д. Обнаружения взрывчатых веществ и устройств в рентгеновских системах // Научные труды НАЛ. - 2008. - № 1. - С. 45-50.

2. Давыдов ЮЛ., Кузьмичев В.В. Средства и системы для защиты периметров объектов // Системы безопасности средств связи. - 1999. - № 2. - С. 32-36.

3. Свирский Ю.К. Рынок периметровых средств охранной сигнализации на пороге третьего тысячелетия // Системы безопасности средств связи. - 2000. - № 38. - С. 26-30.

4. . ., . . -

шителей: особенности выбора // Системы безопасности средств связи. - 2000. - № 1.

- С. 50-55.

5. http://ess.rU/publications/3_2002/larin/.htm. Ларин А.И., Звежинский С.С. Заграждение

- // техника. - 2002. - № 3.

6. . ., . ., . ., . . -

стве датчика тока в схеме «нуль органа // Вопросы специальной радиоэлектроники.

- 2009. - № 2. - С. 118-128.

Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор РЖ. Джафарзаде.

Пашаев Ариф Мир Джал ал оглы

Национальная авиационная академия Азербайджана.

E-mail: rasimnabiyev@yahoo.com.

AZ-1045, г. Баку, Бина, 25-й км.

Тел.: +994124972829.

Д.ф.-м.н; академик; ректор Национальной авиационной академии Азербайджана.

Набиев Расим Насиб оглы

Тел.: +994124972829.

Д.т.н.; начальник отдела авиационной электроники НИИ Т и АКП Национальной академии авиации Азербайджана.

Велиева Гаранфиль Джаббар кызы

Тел.: +994124972829.

-

академии авиации Азербайджана.

Pashayev Arif Mir Jalal oglu

National Aviation Academy.

E-mail: rasimnabiyev@yahoo.com.

AZ-1045, Baku, Bina, 25 km.

Phone: +994124972829.

Dr. of Phis.-Math. Sc.; Academician; Rector of the National Aviation Academy.

Nabiyev Rasim Nasib oglu

Phone: +994124972829.

Dr. of Eng. Sc.; Academician; Head of Aviation Electronics Scientific Research Institute of Transport and Aviation Space Problems of the National Academy of Aviation.

Veliyeva Garanfil Jabbar kizi Phone: +994124972829.

Electronics engineer of avionics Research Institute of Transport and Aviation Space Problems of the National Academy of Aviation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.