ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ1
THE OFF-CAMPUS SUPPORT OF FULL-TiME HiGHER EDUCATiON
Соболева Марина Леонидовна
Доцент кафедры теоретической информатики и дискретной математики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Soboleva Marina L.
Assistant professor of the Department of Theoretical Computer Science and Discrete Mathematics, Moscow State Pedagogical University, PhD in Education, associate professor
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен опыт разработки, внедрения и использования дистанционных электронных курсов в очном обучении бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Информатика», магистерская программа «Профильное и углубленное обучение информатике»).
Ключевые слова: дистанционная поддержка очного обучения, электронные курсы в Моо-dle, подготовка учителей информатики в бакалавриате и магистратуре.
Abstract. The article presents the experience in development, implementation and use of the off-campus electronic courses in full-time education in the Bachelor's and Master's programmes for "Pedagogical education" (major information Technology, "Specialist and extended training of the computer science" Master's degree program).
Keywords: the off-campus support of full-time education, online courses in "Moodle", training of iT teachers in Bachelor's and Master's programmes.
1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).
Дистанционная поддержка очного обучения в настоящее время является необходимым условием эффективного обучения в высшей школе, в частности в подготовке будущих учителей информатики. Имея достаточный опыт разработки, внедрения и использования электронных курсов дистанционной поддержки очного обучения, можно судить о некоторой корреляции между использованием данных электронных курсов и традиционного обучения в бакалавриате и магистратуре направления «Педагогическое образование» (профиль Информатика и магистерская программа Профильное и углубленное обучение информатике соответственно).
На математическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) уже несколько лет назад внедрена система дистанционной поддержки образовательного процесса при подготовке будущих учителей информатики и математики. Данная система функционирует на базе платформы Moodle, что имеет несколько преимуществ: открытость платформы, «дружественный» интерфейс, мощный функционал по созданию и структурированию электронных курсов, удобный доступ и др.
При создании электронных курсов дистанционной поддержки очного обучения преподаватель-разработчик первоначально должен найти ответы на следующие вопросы:
• каково соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины;
• каким образом структурировать учебный материал в электронных курсах дистанционной поддержки;
• какое отобрать содержание наполнения электронных курсов дистанционной поддержки;
• какие элементы среды Moodle использовать при разработке электронных курсов дистанционной поддержки;
• каким образом организовать процесс внедрения и использования учебных электронных курсов дистанционной поддержки на очных занятиях и во внеаудиторной самостоятельной работе студентов.
После ответов на поставленные вопросы возможен переход к этапам разработки электронных курсов дистанционной поддержки.
Можно выделить следующие этапы разработки электронного курса дистанционной поддержки [1]:
1. Этап сбора требований - формулируется цель разработки электронного курса; происходит отбор содержания (контента), элементов курса среды Moodle; выявляются логические и возможные функциональные взаимосвязи между элементами электронного курса.
2. Этап проектирования - разрабатывается структура и функциональное наполнение электронного курса на основе возможностей среды Moodle.
3. Этап реализации - происходит конструирование элементов курса и их наполнение учебными материалами.
4. Этап тестирования - проверка всех логических и функциональных взаимосвязей частей (элементов) курса в среде Moodle, таких как навигация, правильная оценка при тестировании, переходы к встроенным документам, ссылки на внешние ресурсы и др.
5. Этап внедрения и опытной эксплуатации - осуществляется апробация разработанного электронного курса дистанционной поддержки в очном обучении.
Процесс внедрения дистанционных форм обучения целесообразнее осуществлять постепенно и последовательно. Выделяют следующие этапы внедрения дистанционных форм обучения [2]:
• дистанционная поддержка очного обучения;
• расширенная дистанционная поддержка очного обучения;
• смешанное обучение.
Рассмотрим соотношение вышеперечисленных этапов внедрения дистанционной поддержки очного обучения и форм наполнения (контента) электронных курсов разработанных на платформе Moodle (таблица):
Таблица
Форма дистанционной поддержки и ее наполнение
Форма дистанционной поддержки Соотношение форм дистанционной поддержки и наполнения электронных курсов
Дистанционная поддержка очного курса • учебные материалы в форматах pdf, docx, html, png и др. • взаимодействие между преподавателем и студентами осуществляется посредством e-mail
Расширенная дистанционная поддержка очного курса • использование функциональных возможностей среды Moodle, таких как Занятие, Задание, Опрос, Тест, Вики, Обратная связь и др. • взаимодействие между преподавателем и студентами осуществляется посредством e-mail, новостного форума, оценочной системы тестов и др. • присутствие интерактивных форм дистанционной поддержки
Смешанное обучение • включает в себя интеграцию наполнения электронных курсов двух предыдущих форм дистанционной поддержки
После прохождения всех этапов внедрения дистанционной поддержки в очное обучение и достижения формы смешанного обучения осуществляется опытная эксплуатация разработанных электронных курсов дистанционной поддержки.
Автором разработано несколько электронных курсов в поддержку читаемых в бакалавриате и магистратуре дисциплин:
• Информационные системы;
• Компьютерные науки: информационные системы и сети;
• Дисциплина по выбору «Проектирование и разработка информационных систем учебного назначения»;
• Дисциплина по выбору «Современные технологии преподавания школьного курса информатики»;
• Современные информационные и коммуникационные технологии.
Структура электронных курсов дистанционной поддержки вышеперечисленных дисциплин состоит из следующих компонентов:
1. Объявления и текущие результаты рейтинга, включает в себя Новостной форум, содержащий материалы по информированию студентов (объявления), рейтинг-план и текущие результаты рейтинга по читаемой дисциплине.
2. Основные материалы по дисциплине - информация организационного характера (программа дисциплины, литература, перечень информационных ресурсов сети Интернет по дисциплине, темы для выполнения проектных работ и проектного задания и др.).
3. Лекции дисциплины - теоретические материалы по дисциплине.
4. Практические задания - развернутое описание заданий по практическим работам с возможностью загрузки полученных результатов выполнения.
5. Материалы по зачетным мероприятиям (домашние работы, тесты, контрольные работы, задания по проектной работе, вопросы к зачету/экзамену и др.).
В работе обоснована указанная структура электронных курсов дистанционной поддержки в среде Moodle, что позволяет судить уже об их наполнении [3].
Содержание электронных курсов дистанционной поддержки отобрано в соответствии с ФГОС ВПО, рабочими учебными планами и рабочими программами учебных дисциплин по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Информатика», магистерская программа «Профильное и углубленное обучение информатике».
Остановимся поподробнее на наполнении третьего компонента структуры электронных курсов дистанционной поддержки - Лекции дисциплины. В бакалавриате и
Теоретические материалы по курсу
В этом разделе представлены учебные материалы теоретической
направленности по изучаемому курсу.
• Основные принципы структурного анализа и структурного
131 Этапы жизненного цикла ИС
® Этап предпроектного исследования ИС
01 Этап инфологического (концептуального) проектирования ИС
а Нормализация модели на этапе инфологического
(концептуального) проектирования ИС
^ Даталогическое проектирование
Рис. 1. Внешний вид лекционного раздела электронного курса дистанционной
поддержки дисциплины по выбору «Проектирование и разработка информационных систем учебного назначения» направления Педагогическое
образование профиль Информатика
Лекции по дисциплине
—~ Лекция 1. Дидактические основы создания и использования учебных средств, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий.
~~ Лекция 2. Анализ возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
Лекция 3. Организация личностного ориентированного обучения в условиях реализации возможностей средств ИКТ
т ^^ Яещия 4 Технология HTML яэьна ^ Лесция 4 по HTML.pdf
Языс HTML (лекция по HTML) ppsx
* Яещия 5 Мировые информационные ресурсы
Информационные систеиы в образовательной учреждении pdf Обзор ресурсов сети Интернет {инфориатиса) pps* Ь Облачные технологии pdf
* ^^ Лееция в Технология XML Лееция по XML_1 pdf
Лекция по XMLJ2 (из ониги TirtorialXMLKhabibullin) pdf
^ Лекция 7. Дистанционные технологии
Рис. 2. Внешний вид лекционного раздела электронного курса дистанционной поддержки дисциплины «Современные информационные и коммуникационные технологии» направления Педагогическое образование магистерская программа Профильное и углубленное обучение информатике
магистратуре реализуются разные подходы к представлению учебного материала данного раздела. Лекционный раздел электронных курсов дистанционной поддержки очного обучения в бакалавриате содержит теоретические материалы, дополняющие учебный материал очных лекций, а в магистратуре - цельные лекции для самостоятельного изучения магистрантами (рис. 1; 2).
Как видно из рис. 2, в магистратуре лекционный материал дисциплины представлен в полном объеме с помощью различных элементов курса среды Moodle. Студенты магистратуры изучают теоретический материал в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, а на очных занятиях идет обсуждение изученного, и такая форма организации лекционных занятий представляет собой один из видов моделей перевернутого обучения.
С учетом того, что у студентов магистратуры в результате обучения в бакалавриате на достаточно высоком уровне сформированы различные компетенции [4] и достаточно
высок уровень самосознания, в магистратуре возможно и целесообразно использовать модель перевернутого обучения, так как такая форма обучения не противоречит:
• рабочему учебному плану, в котором большее количество часов отводится на самостоятельную работу студентов;
• рабочим программам учебных дисциплин, содержание которых предусматривает возможность изучение учебного материала самостоятельно студентами.
Таким образом, электронные курсы дистанционной поддержки очного обучения в среде Moodle позволяют преподавателям осуществлять моделирование и интеграцию различных моделей и форм обучения в бакалавриате и магистратуре. А на этапе опытной эксплуатации электронных курсов дистанционной поддержки всегда должна осуществляться рефлексия об использовании данных курсов в очном обучении. В связи с чем, возникают вопросы на перспективу:
1. Какие модели смешанного и перевернутого обучения целесообразнее и эффективнее использовать при дистанционной поддержке очных курсов?
2. В чем их недостатки и преимущества?
3. Каким образом дистанционную поддержку очного обучения имеет смысл развивать, и в каком направлении?
Список литературы
1. Вендров, А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем [Текст] / А. М. Вендров. — М.: Финансы и статистика, 2002. - 352 с.
2. Крылов, А. И. Из опыта внедрения смешанного обучения [Электронный ресурс] /А. И. Крылов, Э. В. Ким, О. В. Шуванова //Учитель географии. - 6 номер. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://www.geodass.ru/mdex.php/6-nomer-1-2014/148-iz-opyta-vnedreniya-smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 26.11.2015).
3. Соболева, М. Л. Система Moodle как инструмент дистанционной поддержки учебных дисциплин в высшей школе [Текст] /М. Л. Соболева //Школа, вуз: современные проблемы математики, информатики и физики в образовании: материалы Всерос. науч.-практ.конф. (22-23 марта 2013 г.). - Грозный, 2013. -С.175-177.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/5/20111207163943.pdf (дата обращения: 28.11.2015).
References
1. Vendrov A. M. Proektirovanie programmnogo obespecheniya ekonomicheskikh informatsion-nykh sistem. Moscow: Finansy i statistika, 2002. 352 p.
2. Krylov A. I., Kim E. V., Shuvanova O. V. Iz opyta vnedreniya smeshannogo obucheni-ya. Uchitel geografii. 2014, No. 1. Available at: http://www.geoclass.ru/index.php/6-no-mer-1-2014/148-iz-opyta-vnedreniya-smeshannogo-obucheniya (accessed: 26.11.2015).
3. Soboleva M. L. Sistema Moodle kak instrument distantsionnoy podderzhki ucheb-nykh distsiplin v vysshey shkole. Shkola, vuz: sovremennye problemy matematiki, infor-matiki i fiziki v obrazovanii. Proceedings of All-Russian Conference (22-23 Mar 2013). Grozny, 2013. Pp. 175-177.
4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki Pedagogicheskoe obrazovanie. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (accessed: 28.11.2015).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2