Научная статья на тему 'Дистанционная поддержка очного обучения в высшей школе'

Дистанционная поддержка очного обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ В MOODLE / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В БАКАЛАВРИАТЕ И МАГИСТРАТУРЕ / THE OFF-CAMPUS SUPPORT OF FULL-TIME EDUCATION / ONLINE COURSES IN "MOODLE" / TRAINING OF IT TEACHERS IN BACHELOR'S AND MASTER'S PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Марина Леонидовна

В статье представлен опыт разработки, внедрения и использования дистанционных электронных курсов в очном обучении бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Информатика», магистерская программа «Профильное и углубленное обучение информатике»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OFF-CAMPUS SUPPORT OF FULL-TIME HIGHER EDUCATION

The article presents the experience in development, implementation and use of the off-campus electronic courses in full-time education in the Bachelor’s and Master’s programmes for “pedagogical education” (major information technology, “specialist and extended training of the computer science” Master’s degree program).

Текст научной работы на тему «Дистанционная поддержка очного обучения в высшей школе»

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ1

THE OFF-CAMPUS SUPPORT OF FULL-TiME HiGHER EDUCATiON

Соболева Марина Леонидовна

Доцент кафедры теоретической информатики и дискретной математики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент E-mail: soboleva@m.mpgu.edu

Soboleva Marina L.

Assistant professor of the Department of Theoretical Computer Science and Discrete Mathematics, Moscow State Pedagogical University, PhD in Education, associate professor

E-mail: soboleva@m.mpgu.edu

Аннотация. В статье представлен опыт разработки, внедрения и использования дистанционных электронных курсов в очном обучении бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Информатика», магистерская программа «Профильное и углубленное обучение информатике»).

Ключевые слова: дистанционная поддержка очного обучения, электронные курсы в Моо-dle, подготовка учителей информатики в бакалавриате и магистратуре.

Abstract. The article presents the experience in development, implementation and use of the off-campus electronic courses in full-time education in the Bachelor's and Master's programmes for "Pedagogical education" (major information Technology, "Specialist and extended training of the computer science" Master's degree program).

Keywords: the off-campus support of full-time education, online courses in "Moodle", training of iT teachers in Bachelor's and Master's programmes.

1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).

Дистанционная поддержка очного обучения в настоящее время является необходимым условием эффективного обучения в высшей школе, в частности в подготовке будущих учителей информатики. Имея достаточный опыт разработки, внедрения и использования электронных курсов дистанционной поддержки очного обучения, можно судить о некоторой корреляции между использованием данных электронных курсов и традиционного обучения в бакалавриате и магистратуре направления «Педагогическое образование» (профиль Информатика и магистерская программа Профильное и углубленное обучение информатике соответственно).

На математическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) уже несколько лет назад внедрена система дистанционной поддержки образовательного процесса при подготовке будущих учителей информатики и математики. Данная система функционирует на базе платформы Moodle, что имеет несколько преимуществ: открытость платформы, «дружественный» интерфейс, мощный функционал по созданию и структурированию электронных курсов, удобный доступ и др.

При создании электронных курсов дистанционной поддержки очного обучения преподаватель-разработчик первоначально должен найти ответы на следующие вопросы:

• каково соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины;

• каким образом структурировать учебный материал в электронных курсах дистанционной поддержки;

• какое отобрать содержание наполнения электронных курсов дистанционной поддержки;

• какие элементы среды Moodle использовать при разработке электронных курсов дистанционной поддержки;

• каким образом организовать процесс внедрения и использования учебных электронных курсов дистанционной поддержки на очных занятиях и во внеаудиторной самостоятельной работе студентов.

После ответов на поставленные вопросы возможен переход к этапам разработки электронных курсов дистанционной поддержки.

Можно выделить следующие этапы разработки электронного курса дистанционной поддержки [1]:

1. Этап сбора требований - формулируется цель разработки электронного курса; происходит отбор содержания (контента), элементов курса среды Moodle; выявляются логические и возможные функциональные взаимосвязи между элементами электронного курса.

2. Этап проектирования - разрабатывается структура и функциональное наполнение электронного курса на основе возможностей среды Moodle.

3. Этап реализации - происходит конструирование элементов курса и их наполнение учебными материалами.

4. Этап тестирования - проверка всех логических и функциональных взаимосвязей частей (элементов) курса в среде Moodle, таких как навигация, правильная оценка при тестировании, переходы к встроенным документам, ссылки на внешние ресурсы и др.

5. Этап внедрения и опытной эксплуатации - осуществляется апробация разработанного электронного курса дистанционной поддержки в очном обучении.

Процесс внедрения дистанционных форм обучения целесообразнее осуществлять постепенно и последовательно. Выделяют следующие этапы внедрения дистанционных форм обучения [2]:

• дистанционная поддержка очного обучения;

• расширенная дистанционная поддержка очного обучения;

• смешанное обучение.

Рассмотрим соотношение вышеперечисленных этапов внедрения дистанционной поддержки очного обучения и форм наполнения (контента) электронных курсов разработанных на платформе Moodle (таблица):

Таблица

Форма дистанционной поддержки и ее наполнение

Форма дистанционной поддержки Соотношение форм дистанционной поддержки и наполнения электронных курсов

Дистанционная поддержка очного курса • учебные материалы в форматах pdf, docx, html, png и др. • взаимодействие между преподавателем и студентами осуществляется посредством e-mail

Расширенная дистанционная поддержка очного курса • использование функциональных возможностей среды Moodle, таких как Занятие, Задание, Опрос, Тест, Вики, Обратная связь и др. • взаимодействие между преподавателем и студентами осуществляется посредством e-mail, новостного форума, оценочной системы тестов и др. • присутствие интерактивных форм дистанционной поддержки

Смешанное обучение • включает в себя интеграцию наполнения электронных курсов двух предыдущих форм дистанционной поддержки

После прохождения всех этапов внедрения дистанционной поддержки в очное обучение и достижения формы смешанного обучения осуществляется опытная эксплуатация разработанных электронных курсов дистанционной поддержки.

Автором разработано несколько электронных курсов в поддержку читаемых в бакалавриате и магистратуре дисциплин:

• Информационные системы;

• Компьютерные науки: информационные системы и сети;

• Дисциплина по выбору «Проектирование и разработка информационных систем учебного назначения»;

• Дисциплина по выбору «Современные технологии преподавания школьного курса информатики»;

• Современные информационные и коммуникационные технологии.

Структура электронных курсов дистанционной поддержки вышеперечисленных дисциплин состоит из следующих компонентов:

1. Объявления и текущие результаты рейтинга, включает в себя Новостной форум, содержащий материалы по информированию студентов (объявления), рейтинг-план и текущие результаты рейтинга по читаемой дисциплине.

2. Основные материалы по дисциплине - информация организационного характера (программа дисциплины, литература, перечень информационных ресурсов сети Интернет по дисциплине, темы для выполнения проектных работ и проектного задания и др.).

3. Лекции дисциплины - теоретические материалы по дисциплине.

4. Практические задания - развернутое описание заданий по практическим работам с возможностью загрузки полученных результатов выполнения.

5. Материалы по зачетным мероприятиям (домашние работы, тесты, контрольные работы, задания по проектной работе, вопросы к зачету/экзамену и др.).

В работе обоснована указанная структура электронных курсов дистанционной поддержки в среде Moodle, что позволяет судить уже об их наполнении [3].

Содержание электронных курсов дистанционной поддержки отобрано в соответствии с ФГОС ВПО, рабочими учебными планами и рабочими программами учебных дисциплин по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Информатика», магистерская программа «Профильное и углубленное обучение информатике».

Остановимся поподробнее на наполнении третьего компонента структуры электронных курсов дистанционной поддержки - Лекции дисциплины. В бакалавриате и

Теоретические материалы по курсу

В этом разделе представлены учебные материалы теоретической

направленности по изучаемому курсу.

• Основные принципы структурного анализа и структурного

131 Этапы жизненного цикла ИС

® Этап предпроектного исследования ИС

01 Этап инфологического (концептуального) проектирования ИС

а Нормализация модели на этапе инфологического

(концептуального) проектирования ИС

^ Даталогическое проектирование

Рис. 1. Внешний вид лекционного раздела электронного курса дистанционной

поддержки дисциплины по выбору «Проектирование и разработка информационных систем учебного назначения» направления Педагогическое

образование профиль Информатика

Лекции по дисциплине

—~ Лекция 1. Дидактические основы создания и использования учебных средств, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий.

~~ Лекция 2. Анализ возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в образовании

Лекция 3. Организация личностного ориентированного обучения в условиях реализации возможностей средств ИКТ

т ^^ Яещия 4 Технология HTML яэьна ^ Лесция 4 по HTML.pdf

Языс HTML (лекция по HTML) ppsx

* Яещия 5 Мировые информационные ресурсы

Информационные систеиы в образовательной учреждении pdf Обзор ресурсов сети Интернет {инфориатиса) pps* Ь Облачные технологии pdf

* ^^ Лееция в Технология XML Лееция по XML_1 pdf

Лекция по XMLJ2 (из ониги TirtorialXMLKhabibullin) pdf

^ Лекция 7. Дистанционные технологии

Рис. 2. Внешний вид лекционного раздела электронного курса дистанционной поддержки дисциплины «Современные информационные и коммуникационные технологии» направления Педагогическое образование магистерская программа Профильное и углубленное обучение информатике

магистратуре реализуются разные подходы к представлению учебного материала данного раздела. Лекционный раздел электронных курсов дистанционной поддержки очного обучения в бакалавриате содержит теоретические материалы, дополняющие учебный материал очных лекций, а в магистратуре - цельные лекции для самостоятельного изучения магистрантами (рис. 1; 2).

Как видно из рис. 2, в магистратуре лекционный материал дисциплины представлен в полном объеме с помощью различных элементов курса среды Moodle. Студенты магистратуры изучают теоретический материал в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, а на очных занятиях идет обсуждение изученного, и такая форма организации лекционных занятий представляет собой один из видов моделей перевернутого обучения.

С учетом того, что у студентов магистратуры в результате обучения в бакалавриате на достаточно высоком уровне сформированы различные компетенции [4] и достаточно

высок уровень самосознания, в магистратуре возможно и целесообразно использовать модель перевернутого обучения, так как такая форма обучения не противоречит:

• рабочему учебному плану, в котором большее количество часов отводится на самостоятельную работу студентов;

• рабочим программам учебных дисциплин, содержание которых предусматривает возможность изучение учебного материала самостоятельно студентами.

Таким образом, электронные курсы дистанционной поддержки очного обучения в среде Moodle позволяют преподавателям осуществлять моделирование и интеграцию различных моделей и форм обучения в бакалавриате и магистратуре. А на этапе опытной эксплуатации электронных курсов дистанционной поддержки всегда должна осуществляться рефлексия об использовании данных курсов в очном обучении. В связи с чем, возникают вопросы на перспективу:

1. Какие модели смешанного и перевернутого обучения целесообразнее и эффективнее использовать при дистанционной поддержке очных курсов?

2. В чем их недостатки и преимущества?

3. Каким образом дистанционную поддержку очного обучения имеет смысл развивать, и в каком направлении?

Список литературы

1. Вендров, А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем [Текст] / А. М. Вендров. — М.: Финансы и статистика, 2002. - 352 с.

2. Крылов, А. И. Из опыта внедрения смешанного обучения [Электронный ресурс] /А. И. Крылов, Э. В. Ким, О. В. Шуванова //Учитель географии. - 6 номер. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://www.geodass.ru/mdex.php/6-nomer-1-2014/148-iz-opyta-vnedreniya-smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 26.11.2015).

3. Соболева, М. Л. Система Moodle как инструмент дистанционной поддержки учебных дисциплин в высшей школе [Текст] /М. Л. Соболева //Школа, вуз: современные проблемы математики, информатики и физики в образовании: материалы Всерос. науч.-практ.конф. (22-23 марта 2013 г.). - Грозный, 2013. -С.175-177.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/5/20111207163943.pdf (дата обращения: 28.11.2015).

References

1. Vendrov A. M. Proektirovanie programmnogo obespecheniya ekonomicheskikh informatsion-nykh sistem. Moscow: Finansy i statistika, 2002. 352 p.

2. Krylov A. I., Kim E. V., Shuvanova O. V. Iz opyta vnedreniya smeshannogo obucheni-ya. Uchitel geografii. 2014, No. 1. Available at: http://www.geoclass.ru/index.php/6-no-mer-1-2014/148-iz-opyta-vnedreniya-smeshannogo-obucheniya (accessed: 26.11.2015).

3. Soboleva M. L. Sistema Moodle kak instrument distantsionnoy podderzhki ucheb-nykh distsiplin v vysshey shkole. Shkola, vuz: sovremennye problemy matematiki, infor-matiki i fiziki v obrazovanii. Proceedings of All-Russian Conference (22-23 Mar 2013). Grozny, 2013. Pp. 175-177.

4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki Pedagogicheskoe obrazovanie. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (accessed: 28.11.2015).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.