Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ПЕРВЫЙ ОПЫТ'

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ПЕРВЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТФОРМА MOODLE / НАКОПИТЕЛЬНАЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ЛЕКЦИЯ С ВОПРОСАМИ / ЗАДАНИЕ / ТЕСТ / ЭКСПРЕСС-ОПРОС / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / MOODLE PLATFORM / CUMULATIVE POINT-RATING SYSTEM / LECTURE WITH QUESTIONS / TEST / EXPRESS SURVEY / PROBLEMS AND PROSPECTS OF DISTANCE LEARNING / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломаева Марина Валентиновна

В статье говорится об опыте смешанного обучения студентов очной формы, отмечаются положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения для студентов и преподавателей, даются рекомендации преподавателям по встраиванию дистанционного обучения в накопительную балльно-рейтинговую систему, приводится анализ первых впечатлений участников образовательных отношений в условиях полного перехода в дистанционный формат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломаева Марина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE FORM IN TRAINING STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY: THE FIRST EXPERIENCE

The article talks about the experience of blended learning full-time students, positive and negative aspects of distance learning for full-time students and teachers are noted in the article, recommendations are given to teachers on how to integrate distance learning into a cumulative point-rating system, the analysis of the first impressions of participants in educational relations in the context of a complete transition to the distance format is given.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ПЕРВЫЙ ОПЫТ»

Парадокс анализируется, как признак свидетельствующий о несовершенствах науки. Парадокс - это изречение, противоположное преобладающему, определенному взгляду и мнению.

Итак, с явлением парадокса можно встретиться повсеместно. Концепт «парадокс» используется в различных значениях - и в повседневных, и в формальных [1].

Таким образом, нет такой сферы, где бы он ни участвовал, начиная от парадоксов жизни кончая точными науками.

Литература:

1 Арнольд И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения. // Вопросы языкознания - Москва: Наука, 1982, - №4. - С. 83-91.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка - Москва: Высшая школа, 2017 - 336 с.

3. Головенко Ю.А. Текстоструктуры современного английского языка. - Смоленск: 1983. - С. 4-8.

4. Дейкванн Т.А. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике - Вып. VIII / общ. редакция Б.Ю. Городецкого. - Москва: Прогресс, 1976 - С. 297-313.

5. Лепшокова Е.А. Формирование творческих способностей у подростков на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации канд. пед. наук: 04.05.2004. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский госуниверситет, 2004 - 16 с.

6. Москальская О.И. Грамматика текста - Москва: Высшая школа, 1981. - С. 4-15.

7. Никулина В.А. Явление конвергенции и анализ художественного текста // Проблемы лингвистической интерпретации худ. текста: Сборник науч. трудов. Свердловск. Гос.Пед.Ин-та. - Свердловск: СГПИ, 1982. -С. 49-55.

8. Фридман Л.Г. Вопросы грамматики текста: Учебн. пособие для студентов. - Ставрополь: Став. ГПУ, 1978. - С. 5-10.

9. Чикина Л.К. Лингвистика текста: Учебн. пособие. - Саранск: Изд-во Мордовс. Ун-та, 1984. - С. 6-8, 11.

10. Щербина Э.Ф. К проблемам об основных категориях текста // Структура синтаксиса и предложения в герм. языках: Сборник науч. трудов ППИ - Пятигорск: 1990 - С. 52-56.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Ломаева Марина Валентиновна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ПЕРВЫЙ

ОПЫТ

Аннотация. В статье говорится об опыте смешанного обучения студентов очной формы, отмечаются положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения для студентов и преподавателей, даются рекомендации преподавателям по встраиванию дистанционного обучения в накопительную балльно-рейтинговую систему, приводится анализ первых впечатлений участников образовательных отношений в условиях полного перехода в дистанционный формат.

Ключевые слова: платформа Moodle, накопительная балльно-рейтинговая система, лекция с вопросами, задание, тест, экспресс-опрос, проблемы и перспективы дистанционного обучения, обратная связь.

Annоtation. The article talks about the experience of blended learning full-time students, positive and negative aspects of distance learning for full-time students and teachers are noted in the article, recommendations are given to teachers on how to integrate distance learning into a cumulative point-rating system, the analysis of the first impressions of participants in educational relations in the context of a complete transition to the distance format is given.

Keywords: Moodle platform, cumulative point-rating system, lecture with questions, test, express survey, problems and prospects of distance learning, feedback.

Введение. Еще до пандемии COVID-19 и перехода системы образования в России в дистанционный режим все более широкое распространение получала смешанная форма обучения студентов дневного отделения вузов, предполагающая интеграцию классической очной и дистанционной форм обучения. Как показали последующие события, образование двигалось в верном направлении. Те педагоги, которые применяли в обучении студентов дистанционные и он-лайн технологии, смогли более или менее безболезненно адаптироваться к новым условиям.

Одной из причин внедрения дистанционных технологий еще в доэпидемический период являлось выполнение требований образовательных стандартов высшего образования поколения 3++. Реализуя компетентностный подход в профессиональном образовании, вузы, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подготовки бакалавров, должны обеспечить формирование у студентов способности «управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации» [2]. Все это требует такой организации образовательного процесса, где доля самостоятельного добывания знаний студентами была бы достаточно высока.

О преимуществах и недостатках дистанционного обучения написано немало. В качестве главного минуса называют отсутствие «живого» общения педагога и обучающегося и, как следствие, трудности в реализации индивидуального подхода. В качестве плюсов отмечают экономический аспект (уменьшение затрат), гибкий график, возможность осваивать программы удаленно и т.п. [1].

Изложение основного материала статьи. В течение последних трех лет на факультете психолого-педагогического образования дисциплина «Современные проблемы дошкольного и начального образования», включенная в учебный план подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование и дошкольное образование», реализовалась для

студентов первого курса очной формы обучения дистанционно с помощью виртуальной обучающей среды Moodle.

В дистанционный курс были включены следующие специфические элементы дистанционного обучения - лекции с вопросами, презентации к лекциям, практические задания, тесты, ссылки на интернет-источники и видеоматериалы, объявления, чат, глоссарий. Кроме того, педагог имеет возможность разместить в курсе в виде файлов Word рекомендации по написанию курсовых, контрольных работ, тематику докладов, сообщений, рефератов, а также электронный учебник или учебное пособие и т.п.

Проведя рефлексию указанного опыта, мы выделили положительные и отрицательные стороны дистанционного изучения дисциплин студентами и дистанционного обучения дисциплине преподавателями.

Для студентов несомненными плюсами является освоение курса в удобное время, в комфортном темпе, в домашней обстановке, где обучающийся не боится допустить ошибку, поскольку может исправить ее либо до отправки задания на проверку, либо во время второй (третьей) попытки, если преподаватель такие попытки разрешает. Считаем, что следует давать возможность студентам использовать несколько попыток выполнения задания, поскольку конечная цель преподавателей - не зафиксировать низкий результат студента, а сформировать требуемые стандартами компетенции.

Среди недостатков данной формы обучения студенты отмечают отсутствие диалога с преподавателем в режиме реального времени, когда можно задавать вопросы устно, тут же получать ответы, переспросить, если не понял, что-то объяснить.

Обратная связь предусмотрена в дистанционном курсе, но она реализуется, в основном, через переписку: все вопросы и ответы нужно грамотно сформулировать, напечатать, желательно без грамматических, пунктуационных и стилистических ошибок, ждать ответного сообщения преподавателя. Платформа Moodle позволяет организовать общение в режиме он-лайн через чат, но сообщения все равно нужно писать, а это занимает больше времени, чем говорить. Вебинары зачастую сопровождаются плохим качеством связи.

Для преподавателя главным минусом является значительная трудоемкость разработки дистанционного курса. Во-первых, нужно подготовить теоретический материал, который необходимо разбить на смысловые части и представить в виде лекций с вопросами, то есть каждая дидактическая единица лекции завершается вопросом, в зависимости от ответа на который студент либо переходит на следующую страницу, либо вынужден читать текст повторно и снова отвечать на тот же вопрос.

Далее нужно придумать задание к данной теме, которое будет представимо в электронном виде, ориентировано на формирование определенных программой дисциплины компетенций и не будет слишком громоздким. К недостаткам платформы Moodle можно отнести ограничение по объему файла, который можно переслать или загрузить в дистанционном курсе (2 Мбайт). Это, в частности, ограничивает размещение видеофрагментов занятий, видеолекций, виртуальных экскурсий, другого видеоматериала.

По каждой теме целесообразно разработать небольшие тесты (экспресс-опросы), а также итоговый тест по дисциплине. Для объективности оценивания сформированных у студента компетенций, предусмотренных учебным планом и программой дисциплины, тест должен содержать не менее 25 вопросов, которые случайным образом предъявляются студенту. Вопросы берутся из банка, который должен содержать не менее 100 вопросов разного вида: краткий ответ (студент пишет ответ сам), «верно-неверно» (выбирает, согласен ли с предложенным высказыванием), одиночный или множественный выбор правильного ответа из предложенных (как показывает практика это самый популярный вид вопросов у преподавателей), на установление соответствия, определение последовательности, числовой ответ, эссе и т.д.

Все вышеназванные элементы курса необходимо разместить в системе дистанционного обучения, что требует от преподавателя определенного навыка работы с компьютером, хотя виртуальная обучающая среда Moodle имеет вполне понятный пользовательский интерфейс.

В качестве достоинств дистанционного обучения для преподавателя можно отметить следующие. Изучение дисциплины в дистанционной форме полностью соответствует требованиям к реализации накопительной балльно-рейтинговой системы (НБРС), которая прията в институте. Под накопительной балльно-рейтинговой системой понимается кумулятивный метод оценивания качества освоения студентами учебной программы дисциплины на основе суммарных результатов оценки следующих составляющих:

- текущего контроля, осуществляемого в форме письменных экспресс-опросов (практических заданий) на каждом (лекционном, семинарском, практическом, лабораторно-практическом) учебном занятии;

- количественного учета учебно-исследовательской активности студентов на семинарских и практических занятиях;

- итогового контроля (экзамена, зачета) по материалу всей учебной дисциплины.

Задачи введения накопительной балльно-рейтинговой системы:

- совершенствование организации учебного процесса на основе равномерного распределения учебной работы студентов в семестре и мониторинга их учебных достижений;

- стимулирование повседневной систематической работы студентов;

- повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе оперативного и разностороннего учета результатов их учебной и учебно-исследовательской работы;

- внедрение инновационных педагогических технологий измерения и оценивания учебных достижений студентов, повышение качества методического сопровождения учебного процесса;

- определение реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами в учебе, внедрение принципа состязательности в учебный процесс, повышение роли самооценки студентов;

- регламентация условий взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся;

- активизации самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов;

- повышение объективности оценки текущей успеваемости и результатов итоговых контрольных мероприятий, снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов и/или зачетов;

- создание объективных критериев при отборе кандидатов на продолжение обучения в магистратуре.

В процессе дистанционного освоения дисциплины у студентов копятся баллы за изучение лекций с

вопросами (выставляются в журнал как отметки за экспресс-опросы на лекции), за выполненные задания (выставляются в журнал как отметки за учебно-исследовательскую активность), за тест по каждой теме

(выставляются как отметки за экспресс-опросы на практическом занятии). Балл, полученный студентом за итоговый тест, можно перевести в экзаменационную отметку (зачет, зачет с оценкой), либо вывести общий балл за курс в соответствии с положением о НБРС, и также перевести в пятибалльную систему.

Проверять выполненные задания преподаватель может в удобное для него время, но во избежание неравномерности нагрузки, как на преподавателя, так и на студентов, следует установить срок предоставления задания. Лучше всего даты сдачи работ установить в соответствии с расписанием занятий.

Занятия по дисциплине указаны в расписании, но не проводятся в аудитории, время высвобождается для других срочных дел педагога. Кроме того, не нужно тратить время на проверку экспресс-опросов, это делает программа автоматически. Таким образом, основательно потрудившись на этапе разработки дистанционного курса, можно сэкономить время в процессе его реализации. Создание курса на платформе Moodle процесс несложный и весьма увлекательный. Появляется желание продолжить подобную работу, переведя в дистанционный формат процесс обучения другим дисциплинам.

Студенты же, осваивая курс дистанционно, проявляют значительную степень самостоятельности, ответственности, приобретают навыки поиска, анализа, отбора необходимой информации, таймменеджмента. При этом повышается качество образования, поскольку каждый обучающийся вынужден выполнять все задания по каждой теме своевременно, систематически, а не в авральном режиме накануне сессии.

Все вышесказанное относится к смешанному обучению. Но оценка дистанционного образования несколько меняется в условиях тотального перехода на удаленный формат.

После трех месяцев работы в дистанционном режиме, мы собрали и проанализировали первые впечатления преподавателей и студентов факультета психолого-педагогического образования очной формы обучения «по горячим следам». Было опрошено 17 преподавателей и 48 студентов.

Несомненным плюсом сложившейся ситуации стало освоение всеми преподавателями различных дистанционных образовательных сред (Moodle, Zoom, Skype, Mirapolis, он-лайн лекции на YouTube канале, социальные сети и др.). Самыми востребованными оказались возможности первых трех и электронной почты (особенно в самом начале самоизоляции). При этом преподаватели использовали одновременно от одного (13%) до восьми (6%) электронных ресурсов. Большинство педагогов остановили свой выбор на двух (38%) или трех (25%), причем наиболее удовлетворены преподаватели такими платформами как Moodle, Zoom; они же оказались наиболее популярными из-за их доступности и простоты.

Среди недостатков дистанционного обучения преподаватели назвали ухудшение здоровья (81%), нехватку «живого» общения и эмоционального обмена со студентами (63%), технические проблемы (19%). Одним из важнейших условий успешного обучения является организация обратной связи с обучающимся. В условиях дистанционного обучения преподаватели использовали письменные комментарии к ответам студентов (Moodle, электронная почта), чаты (Moodle, социальные сети), демонстрацию примеров выполнения заданий, разбор задний он-лайн (Zoom, Skype, Mirapolis).

В процессе перехода на дистанционное обучение, как отмечают преподаватели, самой большой трудностью стал большой объем проверяемых работ (88%); части преподавателей было сложно разобраться в проблемах, которые испытывает студент при изучении курса (44%); педагогам было трудно понять, как поступить со студентом, который не представил в установленный срок задание для проверки или не выполнил его вообще (38%), отсутствовал на занятии (25%), отключил микрофон и видеокамеру (31%); отмечают также, что в ряде случаев студенты не принимали (были не согласны) или не понимали письменные объяснения педагога (31%).

Вместе с тем, все педагоги оценили преимущества дистанционного образования и, прежде всего, возможность формирования компетенций на каждом занятии у каждого студента.

Перспективы такого образования отметили все преподаватели, но большинство - в качестве сочетания очной и дистанционной форм. Кроме того, трудно не согласиться с мнением о том, что такая форма применима не для всех дисциплин (19%), дистанционные платформы нуждаются в доработке и усовершенствовании (19%). Одинаковое количество респондентов имеют противоположное мнение -дистанционные образовательные технологии применимы только в экстремальных случаях (6%), за дистанционным обучением будущее (6%).

Обратимся к результатам опроса студентов. Прежде всего, они отмечают следующие преимущества: свобода в распределении времени, возможность изучать курс в индивидуальном темпе, опыт самоорганизации (83%), экономия финансовых средств (проезд, общежитие) (63%), есть возможность повторить материал перед экспресс-опросом (58%), больше использовать Интернет-ресурсы (60%), домашний уют и комфорт (47%), четкие сроки выполнения заданий, получение отметок за все задания, что позволяет набрать больше баллов и получить более высокую итоговую отметку за дисциплину (42%). Среди проблем и недостатков дистанционного обучения студенты назвали: проблемы здоровья (17%), технические проблемы, в частности, невозможность работать в программе Moodle в телефоне, плохой интернет в удаленных местах проживания (6%), отсутствие «живого» общения со студентами и преподавателями (85%). Студенты отметили отдельные трудности в организации занятий: не всегда есть возможность задать вопрос преподавателю; педагоги несвоевременно проверяют работы студентов; задания трудоемкие, а баллов за них дают мало; нет комментариев преподавателя к ответу, не понятно, почему выставлена та или иная отметка; не предлагается групповая форма обучения; крайне сложно выполнять задания по специфическим, практико-ориентированным дисциплинам (изо, музыка); вместо он-лайн лекции дается список источников, которые нужно изучить и выполнить задание. Кроме того, студенты указали на проблемы в самоорганизации, усугубляющиеся ситуацией, когда домашние не дают сосредоточиться, отвлекают от учебного процесса.

Выводы. Таковыми оказались первые впечатления студентов и преподавателей о тотальном переходе на дистанционное обучение. Очевидно, что полученная нами информация требует более тщательного изучения с целью внесения изменений в организацию обучения на расстоянии. Дистанционное образование прочно и навсегда вошло в систему высшего образования, имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением, мотивирует обучающихся к самостоятельности в выборе и реализации траектории саморазвития, способствует формированию умений управлять своим временем, навыков работы с информацией. Но все же, большинство студентов и преподавателей высказываются за смешанное обучение, которое позволяет использовать сильные стороны как очного, так и дистанционного образования.

В заключение приведем выдержки из анкет студентов: «Я хочу обратно на учебу в НТГСПИ, ходить в институт, общаться с преподавателями и одногруппниками. Я устала от такого обучения»; «Я хочу в

институт, на пары. Эмоциональное состояние ухудшилось»; «С нетерпением жду возвращения в стены института».

Аналогичные желания высказывают и преподаватели. В этот непростой период все мы остро почувствовали глубокий смысл фразы Антуана де Сент Экзюпери «Единственная известная мне роскошь -это роскошь человеческого общения».

Литература:

1. Демченко С.А., Казарова А.В. Особенности организации дистанционного обучения в вузе // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 3. - С. 59-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28387355 (дата обращения 03.07.2020).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 125 от 22 февраля 2018 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения 03.07.2020).

Педагогика

УДК 378:781

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства эстрады Лукашева Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены интерактивные образовательные технологии, которые направлены на повышение собственной активности музыкантов-исполнителей и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Они позволяют обучающимся перейти от пассивного усвоения знаний, к их активному применению в модельных или реальных ситуациях будущей практической деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов и способствует формированию у них профессиональной компетентности.

Ключевые слова: музыканты-исполнители, образовательный процесс, игровые технологии, деловые игры, дискуссионные технологии, «мозговой штурм».

An^tatton. The article deals with interactive educational technologies that are aimed at increasing the self-activity of performing musicians and their motivation for educational and professional activities. They allow students to move from passive assimilation of knowledge to its active application in model or real situations of future practical activity, which, of course, increases the quality of training of future specialists and contributes to the formation of their professional competence.

Keywords: musicians-performers, educational process, game technologies, business games, discussion technologies, «brainstorming».

Введение. Реализация практико-ориентированного подхода в обучении бакалавров предполагает активную познавательную деятельность студентов, которая заключается в умении творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, умения, навыки, компетенции, способствующие формированию профессиональной компетентности, в том числе и у музыкантов-исполнителей.

Изложение основного материала статьи. Современное образование ориентировано на подготовку высококвалифицированных кадров и предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых музыканты-исполнители смогут проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность. Этому способствуют интерактивные образовательные технологии.

Интерактивные образовательные технологии основаны на многосторонней коммуникации между преподавателем и обучающимися в учебно-воспитательном процессе. Многосторонняя коммуникация предполагает активность не только преподавателя, но и каждого участника процесса обучения. Особое значение приобретают интенсивные коммуникативные контакты между самими обучающимися. Такое обучение предполагает использование не только знаний преподавателя, но и знаний, уже накопленных музыкантами-исполнителями.

Интерактивные технологии опираются на следующие положения: внимание к собственному опыту студентов, опора на индивидуальный способ усвоения ими знаний, включение в систематизацию изучаемого материала мнений бакалавров, даже если они не совпадают с мнением преподавателя. Многосторонняя форма коммуникации является необходимым условием для выстраивания музыкантами-исполнителями своего личного понимания проблемы. Современные интерактивные образовательные технологии нацелены на управление не личностью, а процессом ее развития, т.е. учебно-воспитательный процесс ориентируется на приобретение диалогического метода общения, совместный поиск решения проблемы, вовлеченность всех обучающихся в процесс познания, усиление взаимомотивации музыкантов-исполнителей, создание творческой атмосферы на занятии.

Рассмотрим понятия «образовательная технология», «интерактивное обучение» и «интерактивные технологии».

Термин «образовательная технология» определяется как «вариант описания модели образовательного процесса, в котором акцент может быть сделан на организационной структуре учебного процесса, характеристике деятельности субъектов образовательного процесса или характере их взаимодействия» [10, с. 13].

Интерактивное обучение ученые трактуют как «форму организации образовательного процесса, ориентированного на активное развитие способности субъектов обучения продуктивно взаимодействовать в рамках совместной деятельности» [1, с. 117].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.