Научная статья на тему '“Distance course of business Russian”: E-Learning pilot experience'

“Distance course of business Russian”: E-Learning pilot experience Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ONLINE LEARNING / METRIC / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / БИЗНЕС ОБЩЕНИЕ / BUSINESS COMMUNICATION / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / EDUCATION ABROAD / 远程技术,对外俄语,商务交流,互动,国外学习 / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистова Е. В.

В статье раскрывается роль дистанционного обучения в современном образовательном процессе, оценивается эффективность одного из наиболее популярных в России инструментов виртуальной среды системы Moodle. Анализируя ситуацию имеющихся дистанционных курсов по русскому языку как иностранному, автор приходит к мнению, что данная область мало оcвоена, хотя представляет большой интерес в связи со спросом такого рода образовательных продуктов на китайском рынке. В основной части работы описывается опыт Сибирского федерального университета по внедрению дистанционного курса «Деловой русский язык» в образовательное пространство КНР. В статье приводится структура курса, учебно-методическое обеспечение, детальное описание элементов и ресурсов, использованных для достижения педагогической цели. Отдельный раздел посвящается формам контроля и оценивания на расстоянии. Автор упоминает о формирующем, обучающем и итоговом оценивании студентов и детально описывает способы их реализации в системе Moodle. В статье подробно освещены все этапы внедрения курса: начиная от привлечения и регистрации слушателей, заканчивая техническими сложностями и рекомендациями по улучшению некоторых процедур, приводится статистика и динамика обучения. Отдельный интерес представляет раздел, посвященный мнению китайских студентов о пройденном курсе, их впечатления и пожелания, а также перечислены дальнейшие перспективы автора по работе в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Опыт внедрения в образовательное пространство КНР дистанционного курса "Деловой русский язык" в системе Moodle

The article reveals the role of distance learning in modern educational process, evaluates the effectiveness of LMS Moodle platform. Analyzing an available ‘Russian as a foreign language’ distance course the author concludes there is a lack of such educational resources in spite of a great interest and demand. The paper describes a pilot experience of the SibFU on launching the “Distance Course of Business Russian”. The article provides a course structure, teaching software, detailed description of the elements and tools used to achieve educational goals. There is a part devoted to the forms of monitoring and evaluation off-campus. The ways of assessment for learning, assessment as learning and assessment of learning in Moodle are described. All the stages of the course realization, starting from recruitment and students’ registration, ending with technical difficulties and recommendations to improve the course are demonstrated; statistics and learning dynamics are also provided. Chinese students’ impressions and suggestions as well as future prospects of the author’s work are of particular interest.

Текст научной работы на тему «“Distance course of business Russian”: E-Learning pilot experience»

Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2017 10) 5-15

УДК 37.091.315.7:81.161.1

"Distance Course of Business Russian": E-learning Pilot Experience

Elena V. Chistova*

Siberian Federal University 79 Svobodny, Krasnoyarsk, 660041, Russia

Received 29.11.2016, received in revised form 15.12.2016, accepted 11.01.2017

The article reveals the role of distance learning in modern educational process, evaluates the effectiveness ofLMS Moodle platform. Analyzing an available 'Russian as a foreign language' distance course the author concludes there is a lack of such educational resources in spite of a great interest and demand. The paper describes a pilot experience of the SibFU on launching the "Distance Course of Business Russian". The article provides a course structure, teaching software, detailed description of the elements and tools used to achieve educational goals. There is a part devoted to the forms of monitoring and evaluation off-campus. The ways of assessment for learning, assessment as learning and assessment of learning in Moodle are described. All the stages of the course realization, starting from recruitment and students' registration, ending with technical difficulties and recommendations to improve the course are demonstrated; statistics and learning dynamics are also provided. Chinese students' impressions and suggestions as well as future prospects of the author's work are ofparticular interest.

Keywords: online learning, metric, Russian as a foreign language, business communication, interactivity, education abroad.

DOI: 10.17516/1997-1370-0001.

Research area: language education.

ттшш^ тш, штшшя

ЙЖШ, 79^-, ШШ: 660041

Moodle,^T^S#MA®ffiT

тшшшш. хштштшш&ш^'

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: [email protected]

rn&mxmMKTi^mm, m^trn

a,

wwmwna sms*.

Moodl wxm

online learning, computer mediated distance education, Web based tiaining^&SfP^®^

(im ^ IM)

Moodle^ ^t (Modular Obj ect-Oriented Dynamic Learning Environments'^^;, Wk^k^C

GNU GPL^^Tffi

D w web^ffl^^, ^m^s^am^m^ w^^.Moodie—s^wm wa

MoodleM^i^I^MWM, £

(Bloom,

Engelhart, Furst, Hill, Krathwohl, 1956; Husiainov,

siM^iifsw^) mmm (s^^x«

(Sung, Mayer, 2012; Rapp, Gülbahar, Adnan, 2016;

Niess, mm

•mmm^^mmm^m, m^MK^

(Clark, Chopeta, 2004; Araujo Do Nascimento Filho, Diniz, Franca,

W$P7^ÄÄÄffl^Ä,(Kerimbayev, Kultan, Abdykarimova, Akramova, 2016),

Ä#^^^®(Anderson, Krathwohl, Airasian, Cruikshank, Mayer, Pintrich, Raths, Wittrock, 2001; Ali, George, 2015; Osma, Suarez, Marin, Molano,

wm

МЯ, ййШФШ^

7W±iiP(Coursera, 2016).

т^Л^ШШ^Ж^^, ЧМ,

мшм

rn, мяжшйшеэм^шшш.

mmmmmrnw^rnmimmm^t

штшттш.

Ш^ШШШШ Moodler^^ffli

т^шшм^м^аФлждашда^ж

^(Bure, 2016)ЖЖШ'Ш#ЙШ++, Йт^

13297/1

тш&штт-шшжжтгшм ерв^жш, шт ВЙ^.

Ж№#Ьт®ШМ#МШМ.ЬШ,

iTH-tim т^ж^иш,

. (Berardi, Buglakova,

2007).

ШР, ts^s^rn^fwwM^^^^

шмшштг^ктол, ^

Ж, 2000; 7M, 2016)« ЙШ, rnoodleH^MWim #M7H

T, M^^k#l#il.(Santana-Mansilla, Costaguta, Schiaffino, 2016; Rapp, Gulbahar, Adnan, 2016)

ФSФ7gpШ А

fifM^^® (7Ш, 2016: 1; Baranova, 2011)

^т^ж^штшмш-, шшммя'м, шшйАт^ж^^ш

шижтш^тт&ъ mm

ЩМАП, Н^Ш^ШШШ®,

.(Ivanova, Zhelezniakova, 2016; Dobrovol'skaia, 2016).

(ts)

SMgiw«^ «Стимул»

ишя«^, шшп^шжпт^й^йш

тт.

т®штш.

Й- «т®№> Й^НЙ,

Л1«#(®, лАШ, ЭД&Ш»—

апш^М , «^т®.

^s» , «^т®. s

#», «^«мт®»—

шямйт^мй^р^йй^, жш, ШЖЙЙ

«77m®#7fe» Mmiwwm,

(Fedotova, 2015).^ wwmw

17

wmt^fflw^M 77, «ma^tt^, 777177^777

A7^m®, 777w77777 m#m®» Mm^Mi7im7wm«7f77^, M7

®777^45.03.02, ^#^@B1.B.AB.7.WmS

mm, mixmmmxmmmrn, ^im

www m-77® («®)»f^A^wm w

1.we®t±ifHft®t: m®, 7®w

7®&7^LMS Moodle7^7«Page»777

2. ^mwwmwm 771777^

7

3.

4. «»«®» (77: 77»•

®w+a77wm

6.

77fe, 7®77777w77»JJ.

.a^Mmiw,

7.^7^771+7077 ^T77wf№ 77

®777w.7^77®§7K777, #177^7

S7«iM777W7Wm7 ^7777w«iJ77777fct, 777777 W77.

m®n®, m®

77W#7m®7a777#M7^m77A

7a, 'kaw7?i777w7£ij.a«77 m 7m®» BP77M

7, ^777^777777

W. £ A .^ra is l.ffi^^ffi.ffi

^m&mm, mum,

£», «N^» ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ft.

^»AS'M.®® (Bloom, 1956)

^ amn®

fc), mm

ffsffl (^Hmr^+^ff^ffl^E) «M

(Anderson,

¿J, (Ali, George, 2015).S^

its.

^w-Mttem № {Aia^A^ »«^tt^N^vk

mm .^a^M^fflga^awfti

i^i^^gant, ^MAiii^sa wt,

gp®ffl7fMC, it^ms i^sast, ^MAiiAsarat,

^wms^MA^f^AAammA «aa»,

rn, fftp mHftn&nfrm!»(sa 1)«

AMi+A&S.

ALMS Moodle,^+#AitK^#®PA

«a», ^A^M^A^ AAagaHA, ff^w^fte. i^rat

a^Mnm^A^Ammga^ wmmmMJpmmm, gpaa

A,

fl^WA (assessment as learning)--^

%, iAMiwiAiKA, w^^^ffla^+g awaA, 7mgaem£ff{ai«, wra

mMmmftrn.

777S:7777i77.7LMS Moodle7 ^7, 7^2fP37W7 77777

5, 67^7777gp

m^mmu, mm, 7777^7^77, 7

(W73, 4) .w

75^7-77777,77 imn .w 77.7^1777, 777^7777^7

7 N mmm^W "77"® 7 777£n 7

txmrn, mmrnim^^n.

m.ammmmmmH,

m^mmn, 7777

77S77№77i7ffi7fc№

7774.77777, 777^777777

m 7m 777

07, (7®2).

<«7:777777! 7SWK7! # №77! M77

#77®! ^77^7! 51(7)«7(7&) 77 (7? (7? -&) SI (7? 7&) 77

7! 777W77! 7! >

777g7M7 77777777$

2. «^ii»

SilA^fA. A^Affi® fiAisJA. ^sati

10A

it.

ii A w ti^TA AAw " i« m, fifrUft-AAAAt/l^, 10Ait. WAA^afgam gAAA.w^^ff

^PMA^wAmMiANMM^A^A ^A+iife^A^wAm ifeSAftAA

Mfgf^ifiJAafg

l^fi®75AMfg#№jf («AS 15-20^AA) , 2015-2016m-t^»iiM^aiTMfg «

SAAAA) «7iWAMiij9^15A, MM ff7«, «ffi

n^aff^^ffif .aa^AA, MI

ASfaAitAA, Af+ra^ff^JSAABAsMfA

iTANA, WBAiNA^ilSAWi, tttp, ^Aja—A.

■Ai№ Ml!

777071777 .

077^7 77770777

777777, №

7770№^7.

7S77S7SS7

M«777.7777A773ffi777Ä777

f№«77777777777tm№ 70 A7^7^B7f№«77707№ 7N77 -77^7770777^7",

7.Ä77777777, «7777W77K7 7777,7707FS777M37M77

77 (77107W), 077^

7S777777777^7M7, ^77 07f77,7-7Ä777M7777W777

7#7!№7il77.

7S770^7777«777SP77 ^77, 07,

777^7777^, 77W77W777

MS,

777.

--

77S777777W, 777^777777 7^071777.

771771170^77777077^7 ^

7777777 (77)

References

Ali, F., George, A. (2015). Impact of a Formative E-Assessment on Learning Outcomes: A Pilot Study on a Social and Behavioral Sciences Course. College of Health Sciences, University of Bahrain, 5th International Conference on e-Learning. Bahrain, 408-412.

Anderson, L.W., Krathwohl, D.R., Airasian, P.W., Cruikshank, K.A., Mayer, R.E., Pintrich, P.R., Raths, J., Wittrock, M.C. (2001). A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. New York: Pearson, Allyn & Bacon, available at: https://www.scopus.com.

Araujo Do Nascimento Filho, S.A., Diniz, J.R.B., Franca, S.V.A. (2016). E-Learning: An Approach Using Tools For Creation Online Activities. 8th Euro American Conference on Telematics and Information Systems, available at: https://www.scopus.com

Baranova, I.I., (2011). Ispol'zovanie LMS Moodle pri obuchenii russkomu iazyku inostrannykh abiturientov vuzov Rossiiskoi Federatsii [Using the LMS Moodle at Training Russian for Foreign Students of the Universities of the Russian Federation], In Obrazovatel'nye tekhnologii v virtual'nom lingvo-kommunikativnom prostranstve [Educational Technology In the Virtual Linguistic And Communicative Content]. Erevan, 37-42.

Berardi, S., Buglakova, L.M. (2007). Distantsionnoe obuchenie i kommunikativnyi mul'timediinyi kurs dlia samoobucheniia russkomu iazyku kak inostrannomu kraski-A2 [Using the LMS Moodle at Training Russian for Foreign Students of the Universities of the Russian Federation], In Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia Russkii i inostrannye iazyki i metodika ikh prepodavaniia [Bulletin ofthe Russian University of Peoples Friendship. Methods of Teaching Russian and Foreign Languages], 1, 111-116.

Bloom, B.S. (Ed.). Engelhardt, M.D., Furst, E.J., Hill, W.H., Krathwohl, D.R. (1956). Taxonomy of Educational Objectives, In Handbook I: The Cognitive Domain. New York: David McKay Co Inc.

Bure, N.A. (2016). Distantsionnoe obuchenie russkomu iazyku v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [Distance Learning of the Russian Language in the Modern Educational Space], In Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe, 5, 77-80.

Clark, R., Chopeta, L. (2004). Graphics for Learning: Proven Guidelines for Planning, Designing, and Evaluating Visuals in Training Materials. San Francisco: Jossey-Bass/Pfeiffer, available at: https:// www.scopus.com.

Coursera (2016). Available at: http://www.coursera.org (accessed 15 March 2016).

Distantsionnoe obrazovanie v Kazanskom Privolzhskom federal'nom universitete (2016). [Distance Education in the Kazan (Volga) Federal University]. Available at: http://www.e-kfu.ru (accessed 13 February 2016).

Dobrovol'skaia, V.V., (2016). Modifikatsiia zaniatii po RKI v usloviiakh distantsionnogo obucheniia [Modification of the RFL Lessons in Distance Learning]. Stephanos, 1 (15), 60-64.

Fedotova, N.L. (2015). On the Concept of Distance Training Course "Methods of Teaching Russian as a Foreign Language (RFL): Traditions and Innovations", In Russian linguistic Bulletin, 4 (4), 41-43.

Husiainov, T.M. (2014). Istoriia razvitiia i rasprostraneniia distantsionnogo obrazovaniia [History of Distance Education Development and Popularization], In Pedagogika i prosveschenie [Education and Science], 4, 30-41.

Interaktivnaia obrazovatel'naia sreda Altajskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (2014). [Interactive Learning Environment of the Altai State Technical University]. Available at: http:// www.sdo.alstu.ru (accessed 5 February 2014).

Ivanova, T.I., Zhelezniakova, S.N. (2016). Iz opyta distancionnogo prepodavaniia russkogo iazyka kak inostrannogo slushateliam raznykh stran [Experience of Distance Teaching Russian as a Foreign Language for the Students from Different Countries], In Aktual 'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Topical Issues of Humanities and Natural Sciences], 1-4, 27-29.

Kerimbayev, N., Kultan, J., Abdykarimova, S., Akramova, A. (2016). LMS Moodle: Distance International Education in Cooperation of Higher Education Institutions of Different Countries, In Education and Information Technologies, 1-15.

MITOpenCourseWare (2015). Available at: http://www.ocw.mit.edu (accessed 5 July 2015).

Moodle (2016). Available at: http://www.moodle.org (accessed 5 February 2015).

Niess, M.L. (2016). Document Transforming Teachers' Knowledge for Teaching with Technologies: An Online Learning Trajectory Instructional Approach (Book Chapter), In Handbook of Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK) for Educators: Second Edition. Oregon State University: Taylor and Francis Inc, 131-142.

Ofitsial'nyi sait Fonda "Russkii mir" [The Official Website of the Russian World Fond] (2016). Available at: http://russkiymir.ru/education2/rki/distance.php (accessed: 17 January 2016).

Ofitsial'nyi sait Instituta russkogo iazyka i kul'tury MGU im. M.V. Lomonosova [The Official Website of the Institute of the Russian Language and Culture of Moscow State University named after M.V. Lomonosov] (2016). Available at: http://rki.msu.ru/?page=1 (accessed: 17 June 2016).

Osma, J.I.P., Suarez, J.A.G., Marin, C.E.M., Molano, J.I.R. (2016) Metric LMS: Educational Evaluation Platforms. Iberian Conference on Information Systems and Technologies, CISTI.

Rapp, C., Gulbahar, Y., Adnan, M. (2016). E-Tutor: A Multilingual Open Educational Resource for Faculty Development to Teach Online, In International Review of Research in Open and Distance Learning, 17 (5), 284-289.

Santana-Mansilla, P., Costaguta, R., Schiaffino, S. (2016). Towards E-tutors Training in Online Collaborative Learning. 8th Euro American Conference on Telematics and Information Systems, EATIS.

Sistema ehlektronnogo obucheniia sfu (2016). [ELearning System SFU]. Available at: https://e. sfu-kras.ru/course/view.php?id=1434 (accessed: 17 August 2016).

Sung, E., Mayer, R.E. (2012). Five Facets of Social Presence in Online Distance Education Computers in Human Behavior, 28 (5), 1738-1747.

AM ( 2016) ШМШШНАЙЖА^ЖЙЙШЯ [Yuancheng eyu jiaoxue xiznzhuang ji fazhan qianjing tanxi]. MM: ММАКШШАРА 12, 317.

ША, Ж (2000) ШШ Ш^Ж [Hulianwang eyu eluosi]. ФНШШ^,15 (1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт внедрения

в образовательное пространство КНР дистанционного курса «Деловой русский язык» в системе Moodle

Е.В. Чистова

Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

В статье раскрывается роль дистанционного обучения в современном образовательном процессе, оценивается эффективность одного из наиболее популярных в России инструментов виртуальной среды - системы Moodle. Анализируя ситуацию имеющихся дистанционных курсов по русскому языку как иностранному, автор приходит к мнению, что данная область мало оcвоена, хотя представляет большой интерес в связи со спросом такого рода образовательных продуктов на китайском рынке. В основной части работы описывается опыт Сибирского федерального университета по внедрению дистанционного курса «Деловой русский язык» в образовательное пространство КНР. В статье приводится структура курса, учебно-методическое обеспечение, детальное описание элементов и ресурсов, использованных для достижения педагогической цели. Отдельный раздел посвящается формам контроля и оцени-

вания на расстоянии. Автор упоминает о формирующем, обучающем и итоговом оценивании студентов и детально описывает способы их реализации в системе Moodle. В статье подробно освещены все этапы внедрения курса: начиная от привлечения и регистрации слушателей, заканчивая техническими сложностями и рекомендациями по улучшению некоторых процедур, приводится статистика и динамика обучения. Отдельный интерес представляет раздел, посвященный мнению китайских студентов о пройденном курсе, их впечатления и пожелания, а также перечислены дальнейшие перспективы автора по работе в данном направлении.

Ключевые слова: дистанционные технологии, русский язык как иностранный, бизнес общение, интерактивность, обучение за рубежом.

Научная специальность: 13.00.00 - педагогические науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.