Научная статья на тему 'Диссертация А. Ю. Григоренко «Основные направления русской религиозной мысли конца XV – первой половины XVI вв. » (2013) с точки зрения официального оппонента'

Диссертация А. Ю. Григоренко «Основные направления русской религиозной мысли конца XV – первой половины XVI вв. » (2013) с точки зрения официального оппонента Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
194
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОСИФЛЯНЕ / НЕСТЯЖАТЕЛИ / Н. ФЕДОРОВ / ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ / К. ЛЕОНТЬЕВ / С. БУЛГАКОВ / N. FEDOROV / K. LEONTIEV / S. BULGAKOV / JOSEPHITES / NON-POSSESSORS / JOSEPH VOLOKOLAMSK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балахонский Виталий Витальевич

Текст представляет собой выдержи из отзыва официального аппонента соискателя степени доктора философских наук А. Ю. Григоренко, прошедшего защиту 17 октября 2012 г. Охарактеризованы основные темы, разработанные диссертантом, отмечена новизна исследования, а также сделан ряд критических замечаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Official opponent on the PhD thesis “The main trends of russian religious thougth of the late 15th – first half of the 16th centuries: PhD. Dissertation” (2013) by A. J. Grigorenko

The review on the official opponent doctoral dissertation by A. J. Grigorenko defendent 17 October 2012 is partly published. The key themes studied by the scholar and peculiarities of the approach are described. The author also makes some critical comments.

Текст научной работы на тему «Диссертация А. Ю. Григоренко «Основные направления русской религиозной мысли конца XV – первой половины XVI вв. » (2013) с точки зрения официального оппонента»

диссертация А. Ю. гритореико «основные направления русской религиозной мысли конца XV - первой половины XVI вв.» (2013) с точки зрения официального оппонента

Докторская диссертация А. Ю. Григоренко посвящена осмыслению содержания и особенностей русской религиозной мысли конца XV - середины XVI вв. Данная тема актуальна в связи с широко развернувшемся в современном мире процессе переосмысления многих традиционных социокультурных и религиозных устоев, в связи с чем возникает проблема раскрытия содержания и особенностей основных направлений русской религиозной мысли указанного периода, когда вырабатывалась социокультурная и религиозная программа дальнейшего развития страны. В центре работы находится движение иосифлян и нестяжа-телей, до сих пор не разработанная в историографии. Диссертанту удалось выдвинуть новаторское положение, что сновным предметом и содержанием данной «знаменитой полемики» была проблема спасения души, а не вопросы монастырского и церковного землевладения, как об этом обычно принято судить. Более того, с помощью анализа религиозно-полемической литературы исследователю удалось реконструировать учения иосифлян и нестяжателей, объяснить историю этих движений и описать основные моменты их богословских представлений по проблемам свободы воли, природы человека и его ответственности. Кроме того, в диссертации большое внимание уделяется реконструкции вероучительного смысла «новгородской ереси» и раскрытию роли философско-грамматических

Религия. Церковь. Общество

сочинений в религиозной культуре Руси позднего средневековья. Заметим, что в ходе работы автор использовал не только историографическое наследие, но и богатую источ-никовую базу, включающую в себя оригинальные древнерусские религиозно-философские, богословские и анти-еретические источники из архивов и рукописных отделов библиотек России.

Автор тематизируют исследуемую проблему: выявляет способ решения проблем спа-сения души, свободы воли, богопознания, определения особенностей отношения к иконам, таинствам и богослужению в учениях иосифлян, нестяжателей и еретиков; реконструирует концептуальные основы учений митрополита Зосимы, Максима Грека, Вассиана Патрикеева, ст. Артемия; определяет характер воздействия иосифлянской идеологии на социально-политическую жизнь Руси; раскрывает богословское и социально-политическое содержание «иконографических» споров; определяет основную проблематику религиознофилософских и грамматических сочинений Руси позднего средневековья. Диссертант справедливо утверждает, что формирование представлений о человеке средневековой Руси в значительной мере определялось характером решения основной богословской задачи того времени — спасения души, что позволяет определить в качестве основополагающего аспекта этой задачи её эсхатологическую направленность, антропологический характер и обусловленность процедурными вопросами спасения.

Несомненной заслугой А. Ю. Григоренко является то, что ему удалось вскрыть кон-цептуальные истоки основополагающих идей русской религиозной философии - идей софий-ности и всеединства. В диссертации обосновано проводятся две идейные параллели. Первая — между основами философии Н. Федорова и учением Иосифа Волоцко-го, оба эти автора придавали большое значение поминальным практикам и Синодикам, как важнейшим элементам

духовной культуры общества. Вторая параллель вскрывает генетическую преемственность между идеями Иосифа Волоцкого и религиозными воззрениями К. Леонтьева и С. Булгакова. Выявление этой идейной традиции представляется эвристически важным для осмысления софий-ного направления религиозной гносеологии, характеризующегося единством апофатического и катафатического методов, основанных на соответствующем учении Дионисия Ареопагита и Григория Богослова. Как справедливо указывает диссертант, данное направление религиозной мысли отмечено чертами субъективизма и номинализма и означает начало фундаментальных изменений картины мира, переход от Средневековья к Новому времени.

Несомненный теоретический интерес представляет тезис о том, что на Западе Возрождение проходило под знаком подражания античным мыслителям, в то время как, спецификой русской философско-религиозной традиции явилось развитие идей Григория Богослова и Василия Великого, т.е. идеи каппадокийского богословия, в основе которой лежали традиции неоплатонического философского мышления.

В целом, диссертационное исследование А. Ю. Григо-ренко обладает несомненной на-учной новизной. Прежде всего, диссертанту удалось осуществить теоретическую реконструкцию учения новгородских еретиков и провести анализ их богословских воззрений, результаты которого дали основание определить это религиозное движение как оригинальное софийное направление русской религиозной мысли; установить подлинное содержание спора Зосимы с Иосифом Волоцким и связать его с началом полемики между нестяжателями и иосифлянами; ввести в научный оборот и теоретически проанализировать неизвестный в религиоведческой, культурологической и историко-философской литературе трактат — «Книга Сели-вестр», позволяющий реконструировать религиозное

Отзыв на: Григоренко А. Ю. Основные направления...

Религия. Церковь. Общество

мировоззрение еретиков; определить в качестве отдельного направления русской религиозной мысли философско-грамматические сочинения, выступающие продолжением традиций византийского гуманизма на русской почве. Таким образом, теоретическая диссертации состоит в разработке авторской концепции причин, смысла и логики развития религиозного конфликта между иосифлянами и нестяжателями по поводу понимания проблемы спасения души, послужившего основанием дифференциации основных направлений русской религиозной мысли периода. Достижение подобных результатов в большой степени определяется методологической культурой соискателя. В соответствии с ней религиозные воззрения нестяжате-лей, иосифлян и еретиков изучаются с целью определения их вероучений как логически связанных богословских систем. Методологической основой исследования являются методы комплексного междисциплинарного сравнительно-исторического анализа и религиоведческой текстологии, в том числе, используются приемы религиозной герменевтики и феноменологии, позволяющую осуществить религиоведческое осмысление богословских и социально-политических смыслов иконографических споров конца XV - середины XVI вв.

Между тем, диссертация, как и всякая исследовательская работа, не лишена отдельных недостатков. В ней присутствуют спорные моменты, требующие дополнительной аргументации или иного решения. Мы выделяем два момента рецензируемой диссертации, способные послужить основой соответствующих дискуссий:

1. Автором не был проведен сравнительный анализ учений еретиков и нестяжателей, поэтому не ясно их соотношение между собой. Между тем некоторые ученые предполагают сходство между их учениями (Фенелл). Более того, исторические источники, называют митрополита Зосиму, одного из основателей нестяжательского движения, «главой всех еретиков».

2. В отечественной историко-философской литературе под исихазмом обычно пони-мают мистическое учение об «умной молитве». Диссертант же в определенной мере пере-сматривает данную точку зрения, считая, что исихазм, как религиозное явление, является бо-гословским течением, суть которого заключается в утверждении о непосредственной прича-стности богослужения, церковных таинств и икон божественным энергиям. Данное мнение вступает в определенное противоречие с вышеприведенным пониманием исихазма. По крайней мере, диссертанту следовало бы прояснить данный момент.

Тем не менее, надо заключить, что опираясь на глубокий самостоятельный анализ оригинальных источников по теме исследования А. Ю. Григоренко смог внести большой вклад в религиоведческое изучение проблемы выявления специфики русской религиозной культуры конца XV - первой половины XVI вв.

Отзыв на: Григоренко А. Ю. Основные направления...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.