Научная статья на тему 'Диссертация А. К. Погасия «Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия» (2013) с точки зрения официального оппонента'

Диссертация А. К. Погасия «Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия» (2013) с точки зрения официального оппонента Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ДИСКУРСЫ / СХИЗМА / ЕРЕСЬ / СЕКТА / ПРАВОСЛАВИЕ / COMPETITIVE DISCOURSES / SCHISM / HERESY / SECT / THE ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кантеров Игорь Яковлевич

Текст представляет собой выдержи из отзыва официального оппонента соискателя степени доктора философских наук А. К. Погасия, прошедшего защиту 17 апреля 2013 г. Охарактеризованы основные темы, разработанные диссертантом, новизна исследования, а также сделан ряд критических замечаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Official opponent on the PhD thesis “Competitive religious discourses in the social and historical evolution of the Russian Orthodox Church: PhD. Dissertation” (Saint-Petersburg, 2013) by A. K. Pogasiy

The review on the official opponent doctoral dissertation by A. K. Pogasy defendent 17 April 2013 is partly published. The key themes studied by the scholar and peculiarities of the approach are described. The author also makes some critical comments

Текст научной работы на тему «Диссертация А. К. Погасия «Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия» (2013) с точки зрения официального оппонента»

и. я. КАНТЕРОВ

Диссертация А. К. Погасия «Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия» (2013) с точки зрения официального оппонента

Религиозная составляющая политических и социальных процессов наблюдалась во все исторические периоды развития государства и общества. В Х1Х-ХХ столетиях она проявлялась не столь заметно, но с конца XX и, особенно, в начале XXI в. геополитические конфликты стали приобретать все более религиозный оттенок. Внутренняя политика государств, особенно клерикальных, также испытывает значительное влияние со стороны религиозных структур. Все это позволяет констатировать, что глубокое, объективное понимание сущности религии и происходящих в ней процессов крайне важно и необходимо для выработки грамотной политики взаимодействия государства с религиозными институтами, направленной на поддержание мира в конкретной стране и между ними.

В своем исследовании, посвященном раскрытию специфики возникновения и развития конкурентных религиозных дискурсов в русском православии, А. К. Погасий исходит из ряда предпосылок, в совокупности образующих концептуальную базу исследования:

1. Процессы, происходящие в религиозных структурах, влияют на внутри- и межгосударственные отношения.

Религия. Церковь. Общество

2. Зачастую эти процессы порождают социальнорелигиозные изменения, в частности, приводящие к церковным расколам.

3. Социально-религиозным изменениям предшествуют конкурентные религиозные дискурсы, которые и подвергнуты всестороннему анализу в диссертации.

Надо отметить методологическую новизну исследования: радикальные процессы в религиозном сообществе — церковные расколы — рассматриваются точки зрения религиозного семиозиса. Соотвественно, автор активно использует семиотический понятийный аппарат для анализа проблематики.

Автором представлена собственная, непротиворечивая и подтвержденная фактическим материалом, философско-религиоведческая концепция конкурентных религиозных дискурсов, в которой он рассматривает их в совокупности структурно-системных отношений как социокультурный феномен, вызывающий сложные процессы, проецируемые не только на церковь, но и на общество в целом. Он выводит причины результатов конкурентных религиозных дискурсов в христианстве. Данная классификация, на мой взгляд, может служить для прогнозирования проблемных ситуаций с религиозной подоплекой. Выдвинутый А. К. Погасием тезис об объективно положительной роли церковных расколов для распространения христианства, заслуживает уважения, поскольку этим он сразу «вызывает на себя огонь» богословов, церковных историков и определенной части светских ученых, однозначно негативно оценивающих такое утверждение.

Рассмотрим более последовательно структуру диссертации и проблемы, которые анализирует ее автор. Первая глава носит теоретический характер. Здесь А. К. Погасий последовательно рассматривает и решает ряд вопросов, связанных с раскрытием основных понятий

(как «религиозный дискурс», «социально-религиозные изменения» и др.), а также дает определения базовых терминов, в рамках которых происходит реализация цели исследования (например, «схизма», «ересь», «секта» и т. д.). Причем, на некоторые из них А. К. Погасий представляет и обосновывает собственную точку зрения, в каких-то моментах расходящуюся с традиционной. С целью анализа эволюции русского православия автор диссертации показывает необходимость проследить влияние конкурентных религиозных дискурсов на социально-политические процессы от зарождения христианства и до наших дней.

Во второй главе А. К. Погасий «наложил» концепцию конкурентных религиозных дискурсов на историю русского православия XIV-XX вв., удостоверив таким образом состоятельность своих утверждений. Причем, идея конкурентных религиозных дискурсов оказалась верна как для крупных явлений типа старообрядческого раскола XVII в., так и для социально-религиозных изменений любого типа и масштаба. Иными словами, концепция имеет характеристики закона — общность и повторяемость. Для всеобъемлющего рассмотрения своей идеи исследователь, как представляется, целенаправленно разделил структуру второй главы на три блока. В первом блоке автор апробирует свою концепцию на историческом материале (религиозное инакомыслие XIV-XVII вв.). Во втором — основном — тщательно анализирует влияние конкурентных религиозных дискурсов на религиозные и социально-политические процессы в России 20-40 гг. XX в. Третий блок посвящен исследованию того же периода, но за пределами собственно России (украинские автокефалисты, РПЦЗ). Результат такого анализа показывает, что концепция конкурентных религиозных дискурсов действует одинаково во всех трех ситуациях. Третья глава диссертации иллюстрирует этот

Отзыв на: Погасий А. К. Конкурентные дискурсы...

Религия. Церковь. Общество

вывод на конкретном материале, показывая, что тезисы автора подтверждаются не только в исторической ретроспективе, но и сегодня, причем, как в России (наличие параллельных православных структур), так и за рубежом (РПЦЗ, Украина, Молдова, Эстония).

Тем не менее, считаю необходимым высказать ряд замечаний. Во-первых, главная идея и ценность диссертации — философско-религиоведческий анализ специфики функционирования конкурентных религиозных дискурсов как таковых, безотносительно конфессиональных рамок. Это хорошо прослеживается в первой главе (особенно в параграфе 1.3). Полагаю, что включение в название данной научной работы концепта «русское православие» несколько ограничивает ее действительный охват. И, во-вторых, чрезмерный объем фактографического материала, который приводит автор порой излишен: за ним не всегда легко разглядеть собственно философские обобщения, касающиеся предмета исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.