Научная статья на тему 'Диссертационный совет по культурологии'

Диссертационный совет по культурологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диссертационный совет по культурологии»

Раздел VIII НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ЧГАКИ

Н. Г. Апухтина

ИТОГИ УРАЛЬСКОГО НАУЧНОГО ФОРУМА «ВОЙНА. КУЛЬУТРА. ПОБЕДА»

18 - 19-20 апреля 2005 года в Челябинской государственной академии культуры и искусств проходил Уральский научный форум «Война. Культура. Победа». Он объединил ученых-гуманитариев, историков, краеведов, работников культуры и искусства, музееведов и библиотекарей из всех областей Уральского федерального округа: Свердловской, Пермской, Тюменской, Оренбургской и Челябинской областей. Были представлены все вузы областных центров и Челябинска. Формат форума предполагал работу трех конференций: III региональной научно-практической конференции «Роль Урала как арсенала Победы» (инициатива Челябинской областной универсальной научной библиотеки), V региональной научно-практической конференции «Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала в годы Великой Отечественной войны (инициатива Челябинского областного краеведческого музея) и региональной научно-практической конференции «Культура и искусство Урала в годы Великой Отечественной войны» (инициатива Челябинской государственной академии культуры и искусств).

На общем пленарном заседании форума заслушаны доклады:

«Роль и место Урала в победе над фашизмом» - доктор исторических наук, профессор, ректор ЧГАКИ В. Я. Рушаниня;

«Культура Урала как важнейший фактор Великой Победы» - доктора исторических наук, профессора, академика АВИН, зав. отделом отечественной истории XX века Института истории и археологии УрО РАН (г. Екатеринбург) А. В. Сперанского;

«Сельские культурно-просветительные учреждения Урала в годы Великой Отечественной войны» - доктора исторических наук, профессора, зав. кафедрой истории Челябинского государственного агроин-женерного университета Н. П. Палецких;

181

«Награда нашла героя» - доктора исторических наук, профессора, зав. кафедрой Оренбургского государственного аграрного университета А. В. Федоровой.

В фойе форума были развернуты выставки Челябинского госархива с документальными раритетами военных лет, фундаментальная выставка литературы из фондов Челябинской областной универсальной научной библиотеки, выставка военных находок студенческого поискового отряда «Поиск». Гостей и участников форума встречали мелодии войны в исполнении эстрадно-духового оркестра ЧГАКИ под управлением Р. Ф. Шара-футдинова. В перерывах состоялись демонстрации фильмов «Дети войны», «Довоенный Челябинск» и киножурналов «Советский Урал» и др. По завершении трех конференций прошли пять презентаций новых книг об истории и героях фронта и тыла Великой отечественной войны, состоялись на всех факультетах встречи с ветеранами академии. Зал пленарного заседания был украшен плакатами художника Г. С. Ильинского.

Завершился форум гала-концертом «Память сердца» из лучших художественных номеров коллективов студентов Челябинской государственной академии культуры и искусств, посвященных предстоящему празднованию 60-летия Великой Победы.

Отрадно, что форум собрал более 350 участников, гостей и слушателей, в преддверии вышло два тома материалов форума, а, главное, гостями пленарного заседания были Герой Советского Союза М. Д. Медяков и легендарный В. В. Гусев, участие которых в работе форума было «подарком судьбы» для студенческой молодежи.

Ю. Б. Тарасова ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

С 2003 года в Челябинской государственной академии культуры и искусств возобновил свою работу диссертационный совет по присуждению ученой степени кандидата культурологии (специальность 24.00.01 -Теория и история культуры).

Руководит советом один из крупнейших ученых Урала доктор философских наук, профессор В. С. Цукерман. Большинство членов совета - ученые, занимающиеся исследованием различных аспектов культуры, заявившие о себе как весьма авторитетные специалисты в области культурологии, философии, истории, педагогики. Это преподаватели нашей академии д. филос. н., профессор Н. Г. Апухтина, д. пед. н., профессор

182

А М. Баскаков, д. искусствоведения, профессор В. В. Бычков, канд. культурологии, доцент Г. М. Казакова, к. филос. н., доцент И. Ю. Камоцкая, д. пед. н., профессор И. Г. Моргенштерн, д. филос. н., профессор В. С. Невелева, д. фи-лол. н., профессор В. А. Осанкина, д. ист. н., профессор B. Я. Рушанин, к.

пед. н. доцент С. С. Соковиков. В обновленный состав совета были включены и те, кто несколько лет назад защитил здесь кандидатские диссертации - канд. культурологии, доцент Н. В. Нестерова, канд. культурологии, доцент Ю. Б. Тарасова. Активно сотрудничают с советом известные философы Г. С. Г алиулли-на, К. Н. Суханов, А. С. Чупров.

За последние два года в совете прошло 10 заседаний. Достаточно широк круг проблем, рассматриваемых в представленных к защите исследованиях. Это и общетеоретические вопросы культурологии («Культура и культурология в хронотопе переходности» Т. А. Яковлевой, «Менталитет как социокультурная целостность» Н. С. Южалиной) и анализ особых аспектов культуры («Истоки российского тоталитарного сознания в контексте культуры» Т. В. Пермяковой, «Роль и значение насилия в культуре» Е. Л. Сытых и др.).

Особая гордость для академии и совета - защита диссертаций преподавателями нашего вуза. Большой интерес вызвали труды М. П. Меняевой «Социокультурная реальность на рубеже XX-XXI веков в контексте концепции конвергенции П. А. Сорокина», Т. Г. Терпуговой «Ценности культуры Просвещения в английском романе XVII-XVIII веков», И. Н. Морозовой «Феномен богословия в культуре: опыт культурологического исследования на материале христианской традиции», Л. Н.. Шлык «Политическая культура как социокультурное явление».

В числе научных оппонентов по данным диссертациям были такие известные ученые-философы как д. филос. н., профессор Е. В. Грунт, д. филос. н., профессор А. В. Медведев, д. филос. н., профессор А. Б. Неве-лев, д. филос. н., профессор Б. В. Емельянов, а также молодые культурологи, прошедшие подготовку в аспирантуре академии и получившие степень кандидата наук в нашем совете И. В. Безгинова, М. В. Беликова, О. В. Конфедерат, А. А. Лобастов, А. Н. Лукин. Нашими коллегами был отмечен высокий уровень представленных к защите диссертаций. Без сомнения, большая заслуга в этом принадлежит научным руководителям Н. Г. Апухтиной, В. С. Цукерману, С. С. Соковикову, А. Н. Анисимовой, Т. М. Синецкой, И. И. Беспалько.

Серьезной базой для работы совета является аспирантура академии, в которой учатся выпускники не только нашего вуза, но и других учебных заведений региона. Ежегодно растет число тех молодых людей, кто хочет получить послевузовское образование по культурологии, сделать свой вклад в ее развитие, стать кандидатом, а впоследствии и доктором культу-

183

рологии. Поэтому перспективы развития культурологического знания на Урале весьма оптимистичны. Научное сообщество, сформированное дис-

сертационным советом, растет, крепнет, а, следовательно, в скором времени можно будет говорить о челябинской культурологической школе.

Р. А. Литвак

ПРОЕКТ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ XXI ВЕКА»

Кафедра психологии и педагогики, Институт культуры детства Челябинской государственной академии культуры и искусств инициируют проведение Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения XXI века». Конференция состоится 24-25 октября 2005 года в Челябинской государственной академии культуры и искусств. Цель конференции -содействие разработке и реализации эффективной государственной молодежной политики, усилению роли молодежи в социально-экономическом, социокультурном развитии России, использованию творческого потенциала российской молодежи в интересах России и мирового сообщества.

Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что в условиях современной социальной ситуации, характеризующейся активными процессами развития в духовной, социальной, производственной и научно-технической сферах подрастающему поколению необходимо гибко, мобильно ориентироваться в общественных процессах, быть высококультурной личностью.

Для того чтобы общественная система продолжала существовать на протяжении какого-то времени, требуется, чтобы каждое поколение наследовало определенные социальные и культурные установки, т. е. чтобы воспроизводились социальные и моральные ресурсы общества.

Социальная обусловленность социокультурной деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального в систему социокультурной деятельности включаются все учреждения образования, культуры, средства массовой информации и инструменты, обеспечивающие условия формирования личности.

184

В условиях новой социально-экономической реальности личность становится главной фигурой процесса образования, воспитания и становления. В правовом государстве в рамках рыночных отношений на первый план выходят потребности личности. При этом критерием эффективности самореализации подрастающего поколения можно считать их личностные социокультурные достижения, духовное совершенствование человека, которое возможно лишь через социокультурное развитие. Социокультурная сфера становится ведущей сферой развития общества, аккумулирующей опыт предшествующих поколений и обеспечивающей социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.

Основные направления конференции и вопросы для обсуждения:

> Диалог человека и природы как новый способ понимания культуры.

> Социально-педагогические условия развития и самореализации молодежи.

> Молодой специалист - интеллигентная личность и человек культуры.

> Культура современного молодого человека: противоречия, проблемы, истоки и решения творческого саморазвития молодежи и др.

Предполагается работа следующих секций:

• Природные, социальные и педагогические факторы социализации подрастающего поколения.

• Культура отношения молодежи к здоровью.

• Самореализация личности в детских и молодежных общественных объединениях.

• Искусство как среда формирования культуры.

• Проблемы детского и юношеского чтения в современной социокуль турной ситуации.

Особое внимание в ходе конференции предполагается уделить презентации социально-педагогических программ и проектов, а также оценке их результативности.

В рамках данной конференции будет проведен конкурс социальных проектов «Будущее России глазами подрастающего поколения» и конкурс авторских максим: «БАНК педагогических проблем», «БАНК педагогических идей», «БАНК педагогических технологий».

В формате конференции предусмотрены работа студенческого дискуссионного клуба, мастер-классы в воспитательно-образовательных учреждениях по проблемам формирования культуры подрастающего поколе-

185

ния, презентация воспитательной программы «Ценностные ориентации молодежи», презентация воспитательной программы педагогического отряда «ПУЛЬС», встреча с учеными, деятелями культуры и практическими работниками данной сферы, поездки в детские учреждения социального патронирования.

П. А. Печёнкин

ПРОЕКТ IV РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ «МОЛОДЕЖЬ В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА»

2 ноября 2005 года в академии будет проводиться IV региональная научно-творческая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Молодежь в науке и культуре XXI века». Прошли в академии три конференции, были опубликованы три сборника материалов предыдущих конференций. С каждым годом растет количество и качество публикаций. В конференции, проходившей в ноябре 2004 года, принимали участие представители 13 крупных вузов региона, гости из нескольких регионов России. Небезосновательно считать, что в последующем конференция может носить статус международной. Особенностью нашей конференции является то, что в ней участвуют молодые ученые, аспиранты, соискатели творческих аспирантур или ассистенты-стажеры творческо-художественных вузов страны.

В программе конференции планируется проведение пленарного заседания, работа секций по педагогике, культурологии, социологии и библиотечным дисциплинам, а также отчетные выступления творческих коллективов под руководством аспирантов творческой аспирантуры.

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.