Научная статья на тему 'Диссертационный совет Д. 212. 203. 03 в российском университете дружбы народов во второй половине 2009 г'

Диссертационный совет Д. 212. 203. 03 в российском университете дружбы народов во второй половине 2009 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диссертационный совет Д. 212. 203. 03 в российском университете дружбы народов во второй половине 2009 г»

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ Д 212.203.03 В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 2009 Г.

Диссертационный совет Д.212.203.03 утвержден при Российском университете дружбы народов приказом ВАК Минобразования России от 29 декабря 2000 г. № 1328-В. После переаттестации Совет начал работать с 30 мая 2008 г. (Приказ Рособрнадзора № 937-823).

Председателем диссертационного совета является д.и.н., проф., зав. кафедрой истории России РУДН В.М. Козьменко. Ученый секретарь диссертационного совета - к.и.н., доц. Е.В. Кряжева-Карцева.

Диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:

- 07.00.02: Отечественная история (по историческим наукам);

- 07.00.09: Историография, источниковедение и методы исторического исследования (по историческим наукам);

- 07.00.15: История международных отношений и внешней политики (по историческим наукам).

В Совете работают не только ученые-историки из Российского университета дружбы народов, но и из Института российской истории РАН, Академии управления при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и др.

За вторую половину 2009 г. в диссертационном совете защищено 10 диссертаций:

- 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02: Отечественная история, подготовленные диссертантами - гражданами России;

- 2 диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.15: История международных отношений и внешней политики, подготовленные диссертантами - гражданами России;

- 1 диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.15: История международных отношений и внешней политики, подготовленная диссертантом из Казахстана;

- 2 диссертации по специальности 07.00.15: История международных отношений и внешней политики, подготовленные диссертантами - гражданами Социалистической Республики Вьетнам (СРВ).

Большинство диссертаций подготовлено на кафедре истории России и кафедре теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.

Тематика рассмотренных диссертационных работ посвящена актуальным проблемам, которые связаны с основными направлениями исторической науки. Результаты этих работ имеют большое теоретическое и практическое значение, могут использоваться в учебном процессе.

Диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02: Отечественная история

Диссертация А.В. Белого «Местное самоуправление в Российской Федерации в 1991-2005 гг.: история становления и развития» (научный руководитель - профессор кафедры истории России РУДН Е.А. Котеленец) выполнена на кафедре истории России РУДН. В работе выявлены исторические и социальные предпосылки формирования и становления местного самоуправления в российском государстве.

В работе показано, что организационно-правовые положения местного самоуправления, разработанные в пореформенной России, явились основой его деятельности в Российской Федерации. Установлено, что особенности взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в современной Российской Федерации сформировали у населения недоверие к местным органам власти, тем самым породили проблему неконструктивных взаимоотношений общества и власти.

Сделан итоговый вывод о том, что сформулированные в работе выводы и предложения по совершенствованию деятельности приоритетных направлений местного самоуправления в Российской Федерации окажут практическую помощь заинтересованным органам в реализации искоренения имеющихся недостатков и просчетов в его работе.

Диссертация И.Н. Ганьшина «Формирование и реализация приоритетных межгосударственных отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики в 1991-2005 гг.: опыт и перспективы» (научный руководитель - профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН А.С. Протопопов) выполнена на кафедре истории России РУДН. В проведенном исследовании доказано, что российско-китай-ские межгосударственные отношения имеют давние исторические предпосылки

социально-экономического и культурного развития, которые соответствовали реальным интересам их народов. Определены и исследованы приоритетные направления российско-китайских межгосударственных отношений новой формации, которые получили интенсивное развитие после распада СССР.

Установлено, что, вступив в XXI в., межгосударственные российско-китайские отношения получили новый импульс их развития на базе пяти принципов мирного сосуществования: равноправного доверительного партнерства; стратегического сотрудничества; упрочения дружбы народов; нового справедливого и рационального международного порядка; долговременного плана перспективного развития двусторонних отношений в XXI в. Доказано, что всестороннее межгосударственное сотрудничество России и Китая связано прежде всего с активизацией и развитием торгово-экономических отношений, что позволяет двум странам взаимно обогащаться и развиваться, более эффективно отстаивать собственные, национальные интересы, способствует дальнейшему укреплению экономической независимости двух государств и народов. Установлено, что российские поставки энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружения стали серьезными ставками на освоение китайского рынка. Поэтому повышение активности государственных органов РФ в сфере российско-китайских экономических отношений направлено на укрепление внешнеэкономической стратегии России и Китая, отражает реальный интерес крупного российского бизнеса в расширении экономических связей с Китайской Народной Республикой.

Сделан вывод о том, что преобразования в России и в Китае осуществляются различными темпами, что способствует преодолению противоречий, сказывается на межгосударственных отношениях, позволяет России и Китаю более эффективно использовать потенциал друг друга для реализации политических, экономических, социальных, оборонных, культурных и др. приоритетных направлений межгосударственных отношений двух стран.

Диссертация Б.И. Ниманова «Особенности и основные факторы содержания и хозяйственной деятельности военнопленных в 1914-1917 гг. в Поволжье» (научный руководитель - профессор кафедры истории России РУДН В.В. Керов) выполнена на кафедре истории России РУДН.

В проведенном исследовании сделан обоснованный вывод о том, что Первая мировая война показала несостоятельность нормативно-правового регулирования военного плена, существовавшего в начале ХХ в. Многие положения международных правовых актов не соответствовали требованиям времени, поэтому сразу же обнаружилась необходимость совершенствования законодательства о военном плене с учетом сложившихся чрезвычайных условий. Установлено, что статус военнопленных был кардинально пересмотрен. Военнопленных начали рассматривать не как обезоруженного противника, но и как дешевую рабочую силу, призванную компенсировать от-

ток рабочих рук. В результате изменения понимания статуса военнопленных они постепенно включались в экономический сектор воевавших государств.

Установлено, что труд военнопленных использовался во многих отраслях, но преимущественно на сельскохозяйственных и промышленных работах, а также на железной дороге. Особенно данное распределение было характерно для Поволжья. Ограничений для использования труда военнопленных на практике не существовало.

Выявлено, что отношение местного населения к военнопленным было в целом положительным, что было связано, в первую очередь, с православной традицией защиты униженных и обездоленных. Установлено, что условия содержания и хозяйственной деятельности военнопленных способствовали формированию их протестного движения, эволюционировавшего от простых форм (отказ от работ, побеги) до более сложных, таких как забастовки, принимавшие все более организованный характер.

Диссертация Г.А. Поплетеевой «Государственная политика регулирования нефтяной промышленности России в последней трети XIX -начале ХХ в.» (научный руководитель - профессор ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова З.С. Бочарова) выполнена на кафедре истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.

В работе установлено, что темпы эволюции нефтяной отрасли в последней трети XIX - начале ХХ в. потребовали от государства соответствующих темпов разработки и принятия решений, способствующих ее стабильному развитию в интересах и государства, и предпринимателей, и общества. Сопровождавший развитие отрасли в исследуемый период процесс монополизации привел к монопольному диктату нефтепромышленных фирм в ценовой политике, что требовало усиления начал государственного регулирования в нефтяном секторе российской экономики. Выявлены цели государственного регулирования нефтяной отрасли, которые заключались в том, чтобы обеспечить наибольшие фискальные доходы с нефтеносных земель, собственником которых являлась казна, и установить такие условия разведки и добычи нефти на принадлежавших государству землях, которые стимулировали бы частное предпринимательство к расширению нефтяного дела. Государство при формировании нефтяной политики в последней трети XIX - начале ХХ в. стояло на позиции, что достижение его фискальных целей возможно только при опоре на крупные нефтепромышленные фирмы, обладавшие значительным капиталом для проведения масштабных разведок и организации добычи нефти на казенных землях. Только в условиях Первой мировой войны наблюдается определенная эволюция в позиции правительства и разрабатываются проекты непосредственного участия казны в нефтяном деле.

Доказано, что в результате сложного поиска оптимального вектора развития, путем проб и ошибок, под воздействием законов рынка, интересов нефтяных предпринимателей, потребителей нефтяного топлива, а также с учетом собственных интересов в последней трети XIX - начале ХХ в. государству удалось создать нефтяную промышленность как самостоятельную отрасль российской экономики, чем и определяется эффективность ее государственного регулирования.

Диссертация Ж.Ю. Федотовой «Политическое и военное противостояние СССР и Финляндии в 1939-1941 гг.» (научный руководитель -заведующий кафедрой права и социально-культурной деятельности Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства, профессор С.Н. Бледный) выполнена на кафедре истории, философии и социологии гуманитарного факультета МГАКХС. В проведенном исследовании выявлены обстоятельства, почему Финляндия решила принять участие в новой заведомо агрессивной войне против СССР, став союзником фашисткой Германии. В частности, одним из них была непростая внутренняя ситуация в Финляндии, сложившаяся после советско-финской войны. Сделан итоговый вывод о том, что к лету 1940 г. политика Финляндии стала приобретать ярко выраженную прогерманскую антисоветскую направленность, несмотря на усилия военно-политического руководства СССР урегулировать советско-финские отношения мирными дипломатическими формами.

Диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.15: История международных отношений и внешней политики

Диссертация Г.Р. Ахмедовой (Республика Узбекистан) «Международный контекст геополитической ситуации в Центрально-Азиатском регионе в 1992-2009 гг .» (научный руководитель - доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН Е.М. Савичева) выполнена на кафедре теории и истории международных отношений РУДН.

В работе выявлены исторические предпосылки формирования нынешней геополитической ситуации в Центральной Азии, среди которых распад СССР и создание СНГ, проведение антитеррористической операции против режима Талибана, нефтяные кризисы и другие. Определена степень заинтересованности ведущих международных акторов в Центрально-Азиатском регионе, в частности, в его энергоресурсах. Так, например, США хотели бы присоединить к трубопроводу Баку-Джейхан казахские и туркменские энергоресурсы, чтобы экспортировать через территорию Грузии в обход России значительные объемы нефти; Россия заинтересована в масштабном включе-

нии углеводородных ресурсов региона в свой топливно-энергетический баланс и т.д. Сделан итоговой вывод о том, что преобладающее влияние в регионе в период с 1992 по 2009 г. играли Россия, США и Китай, хотя и другие внерегиональные силы - акторы «второго эшелона» (Иран, Турция, Индия, Япония) также стремились расширить свое влияние в регионе. В таких условиях России необходимо выработать отдельную концепцию в отношении Центрально-Азиатского региона.

Диссертация Нгуен Ван Хынг (Социалистическая Республика Вьетнам) «Взаимоотношения Вьетнама и Европейского Союза (1990-2009 гг.)»

(научный руководитель - профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН А. С. Протопопов) выполнена на кафедре теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов. В исследовании установлено, что взаимоотношения между Вьетнамом и ЕС получили интенсивное, результативное развитие лишь в исследуемый период. Это развитие было обусловлено рядом обстоятельств не только на уровне международных отношений - распад международной социалистической системы и крушение СССР и т.д., но и в связи с новыми подходами вьетнамского правительства к развитию страны, и в частности национальной экономики, в результате вступления в силу политики обновления с 1986 г.

Доказано, что в настоящее время Вьетнам выделяется как одна из наиболее динамично развивающихся стран в системе мирового хозяйства. Выявлено, что в результате усовершенствования экономической политики Вьетнама и хозяйственной инфраструктуры страны благодаря успешной реализации программ социально-гуманитарного сотрудничества проихсодит повышение интереса развитых стран к Вьетнаму как все более привлекательному и конкурентоспособному торгово-экономическому партнеру.

Сделан вывод о том, что во внешнеторговой политике в исследуемый период и на более отдаленную перспективу Вьетнаму, чтобы сохранить свою конкурентоспособность, необходимо особо обратить внимание углубление и расширение своей экономики по всем сферам для того, чтобы страна смогла перейти к интенсивному экспорту различных видов услуг и т.д.

Диссертация Нгуен Ле Тху (Социалистическая Республика Вьетнам) «Отношения между Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией в 1991-2009 гг.» (научный руководитель - профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН М.А. Шпаков-ская) выполнена на кафедре теории и истории международных отношений РУДН.

В исследовании доказано, что советско-вьетнамские торговые отношения с момента установки 1950 и до 1991 г. складывались на основе взаимо-

помощи между социалистическими странами. Однако после распада Советского Союза с 1991 до 1999 г. эти отношения развивались медленно из-за нестабильности политической и экономической ситуации в России.

Установлено, что договорно-правовая база внешнеторговых связей между Россией и Вьетнамом после 1991 г. является активным регулятором двухсторонних отношений. Несмотря на эти преимущества, она до сих пор нуждается в совершенствовании и развитии. Сделан обоснованный вывод, что развитие двусторонних отношений между СРВ и Россией не только способствует расширению сотрудничества между АСЕАН и Россией, развитию экономического сотрудничества в рамках АТЭС, но и способствует укреплению интеграционных процессов в АТР в целом.

Диссертация С.В. Сарибековой «Кубино-мексиканские отношения в

1990-е гг.: опыт, проблемы» (научный руководитель - профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН М. А. Шпаковская) выполнена на кафедре теории и истории международных отношений РУДН.

В диссертации доказано, что во второй половине ХХ в. во внешнеполитических отношениях Кубы и Мексики всегда учитывались взаимные интересы, и их характер неизменно оставался дружественным. Выявлено, что с вступлением Мексики в НАФТА усилилась экономическая интеграция с США и политическая зависимость страны, что не могло не отразиться на отношениях между Кубой и Мексикой, изменив их дружественный характер. Тем не менее, взаимные политические и экономические интересы и позиция руководства Кубы и Мексики позволили преодолеть эти негативные тенденции во второй половине 1990-х гг.

Установлено, что развитие иберо-американ-ского сотрудничества явилось одним из приоритетных направлений как для Кубы, так и для Мексики в условиях попыток США по формированию однополярного мира. Сделан вывод, что изменения во внешней политике Кубы после распада СССР, направленные на более эффективное развитие отношений с соседними странами, в том числе и с Мексикой, были прогнозируемы кубинским правительством еще в конце 80-х гг. ХХ в.

Диссертация Т.М. Соловьевой «Исторический опыт международного сотрудничества Китайской Народной Республики и стран Африки во второй половине ХХ - начале XXI в.» (научный руководитель - профессор кафедры всеобщей истории РУДН Л.В. Пономаренко) выполнена на кафедре теории и истории международных отношений РУДН.

В работе показано, что история китайско-африканских контактов уходит в глубокую древность. Китайская историография, подробно исследуя историю этого длительного взаимодействия, использует ее при формировании концептуальной основы международного сотрудничества со странами

Африки, обосновании преимуществ китайско-африканских связей. Показано, что начало современным внешнеполитическим связям Китая и Африки было положено в ходе Бандунгской конференции (1955 г.), где были выдвинуты 5 принципов мирного сосуществования как основа взаимоотношений всех государств.

Доказано, что основой китайско-африканских отношений является концепция, базирующаяся на общности исторического прошлого и причисления себя Китаем к разряду развивающихся стран.

Отмечены основные вехи формирования и эволюции отношений КНР и африканских государств: с начального этапа (50-70-е гг. ХХ в.), когда отношения Китая со странами Африки характеризовались преобладанием политических и идеологических интересов над экономическими, до этапа начала реформ в Китае - 90-х гг. ХХ в., который характеризуется преобладанием экономических интересов, и, наконец, современный этап (начало XXI в.), отмеченный мощным наращиванием всех сторон сотрудничества.

Дана оценка росту имиджа Китая в странах Африки, популярности его внешнеполитического курса, что позволяет удерживать лидерство в процессе демократизации международных отношений. Важнейший итоговый вывод диссертации - для России, которая сейчас возвращается в Африку, опыт китайско-африканского сотрудничества - как позитивный, так и негативный - может быть весьма полезен для взаимодействия в настоящее время и в перспективе.

Председатель диссертационного совета, д.и.н., проф.

В.М. Козьменко

Ученый секретарь диссертационного совета, к.и.н., доц.

Е.В. Кряжева-Карцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.