Научная статья на тему 'Диссертационный совет д 212. 203. 03 в российском университете дружбы народов во второй половине 2007 г'

Диссертационный совет д 212. 203. 03 в российском университете дружбы народов во второй половине 2007 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диссертационный совет д 212. 203. 03 в российском университете дружбы народов во второй половине 2007 г»

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ Д 212.203.03 В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 2007 г.

Диссертационный совет Д.212.203.03 утвержден при ГОУ ВПО Российский университет дружбы народов приказом ВАК Минобразования России от 29 декабря 2000 г. № 1328-В. Председателем диссертационного совета является д.и.н., проф., зав. кафедрой истории России РУДН В.М. Козьменко. Ученый секретарь диссертационного совета — к.и.н., доц. Е.В. Кряжева-Карцева.

Диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:

— 07.00.02 — Отечественная история (по историческим наукам);

— 07.00.09 — Историография, источниковедение и методы исторического исследования (по историческим наукам);

— 07.00.15 — История международных отношений и внешней политики (по историческим наукам).

В Совете работают не только ученые-историки из Российского университета дружбы народов, но и из Института российской истории РАН, Академии управления при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и др. За вторую половину 2007 г. в диссертационном совете защищены 3 кандидатских диссертации.

Диссертации подготовлены на кафедре отечественной истории в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина на кафедре истории Московского государственного университета сервиса.

ЗАЩИЩЕННЫЕ КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Ларионов Алексей Эдиславович в исследовании «Межконфессиональные отношения X—XVI вв. в церковной историографии России середины — второй половины XIX в. (по трудам архиепископа Филарета (Гумилевского) и митрополита Макария (Булгакова)» (по специальности 07.00.09 — Историография, источниковедение и методы исторического исследования) реконструировал концептуально-методологические особенности российской церковно-исторической науки; вскрыл закономерности развития церковной историографии в России, от-

разившиеся в стремлении деятелей церкви противопоставить нарастающим секу-лярным процессам в русском обществе высокоразвитую церковную науку; установил, что межконфессиональные отношения составляли особый компонент российской церковной истории, оказывавший существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику светской власти и духовно-нравственное состояние общества, что проявилось наиболее ярко в негативных действиях России по отношению к Польше и Литве в ХV и ХVI вв. в связи с гонениями на православие; доказал, что при анализе межконфессиональных отношений Филарет (Гумилевский) и Макарий (Булгаков) сумели избежать конфессиональной предвзятости и создать вполне объективную картину контактов Православной Церкви с другими вероисповеданиями; установил, что труды исследуемых авторов отразили специфику взаимоотношений православия с каждой из конфессий, состоявшую в неодинаковом восприятии различных религий в зависимости от степени угрозы для Православной Церкви со стороны каждой из них. А.Э. Ларионов пришел к выводу, что церковная историография представляет собой полноценное направление в рамках отечественной исторической науки, обладая как сходными, так и отличными в сравнении с ней моментами в плане методологии и концептуальных подходов.

Литвинов Владимир Петрович, автор работы «Мусульманское паломничество в царской России: историко-антропологический аспект (на примере Туркестана 1865—1917 гг.)» (по специальности 07.00.02 — Отечественная история), установил, что религиозное паломничество как общественно-историческое явление зародилось в древнейших пластах человеческой цивилизации и было рефлексией первобытных языческих верований, в течение тысячелетий сформировав-тих фундамент духовного сознания людей. Поэтому, когда прогресс человечества привел к появлению крупных мировых религий, то ни одна из них не смогла избавиться от рудиментов язычества, прежде всего культа «святых» и паломничества к «святым местам», в разной степени сохранившихся в их содержании. В диссертации, на основе опыта ислама в Туркестане, обосновываются причины этого факта. В.П. Литвинов доказал, что ислам в регионе никогда не был действительно каноническим, поскольку люди были сильно привержены таким реликтам язычества, как культ «святых» и посещение «святых мест»; проанализировал неоднозначный процесс паломничества различных категорий мусульман в Туркестане 1865—1917 гг., культ «святых и «святых мест» в регионе, дал собственную классификацию последних, описал важнейшие из них. Достижением исследования явилось то, что диссертант отдельно и достаточно аргументированно охарактеризовал политику царского правительства в Туркестане по отношению к мусульманскому паломничеству (в решение проблем которого власти также не вмешивались), признав данную политику весьма позитивной, а также финансово-экономическое состояние объектов паломничества.

В исследовании Рябовой Ирины Юрьевны «Сословные и семейные ценности, бытовые традиции московского поместного дворянства второй половины

XIX — начала ХХ века» (по специальности 07.00.02 — Отечественная история) содержится заключение о том, что культурные и нравственные ценности дворянской элиты были призваны уравновесить противоречия социально-экономической, политической и культурной модернизации страны. В работе реконструированы ведущие принципы системы сословного воспитания и образования (прежде всего домашнего), среди которых честь и нравственная ответственность перед памятью предков и последующими поколениями; установлено, что наряду с трансформацией ценностных установок поместного дворянства (в том числе и понятия дворянской чести) в пореформенный период сохранялся традиционный для дворянства дух солидарности и корпоративного единства; доказано, что утрата частью поместного дворянства своих родовых корней неизбежно вела к изменению их социального поведения и даже самоидентификации. Характерными чертами ситуационного поведения дворян в это время стали: политический инфантилизм, этический гедонизм и социальный прагматизм. Все это отражало общий кризис дворянского сословия.

Председатель диссертационного совета, д.и.н., проф.

В.М. Козьменко

Ученый секретарь диссертационного совета, к.и.н., доц.

Е.В. Кряжева-Карцева

DISSERTATIONAL COUNCIL D 212.203.03 IN PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA AT THE SECOND HALF OF THE 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.