Научная статья на тему 'Диспропорции налоговой системы и пути их преодоления'

Диспропорции налоговой системы и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / NATIONAL INCOME / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / НДД / НДПИ / MET / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / REAL SECTOR / ПОСРЕДНИКИ / INTERMEDIARIES / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURAL RESOURCES / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / TAX MANAGEMENT / НАКОПЛЕНИЯ / НИОКР / НДС / VAT / НАЛОГ С ПРОДАЖ / SALES TAX / ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / ОФШОРИЗАЦИЯ / OFFSHORIZATION / APT / SAVINGS / RESEARCH AND ADVANCED DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазьев С.Ю.

В статье рассмотрены существенные для экономики страны диспропорции налоговой системы, а также предлагаются пути их преодоления. В частности обращается внимание на необходимость сохранения системы налогообложения природных ресурсов в качестве фундаментальной основы всей шкалы налоговых поступлений. Также отмечается необходимость снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и её повышение в отношении посредников, введения прогрессивной шкалы НДФЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX SYSTEM MALADJUSTMENTS AND THE WAYS OF THEIR OVERCOMING

In this article the tax system maladjustments are considered as well as the ways of their overcoming. The great notice was taken of the nesessity of environmental recourses current taxation system continuance as the pillar of the whole tax scale. The author notes it’s nesessary toreduce the tax burden on the real economy sector as well as advance it for intermediaries. There is also a need for the personal income tax progressive scale establishment.

Текст научной работы на тему «Диспропорции налоговой системы и пути их преодоления»

ДИСПРОПОРЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

TAX SYSTEM MALADJUSTMENTS AND THE WAYS OF THEIR OVERCOMING

С.Ю. ГЛАЗЬЕВ

Вице-президент ВЭО России, Советник Президента Российской Федерации, академик РАН

S.YU. GLAZYEV

Vice-president of Russian VEO, Adviser to the President of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Sciences

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены существенные для экономики страны диспропорции налоговой системы, а также предлагаются пути их преодоления. В частности обращается внимание на необходимость сохранения системы налогообложения природных ресурсов в качестве фундаментальной основы всей шкалы налоговых поступлений. Также отмечается необходимость снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и ее

повышение в отношении посредников, введения прогрессивной

шкалы НДФЛ.

ABSTRACT

In this article the tax system maladjustments are considered as well as the ways of their overcoming. The great notice was taken of the nesessity of environmental recourses current taxation system continuance as the pillar of the whole tax scale. The author notes it's nesessary toreduce the tax burden on the real economy sector as well as advance it for intermediaries. There is also a need for the personal income tax progressive scale establishment .

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Национальный доход, федеральный бюджет, налоговая система, НДД, НДПИ, реальный сектор, посредники, природные ресурсы, инвестиции, налоговое администрирование, накопления, НИОКР, НДС, налог с продаж, денежная политика, офшоризация. KEYWORDS

National income, federal budget, tax system, APT, MET, real sector, intermediaries, natural resources, investments, tax management, savings, Research and Advanced Development, VAT, sales tax, monetary policy, offshorization.

Хочу обратить внимание на диспропорции налоговой системы и сразу скажу о рекомендациях. Первая диспропорция, на которую постоянно обращал внимание академик Львов: у нас самым недооцененным фактором производства является труд, доля заработной платы в выпуске продукции у нас са-

64

мая низкая в мире. То есть степень эксплуатации труда, если брать на единицу заработной платы, в России в три раза выше, чем, скажем, в Европейском союзе. И труд, самый недооцененный фактор по сравнению с природными ресурсами, в какой-то степени с капиталом, является главным фактором налогообложения. НДС, налог на прибыль, страховые выплаты во внебюджетные фонды — это все труд. Это первая диспропорция, которая, конечно, должна быть устранена.

Две другие диспропорции заключаются в том, что реальный сектор платит больше, чем посредники, и земли получает меньше, чем централизованная бюрократия. На этом мы останавливаться не будем.

Вопрос: как исправлять эти диспропорции?

Исходя из оценки вклада разных факторов в национальный доход, очевидно, что главным фактором у нас на сегодняшний день является природный ресурс. Исходя из этого и была выдвинута идея про природную ренту в качестве основы, главного фундамента налоговой системы. Частично она была реализована. В 1992 г. мне удалось добиться введения экспортных пошлин. За счет них мы получали до 40% федерального бюджета в 1992-1993 гг. Потом под давлением валютного фонда при лоббировании наших нефтегазовиков они были отменены, а Е.М. Примаков их восстановил.

Сейчас экспортные пошлины постепенно отменяются под давлением наших обязательств перед ВТО. Я считаю, что это абсолютно неправильно. Нам нужно сохранять налогообложение природных ресур-

сов в качестве фундаментальной основы всей шкалы налоговых поступлений. Их можно, конечно, заменять. Сейчас идет дискуссия: НДПИ или НДД. Понятно, что НДПИ с точки зрения экономической науки — налог на потребителя, поэтому с точки зрения природной ренты он особой роли не играет. У кого лучше ресурсы, те больше получают. Что касается НДД, то мы еще в середине 90-х годов подготовили законопроект, он до сих есть в архивах Госдумы, который был принят в первом чтении, предусматривающий введение налога на дополнительный доход недропользователей. По образцу того, как это сделано во всем мире. Но он был заблокирован правительством, потому что Минфин (не знаю, насколько обоснованно или нет) считал, что обеспечить прозрачность исчисления себестоимости у нефтяников невозможно. Вы знаете, были скандалы, нефтяная жидкость и все прочие ухищрения, когда нефтяные внутри-кооперационные поставки проводились через Кипр, в Кипре изымалась основная часть дохода, и бюджет ничего не получал. Тем не менее я считаю, что надо сохранять и усиливать экспортную пошлину, введение НДД — это не решение вопроса.

Вторая серьезная проблема — потребление накопления. Наша налоговая система угнетает накопления. Об этом здесь говорилось. Хочу обратить внимание, что введение прогрессивного подоходного налога (есть соответствующие расчеты по этой теме) в обмен на ускоренную амортизацию позволяет примерно 5 триллионов рублей высвободить для инвестиций. Если мы

вводим прогрессивную шкалу в рамках общего объема налоговых поступлений, константа. Мы вводим прогрессивный налог на доходы физических лиц и одновременно увеличиваем поступления по амортизации, вводим ускоренную амортизацию. Маневр — 5 триллионов рублей в пользу инвестиций. Я попутно замечу, что у нас бремя налогообложения примерно среднее по планете, но бремя налогообложения производственной сферы намного выше, чем в других странах, а налогообложение населения, соответственно, намного ниже.

Еще одна проблема: у нас фактически не учитывается главный фактор экономического роста — научно-технический прогресс. Если в большинстве стран мира на 1 рубль (доллар) затрат на НИОКР платится премия, в разных странах от пол-единицы валюты до полутора единиц, то у нас по-прежнему все НИОКРы облагаются налогами. Здесь есть несколько предложений. Я бы хотел напомнить. Торгово-промышленная палата РФ несколько лет назад вышла с системными предложениями по льготам на НИОКР. К сожалению, законодатель только частично их реализовал, и сейчас их можно было бы актуализировать.

Еще одно предложение. Просто скажу, что в свое время мы проводили большое исследование по поводу НДС и доказали, что этот налог — самый главный враг экономического роста, и попытки просто снижать НДС — это не решение проблемы, надо его отменять. Кроме того, инфляционный налог, налог на труд и т. п. — то есть налогом облагается все, что прогрес-

сивно. Просто душит экономическое развитие. Я помню дискуссию, когда НДС вводился. Е. Гайдар тогда говорил, что поскольку будет высокая инфляция, надо вводить НДС, потому что все страны так делали при переходных режимах и при высокой инфляции НДС гарантирует бюджету текущие поступления. Но раз у нас инфляции сегодня нет, значит, самое время вспомнить об отмене НДС и замене, например, налогом с продаж, это известная тема. Замечу, что эффективность НДС, сбор НДС составляет всего лишь одну десятую, то есть начисляется в десять раз больше, чем реально взимается, и этим занимаются два миллиона бухгалтеров, которые могли бы заняться чем-то более полезным для развития экономики.

Теперь несколько слов о налоговом администрировании. Реальность такова, что у нас вся налоговая система в действительности выступает в качестве каких-то фантиков, потому что налоговая служба работает от достигнутого уровня. Она каждый год должна собирать все больше налогов. Поэтому налоговый пресс у нас все время растет. Это связано не только с тем, что налоговая система несбалансированная, но и с тем, что конкретные чиновники налоговой службы должны выдавать на-гора налоги. Я постоянно дискутирую на эту тему с таможней. Они говорят: «Мы самые важные в стране, потому что мы даем больше всего дохода в бюджет». Я им пытаюсь объяснить: «Не вы даете, а бизнес дает, участники внешнеэкономической деятельности». Но они пропускают это мимо ушей. И пока налоговая

68

служба не поймет, что не она дает налоги, а конкретный бизнес, производство прежде всего, успеха, думаю, у нас не будет.

Обращу внимание, что недавно был опубликован анализ мировой экономической ситуации. Темпы развития мировой экономики, вы знаете, повысились, и главная причина — это снижение налоговой нагрузки и смягчение денежной политики. У нас все наоборот. Замечу, что табличка, которая здесь была представлена, о том, что у нас финансовые посредники платят меньше налогов, чем реальный сектор, говорит о том, в чьих интересах работает наша налоговая система. Они получают сверхприбыли, при этом практически ничего не платят, выводят деньги в офшоры, живут прекрасно и обладают колоссальным влиянием в принятии решений, о чем свидетельствует неубиенная тема офшоризации нашей экономики. Сколько бы Президент про это ни говорил, офшоризация, видимо, только увеличивается.

Последнее, о чем хочется сказать. В Китае сегодня высокая налоговая нагрузка. Но было бы интересно посмотреть, какой она была 20-30 лет назад. Потому что, мне кажется, что когда мы говорим о запуске, реанимации экономического организма, а он у нас сегодня парализован, инвестиций практически нет, то нам нужно иметь минимальную нагрузку. Другое дело, когда экономический организм пошел работать, ее можно повышать. Поэтому сравнивая Россию с Китаем, интересно сравнивать не сегодняшние состояния, а которые были тогда. Вот такие замечания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.