УДК 339.543
Бякин Г.И.
О ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ К ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ НА ОСНОВЕ ГЛОБАЛЬНОГО ¡5 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
и
^ В статье приведен один из вариантов организации таможенного контроля 'К за таможенным транзитом товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, q на основе системы глобального позиционирования
м The article describes one of the options of customs control organization over customs ^ transit of goods transported by road on the basis of a global positioning system
^ Ключевые слова: таможенный транзит; таможенный контроль;
О система глобального позиционирования; диспетчерская система;
S автомобильный транспорт £
t"4 Keywords: customs transit; customs control; global positioning system; dispatch system;
t^ road transport
s и
О Любые внешнеторговые сделки, связанные с продажей товаров, пред-^ полагают процесс согласования обязанностей покупателя и продавца, в том ¡Jh числе по доставке товара.
Экспортеры и импортеры заранее в контракте устанавливают условия поставки, определяют ответственность каждой из сторон по расходам и рискам при транспортировке товаров. ^ Теоретическим обоснованием доставки товаров служит транспортная
Я логистика, которая позволяет минимизировать расходы и оптимизировать все ® операции по транспортировке, погрузке и разгрузке, перегрузке, хранению ^ и страхованию товаров. После пересечения товаром таможенной границы СО Таможенного союза (государства) и его регистрации на таможенной террито-5 рии он приобретает статус товара, находящегося под таможенным контролем, ^ после чего в большинстве случаев помещается под таможенную процедуру ^ таможенного транзита.
q Информационное воздействие структурных подразделений таможенных органов при осуществлении контроля за перевозкой в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется посредством технологии применения автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом (АС КТТ-2).
Инструментом АС КТТ-2 является комплекс программных средств, предназначенный для ввода, обработки, шифрования, декларирования, приема и передачи информации о товарах, перемещаемых под таможенным контролем.
И Н
Контроль за перевозкой товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в рамках АС КТТ-2 организуется путем:
а) учета товаров и транспортных средств в таможенном органе отправления;
б) передачи и приема электронных уведомлений;
в) учета товаров и транспортных средств в таможенном органе назначения;
г) передачи и приема электронных подтверждений;
д) снятия в таможенном органе отправления с контроля перевозки товаров после получения электронного подтверждения;
е) передачи извещения о недоставлении товаров в таможенный орган назначения, а также приема данных извещений в случае недоставления товаров.
С этого момента вступает в действие «таможенная логистика», согласно которой дальнейшее перемещение товара по таможенной территории Таможенного союза до места назначения происходит в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Как отмечалось выше, товар помещается, при выполнении определенных Таможенным кодексом условий, под таможенную процедуру таможенного транзита. Главным таким условием являются меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, к которым относятся:
- обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении перемещаемых иностранных товаров;
- таможенное сопровождение;
- установление маршрута перевозчика товаров.
Нынешнее руководство ФТС России считает эти меры достаточными для выполнения фискальной составляющей. Однако, как известно, любой транзит всегда ассоциируется с неопределенностью, риском, преступной активностью отдельных лиц. Поэтому, на наш взгляд, в системе таможенного контроля должна быть создана диспетчерская служба контроля движения автотранспорта, находящегося под таможенным контролем, предназначенная для применения в интересах безопасности перевозок товаров, в том числе ценных, дорогостоящих и опасных, предотвращения угонов и поиска угнанных автотранспортных средств с товарами, решения логистических задач, оптимизации доставки товаров, дистанционного контроля и многих других задач.
В этой связи хотелось бы привести исторический факт, который имел место в середине 70-х годов XX века, когда автору данной статьи пришлось внедрять в систему наблюдения Тихоокеанского флота (ТОФ) оперативно-дежурную службу контроля (ОДСК) за надводными целями, основанную на спутниковой системе «Транзит» (прообраз нынешней ГЛОНАСС). Результаты опытной эксплуатации ОДСК были настолько впечатляющими, что вызвали повышенный интерес у индийского правительства. Командующий ТОФ
адмирал флота Н.И. Смирнов проинформировал премьер-министра Индии Ин-диру Ганди о возможности непрерывного контроля за движущимися целями.
В дальнейшем принцип действия оперативно-дежурной службы контроля получил свое развитие и стал успешно применяться в различных отраслях народного хозяйства России. В частности, с 2009 года диспетчерская система контроля автотранспорта была развернута на объектах ОАО «Газпром». География регионов - от Калининградской области до Западной Сибири, включая регионы Крайнего Севера.
Диспетчерская система контроля автотранспорта (ДСКА) - система мониторинга грузов и транспортных средств - позволяет по-новому подойти к применению таможенного контроля за таможенным транзитом и сделать этот процесс эффективным и рациональным. Ключевым моментом в результате использования системы является то, что появляется оперативный доступ к информации, характеризующей фактические параметры движения транспортного средства, на основе чего можно принимать полноценные управленческие решения.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) пред-наз-начена для определения местоположения и скорости движения морских, воздушных, сухопутных и других видов потребителей в режиме реального времени.
Система ГЛОНАСС состоит из трех подсистем:
- подсистемы космических аппаратов (ПКА);
- подсистемы контроля и управления (ПКУ);
- навигационной аппаратуры потребителей (НАП).
Подсистема космических аппаратов системы ГЛОНАСС состоит из 24 спутников, находящихся на круговых орбитах высотой 19100 км, наклонением 64,8° и периодом обращения 11 часов 15 минут в трех орбитальных плоскостях. Орбитальные плоскости разнесены по долготе на 120°. В каждой орбитальной плоскости размещаются по 8 спутников с равномерным сдвигом по аргументу широты 45°. Кроме этого, в плоскостях положение спутников сдвинуты относительно друг друга по аргументу широты на 15°. Такая конфигурация ПКА позволяет обеспечить непрерывное и глобальное покрытие земной поверхности и околоземного пространства навигационным полем.
Подсистема контроля и управления состоит из Центра управления системой ГЛОНАСС и сети станций измерения, управления и контроля, рассредоточенных по всей территории России. В задачи ПКУ входит контроль правильности функционирования ПКА, непрерывное уточнение параметров орбит и выдача на спутники временных программ, команд управления и навигационной информации.
Навигационная аппаратура потребителей состоит из навигационных приемников и устройств обработки, предназначенных для приема
навигационных сигналов спутников ГЛОНАСС и вычисления собственных координат, скорости и времени.
Принцип определения позиции аналогичен американской системе NAVSTAR. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию. Спутники системы ГЛОНАСС непрерывно излучают навигационные сигналы двух типов: навигационный сигнал стандартной точности (СТ) в диапазоне L1 (1,6 ГГц) и навигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазонах L1 и L2 (1,2 ГГц). Информация, предоставляемая навигационным сигналом СТ, доступна всем потребителям на постоянной и глобальной основе и обеспечивает, при использовании приемников ГЛОНАСС, возможность определения горизонтальных координат, вертикальных координат, составляющих вектора скорости и точного времени.
Точность определения можно значительно улучшить, если использовать дифференциальный метод навигации и/или дополнительные специальные методы измерений.
Для определения пространственных координат и точного времени требуется принять и обработать навигационные сигналы не менее чем от четырех спутников ГЛОНАСС. При приеме навигационных радиосигналов ГЛОНАСС приемник, используя известные радиотехнические методы, измеряет дальности до видимых спутников и скорости их движения.
Одновременно с проведением измерений в приемнике выполняется автоматическая обработка содержащихся в каждом навигационном радиосигнале меток времени и цифровой информации. Цифровая информация описывает положение данного спутника в пространстве и времени (эфемериды) относительно единой для системы шкалы времени и в геоцентрической связанной декартовой системе координат. Кроме того, цифровая информация описывает положение других спутников системы (альманах) в виде кеплеров-ских элементов их орбит и содержит некоторые другие параметры. Результаты измерений и принятая цифровая информация являются исходными данными для решения навигационной задачи по определению координат и параметров движения. Навигационная задача решается автоматически в вычислительном устройстве приемника, при этом используется известный метод наименьших квадратов. В результате решения определяются три координаты местоположения потребителя, скорость его движения и осуществляется привязка шкалы времени потребителя к высокоточной шкале универсального координирования времени (ЦТС).
Рассмотрим основные технологические, технические и структурные положения диспетчерской системы контроля автотранспорта применительно к таможенному контролю таможенного транзита.
Назначение системы:
- постоянный мониторинг (с заданной дискретностью - в зависимости Организация и технология таможенной деятельности
от режима работы) местоположения и состояния товаров и транспортных средств, перемещающихся под таможенной процедурой таможенного транзита;
- обеспечение безопасности транспортных средств, перевозимых пассажиров и грузов: предупреждение о попытках несанкционированного доступа (проникновения) в транспортное средство, о фактах несанкционированных действий, направленных на нарушение штатной работы бортовых систем транспортных средств и неправомерное завладение транспортным средством;
- принятие мер по предотвращению несанкционированных противоправных действий в отношении транспортного средства, перевозимых пассажиров и грузов;
- поиск угнанных транспортных средств;
- выполнение сервисных задач, позволяющих оптимизировать использование парка транспортных средств организацией с целью уменьшения расхода топлива за счет оптимального планирования маршрута движения, а также ряд других задач.
Основными задачами диспетчерской системы являются:
- определение текущего местоположения заданного количества транспортных средств;
- передача навигационной информации от заданного количества транспортных средств в диспетчерский пункт системы;
- передача о состоянии транспортных средств в диспетчерский пункт системы;
- сбор, обработка и хранение информации, полученной от заданного количества транспортных средств в единой базе данных в реальном масштабе времени с привязкой к цифровой карте местности (пространственно-временной портрет событий по технологии геоинформационных систем);
- дистанционное управление режимом работы мобильных терминалов транспортных средств из диспетчерского пункта.
Технические характеристики диспетчерской системы:
- периодичность выдачи в диспетчерский пункт системы информации от транспортных средств - от 5 секунд до 10 минут (в зависимости от заданного режима работы системы);
- погрешность определения координат транспортных средств в режиме спутниковой навигации не более 35 метров;
- время информирования и передачи в диспетчерский пункт сигнала «Тревога» в случае срабатывания датчиков охранной сигнализации, активации «Тревожной кнопки» - не более 5 секунд;
- время определения текущих координат местоположения автомобиля в случае возникновения внештатной ситуации - не более 5 минут;
- система должна обладать помехозащищенностью от преднамеренных Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (52) 2014
воздействий на одной из несущих частот, используемых в системе ГЛОНАСС;
- система должна обеспечивать автоматизированный анализ поступающих данных от транспортных средств, их учет и хранение;
- система должна обеспечивать непрерывную работу по контролю транспортных средств.
Состав и структура диспетчерской системы контроля автотранспорта.
Диспетчерская система контроля автотранспортных средств представляет собой программно-аппаратный комплекс, при подключении к которому соответствующих автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов диспетчерского пункта, созданных на основе ПЭВМ, обеспечивается автоматизированное выполнение задач мониторинга местоположения и состояния транспортных средств с использованием технологий спутниковой радионавигации на основе ГЛОНАСС, связи и передачи данных с использованием сети Internet, спутниковой связи Inmarsat и геоинформационных систем.
Основными структурными единицами комплекса являются:
- диспетчерский пункт (ДП);
- система связи и передачи данных (ССПД);
- мобильные терминалы транспортных средств (МТТС).
Диспетчерский пункт является ядром диспетчерской системы, в котором реализуется его функциональное назначение.
Основные функции диспетчерской системы:
- контроль местоположения и состояния транспортных средств;
- реализация методов активной защиты в случаях совершения в отношении транспортных средств, перевозимых пассажиров и грузов несанкционированных действий.
Основные принципы функционирования системы заключаются в использовании:
- спутниковой навигационной охранной системы (СНОС), построенной с использованием канала связи;
- спутниковой системы передачи данных;
- высокоскоростного канала передачи данных на основе сети Интернет.
Система, а также входящие в ее состав СНОС и спутниковая система
передачи данных, состоят из трех основных частей - бортового оборудования, размещаемого на транспортных средствах, входящего в состав МТТС, системы связи и передачи данных, оборудования и ПО ДП.
Основные принципы функционирования системы могут быть рассмотрены на примере алгоритмов работы в различных режимах. Основными режимами являются штатный режим, режим «Охрана», режим «Тревога», режим «Поиск».
Штатный режим функционирования системы распространяется на транспортные средства, выполняющие рейс и находящиеся значительную Организация и технология таможенной деятельности
часть времени в движении, за исключением кратковременных остановок. В штатном режиме бортовые мобильные терминалы (МТ), скрытно установленные в каждом транспортном средстве, выполняют следующие операции:
- непрерывное определение ТНП транспортного средства - текущих координат местоположения и составляющих вектор скорости в проекциях на оси заданной системы координат и моментов времени, к которым они отнесены;
- оценивание (контроль) состояния датчиков охранной сигнализации;
- запись ТНП в запоминающее устройство МТ;
- запись параметров состояния датчиков охранной сигнализации в запоминающее устройство МТ;
- прием ДП команд управления, определяющих режимы работы МТ;
- передача ТНП от МТ с заданной дискретностью или по запросу из ДП;
- передача параметров состояния датчиков охранной сигнализации с заданной дискретностью или по запросу из ДП по радиоканалу.
Диспетчерский пункт системы в штатном режиме функционирования выполняет следующие операции:
- выдача по радиоканалу команд управления на МТ, скрытно размещенные в транспортных средствах;
- прием по радиоканалу массивов ТНП;
- прием по радиоканалу массивов параметров, характеризующих состояние датчиков охранной сигнализации;
- дешифровка принятой навигационной информации;
- дешифровка принятых массивов параметров состояния датчиков охранной сигнализации;
- оперативный автоматический анализ навигационной информации для контроля соблюдения заданного маршрута движения транспортных средств;
- оперативный автоматический анализ информации, поступившей от датчиков охранной сигнализации;
- запись навигационной информации в соответствующие разделы локальной базы данных ПЭВМ - АРМ оператора;
- запись информации, поступившей от датчиков охранной сигнализации в соответствующие разделы локальной базы данных ПЭВМ - АРМ оператора;
- отображение местоположения транспортных средств, информации, характеризующей состояние транспортных средств на цифровой электронной карте.
Режим работы комплекса «Охрана» используется в случае, когда большинство транспортных средств находится в неподвижном состоянии, то есть преимущественно в ночное время, либо при отсутствии задействования транспортных средств. Кроме того, действие данного режима распространяется и на одиночные незадействованные транспортные средства,
находящиеся в гараже/парке или на длительной/кратковременной стоянке в ходе выполнения рейса.
В режиме функционирования комплекса «Охрана» МТТС находится в дежурном режиме, отличающемся от штатного пониженным энергопотреблением, и выполняет следующие операции (кроме операций, предусмотренных для штатного режима):
- контроль состояния всех датчиков охранной сигнализации;
- передача параметров состояния датчиков охранной сигнализации по радиоканалу в ДП с заданной частотой. Диспетчерский пункт комплекса в режиме «Охрана» выполняет те же операции, что и в штатном режиме.
В режим «Тревога» комплекс переходит автоматически из штатного или из режима «Охрана» после определения блоком логики МТТС факта срабатывания датчика (или нескольких датчиков) охранной сигнализации, а также при срабатывании «тревожной кнопки».
В режиме «Тревога» МТТС выполняет следующие операции (кроме операций, выполняемых в штатном режиме и режиме «Охрана»):
- определение факта срабатывания одного или нескольких датчиков охранной сигнализации либо факта срабатывания датчика, контролирующего параметры, характеризующие состояние систем ТС с фиксацией времени данного события;
- формирование сообщения о факте срабатывания датчика (датчиков), содержащего время срабатывания;
- передача по радиоканалу сообщения о факте срабатывания датчика (датчиков), содержащего время срабатывания;
- включение по предусмотренной программой управления МТТС логике исполнительных датчиков/устройств, блокировок, световой и звуковой сигнализации.
В режиме «Тревога» ДП выполняет следующие операции:
- прием сообщений о факте срабатывания датчика охранной сигнализации;
- фиксация ТНП автомобиля на момент срабатывания датчиков охранной сигнализации;
- отмена решения вспомогательных сервисных задач с использованием специализированного ПО СНОС;
- перевод специализированного ПО АРМ операторов СНОС в режим приоритетного слежения за транспортным средством - источником сигнала «Тревога»;
- передача информации о ТНП и о характере события на борту транспортного средства - источника сигнала «Тревога», полученной с помощью СНОС, подразделениям службы безопасности, группам немедленного реагирования.
В режим «Поиск» система переходит автоматически после получения АРМ СНОС информации от МТ, скрытно установленного на борту транспортного средства.
Информация о местоположении транспортных средств, полученная от МТ, передается подразделениям службы безопасности, группам немедленного реагирования МВД.
Таким образом, в режиме «Поиск» МТ выполняет следующие операции:
- определяет, с использованием специальных алгоритмов, характер воздействия на автомобиль, вызвавшего формирование сигнала «Тревога» (несанкционированное проникновение в транспортное средство, повреждение оборудования, захват, угон автомобиля и др.);
- реализует, согласно логике работы, методы защиты транспортного средства в случае угона: блокировка двигателя с предварительным включением аварийных световых сигналов, включение звуковой сигнализации, активация исполнительных датчиков;
- принимает из ДП команды управления МТТС, предназначенные для блокировки двигателя транспортного средства, включения звуковой сигнализации, активации исполнительных датчиков (дублирование для повышения надежности внутренних команд управления МТТС).
Диспетчерский пункт системы в режиме «Поиск» передает информацию о местоположении транспортного средства, полученную от МТ, службе безопасности, осуществляющей взаимодействие в ходе операции поиска со специально предназначенными и подготовленными для решения этих задач подразделениями (группами немедленного реагирования) частных охранных предприятий, ГИБДД, МВД, СОБР таможни.
Выводы:
В статье приведен один из вариантов организации таможенного контроля таможенного транзита товаров, перемещаемых автомобильных транспортом, на основе системы глобального позиционирования.
Предлагаемая система позволит перейти к новому принципу таможенного контроля и заметно улучшить процедуру таможенного транзита, в том числе сможет заменить таможенное сопровождение.
Система способна определять координаты объектов (машин и контейнеров) при передвижении по заданному маршруту в любой точке пространства, в любой момент времени, а также отображать контролируемые объекты на электронной карте местности с заданным коридором (маршрутом передвижения), при отклонении от которого или незапланированной остановке в пути следования более чем на 10 минут, подается тревожный сигнал на сервер, переданный в пользование таможне. Такая система позволит не только эффективно наблюдать за передвижением контролируемых транспортных средств, но и оперативно реагировать на любое отклонение от заданных параметров, в том числе высылая к месту предполагаемого нарушения таможенных
правил СОБР таможни. Информация о перевозках товара, включая маршрут следования и любые остановки в пути, архивируется на сервере со сроком хранения не менее трех месяцев и может быть в любой момент перепроверена сотрудниками таможни.
Работа с использованием такой системы максимально автоматизирует и упрощает процесс контроля перемещаемых грузов со стороны таможни, позволяя ввести элементы электронного документооборота с фиксацией фотофактов самой перевозки как информации, содержащей наиболее полные данные о рисках перевозки подконтрольного товара.
Использование данных системы позиционирования не противоречит положениям действующего Таможенного кодекса Таможенного союза и может быть отнесено к такой форме таможенного контроля, как наблюдение.