Научная статья на тему 'Диспетчерская система таможенного контроля за таможенным транзитом на основе глобального позиционирования'

Диспетчерская система таможенного контроля за таможенным транзитом на основе глобального позиционирования Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ / CUSTOMS TRANSIT / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / СИСТЕМА ГЛОБАЛЬНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ / GLOBAL POSITIONING SYSTEM / ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СИСТЕМА / DISPATCH SYSTEM / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ROAD TRANSPORT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бякин Геннадий Иванович

В статье приведен один из вариантов организации таможенного контроля за таможенным транзитом товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, на основе системы глобального позиционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бякин Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPATCH SYSTEM OF CUSTOMS CONTROL FOR CUSTOMS TRANSIT ON THE BASIS OF A GLOBAL POSITIONING

The article describes one of the options of customs control organization over customs transit of goods transported by road on the basis of a global positioning system

Текст научной работы на тему «Диспетчерская система таможенного контроля за таможенным транзитом на основе глобального позиционирования»

УДК 339.543

Бякин Г.И.

О ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ К ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ НА ОСНОВЕ ГЛОБАЛЬНОГО ¡5 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

и

^ В статье приведен один из вариантов организации таможенного контроля 'К за таможенным транзитом товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, q на основе системы глобального позиционирования

м The article describes one of the options of customs control organization over customs ^ transit of goods transported by road on the basis of a global positioning system

^ Ключевые слова: таможенный транзит; таможенный контроль;

О система глобального позиционирования; диспетчерская система;

S автомобильный транспорт £

t"4 Keywords: customs transit; customs control; global positioning system; dispatch system;

t^ road transport

s и

О Любые внешнеторговые сделки, связанные с продажей товаров, пред-^ полагают процесс согласования обязанностей покупателя и продавца, в том ¡Jh числе по доставке товара.

Экспортеры и импортеры заранее в контракте устанавливают условия поставки, определяют ответственность каждой из сторон по расходам и рискам при транспортировке товаров. ^ Теоретическим обоснованием доставки товаров служит транспортная

Я логистика, которая позволяет минимизировать расходы и оптимизировать все ® операции по транспортировке, погрузке и разгрузке, перегрузке, хранению ^ и страхованию товаров. После пересечения товаром таможенной границы СО Таможенного союза (государства) и его регистрации на таможенной террито-5 рии он приобретает статус товара, находящегося под таможенным контролем, ^ после чего в большинстве случаев помещается под таможенную процедуру ^ таможенного транзита.

q Информационное воздействие структурных подразделений таможенных органов при осуществлении контроля за перевозкой в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется посредством технологии применения автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом (АС КТТ-2).

Инструментом АС КТТ-2 является комплекс программных средств, предназначенный для ввода, обработки, шифрования, декларирования, приема и передачи информации о товарах, перемещаемых под таможенным контролем.

И Н

Контроль за перевозкой товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в рамках АС КТТ-2 организуется путем:

а) учета товаров и транспортных средств в таможенном органе отправления;

б) передачи и приема электронных уведомлений;

в) учета товаров и транспортных средств в таможенном органе назначения;

г) передачи и приема электронных подтверждений;

д) снятия в таможенном органе отправления с контроля перевозки товаров после получения электронного подтверждения;

е) передачи извещения о недоставлении товаров в таможенный орган назначения, а также приема данных извещений в случае недоставления товаров.

С этого момента вступает в действие «таможенная логистика», согласно которой дальнейшее перемещение товара по таможенной территории Таможенного союза до места назначения происходит в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Как отмечалось выше, товар помещается, при выполнении определенных Таможенным кодексом условий, под таможенную процедуру таможенного транзита. Главным таким условием являются меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, к которым относятся:

- обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении перемещаемых иностранных товаров;

- таможенное сопровождение;

- установление маршрута перевозчика товаров.

Нынешнее руководство ФТС России считает эти меры достаточными для выполнения фискальной составляющей. Однако, как известно, любой транзит всегда ассоциируется с неопределенностью, риском, преступной активностью отдельных лиц. Поэтому, на наш взгляд, в системе таможенного контроля должна быть создана диспетчерская служба контроля движения автотранспорта, находящегося под таможенным контролем, предназначенная для применения в интересах безопасности перевозок товаров, в том числе ценных, дорогостоящих и опасных, предотвращения угонов и поиска угнанных автотранспортных средств с товарами, решения логистических задач, оптимизации доставки товаров, дистанционного контроля и многих других задач.

В этой связи хотелось бы привести исторический факт, который имел место в середине 70-х годов XX века, когда автору данной статьи пришлось внедрять в систему наблюдения Тихоокеанского флота (ТОФ) оперативно-дежурную службу контроля (ОДСК) за надводными целями, основанную на спутниковой системе «Транзит» (прообраз нынешней ГЛОНАСС). Результаты опытной эксплуатации ОДСК были настолько впечатляющими, что вызвали повышенный интерес у индийского правительства. Командующий ТОФ

адмирал флота Н.И. Смирнов проинформировал премьер-министра Индии Ин-диру Ганди о возможности непрерывного контроля за движущимися целями.

В дальнейшем принцип действия оперативно-дежурной службы контроля получил свое развитие и стал успешно применяться в различных отраслях народного хозяйства России. В частности, с 2009 года диспетчерская система контроля автотранспорта была развернута на объектах ОАО «Газпром». География регионов - от Калининградской области до Западной Сибири, включая регионы Крайнего Севера.

Диспетчерская система контроля автотранспорта (ДСКА) - система мониторинга грузов и транспортных средств - позволяет по-новому подойти к применению таможенного контроля за таможенным транзитом и сделать этот процесс эффективным и рациональным. Ключевым моментом в результате использования системы является то, что появляется оперативный доступ к информации, характеризующей фактические параметры движения транспортного средства, на основе чего можно принимать полноценные управленческие решения.

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) пред-наз-начена для определения местоположения и скорости движения морских, воздушных, сухопутных и других видов потребителей в режиме реального времени.

Система ГЛОНАСС состоит из трех подсистем:

- подсистемы космических аппаратов (ПКА);

- подсистемы контроля и управления (ПКУ);

- навигационной аппаратуры потребителей (НАП).

Подсистема космических аппаратов системы ГЛОНАСС состоит из 24 спутников, находящихся на круговых орбитах высотой 19100 км, наклонением 64,8° и периодом обращения 11 часов 15 минут в трех орбитальных плоскостях. Орбитальные плоскости разнесены по долготе на 120°. В каждой орбитальной плоскости размещаются по 8 спутников с равномерным сдвигом по аргументу широты 45°. Кроме этого, в плоскостях положение спутников сдвинуты относительно друг друга по аргументу широты на 15°. Такая конфигурация ПКА позволяет обеспечить непрерывное и глобальное покрытие земной поверхности и околоземного пространства навигационным полем.

Подсистема контроля и управления состоит из Центра управления системой ГЛОНАСС и сети станций измерения, управления и контроля, рассредоточенных по всей территории России. В задачи ПКУ входит контроль правильности функционирования ПКА, непрерывное уточнение параметров орбит и выдача на спутники временных программ, команд управления и навигационной информации.

Навигационная аппаратура потребителей состоит из навигационных приемников и устройств обработки, предназначенных для приема

навигационных сигналов спутников ГЛОНАСС и вычисления собственных координат, скорости и времени.

Принцип определения позиции аналогичен американской системе NAVSTAR. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию. Спутники системы ГЛОНАСС непрерывно излучают навигационные сигналы двух типов: навигационный сигнал стандартной точности (СТ) в диапазоне L1 (1,6 ГГц) и навигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазонах L1 и L2 (1,2 ГГц). Информация, предоставляемая навигационным сигналом СТ, доступна всем потребителям на постоянной и глобальной основе и обеспечивает, при использовании приемников ГЛОНАСС, возможность определения горизонтальных координат, вертикальных координат, составляющих вектора скорости и точного времени.

Точность определения можно значительно улучшить, если использовать дифференциальный метод навигации и/или дополнительные специальные методы измерений.

Для определения пространственных координат и точного времени требуется принять и обработать навигационные сигналы не менее чем от четырех спутников ГЛОНАСС. При приеме навигационных радиосигналов ГЛОНАСС приемник, используя известные радиотехнические методы, измеряет дальности до видимых спутников и скорости их движения.

Одновременно с проведением измерений в приемнике выполняется автоматическая обработка содержащихся в каждом навигационном радиосигнале меток времени и цифровой информации. Цифровая информация описывает положение данного спутника в пространстве и времени (эфемериды) относительно единой для системы шкалы времени и в геоцентрической связанной декартовой системе координат. Кроме того, цифровая информация описывает положение других спутников системы (альманах) в виде кеплеров-ских элементов их орбит и содержит некоторые другие параметры. Результаты измерений и принятая цифровая информация являются исходными данными для решения навигационной задачи по определению координат и параметров движения. Навигационная задача решается автоматически в вычислительном устройстве приемника, при этом используется известный метод наименьших квадратов. В результате решения определяются три координаты местоположения потребителя, скорость его движения и осуществляется привязка шкалы времени потребителя к высокоточной шкале универсального координирования времени (ЦТС).

Рассмотрим основные технологические, технические и структурные положения диспетчерской системы контроля автотранспорта применительно к таможенному контролю таможенного транзита.

Назначение системы:

- постоянный мониторинг (с заданной дискретностью - в зависимости Организация и технология таможенной деятельности

от режима работы) местоположения и состояния товаров и транспортных средств, перемещающихся под таможенной процедурой таможенного транзита;

- обеспечение безопасности транспортных средств, перевозимых пассажиров и грузов: предупреждение о попытках несанкционированного доступа (проникновения) в транспортное средство, о фактах несанкционированных действий, направленных на нарушение штатной работы бортовых систем транспортных средств и неправомерное завладение транспортным средством;

- принятие мер по предотвращению несанкционированных противоправных действий в отношении транспортного средства, перевозимых пассажиров и грузов;

- поиск угнанных транспортных средств;

- выполнение сервисных задач, позволяющих оптимизировать использование парка транспортных средств организацией с целью уменьшения расхода топлива за счет оптимального планирования маршрута движения, а также ряд других задач.

Основными задачами диспетчерской системы являются:

- определение текущего местоположения заданного количества транспортных средств;

- передача навигационной информации от заданного количества транспортных средств в диспетчерский пункт системы;

- передача о состоянии транспортных средств в диспетчерский пункт системы;

- сбор, обработка и хранение информации, полученной от заданного количества транспортных средств в единой базе данных в реальном масштабе времени с привязкой к цифровой карте местности (пространственно-временной портрет событий по технологии геоинформационных систем);

- дистанционное управление режимом работы мобильных терминалов транспортных средств из диспетчерского пункта.

Технические характеристики диспетчерской системы:

- периодичность выдачи в диспетчерский пункт системы информации от транспортных средств - от 5 секунд до 10 минут (в зависимости от заданного режима работы системы);

- погрешность определения координат транспортных средств в режиме спутниковой навигации не более 35 метров;

- время информирования и передачи в диспетчерский пункт сигнала «Тревога» в случае срабатывания датчиков охранной сигнализации, активации «Тревожной кнопки» - не более 5 секунд;

- время определения текущих координат местоположения автомобиля в случае возникновения внештатной ситуации - не более 5 минут;

- система должна обладать помехозащищенностью от преднамеренных Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (52) 2014

воздействий на одной из несущих частот, используемых в системе ГЛОНАСС;

- система должна обеспечивать автоматизированный анализ поступающих данных от транспортных средств, их учет и хранение;

- система должна обеспечивать непрерывную работу по контролю транспортных средств.

Состав и структура диспетчерской системы контроля автотранспорта.

Диспетчерская система контроля автотранспортных средств представляет собой программно-аппаратный комплекс, при подключении к которому соответствующих автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов диспетчерского пункта, созданных на основе ПЭВМ, обеспечивается автоматизированное выполнение задач мониторинга местоположения и состояния транспортных средств с использованием технологий спутниковой радионавигации на основе ГЛОНАСС, связи и передачи данных с использованием сети Internet, спутниковой связи Inmarsat и геоинформационных систем.

Основными структурными единицами комплекса являются:

- диспетчерский пункт (ДП);

- система связи и передачи данных (ССПД);

- мобильные терминалы транспортных средств (МТТС).

Диспетчерский пункт является ядром диспетчерской системы, в котором реализуется его функциональное назначение.

Основные функции диспетчерской системы:

- контроль местоположения и состояния транспортных средств;

- реализация методов активной защиты в случаях совершения в отношении транспортных средств, перевозимых пассажиров и грузов несанкционированных действий.

Основные принципы функционирования системы заключаются в использовании:

- спутниковой навигационной охранной системы (СНОС), построенной с использованием канала связи;

- спутниковой системы передачи данных;

- высокоскоростного канала передачи данных на основе сети Интернет.

Система, а также входящие в ее состав СНОС и спутниковая система

передачи данных, состоят из трех основных частей - бортового оборудования, размещаемого на транспортных средствах, входящего в состав МТТС, системы связи и передачи данных, оборудования и ПО ДП.

Основные принципы функционирования системы могут быть рассмотрены на примере алгоритмов работы в различных режимах. Основными режимами являются штатный режим, режим «Охрана», режим «Тревога», режим «Поиск».

Штатный режим функционирования системы распространяется на транспортные средства, выполняющие рейс и находящиеся значительную Организация и технология таможенной деятельности

часть времени в движении, за исключением кратковременных остановок. В штатном режиме бортовые мобильные терминалы (МТ), скрытно установленные в каждом транспортном средстве, выполняют следующие операции:

- непрерывное определение ТНП транспортного средства - текущих координат местоположения и составляющих вектор скорости в проекциях на оси заданной системы координат и моментов времени, к которым они отнесены;

- оценивание (контроль) состояния датчиков охранной сигнализации;

- запись ТНП в запоминающее устройство МТ;

- запись параметров состояния датчиков охранной сигнализации в запоминающее устройство МТ;

- прием ДП команд управления, определяющих режимы работы МТ;

- передача ТНП от МТ с заданной дискретностью или по запросу из ДП;

- передача параметров состояния датчиков охранной сигнализации с заданной дискретностью или по запросу из ДП по радиоканалу.

Диспетчерский пункт системы в штатном режиме функционирования выполняет следующие операции:

- выдача по радиоканалу команд управления на МТ, скрытно размещенные в транспортных средствах;

- прием по радиоканалу массивов ТНП;

- прием по радиоканалу массивов параметров, характеризующих состояние датчиков охранной сигнализации;

- дешифровка принятой навигационной информации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дешифровка принятых массивов параметров состояния датчиков охранной сигнализации;

- оперативный автоматический анализ навигационной информации для контроля соблюдения заданного маршрута движения транспортных средств;

- оперативный автоматический анализ информации, поступившей от датчиков охранной сигнализации;

- запись навигационной информации в соответствующие разделы локальной базы данных ПЭВМ - АРМ оператора;

- запись информации, поступившей от датчиков охранной сигнализации в соответствующие разделы локальной базы данных ПЭВМ - АРМ оператора;

- отображение местоположения транспортных средств, информации, характеризующей состояние транспортных средств на цифровой электронной карте.

Режим работы комплекса «Охрана» используется в случае, когда большинство транспортных средств находится в неподвижном состоянии, то есть преимущественно в ночное время, либо при отсутствии задействования транспортных средств. Кроме того, действие данного режима распространяется и на одиночные незадействованные транспортные средства,

находящиеся в гараже/парке или на длительной/кратковременной стоянке в ходе выполнения рейса.

В режиме функционирования комплекса «Охрана» МТТС находится в дежурном режиме, отличающемся от штатного пониженным энергопотреблением, и выполняет следующие операции (кроме операций, предусмотренных для штатного режима):

- контроль состояния всех датчиков охранной сигнализации;

- передача параметров состояния датчиков охранной сигнализации по радиоканалу в ДП с заданной частотой. Диспетчерский пункт комплекса в режиме «Охрана» выполняет те же операции, что и в штатном режиме.

В режим «Тревога» комплекс переходит автоматически из штатного или из режима «Охрана» после определения блоком логики МТТС факта срабатывания датчика (или нескольких датчиков) охранной сигнализации, а также при срабатывании «тревожной кнопки».

В режиме «Тревога» МТТС выполняет следующие операции (кроме операций, выполняемых в штатном режиме и режиме «Охрана»):

- определение факта срабатывания одного или нескольких датчиков охранной сигнализации либо факта срабатывания датчика, контролирующего параметры, характеризующие состояние систем ТС с фиксацией времени данного события;

- формирование сообщения о факте срабатывания датчика (датчиков), содержащего время срабатывания;

- передача по радиоканалу сообщения о факте срабатывания датчика (датчиков), содержащего время срабатывания;

- включение по предусмотренной программой управления МТТС логике исполнительных датчиков/устройств, блокировок, световой и звуковой сигнализации.

В режиме «Тревога» ДП выполняет следующие операции:

- прием сообщений о факте срабатывания датчика охранной сигнализации;

- фиксация ТНП автомобиля на момент срабатывания датчиков охранной сигнализации;

- отмена решения вспомогательных сервисных задач с использованием специализированного ПО СНОС;

- перевод специализированного ПО АРМ операторов СНОС в режим приоритетного слежения за транспортным средством - источником сигнала «Тревога»;

- передача информации о ТНП и о характере события на борту транспортного средства - источника сигнала «Тревога», полученной с помощью СНОС, подразделениям службы безопасности, группам немедленного реагирования.

В режим «Поиск» система переходит автоматически после получения АРМ СНОС информации от МТ, скрытно установленного на борту транспортного средства.

Информация о местоположении транспортных средств, полученная от МТ, передается подразделениям службы безопасности, группам немедленного реагирования МВД.

Таким образом, в режиме «Поиск» МТ выполняет следующие операции:

- определяет, с использованием специальных алгоритмов, характер воздействия на автомобиль, вызвавшего формирование сигнала «Тревога» (несанкционированное проникновение в транспортное средство, повреждение оборудования, захват, угон автомобиля и др.);

- реализует, согласно логике работы, методы защиты транспортного средства в случае угона: блокировка двигателя с предварительным включением аварийных световых сигналов, включение звуковой сигнализации, активация исполнительных датчиков;

- принимает из ДП команды управления МТТС, предназначенные для блокировки двигателя транспортного средства, включения звуковой сигнализации, активации исполнительных датчиков (дублирование для повышения надежности внутренних команд управления МТТС).

Диспетчерский пункт системы в режиме «Поиск» передает информацию о местоположении транспортного средства, полученную от МТ, службе безопасности, осуществляющей взаимодействие в ходе операции поиска со специально предназначенными и подготовленными для решения этих задач подразделениями (группами немедленного реагирования) частных охранных предприятий, ГИБДД, МВД, СОБР таможни.

Выводы:

В статье приведен один из вариантов организации таможенного контроля таможенного транзита товаров, перемещаемых автомобильных транспортом, на основе системы глобального позиционирования.

Предлагаемая система позволит перейти к новому принципу таможенного контроля и заметно улучшить процедуру таможенного транзита, в том числе сможет заменить таможенное сопровождение.

Система способна определять координаты объектов (машин и контейнеров) при передвижении по заданному маршруту в любой точке пространства, в любой момент времени, а также отображать контролируемые объекты на электронной карте местности с заданным коридором (маршрутом передвижения), при отклонении от которого или незапланированной остановке в пути следования более чем на 10 минут, подается тревожный сигнал на сервер, переданный в пользование таможне. Такая система позволит не только эффективно наблюдать за передвижением контролируемых транспортных средств, но и оперативно реагировать на любое отклонение от заданных параметров, в том числе высылая к месту предполагаемого нарушения таможенных

правил СОБР таможни. Информация о перевозках товара, включая маршрут следования и любые остановки в пути, архивируется на сервере со сроком хранения не менее трех месяцев и может быть в любой момент перепроверена сотрудниками таможни.

Работа с использованием такой системы максимально автоматизирует и упрощает процесс контроля перемещаемых грузов со стороны таможни, позволяя ввести элементы электронного документооборота с фиксацией фотофактов самой перевозки как информации, содержащей наиболее полные данные о рисках перевозки подконтрольного товара.

Использование данных системы позиционирования не противоречит положениям действующего Таможенного кодекса Таможенного союза и может быть отнесено к такой форме таможенного контроля, как наблюдение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.